УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 »
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР СШ 10 ________Ф.И.О. | РЕКОМЕНДОВАНО Решение педагогического совета СШ № 10 Протокол № __ от ________ | УТВЕРЖДАЮ Директор СШ №10 ________Ф.И.О. ___ ________ 20 18г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметная область «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности»
для учащегося 6-А класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Ф.И.О.
РАССМОТРЕНО
на заседании школьной методической комиссии
художественно - эстетического цикла
Протокол № __ от __ ___ 20 18 г.
Руководитель ШМК ________Ф.И.О
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Общая характеристика учебного предмета……………………………………4
Описание места учебного предмета в учебном плане……………………......4
Цели………………………………………………………………………………4
Содержание учебного предмета………………………………………………………..5
Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности, в том числе практических и лабораторных занятий………………………………………….6
Формы аттестации обучающегося……………………………………………………….8
Оценочные и методические материалы…………………………………………………8
Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные) учебного предмета…………………………………………………………………………9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.
Рабочая программа обучения по индивидуальному учебному плану (далее – РПОИ) по основам безопасности жизнедеятельности для обучающегося 6 – А класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – ВОЗ) составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) от 30. 07. 2018 № 678, Государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденному приказом Минобрнауки от 14.08.2018 № 701.
За основу взята примерная программа среднего общего образования (далее – СОО) по основам безопасности жизнедеятельности (Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Ужакина О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 11 с..) с учетом требований государственного стандарта среднего общего образования (Базовый уровень) (приказ Минобрнауки от 14.08.2018 № 701), материал в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов.
При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта СОО к структуре программы, к планируемым результатам освоения учебного предмета в составе основной образовательной программы школы; Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью к реализации адаптированных основных образовательных программ. При формировании РПОИ учитывалась специфика состояния здоровья и личностные особенностями обучающегося, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в предыдущем классе.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой даются сведения об обучающемся (ФИО, диагноз по решению ПМПК, особенности физиологического состояния), общая характеристика учебного предмета, конкретизируются цели индивидуального образования по предмету; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности; формы аттестации обучающегося (оценки качества освоения обучающимися Рабочей образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта СОО); оценочные и методические материалы; планируемые результаты
освоения учебного предмета с учётом особых образовательных потребностей.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы с соответствующими примечаниями: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь и т.п.).
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ
Ф.И., 12.08.2000 года рождения, обучающейся 6-А класса МОО «Зугрэсская средняя школа № 10 ».
Диагноз по решению ПМПК: F70
Особенности физиологического состояния
Ф.И. программный материал 5 класса усвоил на достаточном уровне. Навыки практической деятельности развиты на достаточном уровне, однако требуется постоянный контроль со стороны учителя.
Психолого-педагогический вывод: нарушение познавательной деятельности легкой степени. Эмоционально-волевая сфера нарушена. Дисграфия. Словарный запас соответствует возрасту. Выделяет первый и последний звук в слове, делит слово на слоги. Подбирает слова на первый звук. Таблицу умножения не знает. Общий темп деятельности замедлен. Обобщает, исключает с помощью. Память и логическое мышление слабо развиты.. Орфографические навыки развиты на удовлетворительном уровне. Не проявляет высокую мотивацию к обучению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы безопасности жизнедеятельности входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Подготовка подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию современного уровня культуры безопасности и индивидуальной системы здорового образа жизни.
В содержании данной программы учтены такие подходы как деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания.
Личностно ориентированный подход предполагает наполнение программы учебным содержанием, значимым для каждого учащегося в повседневной жизни, важным для формирования здоровьесберегающей компетентности.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
1.2.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОИ ПЛАНЕ
Данная программа разработана и адресована для обучающегося, который находится на индивидуальном обучении. На изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) учеником 6-А класса СШ № 10 отводится на учебный год – 9 часов, 0,25 часа (один раз в месяц). Индивидуализация планирования связана с рекомендациями ПМПК – основная образовательная программа, необходимостью подбора индивидуальных форм и методов работы. Содержание образования (теоретическая и практическая части) соответствует требованиям примерной программы по предмету и государственному образовательному стандарту СОО
ЦЕЛИ
Результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) должны быть ориентированы на овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Исходя из этих требований, программа по ОБЖ включает 2 тематических раздела:
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Основы здорового образа жизни
Содержание раздела «Основы комплексной безопасности» предусматривает формирование целостного представления учащихся о безопасности человека, основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях, об их последствиях для жизни и здоровья человека. При изучении тем этого раздела учащийся должен освоить правила безопасного и адекватного поведения в природной и техногенной среде.
Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» направлено на изучение некоторых факторов, влияющих на физическое здоровье и развитие человека. В нём раскрываются основные принципы здорового образа жизни.
Содержание учебного материала в программе состоит из двух блоков: понятийного и деятельностного, к которому относятся упражнения и задания для отработки ключевых умений и навыков для сохранения жизни и укрепления здоровья. Выполнение этих заданий и упражнений является неотъемлемой частью урока по соответствующей тематике. Задания не подлежат обязательному оформлению в тетради с последующим оцениванием, так как основная их цель - через практические действия выработать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, а также приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в угрожающих жизни условиях и умение адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.
Программа составлена по концентрическому принципу. Указанные темы являются сквозными, т.е. содержание, объём и последовательность предлагаемой информации сформированы в соответствии с изменениями познавательных и психологических особенностей учащихся.
Сводная итоговая таблица
выполнения основной образовательной программы
по безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 6-й класс
Название тематического блока | Количество отводимого времени | Количество контрольных работ |
Общие образ. программы | Индивидуальное обучение | Общие образ. программы | Индивидуальное обучение |
1 четверть | | | - | - |
Тема 1. | 4 | 2 |
2 четверть | | | - | - |
Тема 1. | 4 | 2 |
3 четверть | | | - | - |
Тема 1. | 3 | 2 |
Тема 2. | 2 | 1 |
4 четверть | | | - | - |
Тема 2. | 3 | 2 |
| 16 | 9 | | |
.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата план | Дата факт | Разделы, Тема урока | Кол-во часов | Методы и формы обучения | Рабочие примечания |
Тема 1 (6 ч.) Основы комплексной безопасности |
1 | 21.09 | | Понятие о риске. Оправданный и нео правданный риск. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Службы спасения. Совместные действия спасателей и населения во время чрезвычайных ситуаций. Деятельность. Моделирование ситуации вызова спасательных служб. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
2 | 19.10 | | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
3 | 23.11 | | Безопасность в легковом и пассажирском транспорте. Положение тела, снижающие риск травмирования во время ДТП. Действия свидетелей ДТП | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
4 | 21.12 | | Причины возникновения пожаров. Понятие о поджоге, последствия и ответственность. Способы тушения небольших пожаров. План эвакуации. Правила поведения во время пожара в общественных местах. Деятельность. Отработка навыков эвакуации из помещения школы. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
5 | 18.01 | | Защита органов дыхания во время пожара. Оказание первой помощи пострадавшим во время пожара. Деятельность. Отработка алгоритма действий вовремя пожара в общественных местах | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного, практическая деятельность | |
6 | 15.02 | | Активный отдых на природе. Правила поведения возле водоёмов, в лесу. Первая помощь в случае солнечных ожогов и тепловых ударов. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
Тема 2 (3 ч). Основы здорового образа жизни |
7 | 15.03 | | Показатели физического развития подростков | Способы улучшения физической формы. Деятельность. Вычисление индекса массы тела как одного из показателей физического развития | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного, практическая деятельность | |
8 | 19.04 | | Закаливание организма. Методы закаливания. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
9 | 17.05 | | Привычки и здоровье. Формирование привычек. Вредные и полезные привычки | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль пу-тем устного вос-произведения изученного | |
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие: (устный ответ, письменный ответ, составление / заполнение таблицы, работа по алгоритму, подбор / поиск примеров, сравнительный анализ).
Корректировка КТП
- В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Контроль усвоенного материала осуществляется в каждой четверти через контроль навыков по основным видам практических действий, устного ответа и опроса.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии оценки достижения планируемых результатов по основам безопасности жизнедеятельности
Оценка «5» ставится, если учащийся:
1. Демонстрирует глубокие знания по программному материалу, может вести дискуссию по конкретным вопросам о сохранении жизни и укрепления здоровья; самостоятельно оценивает и характеризует различные явления и процессы, которые раскрывают сущность безопасности, здоровья и здорового образа жизни. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Выполняет практические действия в отношении безопасного поведения и здорового образа жизни. Делает логически выстроенные выводы в соответствии с целью конкретной оздоровительной деятельностью.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
1. Свободно отвечает на поставленные вопросы; самостоятельно выполняет ситуационные задания, исправляет допущенные ошибки в вопросах безопасности и сохранения здоровья. 2. С помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи. 3. Самостоятельно или чётко по инструкции выполняет практические действия в отношении безопасного поведения и здорового образа жизни. Делает не чётко сформулированные выводы.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
1. Самостоятельно, но не полностью воспроизводит программный материал; с помощью учителя выполняет простые типовые задания; затрудняется в исправлении допущенных ошибок. 2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений. 3. По инструкции, с помощью учителя выполняет практические действия в отношении безопасного поведения и здорового образа жизни. Не способен самостоятельно сформулировать вывод.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, не может привести элементарных примеров. 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, заданий по образцу.
Оценка «1» ставится в случае, если:
Нет ответа.
Реализация данной программы основана на использовании линии учебников для 6-х классов, которые входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказы Минобрнауки от 23.08.2018 № 725): Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / Под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
- индивидуальные разработки учителя;
- наглядный материал (таблицы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате выполнения данной программы учащийся должен:
называть:
виды и факторы рисков для жизни и здоровья;
причины дорожно-транспортных происшествий;
способы тушения небольших пожаров;
виды активного отдыха.
параметры физического развития подростков;
известные методы закаливания;
способы улучшения физической формы
объяснять:
влияние опасности, неоправданных рисков, экстремальных и чрезвычайных ситуаций на жизнь и здоровье человека
важность скоординированной работы населения и спасателей во время чрезвычайных ситуаций;
правила поведения пассажиров в легковом и пассажирском транспорте;
действия свидетелей дорожно-транспортных происшествий;
значение социальной и юридической ответственности умышленных поджогов;
важность адекватного поведения во время пожара в общественных местах;
значение активного отдыха для укрепления здоровья;
возможные опасные ситуации во время активного отдыха;
правила поведения в непредвиденных ситуациях;
важность закаливания организма;
необходимость физического развития для укрепления здоровья;
необходимость соблюдения правил личной гигиены;
влияние привычек на здоровье человека;
Уметь приводить примеры:
экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
горючих, легковоспламеняющихся и негорючих материалов;
непредвиденных ситуаций, в которых может оказаться ребёнок.
вредных и полезных для здоровья привычек.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, обобщать материал, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) должны быть ориентированы на овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний.
Предметные результаты должны обеспечивать:
осознание учащимся ценности жизни и здоровья, значимости здорового и безопасного образа жизни и физической культуры;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной деятельностью;
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения представлены в личностных результатах к уровню подготовки учащейся и содержат три компонента: называть/объяснять, приводить примеры - перечень необходимых для усвоения учащейся знаний, овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний.