СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музыкальное искусство" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыкальное

искусство» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального

общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой

Народной Республики от 25.07.2018 № 665). Содержание программы разработано в рамках музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыкальное искусство" 2 класс»

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор

МОУ«Школа № 3 МОУ«Школа № 3

города Докучаевска» города Докучаевска»

Протокол от _________№ ____ __________ Я.В. Хоменко















Рабочая образовательная программа

по предмету

«Музыкальное искусство»

Класс: 2-Б

Учитель: Лаврова Ольга Сергеевна





















2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыкальное

искусство» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального

общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой

Народной Республики от 25.07.2018 № 665). Содержание программы разработано в рамках музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования данной программы:

1) формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

2) развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки –

искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений

разных жанров, форм, стилей;

3) формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение

отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-

слушателя.

4) формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности,

обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций

отечественной музыкальной культуры.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Концепция предметной линии музыкальное искусство («К вершинам музыкального

искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников,

направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление

ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения

произведений мировой и отечественной классики.

Это выражено:

  • в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

  • в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

  • в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

  • в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт; в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих

методических принципов:

  • адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

  • освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

  • целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

  • взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки

оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.


Место учебного предмета «Музыкальное искусство» в Примерном учебном плане

начального общего образования

Урок музыкальное искусство поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями.

В рамках данной программы предлагаются следующие направления музыкальной деятельности учащихся:

«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

«Фольклорное творчество», раскрывающее обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях народа в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.

«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.

«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.

Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета «Музыкальное искусство»

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

В программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями Донецкого края.

Перечень произведений для восприятия и исполнения является ориентировочным. Его можно изменять, используя вариативный и этнорегиональний материал (в пределах 10%).

Основным видом домашних заданий по предмету должны быть задания на слушание и интерпретацию музыки в окружающей культурной среде. Задания носят творческий характер, записываются в журнал, но не являются обязательными на каждом уроке.

Количество часов. Программа «Музыкальное искусство» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыкальное искусство» изучается в 1-4-х классах в общем объеме не менее 131 часа (32 часа в I классе, по 33 часа – во II–IV классах).

Во время поурочного тематического распределения содержания предусмотрено резервное время, которое может использоваться для проведения обобщающих уроков, в частности, уроков-концертов, тематической аттестации и тому подобное.

С целью реализации задач учебной программы по музыкальному искусству и их дополнения по усилению практической направленности учебно-воспитательного процесса целесообразно организовывать посещение музыкальных театров, филармоний, концертных залов, литературных и художественных музеев; изучение и воспроизведение элементов народных обрядовых праздников с учетом региональных особенностей, условий и местных традиций. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности».

Данный учебный курс опирается на музыкально-педагогические идеи Д.Б. Кабалевского и нацелен на развитие музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. Новизна этого курса, его образовательный и воспитательный потенциал определяются концепцией, призванной приблизить уровень музыкального образования в школе к современному уровню развития музыкального искусства за счет адекватного освоения шедевров мировой и отечественной классики, включая наиболее развитые жанры и формы; за счет интенсификации развития музыкального мышления школьников и создания приоритета творческого начала во всех формах общения ребенка с музыкой.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.


НОРМАТИВНАЯ БАЗА


  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.

  2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, разработанной и утвержденной совместным приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015года и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015года.

  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №310 от 04.04.2016 года.

  4. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832.

  5. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №843 от 03.08.2016.

  6. Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.

  7. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».

  8. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «23» августа 2018 года №725 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».

  9. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12.10.2015 № 4574 «Рекомендации к ведению классного журнала 1-11-х классов общеобразовательных организаций».

  10. Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего и среднего образования (по 5-балльной шкале), утвержденные научно-методическим советом Донецкого ИППО «29» января 2015 года протокол №1

  11. Критерии оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 г. № 13

  12. Музыкальное искусство: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций. / Сост. Манейчик М.В., Синенко-Панченко И.В., Марунич М.Ю. — 2-е издание, доработанное. — ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.– 37 c.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свой край и его историю, освоение вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития

музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала.

