СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Читательская грамотность10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности Читательская грамотность10 класс»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования администрации Белокалитвинского района

МБОУ СОШ №10





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Аксенова Е.А.

Протокол №1 от «27» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Манченко С.А.

Протокол ШМС №1 от «28» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Петрова О.С.

Приказ №113 от «30» августа 2024 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Читательская грамотность:

от информационной обработки текста к учебному исследованию»

на 2024-2025 учебный год

10 класс




Составитель: Аксенова Елена Андреевна

учитель русского языка и литературы








п. Горняцкий Белокалитвинский район

2024-2025



Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 10 классов составлена с опорой на:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

  • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

  • Соответствует требованиям ФГОС СОО от 17.05.2021 г.


Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,

физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,

образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении

склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».


У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

  • извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

  • основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

  • интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).


Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.


Задачи:

-способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

-инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

-содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

-поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

-осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

-создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.


Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «… формирование читательской компетенции школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Раздел 3. Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательская грамотность: от информационной переработки текста к научному исследованию» в 10 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Раздел 4. Содержание курса

10 класс

Введение. Читательская грамотность. Новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю. Основные читательские действия и умения. Составляющие читательской деятельности

Информационная культура

Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности.

Интерпретация текстов. Деловая игра «Умеете ли вычитать?» Понимание и интерпретация как элемент восприятия текста.

Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.

Особенности устно-письменных преобразований текстов

Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста.

Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса.

Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса.

Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки.

Требования, предъявляемые к составлению этих текстов.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой

работы.

Особенности обработки и переработки деловых документов

Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки.

Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.

Особенности обработки и переработки медийных текстов

Виды медийных текстов и особенности ихпереработки. Пресс-релиз и его

преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте СМИ: пример, цитата, аллюзия. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.

Особенности обработки и переработки художественных текстов

Художественный текст как выражение творческого сознания автора. Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.

Обобщение. Учебное исследование

Подведение итогов и представление учебно-творческой работы.

Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

 Редактирование.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст. 

Медиакультура и медиаграмотность. Роль медиаобразования в формировании медиакультуры личности. Формирование медиакультуры.

Мини-исследование. Медиакультура и текст.

Визуальная грамотность. Кинограмотность.

Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.

Электронные тексты.

Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.

Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейс-стади. Подведение итогов работы.



Раздел 5. Планируемые результаты освоения курса

В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить

/ углубить / систематизировать знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и выбора путей её достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, освоения приёмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной учебно-исследовательской деятельности

Коммуникативные УУД :

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;


  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;

реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»

работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);

создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);

коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;

обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.

Регулятивные УУД :

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;


саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.




Раздел 6. Тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематический план





Номер раздела

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Информационная культура

3

3.

Особенности устно-письменных преобразований текстов

13

4.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

7

5.

Медиакультура

5

6.

Электронные тексты

5


Итого

34 час








Раздел 7. Календарно-тематическое планирование 10 класс


№ п/п

Дата

Тема

Введение (1ч.)

1

06.09

Читательская грамотность в современном мире.

Информационная культура (3 ч.)


2

13.09

Понятие информационной культуры


3

20.09

Деловая игра «Умеете ли вы читать?»

4

27.09

Создание текстов с учетом требований информационной грамотности.

Особенности устно-письменных преобразований текстов (13 ч.)


5

04.10

Специфика устной и письменной реализации речи

6

11.10

Переработка письменных текстов для их устной реализации

7

18.10

Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса

8

25.10

Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов

9

08.11

Тезисы

10

15.11

Мини-исследование

11

22.11

Реферат

12

29.11

Особенности обработки и переработки деловых документов Виды официально-деловых текстов

13

06.12

Особенности обработки официально-деловых текстов

14

13.12

Особенности обработки медийных текстов

Тексты СМИ

15

20.12

Особенности обработки и переработки художественных текстов

Художественный текст как выражение творческого сознания автора

16

27.12

Особенности редактирования художественных текстов

17

10.01

Обобщение. Учебное исследование

Сочинение ЕГЭ по русскому языку (7 ч.)


18

17.01

. Структура сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания.


19

24.01

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.

20

31.01

Примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме

21

07.02

Позиция автора. Аргументация собственного мнения.

22

14.02

Написание сочинения-рассуждения

23-24

21.02

28.02

Практикум. Анализ и корректировка написанного сочинения.

Медиакультура (5 ч.)


25

07.03

Медиакультура и медиаграмотность.

26

14.03

Мини-исследование. Медиакультура и текст.

27

21.03

Визуальная грамотность.

28

04.04

Кинограмотность.

29

11.04

Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.


Электронные тексты (5 ч.)


30

18.04

Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.

31

25.04

Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы.



Законы построения электронного текста.

32

16.05

Практикум:

Электронный текст в режиме on-laine, его структура.




Участие в on-lain конференциях.



Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы.


33

23.05

Подведение итогов работы







Раздел 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018

  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений

/ С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019

  1. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на

Грамотность// Русский язык издательский дом «1 сентября».

6. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.

7. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.

8. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

9. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.

Информационно-коммуникативные средства

грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентябряǁ

Мультимедийные обучающие программы

Тренажѐрные компьютерные программы

Экранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрыватель

Компьютер с программным обеспечением Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор
















Пособия для учителя


  1. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018

  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений

/ С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019

  1. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на

грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентябряǁ

  1. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.

  2. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.

  3. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

  4. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт- Петербург. Сборник тезисов и докладов.

Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы

Тренажѐрные компьютерные программы

Экранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрыватель

Компьютер с программным обеспечением Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор

5.