СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОБЖ 11 класс по учебнику А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников в соответствии с ФГОС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 11 класса по учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности" под редакцией А.Т.Смирнова, издательство "Просвещение", Москва, 2018 год.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОБЖ 11 класс по учебнику А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников в соответствии с ФГОС»

«Рассмотрено»

Руководитель МО



__________/Гришина Т.А./


Протокол № 1

«23» августа 2020г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР



________/Гришина Э.С./


«23» августа 2020г.

«Утверждаю» Директор МБОУ

«Школа №144»


________/Саидгараева Ф.А./


Приказ № 221 от

«29» августа 2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

за курс 11 класса

( 11А класс)

базовый уровень на 2020/2021 учебный год

МБОУ «Школа №144» Советского района г. Казани

Преподаватель-организатор ОБЖ: Майсейков Евгений Александрович

1 квалификационная категория

Утверждено на заседании педагогического совета,

протокол №1 от 29 августа 2020 года

Пояснительная записка

При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Локальные акты образовательной организации:

- учебный план образовательной организации на 2020-2021 учебный год;

  • основная образовательная программа основного общего образования;

  • положение о рабочей программе учебного предмета, курса;

  • приказ руководителя организации об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;

- протокол ШМО о рассмотрении и согласовании рабочей программы;

* Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 10-11 классы;

* Авторской программы для учебника «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакций А.Т.Смирнова, Москва, 2013 год


Общая характеристика предмета:

Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы. В 11 классе практически реализуется главная цель изучения основ безопасности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.

Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела.

Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

Целью курса является:

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Программа также предусматривает принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.

Основные задачи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:

антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению

Результаты освоения курса:

программа составлена исходя из следующих целей обучения в рамках ФГОС основного общего образования в основной школе:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умение оказать первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности


Требования к уровню подготовки учащихся:

            знать/понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной

службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);


уметь: 

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- владеть навыками в области гражданской обороны;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявление бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе учебным планом предусмотрено 34 часов, из расчёта 1 час в неделю. Программа содержит 35 урочных тем. Структурно курс разделен на пять разделов:

I - Основы комплексной безопасности;

II - Защита населения от чрезвычайных ситуаций;

III – Основы здорового образа жизни;

IV-Основы обороны государства;

V-Основы военной службы



Содержание курса


Раздел 1. Основы комплексной безопасности


Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1.1. Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Правила личной безопасности при пожаре. Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.


1.2. Правила дорожного движения: дорожная аварийность и травматизм.

Дорожная аварийность и травматизм на дорогах Российской Федерации. Причины, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям. Влияние конструкции транспортных средств на тяжесть последствий дорожных происшествий.

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).


1.3. Правила дорожного движения: элементы автомобильной дороги.

Основные элементы автомобильной дороги. Участки повышенной опасности на дороге. Конфликтная дорожно-транспортная ситуация. Взаимоотношение с представителями органов ГИБДД и полиции в случае дорожно-транспортных ситуаций.


1.4. Правила дорожного движения: основные помехи на дороге.

Правила движения транспортных средств в транспортном потоке. Преодоление помех на дороге. Движение в условиях ограниченной видимости, во время дождя и при сильном ветре.


1.5. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.


1.6. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.



Раздел 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций


Тема 2. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.


2.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом.

Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).

Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.


2.2. Государственная политика противодействия наркотизму.

Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.


Раздел 3. Основы здорового образа жизни


Тема 3. Нравственность и здоровье.


З.1. Правила личной гигиены.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.


3.2. Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе.

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.

Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.


3.3. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.



Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи


Тема 4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.


4.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.


4.2. Первая медицинская помощь при ранениях, переломах, кровотечениях

Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой медицинской помощи. Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.

Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.


4.3. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.


4.4. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.


Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.

Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.


4.5. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, при остановке сердца.

Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.


Раздел 4. Основы обороны государства


Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.


5.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.


5.2. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Нормативная база привлечения ВС. Российской Федерации к борьбе с терроризмом. Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.


Тема 6. Символы воинской чести.


6.1. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, достоинства и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.


6.3. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.

Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.


Тема 7. Воинская обязанность.


7.1. Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.


7.2. Организация воинского учета.

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.


7.3. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям. Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.

Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе.


7.4. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.


7.5. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.



Раздел 5. Основы военной службы


Тема 8. Особенности военной службы.


8.1. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.

Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.


8.2. Военные аспекты международного права.

Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита.


8.3. Общевоинские уставы.

Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.


Тема 9. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации.


9.1. Основные виды воинской деятельности.

Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.

Основные особенности воинской деятельности. Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина. Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения. Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.


9.2. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.


9.3. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Основные обязанности военнослужащих.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.


Тема 10. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.


10.1. Предназначение ритуалов и порядок их проведения.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.

Ритуал приведения к Военной присяге. Военная присяга, ее роль и значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.

Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.

Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.


Тема 11. Прохождение военной службы по призыву и по контракту.


11.1. Призыв на военную службу. Особенности военной службы по контракту.

Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.


В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников под редакцией А.Т.Смирнова, 11 класс, Москва, «Просвещение», 2018.

  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» В.С.Кузнецов, Г.А.Колодицкий, М.И.Хабнер, Методика преподавания предмета, 5 – 11 классы, Москва. «ВАКО», 2010.

  3. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.В.Клюев, А.П.Савин,Тесты для входного, текущего и тематического контроля, 10 – 11 классы,Ростов-на-Дону, «ЛЕГИОН». 2012

  4. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Поурочные разработки, 10 – 11 классы, пособие для учителей общеобразовательных организаций, под редакцией А.Т.Смирнова, Москва, «Просвещение», 2014.

  5. «Основы военной службы», А.В.Клюев, Тесты, практические задания, 10 – 11 классы, Учебное пособие, Ростов-на-Дону, «ЛЕГИОН», 2011.

  6. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов, Тестовый контроль, 10 – 11 классы, под общей редакцией А.Т.Смирнова, Москва, «Просвещение», 2010.

  7. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.

  8. Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2008

  9. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005

  10. Дубровская Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности(5-11 классы) М.: Педагогическое общество России, 2007.

  11. Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

  12. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы.: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

  13. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2007

  14. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 10-11 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001

  15. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. 10-11 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001

  16. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2004г.

  17. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 10кл. М.: Дрофа, 2006

  18. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

  19. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

  20. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

  21. ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.

  22. ОБЖ: Поурочные планы. 5-11кл. /авт.-сост. Г.Н.Шевченко. Волгоград: Учитель, 2005.

  23. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.

  24. ПоддубнаяЛ.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения.Волгоград ИД «Корифей», 2007

  25. Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.

  26. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие. М.: Айрис- пресс, 2008

  27. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008

  28. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2006



Технические средства обучения

1.Экспозиционный экран.

2.Персональный компьютер.

3.Мультимедийный проектор

4.Экранно-звуковые пособия

5.Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)

6.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

7.Презентации по темам раздела

8.Электронные тесты контроля знаний

9. Документ-камера















Календарно-тематическое планирование ОБЖ 11 А и 11 Б классы

урока

Количество часов

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Класс



1

2

3

4

1

2

Модуль I:Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1: Основы комплексной безопасности.

Тема 1: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1

1

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожарах.

11 А

11 Б



2

1

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года, в различных бытовых ситуациях и на дорогах.

11 А

11 Б



Модуль II: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.




Раздел 3: Основы здорового образа жизни.




Тема 3: Нравственность и здоровье.




3

1

Правила личной гигиены


11 А

11 Б



4

1

Нравствен­ность и здо­ровье. Формирова­ние правиль­ного взаимоотношения полов.


11 А

11 Б



5

1

Инфекции, передаваемые половым пу­тем. Меры их профилактики.


11 А

11 Б



6

1

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.


11 А

11 Б



7

1

Семья в со­временном обществе. Законода­тельство о семье. Репродуктивное здоровье. Уход за младенцем.

11 А

11 Б



Раздел 4: Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 4: Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

8

1

Основные правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточ­ности и ин­сульте.

11 А

11 Б



9

1

Первая ме­дицинская помощь при ранени­ях. Правила остановки кровотечений.


11 А

11 Б



10

1

Первая ме­дицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

11 А

11 Б



11

1

Первая ме­дицинская помощь при останов­ке сердца.


11 А

11 Б



Модуль III: Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 5: Основы обороны государства.

Тема 5: Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

12

1

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.


11 А

11 Б



13

1

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.


11 А

11 Б



14

1

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Контрольная работа.

11 А

11 Б



Тема 6: Символы воинской чести.

15

1

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы.


11 А

11 Б



16

1

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.


11 А

11 Б



Тема 7: Воинская обязанность.

17

1

Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета.

11 А

11 Б




18

1

Первона­чальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.

11 А

11 Б



19

1

Организация медицинского освидетель­ствования и медицин­ского обсле­дования граж­дан при их по­становке на воинский учет. Категории годности к военной службе.

11 А

11 Б



20

1

Профессионально-психологический отбор и его предназначение.


11 А

11 Б



21

1

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.


11 А

11 Б



22

1

Обязательная подготовка граждан к военной службе.


11 А

11 Б



23

1

Добровольная подготовка граждан к военной службе.


11 А

11 Б



24.

1

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.


11 А

11 Б



Тема 8: Особенности военной службы.

25

1

Правовые основы военной службы.


11 А

11 Б



26

1

Статус военнослужащего.


11 А

11 Б



27

1

Военные аспекты международного права.


11 А

11 Б



28

1

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.


11 А

11 Б



Тема 9: Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации.

29

1

Основные виды и особенности воинской деятельности.


11 А

11 Б



30

1

Требования воинской деятельности, предъявляе­мые к мо­ральным, индивидуально-психологическим и про­фессиональ­ным качест­вам гражда­нина.

11 А

11 Б



31

1

Военнослу­жащий – подчинен­ный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников .

11 А

11 Б



Тема 11: Прохождение военной службы по призыву.

32

1

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы по призыву.


11 А

11 Б



33

1

Размещение и быт военнослужащих.


11 А

11 Б



Тема 12: Прохождение военной службы по контракту.

34

1

Особенности военной службы по контракту.

Контрольная работа.

11 А

11 Б



35

1

Альтернативная гражданская служба.

11 А

11 Б













Приложение №1


Критерий оценки качества знаний и умений по ОБЖ

(теория и практика совместно).

Отметка «5» ставится в случае:

— знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;

 — умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

— отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4»:

— знание всего изученного программного материала;

— умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

— незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3»

— знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

 — умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

 — наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»:

— знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;

— отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

—  наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 6.2. Устный ответ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

—  показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 —  умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

—  самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

—  показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

—  умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

—  не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

—  усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

—  материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

—  показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

—  допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

—  не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

—  испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

—  отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

—  обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

—  не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

—  не делает выводов и обобщений.

—  не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

—  или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

—  или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

Балл «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

Балл «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

Балл «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов

Балл «2» - соответствует работа, содержащая менее 50 % правильных ответов