СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Окружающий мир" в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по окружающему миру создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены стандартом. Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе составлена на основе Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2010 г).

Программа раскрывает содержание федерального компонента Государственного начального общего образования средствами учебного предмета с целью изучения окружающего мира.


Общая характеристика курса

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.


Особенности контингента учащихся 4 класса МКОУ СОШ №11, в которой реализуется данная программа:

В классе обучается 4 человека. Базовый уровень усвоен всеми учащимися.


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1, Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.

  4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.


Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане МКОУ СОШ №11:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 4 классе – 68 ч., по учебному плану школы – 68 ч. Таким образом, учебный план образовательного учреждения предусматривает изучение окружающего мира в объёме 68 ч. – из расчёта 2 часа в неделю.


Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором», отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжиться формирование предметных результатов обучения:

- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- осваивать доступные способы изучения природы и общества;

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Раздел II. Содержание программы.

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома, Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет, Земля —планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

 Звездное небо великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.  Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество и области охраны окружающей среды.

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте: знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие   и   красота   природы   России.   Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, лона лесом, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности  людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов па карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растении различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

                                          Родной край - часть большой страны (14ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности  в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана  недр   в нашем  крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв и нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресною водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью  атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

                  Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество, Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время, представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

                     Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы   Минина   и Дмитрия   Пожарского.   Утверждение новой   царской династии   Романовых.   Освоение Сибири,   Землепроходцы.  Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия и XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы   России и XVIII в.

Россия в Х1а — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр  Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в  Первой мировой войне. Николай  Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.  Жизнь страны в 20- 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция –«Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.   Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения   России.

Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской России. Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Раздел III. Учебно – тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Земля и человечество.

10 ч

2.

Природа России.

11 ч

3.

Родной край – часть большой страны.

12 ч

4.

Страницы всемирной истории.

6 ч

5.

Страницы истории Отечества.

20 ч

6.

Современная Россия.

9 ч


Итого

68 часов



Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока


Элементы
содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата


План

Факт

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I четверть – 18 часов

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома


1

комбини-рованный



Солнце. Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли


Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете


текущий

стр.. 4–8,
вопросы «Проверь себя»





2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

1

комбини-рованный


Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли


Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать

с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели


фронталь-ный опрос


стр. 9–15, вопросы
с. 15, задания 1, 2





3

Звездное небо – великая книга
Природы

1

комбини-рованный


Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли


Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий


фронталь-ный опрос


С. 16–21,

«Проверь себя»,
написать
памятку





4

Мир глазами географа.
Глобус
и географическая карта

1

комбини-рованный


Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте


Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря


фронталь-ный опрос


С. 22–29, вопросы

«Проверь себя», задания 1, 2





5

Пояса Земли


1

Практи-ческого примене-ния знаний


Условия жизни
на Земле: свет,
тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба)

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли


фронталь-ный опрос


С. 30–34, вопросы,
задания
1, 2





6

Мир глазами историка


1

комбини-рованный


Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена



Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества


Тест

(10 мин)


С. 35–41, вопросы, задания
1, 2





7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен


1

Урок-игра

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена


Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени


фронталь-ный опрос


С. 42–46, вопросы,

задания
1, 2





8

Прошлое
и настоящее глазами
эколога

1

комбини-рованный


Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
от природы и ее состояния


Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу,
выполнение правил
поведения в природе
и участие в ее охране


Тест
(5 мин)


С. 47–53, вопросы,
с. 52 «По-
думай!»





9

Сокровища Земли под охраной человечества


1

комбини-рованный


Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира



Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

фронталь-ный опрос


С. 54–62, вопросы, задания
по выбору





10

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

1

Урок-контроля

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике

Самостоятельная
работа


Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»





Природа России (11 ч)

11

Равнины и горы России


1

экскурсия

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной
поверхности.

Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина


Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)


фронталь-ный опрос


С. 64–71, вопросы «Проверь себя», текст
«Заповедники России» прочитать




12

Моря, озера и реки России

1

комбини-рованный


Водоемы, их разнообразие, использование человеком


Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)


Тест

(10 мин)


С. 72–77,
задание 4





13

Зона арктических пустынь

1

комбини-рованный


Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой
и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь


фронталь-ный опрос


С. 78–86,

вопросы «Проверь себя»,
задание 2





14

Тундра. Природа тундры

1

комбини-рованный


Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры


фронталь-ный опрос


С. 87–97,

задания 1, 3 (по вариантам)





15

Леса России


1

Урок- игра

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
и живой природы

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов, правила
поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных леса

графичес-кий диктант


С. 98–105, задание 1





16

Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)


1

комбини-рованный


Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным


Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

провероч-ная работа

С. 106– 113,
вопросы «Проверь себя»,

составить памятку





17

Зона степей


1

комбини-рованный


Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

фронталь-ный опрос


С. 114– 122,
задания
1, 2





18

Пустыни


1

комбини-рованный


Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить
примеры представителей разных групп
растений и животных пустыни

фронталь-ный опрос


С. 122–
131,
ответы на вопросы,

задания
1, 2





II четверть – 14 часов

19 (1)

У Черного
моря


1

комбини-рованный


Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья



фронталь-ный опрос


С. 132–
140,

задания
1, 4





20 (2)

Экологическое равновесие


1

комбини-рованный


Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе


Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
правила поведения
в природе



Работа с Красной книгой родного края


С. 141–
142, под-готовить сообщение по проблеме





21 (3)

Обобщение по разделу «Природа
России». Проверочная работа.

1

Урок

контроля

Формы земной
поверхности. Разнообразие растений и животных


Уметь использовать
полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране


Тест

Тематичес-кий


Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе»




Родной край – часть большой страны (12ч)

22 (4)

Наш край


1

комбини-рованный


Наблюдение
в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города (села).

Уметь показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде


текущий

С. 146,
устный рассказ «Мой край»





23 (5)

Поверхность нашего края


1

комбини-рованный


Особенности
поверхности
(на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Уметь показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы


текущий

С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя»





24 (6)

Водоемы нашего края


1

комбини-рованный


Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)


Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки


Графичес-кий диктант


С. 154– 158, вопросы, задание 2




25 (7)

Наши подземные богатства

1

комбини-рованный


Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения


Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах

текущий

С. 159– 170, вопросы, задание 3





26 (8)

Земля-кормилица

1

комбини-рованный


Почва, ее состав


Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

текущий

С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле





27 (9)

Жизнь леса. Лес – при-
родное сообщество


1

комбини-рованный


Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)


Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

работа с Красной книгой


С. 175– 182, вопросы, задание 3





28 (10)

Жизнь луга. Луг – при-
родное сообщество


1

комбини-рованный


графичес-кий диктант


С. 182– 190, вопросы, задание 5





29 (11)

Жизнь
пресного
водоема


1

Урок- игра

текущий. фрон-тальный опрос


С. 191– 200, вопросы, задание 3





30 (12)

Растениевод-ство
в нашем крае


1

комбини-рованный


Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям


Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Тест

(10 мин)


С. 201– 207,
вопросы





31 (13)

Незаметные защитники урожая


1

комбини-рованный


Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

фрон-тальный опрос

С. 208– 213, вопросы, задание 2





32 (14)

Животновод-ство
в нашем крае

1

комбини-рованный


Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными

фрон-тальный опрос

С. 214– 222, вопросы, задание 3





III четверть – 20 часов

33 (1)

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны». Проверочная работа.

1

Урок контроля

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе


Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять
правила поведения
в природе


Тест


С. 222,
вопрос 4





Страницы всемирной истории (6 ч)

34 (2)

Начало истории человечества

1

комбини-рованный


Человек – часть
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира


Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

фрон-тальный опрос

С. 4–7,
вопросы,

задания
1–3





35 (3)

Мир древности: далекий
и близкий


1

комбини-рованный

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени


фрон-тальный опрос

С. 8–14, вопросы,

задание 2





36 (4)

Средние века: время рыцарей и замков

1

комбини-рованный

Знать историю средних веков


фрон-тальный опрос

С. 15–21, вопросы,

задания
1–3




37 (5)

Новое время: встреча
Европы
и Америки


1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

фрон-тальный опрос

С. 22–27, вопросы,

задания
1, 2




38 (6)

Новейшее время: история продолжается сегодня


1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать выдающихся людей новейшего времени


фрон-тальный опрос

С. 28–32, вопросы,

задания
1, 2




39 (7)

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1

Урок контроля

Счет лет в истории. Человек – часть природы
и член общества


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

Тест


С. 28–32, вопросы, задание 3




Страницы истории Отечества (20 ч)

40 (8)

Жизнь древних славян


1

комбини-рованный


История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

С. 34–39,

вопросы,

задания
1–4




41 (9)

Во времена Древней Руси


1

комбини-рованный


фрон-тальный опрос

С. 40–45, вопросы,

задание 2




42 (10)

Страна
городов


1

комбини-рованный


тематичес-кий

С. 46–54, вопросы, задание 2




43 (11)

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

С. 55–58, вопросы, задания





44 (12)

Трудные времена на Русской земле

1

комбини-рованный


Россия на карте
(границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры


Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать
события Куликовской
битвы

фрон-тальный опрос

С. 59–64, вопросы,

задание 2




45 (13)

