СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы здорового питания" 3класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы здорового питания" 3класс»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового питания»

3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы здорового питания» для 1-4 классов разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

- Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего начального образования»;

- Приказа МО и Н РТ от 13.12.2010 № 10745/10 «Об организации внеурочной деятельности в 1-4 классах общеобразовательных учреждений в условиях реализации ФГОС НОО»;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;

- Положения о внеурочной деятельности;

- Авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. «Основы здорового питания»

В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.

Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.

Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.

Реализация программы «Основы здорового питания» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе,  и таким образом  осваивать  простейшие  правила сервировки,  т.е. получать  реальное практическое значение.

Обучение  строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.

Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.

Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний  об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Цель программы: 

создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания и соблюдение режима питания.

Задачи программы: 

Создание условий для:

  • ознакомления обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

  • овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

  • приобретения опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

Создание условий для формирования у обучающихся:

  • конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни;

  • способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;

  • чувства ответственности за своё здоровье.

Программа  способствует  воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Общая характеристика программы

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Основы здорового питания» является дидактическая система деятельностного метода. Суть её заключается в том, что педагог, используя систему дидактических принципов и технологию деятельностного метода, создаёт для обучающихся условия, в которых они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Основы здорового питания».

Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Особенностями программы является: 

  • интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;

  • расширение чувственного опыта и практической  деятельности школьников;

  • наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;

  • возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

         Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

Формы обучения

В программе используются разнообразные формы проведения занятий. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по экологической тематике.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;

  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;

  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;

  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.



Тематическое планирование

п/п

Раздел

Кол-во часов

Из чего состоит наша пища.

12

Питание – необходимое условие для жизни человека.

11

Полезные продукты.

4

Здоровая пища – залог здоровья.

2

Культура еды.

3


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


Из чего состоит наша пища.

1

Если хочешь быть здоров.

1

06.09

2

Из чего состоит наша пища? (Белки)

1

13.09

3

Из чего состоит наша пища? (Жиры)

1

20.09

4

Из чего состоит наша пища? (Углеводы)

1

27.09

5

Молоко и молочные продукты.

1

04.10

6

Что нужно есть в разное время года

1

11.10

7

Дары моря. Чем полезны рыбные блюда.

1

18.10

8

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

25.10

9

Где и как готовят пищу.

1

08.11

10

Какую пищу можно найти в лесу? (Ягоды)

1

15.11

11

Какую пищу можно найти в лесу? (Грибы)

1

22.11

12

Какую пищу можно найти в лесу? (Знакомство с ядовитыми грибами)

1

29.11

Питание – необходимое условие для жизни человека.

13

Самые полезные продукты

1

06.12

14

Вредные продукты.

1

13.12

15

Режим дня. Режим питания.

1

20.12

16

Раздельное питание. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин, «Разложи продукты».

1

10.01

17

Как правильно есть (гигиена питания)

1

17.01

18

Завтрак. Блюда из зерна.

1

24.01

19

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Чем полезна каша.

1

31.01

20

Обед. Составление меню. Секреты обеда.

1

07.02

21

Полдник. Значение полдника.

1

14.02

22

Пора ужинать.

1

2102

23

Проект. « Режим питания школьника».

1

28.02

Полезные продукты.

24

Плох обед, если хлеба нет

1

07.03

25

Беседа «Хлеб – всему голова»

1

14.03

26

Викторина «Печка в русских сказках».

1

21.03

27

Что такое витамины.

1

04.04

Здоровая пища – залог здоровья.

28

Где найти витамины весной. Витаминные салаты.

1

11.04

29

Меню спортсмена.

1

18.04

Культура еды.

30

Напитки. Полезные и вредные напитки.

1

25.04

31

Название кухонных приборов и посуды. Как правильно накрыть стол.

1

16.05

32

Русская еда. Традиции русской кухни. Кухня народов мира.

1

23.05