Областное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Областной центр развития творчества детей и юношества»
Принята на заседании педагогического совета от «__»_____________________2024 г. Протокол №______________________ | | Утверждаю Директор ОБУДО «ОЦРТДиЮ» О.В. Воробьева Приказ от «__»______________2024 г. №______________________________ М.П. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Мир химии»
(ознакомительный уровень)
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 3 месяца (72 часа)
Автор-составитель: Горелова Мария Игоревна, педагог дополнительного образования |
г. Курск, 2024 г.
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база программы
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки Росси совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28»;
Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. № 2»;
Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
Приказ от Министерства образования и науки Курской области №1-54 от 17.01.2023 г. «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;
Устав ОБУДО «ОЦРТДиЮ», или иные локальные нормативные акты Центра, регламентирующие организацию образовательной деятельности;
Положение о дополнительных общеразвивающих программах областного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества».
Направленность программы. Естественнонаучная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир химии» (далее – Программа) направленна на формирование у обучающихся интереса к изучению естественноначных дисциплин, развитие практических умений и применение полученных знаний на практике.
Современный образовательный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по данной программе позволит раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, развитие и поддержание его таланта.
Отличительные особенности программы. В ходе освоения данной программы обучающиеся знакомятся с проектной деятельностью через такие разделы как световая микроскопия, основы аналитической химии. Использование высокотехнологичного оборудования естественнонаучной направленности в детском технопарке «Кванториум» г. Курска.
Данной программой предусмотрена работа в командах, что позволяет обучающимся получить навык по формированию эффективных команд и командному взаимодействию для решения поставленных задач.
Уровень программы. Ознакомительный.
Адресат программы. Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся младшего и среднего школьного возраста (9-12 лет), получающие начальное и среднее образование. Программа служит для ознакомления с экспериментальной деятельностью посредством изучения основ неорганической и аналитический химии. Количество обучающихся в одной группе – 14 человек.
У ребенка 9 лет активно формируется личное сознание. Он стремится понять свое место в отношениях со взрослыми. Через учебную деятельность обучающийся осознает свои способности. Они развиваются через устойчивый интерес к какому-либо делу и стойкую мотивацию к нему. Ребенку нравится быть компетентным. Учеба расширяет его кругозор и улучшает мышление. Обучающемуся интересны общественные мотивы. Ему хочется быть культурным и развитым, хорошо учиться, а потом, во взрослой жизни — и хорошо работать. У него появляются новые взаимоотношения с окружающими, права и обязанности. Формируются его моральные качества личности, самосознание и мировоззрение. Ребенок изобретает, придумывает свою концепцию окружающего мира. Ему нужно все упорядочить, понять закономерности и т.д. Обучающийся разбирается в этических нормах (например, что такое «хорошо» и «плохо»).
Подростковый возраст требует особого внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть. Это сенситивный период для развития творческого мышления.
Объем и срок освоения программы. Общее количество часов – 20. Программа реализуется 1 неделю в течение 5 рабочих дней учебного года.
Режим занятий. 2 занятия в день по 2 академических часа Структура двухчасового занятия: 45 минут – рабочая часть, 10 минут – перерыв (отдых) и 45 минут – рабочая часть.
Форма обучения. Очная.
Язык обучения. Русский язык.
Формы проведения занятий. Групповая.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная форма реализации программы, так как занятия проходят в рамках одного учреждения.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися практической составляющей исследовательской деятельности через биологические дисциплины.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать знания в области техники безопасности в лаборатории естественнонаучного профиля;
способствовать формированию навыков по организации и проведении химического эксперимента;
способствовать формированию системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о химии как науке;
способствовать получению опыта использования методов аналитической химии для проведения экспериментов;
способствовать развитию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
способствовать развитию у обучающихся навыков применения полученных знаний в последующей образовательной, научной и практической деятельности;
способствовать развитию навыка работы в команде;
развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;
развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и одногруппниками.
Воспитательные:
способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы;
воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;
воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда и чистоты.