Русь расправляет крылья

1

комбини-рованный


фрон-тальный опрос

С. 65–69, вопросы,

задание 2




46 (14)

Куликовская
битва

1

комбини-рованный


фрон-тальный опрос

С. 70–74, вопросы,

задания
1, 2





47 (15)

Иван Третий


1

комбини-рованный


Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества


фрон-тальный опрос

С. 75–81, вопросы,

задания
1, 2





48 (16)

Мастера печатных дел

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать
полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране


фрон-тальный опрос

С. 82–86, вопросы,

задание 2




49 (17)

Патриоты
России

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

фрон-тальный опрос

С. 87–93, вопросы





50 (18)

Петр Великий


1

комбини-рованный


Выдающиеся
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

тест

(10 мин)

С. 94–100, вопросы, задание по вари-
антам





51 (19)

Михаил
Васильевич Ломоносов

1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать историю развития образования на Руси


фрон-тальный опрос

С. 101– 104,
вопросы




52 (20)

Екатерина
Великая

1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать реформы Екатерины Великой


тематичес-кий

С. 105–
111, вопросы, задания 1, 2




IV четверть – 16 часов

53 (1)

Отечественная война 1812 года

1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

фрон-тальный опрос

С. 112– 121,
вопросы, задание 2





54 (2)

Страницы истории
XIX века

1

комбини-рованный


Россия на карте
(границы, города, места изученных исторических
событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России


фрон-тальный опрос

С. 122– 126,
вопросы, задание 2





55 (3)

Россия вступает в XX век

1

комбини-рованный


Отдельные яркие
и наиболее важные события общественной
и культурной
жизни России


Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


тематичес-кий

С. 127– 135,

вопросы,

задание 2





56 (4)

Страницы истории 20–30-х годов


1

комбини-рованный


Россия на карте
(границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России


фрон-тальный опрос

С. 136– 139,
вопросы,

задание 2





57 (5)

Великая война и Великая Победа

1

комбини-рованный


Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого
космонавта, выдающихся людей

фрон-тальный опрос

С. 140– 146,
вопросы,

задание 2





58 (6)

Страна, открывшая путь в космос


1

комбини-рованный


Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать
исторические события, пользуясь исторической картой

фрон-тальный опрос

С. 147– 152, вопросы, задание 3




59 (7)

История
вокруг нас. Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа.


1

Урок контроля

Охрана памятников истории
и культуры


Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

тест

темати-ческий


С. 150,
задание 2





Современная Россия (9 ч)

60 (8)

Основной
закон России и права человека

1

комбини-рованный


Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
(День Конституции)


Знать государственные праздники, Основной
закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

фрон-тальный опрос

С. 153– 159,
вопросы,

задание 2





61 (9)

«Дети имеют право на особую заботу
и помощь»


1

комбини-рованный


Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)


фрон-тальный опрос

С. 160– 163,
вопросы,

задание 2
(по вы-
бору)




62 (10)

Мы – граждане России


1

комбини-рованный


Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать основной закон России и права человека, название нашей
родной страны
и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

тематичес-кий.

тест
(5 мин)


С. 164– 167,
вопросы,

задания
1, 2





63 (11)

Славные символы России

1

комбини-рованный


Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна,
герба, флага


фрон-тальный опрос

С. 168– 174,
вопросы,

задание
12





64 (12)

Такие разные праздники

1

комбини-рованный


Государственные праздники (День
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Знать государственные праздники.

Уметь описывать
государственные
праздники, традиции
народов России


фрон-тальный опрос

С. 175– 179,
вопросы,

задание 2





65 (13)

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

комбини-рованный


Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

текущий

С. 180–
186,
пересказ




66 (14)

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

комбини-рованный


текущий

С. 187–
194,
пересказ




67 (15)

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1

комбини-рованный


текущий

Графичес-кий диктант

С. 194–
205,
вопросы,

задание




68 (16)

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

Урок - игра

Тест


Написать реферат на тему










Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс окружающего мира в 4 классе

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

•        название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

•        государственную символику России;

•        государственные праздники;

•        основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

•        общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

•        правила сохранения и укрепления здоровья;

•        основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

•        определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•        различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

•        различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

•        приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•        показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

•        описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•        ориентирования на местности с помощью компаса;

•        определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•        ухода за растениями (животными);

•        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

•        оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае,

родной стране.



Раздел VII. Формы организации учебного процесса

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • игровые технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • проектные методы обучения.

Раздел VIII. Формы контроля

  1. Проверочная работа – 1.

  2. Тесты – 10.

  3. Самостоятельная работа – 3.

  4. Графический диктант – 3.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.


Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.


Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя