Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: формирование компетенций,
обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; - разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; - осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; | - сформировать представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; - знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. | - проявить нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; - знать о способах безопасного поведения в цифровой среде; - уметь применять их на практике; - уметь распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | - проявить интерес к различным сферам профессиональной деятельности, уметь совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт; | - сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - владеть основами медицинских знаний: владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого- социального характера; - сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны; |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | - осознать ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; - сформировать социальные навыки, включающие способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | - знать основы безопасного, конструктивного общения, - уметь различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; - уметь предупреждать опасные явления и противодействовать им; |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | - сформировать гражданскую позицию обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - осознать свои конституционные права и обязанности, уважать законы и правопорядок; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать - уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; | - сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - знать основы безопасного, конструктивного общения, уметь различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; - сформировать представления об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства, экстремизма, терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции; - сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны; - знать основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; - знать основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформировать представления о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | - уметь прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; - использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; | - сформировать представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; - сформировать представления о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знать правила безопасного поведения на транспорте, уметь применять их на практике, знать о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; - знать о способах безопасного поведения в природной среде; уметь применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформировать представления об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; - знать основы пожарной безопасности; уметь применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | - сформировать здоровый и безопасный образ жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - проявить активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью | - владеть основами медицинских знаний: владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера |
ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией | - соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности | - знать правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности. - регулировать механизмы двигателя и системы в соответствии с технологической документацией. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание |
Раздел 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе. | | 12 | ОК 01; ОК 02, ОК 04; ОК 07; ОК 08 |
Тема 1.1. В чем особенности опасностей в современной жизни человека | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие: опасность – это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям, природной среде и материальным ресурсам; опасность как система – «объект защиты – источник опасности - негативное воздействие, опасность как процесс 1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса; 2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных факторов; 4)локализация/прекращение действия негативных факторов; предметное действие: моделирование поля опасностей на примере современной молодежи; правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей) Предметное действие: моделирование спектра опасностей на примере современной жизни человека; Правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей) |
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации и их разновидности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие: чрезвычайная ситуация (ЧС) – это ситуация, сложившаяся на определенной территории под влиянием неблагоприятных факторов, в результате которой возможно причинение вреда здоровью людей и нанесение ущерба материальным объектам; Основные виды ЧС, возникающих в наше время, имеют природный или техногенный характер, т.е. их причинами становятся либо природные аномалии, либо следствия деятельности человека. Предметное действие: выявлять и описывать чрезвычайные ситуации и их разновидности; Правило действия: чтобы выявить и описать разновидности чрезвычайных ситуаций необходимо определить обстоятельства и поражающие факторы различных ЧС |
Тема 1.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02; ОК 04; ОК 06; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие: РСЧС создана для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в чрезвычайных ситуациях. История их создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основные сходства и различия |
Тема 1.4. Как обезопасить себя в различных чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 06; ОК 07 |
Практическое занятие |
Понятие: защита жизни и здоровья, способы и методы снижения уровня действия вредных и опасных факторов ЧС на человека. Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств) для защиты жизни и здоровья от опасностей в случае возникновения ЧС. Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня воздействия вредных и опасных факторов на человека от опасностей в случае возникновения ЧС, необходимо подобрать верный механизм действия в разного рода ЧС |
Тема 1.5. По выбору студентов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие: чрезвычайные ситуации Предметное действие: выявлять и описывать ЧС, которые могут произойти в окружающей среде для предупреждения и защиты от них Правило действия: Алгоритм |
Раздел 2. Здоровье и как его сохранить | | 4 | ОК 02; ОК 04; ОК 06 |
Тема 2.1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04 |
Практическое занятие |
Понятие: здоровый образ жизни – это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического). Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа жизни) для защиты жизни и здоровья от негативных факторов окружающей среды Правило действия: выбрать меры снижения уровня действия негативных факторов для здоровья от опасностей окружающей среды, необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного поведения, в т.ч. в пандемию Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных для человека заболеваний (инфекционных, психологических) |
Тема 2.2. Значение репродуктивного здоровья для населения страны | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 06 |
Практическое занятие |
Понятие: репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. Предметное действие: определение значения репродуктивного здоровья в масштабах страны. Правило действия: чтобы определить значение и описать опасности для репродуктивного здоровья отдельного человека и масштабов страны в целом, необходимо установить причины развития репродуктивных проблем. |
Раздел 3. Методы оценки риска | | 12 | ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08 |
Тема 3.1. Как измерить опасности | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба для объекта защиты; - приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе социально-экономического и научно- технического развития общество считает допустимым Предметное действие: определение осуществления риска и масштаба воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий Алгоритм расчета риска по формуле |
Тема 3.2. Как оценить риски на дорогах | Содержание учебного материала | 2 | ОК 04; ОК 07 |
Практическое занятие |
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью; Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов дорожного движения в отношении различных его участников для разработки/выбора мер по профилактике и защите Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для участника дорожного движения Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист) |
Тема 3.3. Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08 |
Практическое занятие |
Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы,гибель) Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по профилактике и защите Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков |
Тема 3.4. Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие: риск в… Предметное действие: осуществления риска воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите Правило действия: Алгоритм |