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своего музыкального творчества с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха музыкально-практической деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в музыкально и художественных текстах; адекватно воспринимать музыкальные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

  • распознавать типы жанровых моделей при изучении музыкального явления, моделировать и преобразовывать их в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями у предмета «Музыкальное искусство».

Учащиеся получат возможность:

  • реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и

учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

  • ориентироваться в жанрах музыкально-поэтического творчества разных народов;

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

  • участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально- сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально- творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ (КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ):


Оценивание осуществляется по 3 основным аспектам:

Художественно-теоретическая деятельность.

Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных

особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.

Восприятие произведений музыкального искусства.

Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их

связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностно-эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно–культурные явления.

Художественно – практическая деятельность.

Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.

Объектами проверки и оценивания результатов музыкального образования являются основные компетентности:

  • предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);

  • межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);

  • ключевые (общекультурные, информационно - коммуникативные, социальные).


Уровни

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений учащихся




Высокий




5

Музыкально-теоретическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) имеет основательные знания тематического музыкального материала. Свободно оперирует специальной музыкальной терминологией. Использует приобретенные знания, умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластические движения, импровизация и др.) Аргументировано обосновывает свое мнение. Знает особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Различает основные жанры народной и профессиональной музыки. Классифицирует изученные объекты и явления музыкальной культуры. Выявляет устойчивую положительную мотивацию в познании жизненных и художественных явлений, имеет прочные знания программного материала.

Восприятие музыки.

Учащийся (Учащаяся) стремится к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию. Применяет ассоциативные связи между музыкальными произведениями, произведениями других видов искусств. Высказывает оценочные суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу. Обнаруживает нестандартность художественно-образного восприятия.

Художественно-практическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) владеет необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность полноценно исполнить музыкальные произведения. Самостоятельно использует приобретенные знания, умения и навыки в музыкальной деятельности на уроках и во внеурочное время (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.) Осуществляет элементарную композиторскую деятельность в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями (сочиняет простые мелодии, делает аранжировку и инструментовку фрагментов музыкальных произведений). Инициирует готовность к сотворчеству с учителем.




Достаточ-

ный




4

Музыкально-теоретическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) владеет тематическим музыкальным материалом в пределах программы. Анализируя музыкальные произведения, может допускать небольшую неточность в формулировках специальной музыкальной терминологии. Допущенные неточности исправляет самостоятельно. Различает особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Представляет место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Иногда непоследовательно излагает свои мысли. Не всегда умеет соединять музыкальные произведения и жизненные явления.

Восприятие музыки.

Учащийся (Учащаяся) воспринимает музыкальные произведения, довольно полно анализирует его художественно-образное содержание. Определяет зависимость художественной формы от цели творческого замысла. Проявляет устойчивый интерес к искусству, художественным традициям народов мира и достижениям музыкальной культуры, расширяет свой эстетический кругозор.

Художественно-практическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) владеет необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность исполнить музыкальные произведения (в основном чистое интонирование; мягкая атака звукоизвлечения; тембр голоса звонкий, полетный; дикция четкая; исполнение достаточно выразительное и эмоциональное). Испытывает некоторые трудности в интепретационно-исполнительской деятельности, но выражает стремление самостоятельно исправлять допускаемые им неточности. Нуждается в периодической коррекции учителя.



Средний



3

Музыкально-теоретическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) обладает определенным терминологическим запасом, но в изложениимыслей и впечатлений допускается неточности. Ответ в основном правильный, но не полный: содержит характеристику только эмоционального содержания музыкального произведения и недостаточно раскрывает то, какими средствами музыкальной выразительности оно передано Его ответ требует уточнений и дополнительных вопросов. Знания изучаемого материала неустойчивы.

Восприятие музыки.

Учащийся (Учащаяся) имеет слабо сформированное художественное мышление, не понимает художественно-образной сферы музыкальных произведений, не всегда умеет интерпретировать произведения, которые требуют абстрактного мышления. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

Художественно-практическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) владеет частично необходимыми навыками и умениями, которые дают возможность исполнить отдельные музыкальные произведения. Фрагментарно применяет их в практической деятельности (относительно чистое интонирование; придыхательная атака звука; тембр слабый, чистый, легкий; дикция не достаточно активная; исполнение не достаточно выразительное) Проявляет стремление к самостоятельности. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя





Началь-

ный





2

Музыкально-теоретическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) обнаруживает незнание и непонимание изучаемого материала. Излагает мысли на элементарном уровне. Незначительный объем понятийного аппарата не позволяет характеризовать художественные образы. Владеет незначительной частью тематического материала. Периодически проявляет интерес к познанию музыкальной картины мира.

Восприятие музыки.

Учащийся (Учащаяся)) имеет слабо сформированный уровень восприятия музыкальных произведений, воспринимая их фрагментарно. Проявляет низкий уровень эмоциональности, хотя способен эмоционально воспринимать музыкальные произведения с конкретным образно-художественным содержанием.

Художественно-практическая деятельность.

Учащийся (Учащаяся) владеет навыками и умениями в практической музыкальной деятельности на элементарном уровне (нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону; слабо развита координация между голосом и слухом; твердая атака звукоизвлечения; тусклый, резкий, глухой тембр голоса; нечеткая дикция; судорожное, поверхностное дыхание; вялое безразличное исполнение), при этом положительно реагирует на собственную практическую деятельность. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя


Недоста-

точный



2

Художественно-теоретическая деятельность

Восприятие искусства

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (Учащаяся) выявил полное незнание и непонимание

изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из

поставленных вопросов по изучаемому материалу. Требует постоянно

теоретической и практической помощи учителя.






СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


п/п

Дата


Тема урока

Кол-во часов


Личностные,

предметные и метапредметные

результаты

план

факт

РАЗДЕЛ I «Мир музыкальных историй»

ТЕМА 1. Развитие в музыке (8 ч)

1

06.09


Разнообразие музыкальных историй: песня, романс.

Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем». Слушанье муз. М.Хохлова «Гимн ДНР», П.Чайковский «Песня без слов»

1

Размышляет о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека Исследует развитие музыкальных образов и передает их развитие в своём исполнении (пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении). Анализирует развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризует их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения; видеофрагменты балета. Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове, пантомиме, пластике. Исполняет мелодии романса и песни; составляет исполнительский план и инсценирует песни с одноклассниками. Импровизирует музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной деятельности; сочиняет мелодии для произведений известных композиторов на основе словесной характеристики. Определяет на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Характеризирует особенности развития музыкальных историй в разных жанрах инструментальной музыки. Моделирует образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу. Сравнивает разные жанры музыки по существенным признакам. Распознаёт по музыке последовательность сценических событий, узнаёт лейтмотивы и соотносит их звучание со сценическим действием. Выявляет особенности претворения народной песни в симфонической музыке, следит за преобразованием тем в музыке, выявляет смысловые этапы их развития.

2

13.09


Пьеса, концерт.

Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем». Слушанье С. Прокофьев Пьесы для фортепиано «Сказки старой бабушки»

1

3

20.09


Опера. Балет. Симфония.

А.Островский «До-ре-ми».

Слушанье А.К.Лядов Симфоническая сказка «Кикимора»

1

4

27.09


Народные песни.

В. Шаинский «Неразлучные друзья».

Слушанье Г.Гладков «Колыбельная»

1

5

04.10


Развитие в музыке – преобразование, сопоставление.

Д.Львов-Компанеец «Дружат дети всей земли». Слушанье Н.А.Римский-Корсаков финальная сцена из оперы «Снегурочка»

1

6

11.10


Развитие в музыке – столкновение музыкальных интонаций, тем, образов.

Д.Львов-Компанеец «Дружат дети всей земли».

Слушанье Э.Григ «В пещере горного короля»

1

7

18.10


Единство содержания и построения; взаимодействие слов и музыки.

И.Космачёв «Самый маленький гном»

Слушанье Ф.Шуберт «Вальс».

1

8

25.10


Исполнительское развитие в песне, элементы театрализации.

И.Космачёв «Самый маленький гном»

Слушанье Ф.Шопен «Прелюдии» №7, №20

1

ТЕМА 2. Путешествие в мир симфонической музыки (8 ч)

9

08.11


Музыкальное произведение как развертывающаяся во времени «музыкальная история».

Р. Паулс «Алфавит».

Слушанье Д.Кабалевский. «Три подружки»

1

Сопоставляет краткие истории небольших произведений. Выявляет жанровые основы образов. Характеризует особенности развития тем и образов. Определяет на слух звучание музыкальных инструментов. Выявляет интонационные связи частей симфонии. Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове, пантомиме, пластике. Расширяет представление о тембровых красках и приёмах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра. Моделирует образное содержание музыкального произведения Расширяет представления о культурных (обрядовых) традициях народа

10

15.11


Сопоставление кратких истории небольших произведений и образов.

А. Жидкевич «Семеро гномов»

Слушанье Л.Бетховен «Веселая. Грустная»

1

11

22.11


Скерцо.

П.Синявский «Лунный кораблик».

Слушанье И.Бах «Скерцо», П.Чайковский «Скерцо»

1

12

29.11


Взаимосвязь характера тем и их развития.

П.Синявский «Лунный кораблик».

Слушанье Л.Бетховен Симфония №5 (3 часть)

1

13

06.12


Пиццикато струнных.

В.Шаинский «Снежинки».

Слушанье Й.Штраус «Полька для пиццикато».

1

14

13.12


Построение части (трехчастная форма).

В.Шаинский «Снежинки».

Слушанье П.Чайковский, симфония №4.

1

15

20.12


Взаимосвязь характера тем и их развития.

Ю.Ким «Новогодняя полька»

Слушанье Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка про царя Салтане».

1

16

27.12


Интонационные связи скерцо и финала.

Ю.Ким «Новогодняя полька»

Слушанье Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

1

РАЗДЕЛ II«Мир музыкальных образов»

ТЕМА 3. Путешествие в театр оперы и балета (10 ч)

17

17.01


Опера и балет как целостная музыкальная история.

М.Пляцковский. Б.Савельев «Если добрый ты»

Слушанье Н.Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»: увертюра, ария «Звездочёта», ария «Шамаханской царицы»

1

Слушает и анализирует музыку. Участвует в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента музыкального произведения. Импровизирует движения польских танцев, обобщает их характерные черты. Ориентируется в графической записи тем полонеза и мазурки. Понимает смысл преобразований музыкальных тем и интонаций; понимает прямой и переносный смысл текста художественного произведения. Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове, пантомиме, пластике. Определяет на слух звучание музыкальных инструментов. Использует графическую запись для решения музыкальных задач. Наблюдает за выражением в музыке различных человеческих чувств и мыслей. Импровизирует мелодии песен на народные слова, литературные тексты. Выявляет соотношение слов и мелодии в песне. Слушает, исполняет, симфонические, инструментальные и вокальные произведения композиторов. Моделирует образное содержание музыкального произведения. Воплощает музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности.

18

24.01


Музыкальный портрет. Особенности музыкальной речи в опере.

М.Пляцковский. Б.Савельев «Если добрый ты»

Слушанье Н.Римский–Корсаков сцена прощания с «Масленицей» из оперы «Снегурочка»

1

19

31.01


Особенности музыкальной речи в балете.

Е.Четверикова «Мама и Родина»

Слушанье П.Чайковский фрагменты из балета «Щелкунчик»


1

20

07.02


Характерные интонации в музыкальной речи героев.

Е.Четверикова «Мама и Родина»

Слушанье М.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»

1

21

14.02


Музыкально - образная характеристика героя.

