СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа лепка из пластилина. ОВЗ 1-4

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты пластилина" (34 часа) предназначена для обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа лепка из пластилина. ОВЗ 1-4»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Бердска



Утверждаю: _______________

(В.В.Забелич)

Директор МБОУ СОШ №9

«_____» __________ 2019г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для обучающихся с ОВЗ

«Секреты пластилина»







Лукинова Д.Д.

педагог-психолог
























Бердск 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Секреты пластилина» составлена в соответствии с нормативными документами, с учетом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, плана внеурочной деятельности, учебных и коррекционных курсов МБОУ СОШ №9 и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программ внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15).


Необходимость развития интересов учащихся в области ручного труда связана с раскрытием у детей творческих способностей: воображения, фантазии, интуиции. В ходе деятельности ребёнок приобретает сенсорный опыт, заключающийся в чувстве формы, веса, пластики. Он учится планировать свои действия и доводить их до конца. Из всех видов детского художественного творчества лепка является наиболее осязаемым искусством. Основным инструментом являются руки – поэтому это самая доступная техника для самостоятельного изучения.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Отличительной особенностью программы «Секреты пластилина» для детей с ОВЗ является необходимость индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и разным уровнем знаний, сочетание традиционных приемов лепки из пластилина и с техниками, направленными на развитие сенсорных способностей и активизацию творческой деятельности учащихся.

Сущность обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Творческая реабилитация - это форма общения и развития ребенка одновременно, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Цель программы: Всестороннее творческое, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

Задачи курса:

  • Знакомить детей с основными видами лепки;

  • Формировать умения следовать устным инструкциям;

  • Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  • Формировать эстетический и художественный вкус.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

При решении задач акцент делается на комплексное развитие: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Программа внеурочной деятельности «Секреты пластилина» предназначена для обучающихся 1-4 класса с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в смешанных возрастных группах. Длительность занятий: 40 минут 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы и методы обучения

На занятиях используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Методы, в которых лежит уровень деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические и контрольные.

Формы занятий: беседа, занятие – игра, обсуждение, конкурс, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности: слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер. В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения и виды лепки;

  • виды, правила и приемы техник лепки из различных материалов;

  • основные правила композиции;

  • принципы изображения простых форм;

  • терминологию и понятия, используемые в работе;

  • последовательность изготовления разных видов изделий;

  • правила работы с материалами и инструментами, технику безопасности при работе.

Учащиеся должны уметь:

  • поэтапно выполнять изделия из пластилина;

  • рисовать несложные эскизы для рисования пластилином;

  • пользоваться инструкционными картами, схемами;

  • планировать и отслеживать качество своей работы.

Учащиеся должны владеть:

  • навыками последовательной лепки, изготовления изделий по образцу и собственному замыслу;

  • навыками изготовления работ по собственному замыслу.

Кроме того, у учащихся будет развиваться внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия. Дети получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития.

Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании самостоятельной творческой работы детей, их участия в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

Знакомство с группой, педагогом. Основные предметы и инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности, правила работы с пластилином.

1

2

Знакомство с материалом, основными элементами

Выполнение элементов: «шар», «конус», «жгут», «валик». Основные приемы и способы лепки.

1

3-8

Пластилиновая живопись

Знакомство с жанрами живописи. Выполнение плоских миниатюр по выбору обучающихся. Выставка «Пластилиновая живопись»

6

9-14

Барельефные композиции

Знакомство с искусством барельефа. Выполнение барельефных миниатюр.

Выставка «Пластилиновый барельеф»

6

15-24

Пластилиновый конструктор

Основы конструирования. Выполнение отдельных работ и композиций в технике конструирования.

Выставка «Пластилиновый мир»

10

25-32

Скульптуры из пластилина

Знакомство со скульптурой как видом искусства. Выполнение работ в скульптурной технике.

Выставка «Юные скульпторы»

8

33-34

Итоговые занятия

Выполнение самостоятельных творческих работ в изученных техниках.

Выставка «Секреты пластилина»

2


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Волшебный пластилин: учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.-96 с.: ил. – (Академия дошколят).

  2. Орен Рони. Секреты пластилина: Учебное пособие – М.: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012.-96 с.: ил. (Академия дошколят).

  3. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

  5. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

  6. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  8. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

  9. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).











































ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила поведения на занятии

1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.

2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.

3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.

5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.

6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.

7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.

8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.

9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.

10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.

11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.


Правила подготовки рабочего места перед началом урока

1. Достань принадлежности лепки.

2. Надень рабочую одежду.

3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.

4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.


Правила уборки своего рабочего места

(за 2–3 минуты до конца занятия)

1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.

3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.

5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери.