«Рассмотрено» Руководитель МО __________/Гришина Т.А./ Протокол № 1 «23» августа 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________/Гришина Э.С./ «23» августа 2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №144» ________/Саидгараева Ф.А./ Приказ № 221 от «29» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Основам безопасности жизнедеятельности»
за курс 8 класса
( 8А,8Б,8В,8Г классы)
базовый уровень на 2020/21 учебный год
МБОУ «Школа №144» Советского района г. Казани
Преподаватель-организатор ОБЖ: Майсейков Евгений Александрович
1 квалификационная категория
Утверждено на заседании педагогического совета,
протокол №1 от 29 августа 2020 года
Пояснительная записка
При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Локальные акты образовательной организации:
- учебный план образовательной организации на 2020-2021 учебный год;
основная образовательная программа основного общего образования;
положение о рабочей программе учебного предмета, курса;
приказ руководителя организации об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;
- протокол ШМО о рассмотрении и согласовании рабочей программы;
* Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы;
* Авторской программы для учебника «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакций А.Т.Смирнова, Москва, 2013 год
Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет ОБЖ. Именно в 8 классе углубляется реализация главной цели изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.
Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела. Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
Целью курса является: безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Программа также предусматривает принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.
Основные задачи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Результаты освоения курса:
программа составлена исходя из следующих целей обучения в рамках ФГОС основного общего образования в основной школе:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Предметные результаты обучения включают в себя:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является УУД:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
На конец 8 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Требования к уровню подготовки учащихся:
В ходе изучения курса ученик должен знать::
правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
правила поведения на природе;
правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;
об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
государственная система обеспечения безопасности населения
уметь:
безопасного поведения на дорогах;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе учебным планом предусмотрено 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. Программа содержит 35 урочных тем. Контрольные работы – 2. Структурно курс разделен на три раздела:
I - Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
II - Чрезвычайные ситуации природного характера;
III - Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Содержание курса 8 класс
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1. Пожарная безопасность
Пожары и жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
3. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Аварии на ж/д транспорте.
6. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Организация зашиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
7. Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Ре продуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, 8 класс, под редакцией А.Т.Смирнова, 8-е издание переработанное, Москва. «Просвещение». 2018.
Дополнительные материалы:
АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2008
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005
Дубровская Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности(5-11 классы) М.: Педагогическое общество России, 2007.
Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.
Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы.: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2007
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2004г.
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 кл. М.: Дрофа, 2006
ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2006
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.
ОБЖ: Поурочные планы. 5-11кл. /авт.-сост. Г.Н.Шевченко. Волгоград: Учитель, 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.
ПоддубнаяЛ.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения. Волгоград ИД «Корифей», 2007
Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.
Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие. М.: Айрис- пресс, 2008
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008
Мультимедийные уроки по ОБЖ. 8-9 классы. www.urokicd.ru
Технические средства обучения
1. Экспозиционный экран.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор
4. Документ-камера.
5. Экранно-звуковые пособия
6. Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)
7. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
8. Презентации по темам раздела
9. Электронные тесты контроля знаний
Календарно-тематическое планирование ОБЖ 8 класс.
8 А; 8 Б; 8 В; 8 Г классы.
№ урока | Количество часов | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
Класс | План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Модуль I: Основы безопасности личности, общества и государства. (23 часа) |
Раздел 1: Основы комплексной безопасности. (16 часов) |
Тема 1: Пожарная безопасность. (3 часа) |
1 | 1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
2 | 1 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
3 | 1 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Тема 2: Безопасность на дорогах. (3 часа) |
4 | 1 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
5 | 1 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
6 | 1 | Велосипедист – водитель транспортного средства. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Тема 3: Безопасность на водоемах. (3 часа) |
7 | 1 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
8 | 1 | Безопасный отдых на водоемах. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
9 | 1 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Тема 4: Экология и безопасность. (2 часа) |
10 | 1 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
11 | 1 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Тема 5: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (5 часов) |
12 | 1 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
13 | 1 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
14 | 1 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
| | | | | |
15 | 1 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
16 | 1 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Раздел 2: Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (7 часов) |
Тема 5: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения. (4часа) |
17 | 1 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
18 | 1 | Обеспечение химической защиты населения. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
19 | 1 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
20 | 1 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Тема 6: Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа) |
21 | 1 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
22 | 1 | Эвакуация населения. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
23 | 1 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Контрольная работа. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Модуль II: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (12 часов) |
Раздел 3: Основы здорового образа жизни. (8 часов) |
Тема 7: Здоровый образ жизни и его составляющие. (8 часов) |
24 | 1 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
25 | 1 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
26 | 1 | Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
27 | 1 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
28 | 1 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
29 | 1 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
30 | 1 | Профилактика вредных привычек. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
31 | 1 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Раздел 4: Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (4 часа) |
Тема 8: Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. (4 часа) |
32 | 1 | Первая помощь пострадавшим и ее значение. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
33 | 1 | Первая помощь при отравлениях аварийно-химическими опасными веществами. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
34 | 1 | Первая помощь при травмах. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
35 | 1 | Первая помощь при утоплении. Контрольная работа. | 8 А | | |
8 Б | | |
8 В | | |
8 Г | | |
Всего часов: 35 | | | | |
Приложение №1
Критерий оценки качества знаний и умений по ОБЖ
(теория и практика совместно).
Отметка «5» ставится в случае:
— знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;
— умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
— отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4»:
— знание всего изученного программного материала;
— умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
— незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3»
— знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
— умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
— наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2»:
— знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;
— отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
— наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
6.2. Устный ответ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
— показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
— умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
— самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
— показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
— умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
— не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
— усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
— показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
— допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
— не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
— испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
— отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
— обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
— не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
— не делает выводов и обобщений.
— не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
— или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
— или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
Балл «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
Балл «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Балл «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов
Балл «2» - соответствует работа, содержащая менее 50 % правильных ответов