3. Планируемые результаты
После освоения данной программы обучающиеся будут:
знать технику безопасности в лаборатории;
уметь планировать этапы химического эксперимента;
владеть терминологией в области естественнонаучных дисциплин;
уметь работать с разными источниками биологической информации;
уметь работать с химическим оборудованием и реактивами;
уметь проводить опыты в области аналитической химии;
владеть умениями обобщать и систематизировать полученные знания в уточнении формулировок основных терминов;
уметь работать в команде;
владеть навыками оценки результата деятельности и замысла, выбора способа действий в рамках предложенных условий и требований, в соответствии с изменяющейся ситуацией;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
4. Содержание программы
4.1 Учебный план
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Формы аттестации / контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Вводный | 2 | 1 | 1 | Анкетирование/Входной Практическое задание/Текущий |
2. | Раздел 2. Чудеса на кухне | 6 | 3 | 3 | Практическая работа/Текущий |
3. | Раздел 3. «Зеленая» химия | 4 | 1 | 3 | Практическая работа/Текущий |
4. | Раздел 4. Химия в аптечке | 6 | 2 | 4 | Практическая работа/Текущий |
7. | Раздел 5. Подведение итогов | 2 | - | 4 | Выставка, конференция/ Промежуточная аттестация |
Итого | 20 | 7 | 13 | |
4.2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводный (2 часа)
Теория (1 час): знакомство с Кванториумом. Химия – наука о веществах. Оборудование лаборатории.
Практика (1 час): практическая работа «Обращение с химической посудой».
Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.
Форма контроля: входной, текущий.
Раздел 2. Чудеса на кухне (6 часов)
Теория (3 часа): Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Кислоты на кухне.
Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Практика (3 часа): практическая работа: «Очистка загрязнённой поваренной соли». Практическая работа «Опыты с солью». Практическая работа «Выращивание кристаллов». Практическая работа «Природные индикаторы».
Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.
Форма контроля: текущий.
Раздел 3. «Зеленая» химия (4 часа)
Теория (1 час): почему листья меняют окраску осенью. Как питаются растения.
Практика (3 часа): практическая работа «Определение крахмала в листьях». Практическая работа «Окрашивание ткани разными растениями».
Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.
Форма контроля: текущий.
Раздел 4. Химия в аптечке (6 часов)
Теория (2 часа): Аптечный йод и его свойства. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки.
Практика (4 часа): практическая работа «Возгонка йода». Практическая работа «Как отмыть зеленку с рук». Практическая работа «опыты с марганцовкой».
Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.
Форма контроля: текущий.
Раздел 5. Подведение итогов модуля (2 часа)
Практика (2 часа): Конференция по итогам пройденного модуля.
Формы проведения занятий: выставка, конференция.
Форма контроля: промежуточная аттестация.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5. Календарный учебный график
Таблица 2
№ п/п | Группа | Год обучения, номер группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1. | №1 | 1 | | | 1 | 5 | 20 | 2 раза в день по 2 академических часа | | |
6. Оценочные материалы
Оценочные материалы прилагаются в виде анкетирования, практического задания и работы, выставки, а также конференции. В таблице 3 отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов программы.
Ссылки на используемые оценочные материалы
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела, темы | Форма контроля | Форма аттестации | Ссылка на оценочный материал |
1. | Раздел 1. Вводный | Входной/ Текущий | Анкетирование/ Практическое задание | Приложение 2,3 |
2. | Раздел 2. Чудеса на кухне | Текущий | Практическая работа | Приложение 3 |
3. | Раздел 3. «Зеленая» химия | Текущий | Практическая работа |
4. | Раздел 4. Химия в аптечке | Текущий | Практическая работа |
7. | Раздел 5. Подведение итогов | Промежуточная аттестация | Конференция | Приложение 4 |
По итогам промежуточной аттестации, обучающиеся при желании могут продолжить обучение в детском технопарке «Кванториум» г. Курска.
7. Формы аттестации
Программа «Мир химии» предусматривает следующие формы контроля:
входной, проводится на первом занятии образовательного модуля для установления степени готовности обучающегося;
текущий, проводится в течении всего модуля для проверки усвоения материала и оценки результатов по данной теме или раздела;
промежуточная аттестация, проводится после завершения всей дополнительной общеразвивающей программы.
Формы контроля и оценочные средства образовательных результатов:
‒ входной контроль: анкетирование.
‒ текущий контроль: практическое задание, практическая работа.
‒ промежуточная аттестация: конференция.
Результаты аттестации показывают уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы:
минимальный уровень;
базовый уровень;
высокий уровень.
Характеристика уровней:
Минимальный уровень – обучающийся не освоил дополнительную общеразвивающую программу, нерегулярно посещал занятия.
Базовый уровень – обучающийся стабильно занимался, регулярно посещал занятия, освоил дополнительную общеразвивающую программу.
Высокий уровень – обучающийся проявил устойчивый интерес к занятиям, показал положительную динамику развития способностей, проявил инициативу и творчество.
Результаты проведения промежуточной аттестации оформляются протоколом (Приложение 5).
8. Методические материалы
Современные педагогические технологии: scrum-технология; здоровьесберегающие технологии; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология критического мышления; технология проблемного обучения; технология интегрированного обучения и дистанционные технологии.
Методы обучения. В процессе реализации программы применяется ряд методов и приёмов:
наглядно-образный метод (наглядные пособия, обучающие и сюжетные иллюстрации, видеоматериалы, показ педагога);
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);
практический метод (выполнение упражнений, развивающих заданий);
репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе изученного);
метод формирования интереса к учению (создание ситуаций успеха, занимательные материалы);
метод контроля и самоконтроля.
методы убеждение, поощрение, поручение, стимулирование, мотивация.
На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов и приемов обучения по выбору педагога.
Особенности и формы организации образовательного процесса: групповая с использованием дистанционных технологий и электронного обучения через платформу «Сферум» при необходимости.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный этап;
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся;
Актуализация знаний и умений;
Первичное усвоения новых знаний;
Перерыв (отдых)
Первичная проверка понимания;
Первичное закрепление;
Рефлексия.
Дидактические материалы
Таблица 4
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал |
1. | Раздел 1. Вводный | Интерактивная панель, мультимедийная презентация с представлением информации о Биоквантуме, бланк разработанного теста, инструкционная карта по практической работе на тему «Знакомство с оборудованием лаборатории» |
2. | Раздел 2. Чудеса на кухне | Интерактивная панель, мультимедийная презентация, образцы исследования, методические рекомендации по проведению практических работ, видеофрагменты. |
3. | Раздел 3. «Зеленая» химия | Интерактивная панель, образцы исследования, методические рекомендации по проведению практических работ, видеофрагменты. |
4. | Раздел 4. Химия в аптечке | Интерактивная панель, ПК, образцы исследования, методические рекомендации по проведению практических работ, видеофрагменты. |
7. | Раздел 7. Подведение итогов модуля | Интерактивная панель, ПК, методическая разработка интеллектуальной игры. |
9. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: Кабинет. Для занятий используется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам. Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением. Кабинет эстетически оформлен, правильно организованы учебные места для детей. Кабинет №26 (152 м2). Данный учебный кабинет разделен на две зоны: зона учебная и зона лаборатории. Оборудование и материалы: лабораторная посуда, средства индивидуальной защиты (халат и перчатки, очки), химические реактивы, аквадистиллятор, холодильник, СВ-печь, мебель (столы и стулья), ламинарный бокс, термостат, сушильный шкаф, вытяжной шкаф, хроматограф, световые электронные микроскопы, электрические плиты, оборудования для постановки ИФА и ПЦР, аналитические и лабораторные весы, эпилюминесцентный микроскоп, осветитель для микроскопа, спектрофотометр, образовательные наборы и т.д.
Информационное обеспечение. Используется ПО Microsoft Office, ПО Lomo (для съемки с микроскопа), установленное ПО в планшете экологической станции «Эйнштейн», видеофрагменты по разделам программы, электронные ресурсы используются в течении каждого занятия.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования с высшим (средне-профессиональным) педагогическим и/или естественнонаучным образованием или педагог дополнительного образования с высшим (средне-профессиональным) педагогическим образованием, прошедший переподготовку по соответствующему профилю.
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо сотрудничество со следующими специалистами: методист, педагог-психолог при необходимости, педагог-организатор.
10. Рабочая программа воспитания
Цель – развитие общекультурных компетенций у обучающихся детского технопарка «Кванториум» г. Курска, способствующих личностному развитию обучающихся и патриотическому воспитанию.
Задачи воспитания:
реализовывать воспитательные возможности основных направлений деятельности детского технопарка «Кванториум» г. Курска;
вовлекать обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на формирование и развитие культурно-исторических, духовно-нравственных, художественно-практических компетенций, патриотизма;
создавать условия для развития художественно-эстетического воспитания и повышения уровня креативности у обучающихся детского технопарка «Кванториум» г. Курска.
организовывать работу с семьями обучающихся, направленную на совместное решение задач всестороннего личностного развития Ребенка.
Результат воспитания:
повышение уровня воспитанности обучающихся;
увеличение уровня познавательной активности;
развитие общекультурных компетенций;
реализация творческого потенциала обучающихся;
сформированность уровня социального партнерства с семьей;
принятие социальной позиции гражданина на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, наука, культура, социальная солидарность, патриотизм;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного центра и семьи.
Работа с коллективом обучающихся
формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
В рамках данной работы предусмотрены следующие мероприятия, которые отражены в календарном плане воспитательной работы на 2023-2024 учебный год.
Работа с родителями
Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года).
В рамках данной работы предусмотрены следующие мероприятия: акция «ЭкоСбор», акция «С днем рождения, Кванториум», родительские собрания.