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность | | 24 | ОК 01; ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08 |
Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России | Содержание учебного материала | 4 | ОК 06; ОК 08 |
Комбинированное занятие |
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и Флота. |
Тема 4.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 03; ОК 06; ОК 08 |
Комбинированное занятие |
Понятие о видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Их состав и предназначение. |
Тема 4.3. Как стать офицером Российской армии. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01; ОК 06; ОК 08 |
Комбинированное занятие |
Понятие о офицерском составе, основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Тема 4.4. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 04; ОК 06 |
Комбинированное занятие |
Понятие патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. |
Тема 4.5 Строевая подготовка | Содержание учебного материала | 4 | ОК 04; ОК 06; ОК 08 |
Практическое занятие |
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный строй и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие в движении. |
Тема 4.6 Огневая подготовка. Порядок неполной сборки и разборки ММГ АК-74 | Содержание учебного материала | 4 | ОК 04; ОК 06; ОК 08 |
Практическое занятие |
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов автомата. Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки автомата Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем, действиях по командам руководителя стрельб. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний | | 16 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Тема 5.1. Важность своевременного оказания первой помощи. Основные правила оказания. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Комбинированное занятие |
Понятие первая помощь – это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Цель ее – устранить явления, угрожающие жизни, а также предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». |
Тема 5.2. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок оказания | Содержание учебного материала | 4 | |
Практическое занятие |
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125, Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная вентиляция легких |
Тема 5.3. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Практическое занятие |
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте. Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах, ушибах и т.д. Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах. Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте |
Тема 5.4. Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях | Содержание учебного материала | 4 | ОК 04; ОК 07 |
Практическое занятие |
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и дезинфекции. Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки. Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях |
Тема 5.5. Первая помощь в природных условиях | Содержание учебного материала | 2 | ОК 04; ОК 07 |
Практическое занятие |
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях. Способы и особенности фиксации конечностей. Способы транспортировки пострадавших. Способы согревания на открытой местности, Вынужденное автономное существование. Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище. |
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 8 | ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 07; ПК 1.3 |
Прикладной модуль: Раздел 1. Тема. Как выявить и описать опасности на рабочем месте | Содержание | 2 | |
Практическое занятие Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, по причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям вследствие воздействия опасностей. Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте. | | ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 1.3. |
Перечень примерных тем проектов/исследований: «Создание презентации/видеоролика травматизма/развития профессиональных заболеваний специалиста по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей» «Анализ картины опасностей современного общества» «Анализ источников опасностей на разных технологических этапах организации технического обслуживания и ремонта двигателей, систем и агрегатов автомобилей» | | |
Прикладной модуль: Раздел 2. Тема. Как вывить вредные факторы и заболевания развивающие на фоне их воздействия | Содержание | 2 | ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 07; ПК 1.3. |
Практическое занятие Возможные последствия вредных факторов: профессиональное заболевание. Статистические данные по заболеваемости профессиональными заболеваниями. Определение вероятности наступления болезни. | |
Перечень примерных тем проектов/исследований «Сравнительный анализ профессиональных заболеваний специалиста по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей в XX и XXI веках» «Оценить риск профессиональных заболеваний» |
Прикладной модуль: Раздел 3. Тема. Оценка рисков на рабочем месте | Содержание | 2 | ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 1.3. |
Практическое занятие Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма. Статистические данные по несчастным случаям на производстве. Определение вероятности наступления опасностей. | |
Перечень примерных тем проектов/исследований «Сравнительный анализ рисков в работе специалиста по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей в XIX, XX и XXI веках» «Оценить риск травмы на рабочем месте» |
Прикладной модуль: Раздел 4. Тема. Боевые традиции ВС РФ | Содержание | 2 | ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 1.2; ПК 2.2. |
Практическое занятие Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, посещение музея артиллерийского полка, просмотр техники военных лет, изучение документов военных лет регламентирующих безопасность движения на транспорте | |
Примерные темы проектов/исследований Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану); Составление характеристики документов регламентирующих безопасность движения на транспорте. |
Практическое занятие Тематическая экскурсия на станцию скорой помощи. С применением практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере для реанимационных действий. Выявление причин травмирования в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП. | |
Примерные темы проектов/исследований: 1. Проанализировать инструкции по технике безопасности с целью выявления видов травмирования. |
Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета | 2 | |
Всего: | 78 | |
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021 – 368 c.
2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 10-11 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021 – 253 с.
3. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2013 г.- 303 с.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2013 г.- 240 с.
1. http://www.mvd.ru сайт МВД РФ
2. http://www.mil.ru сайт Министерство обороны Российской
3. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
4. http://www.minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации
5. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
6. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
7. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
8. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
9.http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
10. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс»
11. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант»
12. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Р 1, Тема: 1.5; Р 4, Темы: 4.2; 4.5; Р 5, Тема: 5.3 Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c | - Кейс-задание; - Старт-задание; - Задание-исследование; - Задание-эксперимент; - Фронтальный опрос; - Графический диктант; - Защита алгоритма оказания первой помощи; - Защита презентаций; - Защита видеороликов; - Тестирование; - Тест-задание; - Защита работ прикладного модуля |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Р 1, Темы: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; Р 2, Темы: 2.1; 2.2; Р 3, Темы: 3.1; 3.3; 3.4; Р 4, Темы: 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; Р 6, Темы 6.1; 6.2 Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Р 5, Тема: 5.2; Р 2 П-о/c |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | Р 1, Темы: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; Р 2, Темы: 2.1; 2.2; Р 3, Темы: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; Р 4, Темы: 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; Р 5, Тема: 5.4 Р 6, Темы: 6.1; 6.2; 6.3 Р 1 П-о/c, Р 3 П-о/c |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | Р 2, Тема: 2.2; Р 5, Темы: 5.1; 5.2; 5.3; 5.4 |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Р 1, Темы: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; Р 3, Темы: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; Р 4, Темы: 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; Р 6, Темы: 6.1; 6.2; 6.3 Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | Р 3, Тема: 3.3; Р 5, Темы: 5.1; 5.2; 5.3 |
ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией | Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c |