Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Волшебная кисть» для 3 класса – 34 ч., составлена по курсу « Изобразительное искусство» в линии учебно-методического комплекса « Перспектива» авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Она разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
.
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младшие школьники приобщаются к миру прекрасного, активно развивают творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
формировать специальные графические умения и навыки, чувства цвета.
создавать условия для творческой активности, художественного вкуса;
способствовать развитию мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- динамичности (от самого простого до сложного);
- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- сотрудничества (совместная работа родителями);
Планируемые результаты.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Данная программа позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству, участвовать в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, …
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | дата | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения. |
1 | Сент. 4 | «Чему я научусь» ПТБ Свободное рисование. | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности |
2 | 11 | « Сказочная птица» | Индивидуальное рисование по представлению. |
3 | 18 | «Воздушный шар». Коллективная работа . | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель |
4 | 25 | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | Рисование ладошками. Акварель |
5 | Окт. 2 | «Петушок – золотой гребешок» | Рисование ладошками. Акварель. |
6 | 9 | «Праздничный букет»- коллективная работа | Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. |
7 | 16 | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. |
8 | 23 | «Осенний день» | Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. |
9 | 30 | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. |
10 | Нояб. 14 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. |
11 | 21 | «От точки к точке». Рисование по точкам | Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель. |
12 | 28 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по сырому» |
13 | Дек. 5 | Морозные узоры. | Знакомство с техникой«рисование воском» |
14 15 | 12 19 | «Новогодний сувенир» | Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация. |
16 | 26 | «Новогодняя елка». Смешанные техники | Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. |
17 | Янв. 16 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | Использование знакомых способов и техник рисования |
18 19 | 23 30 | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | Техника рисования на стекле. Акриловые и контурные краски |
20 | Фев. 6 | Зимний пейзаж | Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь |
21 | 20 | Рисование птиц « Снегири на ветке» | Конструктивное рисование птиц. Акварель |
22 | 27 | Февральская лазурь | Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов» |
23 | Март 6 | Творческая работа . « Подарок своими руками» | Аппликация с элементами рисования. |
24 | 13 | Весенний букет | Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер. |
25 | 20 | «Котёнок и щенок». | Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки. |
26 | Апр. 3 | Дек. рис. «Пасхальный сувенир» | Бумагопластика. Прорезная аппликация. |
27 | 10 | « Космический коллаж» Коллективная работа. | Панно из различных материалов. |
28 | 17 | Портрет друга | Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. |
29 | 24 | Рисование бабочек. | Украшение класса к празднику. |
30 | Май 8 | « Моя картина» | Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. |
31 | 15 | «Моя семья» | Жанр портрета. Акварель. Гуашь |
32 | | Сувенир «Последний звонок» | Тестопластика. Гуашь |
33 | | «Я - художник» | Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» |