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Срок и место проведения | Ответственные |
1. | «Наша страна – Россия» | Просмотр видеоролика, обсуждение | Сентябрь 2023 г. Детский технопарка «Кванториум» г. Курска | Васильева А.А. Кичигина П.И. |
2. | «ЭкоСбор» | Акция | Октябрь 2023 г. Детский технопарка «Кванториум» г. Курска | Васильева А.А. Кичигина П.И. |
11. Список литературы
для педагогов:
Комиссарова Л.Н. Неорганическая и аналитическая химия скандия. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 512 с.
Ольгин О. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. - М.:Дет. лит., 1987. - 128 с.
Рязанов И., Андреюк Д Методический инструментарий. Тулкит «Биоквантум». - М: Фонд новых форм развития образования, 2017. — 128 с.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002. — 432 с.
для обучающихся:
Курячая М. Химия в картинках. – М. Дет. Лит., 1992. - 80 с.
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
для родителей обучающихся:
Исаченко Кристина Юрьевна, Семичева София Николаевна Мотивация младших школьников // Вопросы науки и образования. 2019. №13 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.03.2023).
Кофанова Т.И. Связь внимания и памяти младших школьников // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-vnimaniya-i-pamyati-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.03.2023).
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
ДОП «Мир химии», группа №__
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма/ тип занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Вводный (2 часа) |
1. | Знакомство с Кванториумом. Химия – наука о веществах. Практическая работа «Обращение с химически посудой» | 2 | Обсуждение, практическое задание /Интегрированное | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Входной/ текущий |
Раздел 2. Чудеса на кухне (6 часов) |
2. | Поваренная соль, история, значение. Очистка загрязнённой соли. Опыты с солью. Выращивание кристаллов | 1 | Обсуждение, практическое задание /Интегрированное | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
3. | Очистка загрязнённой соли. Опыты с солью. Выращивание кристаллов. | 2 | Практическая работа /Практическое | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
4. | Кислоты на кухне. Пищевая сода. | 1 | Обсуждение, практическое задание /Интегрированное | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
5. | Практическая работа «Природные индикаторы» | 2 | Практическая работа /Практическое | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
Раздел 3. «Зеленая» химия (4 часа) |
6. | Почему листья меняют окраску осенью. Как питаются растения | 1 | Обсуждение, практическое задание /Интегрированное | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
7. | Практическая работа «Определение крахмала в листьях растения». | 1 | Практическая работа /Практическое | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
8. | Практическая работа «Окрашивание ткани разными растениями» | 2 | Практическая работа /Практическое | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
Раздел 4. Химия в аптечке (6 часов) |
9. | Аптечный йод и его свойства. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. | 2 | Обсуждение, практическое задание /Интегрированное | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
10. | Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. | 2 | Обсуждение, практическое задание /Интегрированное | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
11. | Практическая работа «Возгонка йода» | 2 | Практическая работа /Практическое | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | Текущий |
Раздел 5. Подведение итогов модуля (2 часа) |
12. | Конференция по итогам модуля | 2 | Конференция/ Практическое | Детский технопарк «Кванториум» г. Курска | |
Итого | 20 | | | |
Приложение 2
Анкетирование обучающихся
Инструкция: прочитайте внимательно вопрос и запишите ответ в поле для ответов. Старайтесь отвечать честно.
Интересно ли тебе наблюдать за природными явлениями?
Стремишься ли ты узнать что-то новое?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Нравятся ли тебе опыты, эксперименты?
Проводил ли ты когда-нибудь дома опыты/эксперименты?
Занимался ли ты когда-нибудь в детском технопарке «Кванториум»?
Кем в будущее ты хотел бы быть?
Нравится ли тебе в школе урок окружающего мира?
Приложение 3
Критерии оценивания выполнения практической работы
и практических заданий
Уровень выполнения | Показатели |
Высокий | правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. |
Базовый | опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. |
Минимальный | не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию педагога. |
Приложение 4
Областное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Областной центр развития творчества детей и юношества»
Протокол промежуточной аттестации
обучающихся объединения «Биоквантум»
по программе «Мир вокруг нас» группа №____ год обучения 1
Педагог дополнительного образования _________________
Дата проведения _________________
Форма проведения _____________________
Тема занятия ___________________________________________
№ п/п | Ф.И.О. | УУД (в баллах) | Уровень освоения программы | Примечание |
Л | Р | П | К |
1. | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
4. | | | | | | | |
5. | | | | | | | |
6. | | | | | | | |
7. | | | | | | | |
8. | | | | | | | |
9. | | | | | | | |
10. | | | | | | | |
11. | | | | | | | |
12. | | | | | | | |
13. | | | | | | | |
14. | | | | | | | |
Итого: количество учащихся по уровням (% от общего числа учащихся в объединении) |
Низкий | | | | | М | | |
Средний | | | | | Б | | |
Высокий | | | | | В | | |
Педагог /