Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я среди людей» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для 4 класса.
Направление внеурочной деятельности: социальное.
Цель курса: создание образовательного пространства для формирования личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи курса:
1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
2. Знакомить обучающихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании человека обществом.
5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Наше общество переживает период переоценки ценностей:
напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками образовательного учреждения.
Формы проведения занятий: беседа; игры: ролевые, ситуационные; занятия с использованием художественных средств выразительности; упражнения; тренинги; экскурсии; тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Планируемые результаты реализации курса
Предметные результаты:
-У обучающихся формируется представление навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела, предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у обучающихся навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.
- У обучающихся формируется представление о внимании (как одна из важнейших психологических функций человека, позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность.
-Учатся оценивать свои черты характера, формируется представления о хороших и плохих поступках, умение прогнозировать последствия поступков.
Программа дает возможность обучающимся задумать о своих желаниях, способностях и возможностях, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
В результате прохождения курса к концу 4-го класса у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,
- извлекать необходимую информацию из текста,
- определять и формулировать цель в совместной работе,
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные универсальные учебные действия:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях,
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
- учиться контролировать свою речь и поступки,
- учиться толерантному отношению к другому мнению,
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
- формулировать своё собственное мнение и позицию.
- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1: «Кто Я?» (9 часов)
Понятия «школьник», «учеба - труд школьника». Соблюдение обязательных для всех школьников правил поведения на уроке и перемене. Переживание ситуации успеха для каждого ученика.
Понятие «одноклассник». Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, осознание себя частью единого целого. Уважительное отношение к себе. Недопустимость прозвищ, насмешек, проявления гнева, злости, агрессивности.
Понятия «семья», «родственники». Переживание ребенком чувства принадлежности к семейной общности. Мир семьи – занятия, увлечения, традиции, совместный труд.
Понятия «страна», «Родина», образы-ассоциации: «Что вы представляете, когда слышите эти слова?». Переживание чувства сопричастности к красоте природы, к судьбе страны, в которой живут дети. Интерес и терпимое отношение к людям разных национальностей.
Представления детей о Космосе, Вселенной, планете Земля, ее жителях - землянах. Осознание ребенком себя частью большого мира.
Раздел 2: «Какой Я?» (16 часов)
Понятия «добрый», «доброжелательный человек», «доброе дело». Примеры доброжелательного отношения к людям из жизни детей.
Что такое вежливость? Примеры «вежливых», «волшебных» слов. Словарь общеупотребительных вежливых слов. Формы приветствия людей. Почему мне нравятся вежливые люди? Правила вежливости.
Понятия «трудолюбивый», «ленивый». Кого мы называем трудолюбивым? Мои обязанности в школе и дома, как я их выполняю? Уважительное отношение ко всему, что создано трудом людей, к людям труда. Бережное отношение к вещам, предметам быта.
Понятия «хвастовство», «зазнайство». Зазнайство как причина потери друзей, одиночества. Соблюдение правил поведения во время игры. Мини-театр.
Понятия «жадность», «жадина». Почему нельзя жадничать? Жадность как причина ссоры с друзьями.
Понятия «упрямство» и «настойчивость». Упорство и трудолюбие. Настойчивость как необходимое качество для достижения каких-то результатов. Упрямство может быть причиной недосягаемости мечты.
Что такое честность и правдивость? Честный поступок. Правила честной игры.
Понятия «стыд», «стыдно». Чувство стыда. Добрые отношения с окружающими. Важность умения говорить слово «простите».
Сочувствие и гуманное отношение к людям, к животным, нуждающимся в помощи. Общечеловеческие ценности: доброта и помощь.
Стремление к достижению успеха. Вера в свои способности. Уверенность в своих силах. Способность оценить собственные умения. Что я умею делать хорошо? Как я это делаю? Самоуважение как признание собственных достоинств.
Раздел 3: «Я живу среди людей» (9 часов)
Человек среди людей, люди вокруг человека. Врожденная потребность человека быть принятым кем-то, вместе с другими учиться, трудиться, играть. Выполнение общих правил жизни, поведения. Правила работы в паре, группе. Игры с правилами: обязательность выполнения правил, честность, умение радоваться успехам других. Качества человека, которые делают приятным общение с тобой: доброжелательность, отзывчивость, скромность, веселый нрав.
Слово и настроение человека. Сила доброго и злого слова. Значение добрых, задушевных слов в жизни человека. Слова лжи, клеветы, брани - слова, которые унижают, оскорбляют достоинство человека. Предвидение последствий своих слов, высказываний. Отрицательное отношение к грубостям. Желание участвовать в разговоре со сверстниками, взрослыми. Правила общения с учителем, с одноклассниками. Правила обращения к взрослым людям знакомым и незнакомым (вежливые слова и речевые обороты, благодарность, просьба и др.).
Основные чувства, эмоциональные состояния, присущие человеку; обозначение их словами (радость - веселье, грусть – печаль, злость – гнев). Слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Способы выражения чувств, настроения. Различение эмоционального состояния другого человека (обижен, опечален, недоволен) и соотнесение его с конкретной ситуацией.
Представления детей о нравственной категории «доброта». Что такое «доброта», «добрая душа», «доброе слово», «доброе дело», «добрые поступки»? Примеры добрых поступков в жизни детей. Необходимость делать добро другим.
Понятия «дар», «дарить», «подарок». Внимательное отношение к родным и близким людям. Любовь и забота о членах семьи. Как создать хорошее настроение своим родным. Самые дорогие подарки для родных.
Представления детей о дружбе. Какой класс можно назвать дружным? Как подружиться с одноклассниками. О дружбе мальчиков и девочек. От чего зависят дружеские отношения в классе? Правила дружной работы.
Представление детей о верном друге. За какие качества друга мы дорожим дружбой с ним? Радость дружбы. Как сохранить дружбу? Умение прощать ошибки, промахи в поведении друга. Значение пословицы «Дружбу помни, а зло забывай».
Мечта как символ счастья. О чем мы мечтаем. Условия осуществления мечты. Какие качества человека могут помешать осуществлению мечты.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану факт. | Примечание |
Раздел «Кто Я?» |
1 | Я – человек. | 1 | 04.09 | | |
2 | Я – школьник. | 1 | 11.09 | | |
3 | Учеба - труд школьника | 1 | 18.09 | | |
4 | Я одноклассник. | 1 | 25.09 | | |
5 | Я одноклассник – друг и товарищ. | 1 | 02.10 | | |
6 | Я – член своей семьи. | 1 | 09.10 | | |
7 | Мир семьи. | 1 | 16.10 | | |
8 | Я – часть своей страны. | 1 | 23.10 | | |
9 | Я – житель планеты Земля. | 1 | 06.11 | | |
Раздел «Какой Я?» |
10 | Могу ли я назвать себя добрым? | 1 | 13.11 | | |
11 | Я – добрый. | 1 | 20.11 | | |
12 | Как мне стать вежливым? | 1 | 27.11 | | |
13 | Я – вежливый. | 1 | 04.12 | | |
14 | Умею ли я трудиться? | 1 | 11.12 | | |
15 | Я умею трудиться! | 1 | 18.12 | | |
16 | Как мне не стать зазнайкой? | 1 | 25.12 | | |
17 | Как мне стать щедрым? | 1 | 15.01 | | |
18 | Я упрямый или настойчивый? | 1 | 22.01 | | |
19 | Всегда ли я поступаю честно? | 1 | 29.01 | | |
20 | Я – честный! | 1 | 05.02 | | |
21 | Бывает ли мне стыдно? | 1 | 12.02 | | |
22 | Важное слово «простите». | 1 | 19.02 | | |
23 | Умею ли я сочувствовать другому? | 1 | 26.02 | | |
24 | Доброта и помощь. | 1 | 05.03 | | |
25 | За что я себя уважаю? | 1 | 12.03 | | |
Раздел «Я живу среди людей» |
26 | Вместе – лучше! | 1 | 19.03 | | |
27 | Дар слова. | 1 | 02.04 | | |
28 | Поделись улыбкою своей. | 1 | 09.04 | | |
29 | Не стесняйся доброты своей. | 1 | 16.04 | | |
30 | Дари родным любовь и заботу. | 1 | 23.04 | | |
31 | Мой класс – мои друзья. | 1 | 30.04 | | |
32 | Дружба верностью сильна. | 1 | 07.05 | | |
33 | Дети и взрослые – волшебники! | 1 | 14.05 | | |
34 | Итоговое занятие. Мы мечтаем о будущем! | 1 | 29.05 | | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
Согласована с заместителем директора по УВР « 30» августа 2018г. _______М.А.Бижева | Принята на заседании МС Протокол №1от « 30» августа 2018г. | Утверждена Приказ директора № 129 от «30» августа 2018г. ____________ Махошева Т. К. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 4 классе
«Я среди людей»
Направление внеурочной деятельности: социальное
ФИО учителя: Хажнагоева Фатима Арабиевна, учитель высшей категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-34 ч, в неделю-1ч.
г.п.Залукокоаже
2018г.