МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию города Белокуриха
МБОУ "Белокурихинская СОШ № 1"
РАССМОТРЕНО руководитель ШМО учителей↵начальных классов __________________ Долгих М.А. Протокол №1 от «25» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом _______________________ МБОУ "БСОШ №1" Приказ №7 от «28» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ↵"БСОШ №1" ________________________ Салтыковой Е.Н. Приказ №109 от «28» 08 2023 г. |
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Человек»
(для 1 класса)
Белокуриха
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Человек» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному пред «Человек» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 33 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Человек».
Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;
накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе определяет следующие задачи:
ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;
ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;
ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
воспитание положительного отношения к окружающей действительности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение учебному предмету «Человек» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела,темы | Количество часов | Контрольные работы |
| Неживая природа | 6 | - |
| Времена года. Осень | 3 | - |
| Живая природа. Растения | 6 | - |
| Времена года. Зима | 3 | - |
| Живая природа. Животные | 4 | - |
| Времена года. Весна | 3 | - |
| Живая природа. Человек | 5 | - |
| Времена года. Лето | 3 | - |
Итого: | 33 | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь первоначальные представления об объектах изучения;
узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
относить изученные объекты к определенным группам;
прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
приобщать к кормлению зимующих птиц;
знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.
Достаточный уровень:
иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
знать основные правила гигиены органов чувств;
иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
«удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
«хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
«очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Неживая природа - 6 часов |
1 | Живая и неживая природа | 1 | Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля Рассматривание рисунка в учебнике Узнавание объектов живой и неживой природы Нахождение и показ объектов живой и неживой природы на картинке | Просматривают видеосюжет о планете Земля Рассматривают объекты живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях Находят объекты живой и неживой природы на картинке Отвечают на вопросы | Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами живой и неживой природы, их месте в окружающем мире Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях |
2 | Земля и Солнце | 1 | Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне Рассматривание рисунка Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны Зарисовка объектов природы: Солнца. Луны Отгадывание загадок о Земле и Солнце | Рассматривают рисунки Находят изученные объекты и неживой природы (Земля и Солнце) на иллюстрациях, фотографиях Срисовывают Солнце и Луну Отвечают на вопросы | Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля). Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли) Зарисовывают Солнце и Луну Отгадывают загадки о Земле и Солнце |
3 | Смена времен года День и ночь | 1 | Просмотр презентации Ответы на вопросы учителя Рассматривание картинок: зима – солнце светит, мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия Отгадывание загадок про времена года по картинкам | Просматривают презентацию о смене времен года Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Составляют краткий рассказ по рисунку Отгадывают загадки с опорой на картинки | Просматривают презентацию Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и сменой времен года Составляют рассказ по рисунку Находят несоответствия Отгадывают загадки |
4 | Небо днем и ночью Сутки | 1 | Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи Рассматривание картинки Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью Выбор по картинке предметов Просмотр краткого видеосюжета о сутках Рассматривание схемы Рассматривание рисунка, нахождение ошибок Прослушивание стихотворения Ответы на вопросы | Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя Просматривают краткий видеосюжет о сутках Рассматривают рисунок Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы | Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью Выбирают предметы по картинке Просматривают краткий видеосюжет о сутках Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца Рассматривают схемы, находят ошибки Прослушивают стихотворение |
5 | Сутки Занятие людей в течение суток | 1 | Рассматривание схемы Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток Составление расписания уроков по рисунку Изображение рисунка урока Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека Рассматривание картинки Отгадывание загадок Разучивание игры «Горелки» Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей | Рассматривают схему Прослушивают информацию о занятиях людей в течение суток Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям Изображают рисунок Отвечают на вопросы | Рассматривают схему Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток Различают части суток в естественных условиях Составляют короткий рассказ Составляют расписание уроков по рисунку |
| Сутки Занятие людей в течение суток Значение Солнца в жизни человека | 1 |
| | Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека. Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей Разучивают игру и играют в нее Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют краткий рассказ | Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека Рассматривают картинки Отгадывают загадки Разучивают игру и играют в нее Составляют рассказ |
6 | Солнце и жизнь растений Времена года | 1 | Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений Рассматривание рисунков Составление краткого рассказа по рисункам | Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений Рассматривают иллюстрации, фотографии Составляют краткий рассказ по рисунку | Прослушивают текст Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ по серии рисунков |
| | | Знакомство с временами года и их названиями Определение времен года по изображению Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года | Знакомятся с первоначальными представлениями о временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям Соотносят рисунки с определенными временами года Узнают времена года по картинкам Наблюдают взаимосвязь изменений неживой и живой природы по временам года | Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях Определяют время года по изображению Составляют рассказ по картинке |
Времена года. Осень – 3часа |
7 | Осень Признаки осени | 1 | Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав Нахождение рисунка в соответствии с темой | Наблюдают изменения в природе осенью по иллюстрациям | Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе |
8 | Осень Признаки осени | 1 | Работа с календарем с помощью учителя Составление рассказа с опорой на иллюстрации Прослушивание стихотворения | Работают с календарем с помощью учителя Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы | Работают с календарем частично самостоятельно Составляют рассказ по иллюстрациям |
9 | Осень Признаки осени Осенние месяцы | 1 | Просмотр видеосюжета о признаках осени Нахождение рисунка в соответствии с темой Работа с календарем Составление рассказа с опорой на схему о перелете птиц Прослушивание стихотворения Срисовывание осенних листьев из учебника в тетрадь | Просматривают видеосюжет о признаках осени Рассматривают иллюстрации, фотографии Работают с календарем с помощью учителя Прослушивают стихотворение Раскрашивают изображения осенних листьев Отвечают на вопросы | Просматривают видеосюжет о признаках осени Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев Находяти называют осенние месяцыв натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ о перелетных птицах Срисовывают осенние листья |
Живая природа. Растения– 6часов |
10 | Растения Части растений Растения Строение и сходство растений. | 1 | Просмотр краткого видеосюжета о растениях леса Рассматривание рисунка Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник) Работа со словарем (лес, дерево, трава) Рассматривание схемы строения растений Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) | Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса Рассматривают рисунок Находят на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют словосочетание Рассматривают схемы строения растений Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют словосочетание Отвечают на вопросы | Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса Рассматривают рисунок Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в натуральном виде в естественных условиях Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют предложение Рассматривают схемы строения растений Показывают части растений Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют предложение Отвечают на вопросы |
11 | Различия растений Разнообразие растений Семена растений | 1 | Рассматривание иллюстрации Нахождение объектов природы на рисунке (цветы) Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку Зарисовка листьев разных растений Прослушивание стихотворения Составление рассказа об уходе за растениями | Рассматривают иллюстрации Находят объекты природы на рисунке (цветы) Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку Раскрашивают листья разных растений Прослушивают стихотворение Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации Находят объекты природы в натуральном виде в естественных условиях (цветы) Находят сходства и различия объектов природы (цветы) Рисуют листья разных растений по образцу Прослушивают стихотворение Составляют рассказ об уходе за растениями Отвечают на вопросы |
12 | Плоды Овощи Плоды Фрукты | 1 | Рассматривание сюжетных рисунков Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи) Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи) | Рассматривают рисунки Прослушивают учебный текст Рассматривают иллюстрации (овощи) Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят и указывают знакомые объекты на картинке (овощи) | Рассматривают рисунки Прослушивают учебный текст Рассматривают овощи в натуральном виде Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи) |
13 | Ягоды Овощи, фрукты, ягоды | 1 | Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды) Называние ягод Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (ягоды) | Прослушивают учебный текст Рассматривают иллюстрации (ягоды) Находят и называют (указывают по слову) некоторые знакомые ягоды на картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают учебный текст. Рассматривают ягоды в натуральном виде. Находят и называют знакомые ягоды на картинке Отвечают на вопросы |
14 | Приспособление растений к сезонным изменениям | 1 | Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации, определение времени года | Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя | Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрации Определяют времена года по состоянию растений на картинке |
15 | Уход за растениями Растения (обобщающий урок) | 1 | Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов Названия растений и инвентаря | Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы Отвечают на вопросы |
Времена года. Зима – 3 часа |
16 | Зима Признаки зимы Признаки зимы Зимние месяцы | 1 | Рассматривание сюжетного рисунка Работа по схемам Проведение опыта совместно с учителем Работа с опорными словами (зима, снегопад) Вырезание снежинки | Рассматривают сюжетный рисунок Работают по схемам Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Отвечают на вопросы с помощью учителя Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания Раскрашивают снежинку | Рассматривают рисунок Работают по схемам Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют предложение Вырезают снежинку |
17 | Зимующие птицы Животные зимой | 1 | Наблюдения за зимующими птицами и их описание: ворона, воробей Рассматривание рисунка | Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помощью учителя | Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы |
18 | Зимняя одежда и обувь Занятия людей зимой | 1 | Рассматривание рисунка Выбор нужных предметов одежды для зимней прогулки Разучивание текста и правил подвижной игры «Мороз Красный Нос» | Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помощью учителя Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос» Прослушивают стихотворный текст | Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос» Прослушивают стихотворный текст и запоминают 2-3 строки |
Живая природа. Животные – 4 часа |
19 | Зимняя одежда и обувь Занятия людей зимой | 1 | Рассматривание рисунков с изображением животных Показ и называние знакомых животных Просмотр видео о разнообразии животного мира Ответы на вопросы по теме урока | Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают знакомых животных Просматривают видео о разнообразии животного мира Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Просматривают видео о разнообразии животного мира Отвечают на вопросы |
20 | Сходство и различие животных | 1 | Прослушивание вводных слов учителя Рассматривание рисунков с изображением животных Называние и показ знакомых животных Нахождение и называние различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составление рассказа по опорным вопросам | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают знакомых животных по слову учителя Находят и называют различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Составляют словосочетания по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью учителя | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела, окраска, повадки, место обитания) с опорой на картинку Составляют рассказ-описание по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) |
21 | Детёныши животных | 1 | Просмотр краткой презентации и прослушивание комментариев учителя Рассматривание рисунков Называние детенышей зверей, птиц, рыб Составление рассказа по картинке Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) | Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки Показывают детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по картинке с помощью учителя Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) | Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы Составляют рассказ по картинке Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) |
22 | Домашние животные Дикие животные Животные (обобщающий урок) | 1 | Прослушивание текста «Домашние животные» Определение и называние животных по рисунку Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) Составление описательного рассказа о домашнем животном Рисование (аппликация) «Мое домашнее животное» | Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают изображения животных на картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя Рисуют «Мое домашнее животное» | Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают и называют изображения животных на картинке Отвечают на вопросы Составляют описательный рассказ о домашнем животном Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное» |
Времена года. Весна – 3 часа |
23 | Весна Признаки весны Весенние месяцы | 1 | Рассматривание рисунков Нахождение отличий Определение с помощью учителя по схемам причин сезонных изменений Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года Находят 1-2 отличия Показывают с помощью учителя по схемам причины сезонных изменений Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают стихотворение Составляют словосочетания с опорными словами (весна, ручьи, почки) | Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года Находят 2-3 отличия Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений Отвечают на вопросы Прослушивают стихотворения Составляют предложения с опорными словами (весна, ручьи, почки), |
24 | Перелётные птицы Животные весной | 1 | Просмотр видео о перелетных птицах Рассматривание рисунка Называние перелетных птиц Составление рассказа по рисунку и опорным словам | Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают рисунки с изображением птиц Показывают 1-2 перелетные птицы Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с помощью учителя | Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают сюжетный рисунок Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в Отвечают на вопросы Составляют рассказ по рисунку |
25 | Весенняя одежда и обувь Занятия людей весной | 1 | Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Прослушивание стихотворения Рассматривание рисунка Ответы на вопросы с опорой на картинку | Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку с помощью учителя Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Прослушивают стихотворение и повторяют 1-2 строки Отвечают на вопросы |
Живая природа. Человек – 5 часов |
26 | Человек Отличия по полу и возрасту | 1 | Прослушивание вводных слов учителя Нахождение сходства и различия людей по картинке (внешний вид, пол, возраст) Называние изображенных людей Рассказ о себе по плану Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами | Прослушивают вводные слова учителя Находят сходство людей по картинке в естественных условиях (внешний вид, пол, возраст) с помощью учителя Называют изображенных людей Рассказывают о себе по краткому плану Прослушивают стихотворение Составляют словосочетания с опорными словами Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают вводные слова учителя Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по картинке (внешний вид, пол, возраст). Называют и показывают изображенных людей Рассказывают о себе по плану Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки Составляют предложения с опорными словами Отвечают на вопросы |
27 | Человек Части тела | 1 | Прослушивание вводных слов учителя Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела Игра в дидактическую игру «Части тела» Игра «Театр теней» Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составление рассказа о себе по опорным вопросам | Прослушивают вводные слова учителя Прослушивают стихотворение Находят и показывают части тела на себе Называют части тела на картинке Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют словосочетания с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе с помощью учителя | Прослушивают вводные слова учителя Прослушивают стихотворение, работают с текстом Находят и называют частей тела на себе Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе по опорным вопросам |
28 | Гигиенические навыки Лицо человека Глаза Охрана зрения | 1 | Просмотр краткого видео. Разучивание правил гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Выполнение заданий на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения | Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены по картинкам. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют упрощенные задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают стихотворение | Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены в натуральном виде в естественных условиях. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают и заучивают 2-3 строки стихотворения |
29 | Уши Орган слуха Нос Орган дыхания | 1 | Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы Определение функции уха Отгадывание загадок Нахождение и называние объекта у себя и на картинке Работа с опорными словами (уши, слух) Разучивание правил гигиены ушей Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объяснение смысла выражения «Ушки на макушке» | Прослушивают текст (строение уха) Определяют функции ушей с помощью учителя Находят и показывают парный объект у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей по картинкам Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают текст (строение уха). Определяют функции ушей Находят, показывают и называют парный объект у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объясняют смысл выражения «Ушки на макушке» Отвечают на вопросы |
30 | Кожа Орган осязания Осанка Скелет и мышцы | 1 | Прослушивание текста Рассматривание рисунка и определение свойств предмета Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек») Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Рассматривание рисунка Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах ожогах Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» | Прослушивают текст Рассматривают рисунок Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют словосочетания с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах по картинкам Играют в игру «Чем покрыто тело животного» Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают текст Рассматривают рисунок Называют и описывают свойства предметов по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют предложения с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах Играют в игру «Чем покрыто тело животного» Отвечают на вопросы |
Времена года. Лето - 3 часа |
31 | Лето Признаки лета Летние месяцы | 1 | Рассматривание рисунков Нахождение и называние признаков лета в естественных условиях и на рисунке Ответы на вопросы по рисункам (признаки лета) Определение по схемам сезонных изменений летом | Рассматривают рисунки Находят и показывают признаки лета в естественных условиях и на рисунке Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают и показывают по схемам сезонные изменения летом | Рассматривают рисунки Находят и показывают, называют признаки лета в естественных условиях и на рисунке Отвечают на вопросы Рассматривают и показывают, называют по схемам сезонные изменения летом |
32 | Животные и растения летом Летняя одежда и обувь Занятия людей летом Безопасные летние каникулы | 1 | Рассматривание и называние животных и растений по рисунку Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных | Рассматривают и показывают животных и растений по рисунку Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают 1-2 детенышей животных | Рассматривают и показывают, называют животных и растений на рисунках Составляют рассказ по опорным словам Отвечают на вопросы Показывают и называют 3-4 детеныша животных |
33 | Занятия людей летом Безопасные летние ка | 1 | Определение на календаре периода летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Выделение нужных предметов одежды после прослушивания стихотворения Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей летом) Проговаривание правил поведения на водоемах летом | Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий Показывают и выбирают нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом). Проговаривают правила поведения на водоемах летом по картинкам | Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Показывают и называют нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом) Проговаривают правила поведения на водоемах летом |