Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
2. Содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Тема и содержание раздела, количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Воспитательный компонент |
Вводный урок, 1 час | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. | Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов; установка на осмысление собственного опыта наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия . |
Человек. Общество. 6 часов | Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности человека. Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. | Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли СМИ в российском обществе и в жизни человека; ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. |
Биологическое и социальное в человеке. Роль деятельности в жизни человека и общества. Игра, труд, учение. Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. |
2. Социальные нормы, 6 часов | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | Осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальный контроль. Роль морали в жизни человека и общества. Долг. Совесть. Моральные нормы и нравственный выбор. |
3.Сфера духовной культуры , 4 часа | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. | Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально одобряемые формы взаимодействия с другими людьми; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека . |
Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. |
4. Социальная сфера, 4 часа | Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа. Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемый статус. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их появление ив различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. | Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе знания Конституции Российской Федерации и основ российского законодательства; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней); установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. |
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства. |
5. Экономика , 13 часов | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества. Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности. Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. | Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и общественных отношениях; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. |
Источники доходов и расходов семьи. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Производство - основа экономики. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Распределение. Обмен. Потребление. Семейный бюджет. Сбережения. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инфляция, ее последствия. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Инфляция. Защита от финансовых махинаций. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Активы и пассивы. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. |
ИТОГО | 34 часа | |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
№ п/п | Тема урока | Интегрированные уроки | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. | | 1 | 03.09. | |
Человек. Общество. | | 6 | |
2 | Биологическое и социальное в человеке. Роль деятельности в жизни человека и общества. Игра, труд, учение. Совершенствование человека в труде (ОДНКНР) | | 1 | 10.09. | |
3 | Взаимосвязь общества и природы. Усиление взаимосвязей стран и народов (ОДНКНР) Входная диагностическая работа. | | 1 | 17.09. | |
4 | Анализ диагностической работы. &3. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. | | 1 | 24.09. | |
5 | Развитие общества. Общественный прогресс. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. | | 1 | 01.10. | |
6 | Современное российское общество, особенности его развития. | | 1 | 08.10 | |
7 | Человек и общество. Повторительно-обобщающий урок. | | 1 | 15.10. | |
| Социальные нормы | | 6 | | |
8 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | | 1 | 22.10. | |
9 | Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальный контроль | | 1 | 05.11 | |
10 | Роль морали в жизни человека и общества. Мораль и нравственность (ОДНКНР) | | 1 | 12.11. | |
11 | Долг. Совесть. Совесть как всеобщий естественный закон (ОДНКНР) | | 1 | 19.11. | |
12 | Моральные нормы и нравственный выбор. Источники, создающие нравственные установки (ОДНКНР) | | 1 | 26.11 | |
13 | Социальные нормы. Повторительно-обобщающий урок. (Защита проектов «Курение. Что это? Желание быть как все? Дань моде?» «Причины девиантного поведения у подростков»)) | | 1 | 03.12 | |
Сфера духовной культуры | | 4 | | |
14 | Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. РК: Культурное наследие региона. Искусство в жизни современного человека (ОДНКНР) | | 1 | 10.12 | |
15 | Образование, его значимость в условиях информационного общества НРК: Образование на территории Тюменской области | | 1 | 17.12 | |
16 | Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. РК: Развитие науки в Тюменской области | | 1 | 24.12 | |
17 | Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. РК Роль религии на территории Тюменской области. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества (ОДНКНР) | | 1 | 14.01. | |
Социальная сфера жизни общества | | 4 | | |
18 | Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. | | 1 | 21.01. | |
19 | Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. | | 1 | 28.01. | |
20 | Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства. РК: Нации и народности нашего региона. Любовь и уважение к Отечеству (ОДНКНР) | | 1 | 04.02. | |
21 | Сфера духовной культуры. Социальная сфера жизни общества. Повторительно-обобщающий урок. (Защита проектов) | | 1 | 11.02. | |
Экономика | | 13 | | |
22 | Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Р/К Структура экономики Тюменской области» | | 1 | 18.02. | |
23 | Типы экономических систем. | | 1 | 25.02. | |
24 | Собственность | | 1 | 04.03. | |
25 | Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. | | 1 | 11.03. | |
26 | Производство - основа экономики. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. РК: Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности | | 1 | 18.03. | |
27 | Предпринимательская деятельность. РК Развитие бизнеса в Армизонском районе | | 1 | 01.04. | |
28 | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. | | 1 | 08.04. | |
29 | Распределение. Обмен. РК: Социальная поддержка населения Тюменской области | | 1 | 15.04. | |
30 | Потребление. Семейный бюджет. Сбережения. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. (Онлайн урок: Инвенстируй в себя или что такое личное страхование. http://dni-fg.ru/pfp) | | 1 | 22.04. | |
31 | Инфляция, ее последствия. | | 1 | 29.04. | |
32 | Семейный бюджет. Личный финансовый план. Защита от финансовых махинаций. (Онлайн урок: Личный финансовый план - путь к достижению цели. http://dni-fg.ru/pfp) | | 1 | 06.05. | |
33 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Активы и пассивы. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение (Пенсионные программы.) (Онлайн урок: Все о будущей пенсии для учебы и жизни. http://dni-fg.ru/pfp) | | 1 | 13.05. | |
34 | Экономика. Повторительно-обобщающий урок. | | 1 | 20.05. | |
18