Ю.Антонов «Родные места»

Слушанье М.Карасёв «Муха Цокотуха»

1

22

21.02


Связь музыкальной речи героя с народной песней.

Ю.Антонов «Родные места»

Слушанье С.Прокофьев балет «Золушка» (сцена боя часов)

1

23

28.02


Выразительность и изобразительность музыки.

А.Ермолов «Моя семья»

Слушанье П.Чайковский «Неаполитанская песенка» (фортепиано), «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро».

1

24

07.03


Отражение сценического действия в развитии музыки хора.

А.Ермолов «Моя семья»

Слушанье М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» каватина и рондо Антониды

1

25

14.03


Двуплановость музыкальной характеристики: сочетание героики и лирики.

Б.Савельев «Поиграем в эхо»

Слушанье В.Моцарт опера «Волшебная флейта»

1

26

21.03


Жанровые истоки музыкальной речи.

Б.Савельев «Поиграем в эхо»

Слушанье С.Прокофьев «Любовь к трём апельсинам»

1

ТЕМА 4. Мир музыкальных историй (7 ч)

27

04.04


Программная музыка. Соотношение литературной программы и музыкальной истории.

А.Пахмутова «Добрая сказка»

Слушанье П.Чайковский «Кот в сапогах и Белая Кошечка»

1

Распознаёт в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделирует темы, разделы музыки первой части до их прослушивания Воплощает музыкальные образы первой части симфонии и важнейшие моменты их развития в разных видах музыкальной деятельности. Проводит аналогии и устанавливает причинноследственные связи. Ориентируется в графической модели музыкального произведения. Имеет представление о функциях основных разделов первой части симфонии. Выявляет интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии. Выявляет изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Прогнозирует целое на основе его части.

Делит произведение на смысловые части. Знакомится с понятием «конфликт», наблюдает за поведением героя в конфликтной ситуации. Расширяет представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов.

28

11.04


Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода.

Ю.Чичков «музыкант –турист»

Слушанье Л.Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром №4

1

29

18.04


Симфоническое развитие на основе принципов повтора и контраста. Взаимосвязь характера тем и их развития.

И. Арсеев. «Крокодил и Чебурашка»

Слушанье П. И. Чайковский. Четвертая симфония (первая часть)

1

30

25.04


Диалогичность склада музыки симфонии. Особенности звучания темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде.

Д.Кабалевский. «Игра в гостей»

Слушанье М.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людимла»

1

31

02.05


Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории»

Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова, «Ты откуда, музыка»

Слушанье Э.Григ сюита «Пер Гюнт»

1

32

16.05


Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека «музыкальной драмы». Характерные черты музыкального стиля композиторов-классиков.

Б.Савельев, М.Пляцковский «Настоящий друг»

Слушанье И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Веселые ребята»

1

33

23.05


Сходство и различие программной и не программной инструментальной музыки. Круг образов, особенности развертывания «музыкальных историй»

Левин, Е.Латыш-Бирюкова «Прощальная песенка»

Слушанье Ж. Бизе. Марш из оперы «Кармен»

1





ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


п/п

Тема

Форма проведения

Дата

1

Угадай мелодию

Игра

Октябрь 2018

2

Веселые нотки

Музыкальная викторина

Январь 2019

3

Вместе весело поем, вместе весело живем

Караоке в рамках предметной недели

11.04.2019






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Тема раздела

Количество часов

Раздел І: Мир музыкальных историй

1

Тема №1«Развитие в музыке»

8

2

Тема №2«Путешествие в мир симфонической музыки»

8

Раздел ІІ: Мир музыкальных образов

3

Тема №1 «Путешествие в театр оперы и балета»

10

4

Тема №2 «Мир музыкальных историй»

7

























Календарный учебный график


Август 2018

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31












Сентябрь 2018

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30










Октябрь 2018

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31














Ноябрь 2018

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


















Декабрь 2018

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31









Январь 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31













Февраль 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28













Март 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31
















Апрель 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30















Май 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31












Июнь 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30










Июль 2019

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

























































19