СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОУД.07 ОБЖ с профессиональной направленностью

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: формирование компетенций,обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОУД.07 ОБЖ с профессиональной направленностью»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07 Основы безопасности жизнедеятельности

Базовый уровень




































примерной

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:

Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.


1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:


1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: формирование компетенций,

обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК



Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

- владеть навыками

учебно-исследовательской

и проектной деятельности,

навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения

практических задач, применению различных методов познания;

- владеть видами деятельности по

получению нового знания, его

интерпретации, преобразованию

и применению в различных

учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми

понятиями и методами;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу

ее решения, находить аргументы для доказательства

своих утверждений,

задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать

их достоверность, прогнозировать

изменение в новых условиях;

- давать оценку новым ситуациям, оценивать

приобретенный опыт;

- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и

нематериальных ресурсов;

- осуществлять целенаправленный поиск

переноса средств и способов действия в

профессиональную среду;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую

области

жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;


- сформировать представления о

возможных источниках опасности

в различных ситуациях (в быту,

транспорте, общественных

местах, в природной

среде, в социуме, в цифровой

среде); владение основными

способами

предупреждения опасных и

экстремальных ситуаций;

- знать порядок действий в

экстремальных и чрезвычайных

ситуациях;


ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию

и интерпретацию информации различных видов и форм

представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и

морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и

коммуникационных технологий в решении когнитивных,

коммуникативных и

организационных задач с соблюдением требований

эргономики, техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения,

правовых и этических норм,

норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты

информации, информационной безопасности

личности.

- проявить нетерпимость к

проявлениям насилия в

социальном взаимодействии;

- знать о способах безопасного поведения в цифровой среде;

- уметь применять их на практике;

- уметь распознавать опасности в

цифровой среде (в том числе криминального

характера, опасности вовлечения в

деструктивную деятельность) и

противодействовать им;


ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

- проявить интерес к различным сферам

профессиональной деятельности, уметь

совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные

жизненные планы;

- самостоятельно

осуществлять

познавательную деятельность, выявлять

проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,

собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

- делать осознанный выбор,

аргументировать его, брать ответственность за решение;

- оценивать приобретенный опыт;

- сформировать представления о

ценности безопасного поведения для

личности, общества, государства;

знание правил безопасного

поведения и способов их применения

в собственном поведении;

- владеть основами медицинских знаний:

владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать

меры профилактики

инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения

психического здоровья;

сформировать представления о

здоровом образе жизни и его роли

в сохранении психического и

физического здоровья,

негативного отношения

к вредным привычкам; знать о

необходимых действиях

при чрезвычайных ситуациях биолого-

социального характера;

- сформировать представления о

роли России в современном мире;

угрозах военного характера; роли

Вооруженных Сил Российской

Федерации в обеспечении мира; знать основы

обороны государства и воинской

службы; прав и обязанностей гражданина

в области гражданской обороны; знать

действия при сигналах гражданской обороны;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

- осознать ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и

исследовательскую

деятельность индивидуально и в группе;

- сформировать социальные

навыки, включающие

способность выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться,

проявлять интерес и разрешать конфликты;

- знать основы безопасного, конструктивного общения,

- уметь различать опасные явления в

социальном

взаимодействии, в том числе

криминального характера;

- уметь предупреждать опасные

явления и

противодействовать им;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

- сформировать гражданскую позицию обучающегося

как активного и

ответственного члена

российского общества;

- осознать свои конституционные права и

обязанности, уважать

законы и правопорядок;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным,

расовым, национальным

признакам;

- уметь взаимодействовать с социальными

институтами в соответствии с их функциями

и назначением;

- готовность к служению и защите

Отечества, ответственность за его судьбу;

- самостоятельно формулировать и

актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или

основания для сравнения, классификации и

обобщения;

- определять цели деятельности, задавать

- уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями

и назначением;

- готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

- самостоятельно

формулировать

и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или

основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность,

оценивать соответствие результатов целям,

оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при

решении жизненных проблем;

- сформировать представления о

ценности безопасного поведения

для

личности,

общества,

государства;

знание

правил

безопасного поведения и способов

их применения в собственном

поведении;

- знать основы безопасного,

конструктивного общения, уметь

различать опасные явления в

социальном взаимодействии, в

том числе

криминального характера; умение

предупреждать опасные явления

и противодействовать им;

- сформировать представления об

опасности и негативном влиянии

на жизнь личности, общества,

государства, экстремизма, терроризма; знать

роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы

вовлечения в экстремистскую и

террористическую деятельность и

противодействовать им; знать

порядок действий при объявлении

разного уровня террористической

опасности; знать порядок действий при

угрозе совершения террористического

акта; совершении террористического акта;

проведении контртеррористической операции;

- сформировать представления о

роли России в современном мире;

угрозах военного характера; роли

Вооруженных Сил Российской

Федерации в обеспечении мира; знать основы

обороны государства и воинской службы;

прав и обязанностей гражданина

в области гражданской обороны;

знать действия при сигналах

гражданской обороны;

- знать основы государственной

политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой

системы предупреждения и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;

- знать основы государственной системы,

российского законодательства, направленных

на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформировать

представления о роли государства, общества

и личности в обеспечении безопасности


ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

- уметь прогнозировать неблагоприятные

экологические последствия

предпринимаемых действий, предотвращать

их;

- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать

соответствие результатов целям;

- владеть навыками

познавательной рефлексии как осознания совершаемых

действий и мыслительных процессов, их

результатов и оснований;

- использовать приемы рефлексии для

оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно

принимать решения по их снижению;

- сформировать представления о

возможных источниках опасности

в различных ситуациях (в быту,

транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой

среде); владеть основными способами

предупреждения опасных и

экстремальных ситуаций; знать

порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

- сформировать представления о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знать

правила безопасного поведения на

транспорте, уметь применять их на практике,

знать о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

- знать о способах безопасного поведения в природной среде; уметь применять их на практике; знать порядок действий при

чрезвычайных ситуациях природного характера; сформировать представления об

экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;

- знать основы пожарной безопасности; уметь применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности

граждан в области пожарной безопасности

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

- сформировать здоровый и безопасный образ жизни, ответственного отношения к

своему здоровью;

- проявить активное неприятие вредных

привычек и иных форм причинения вреда

физическому и психическому здоровью

- владеть основами медицинских знаний:

владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры

профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения

психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о

необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера

ПК 1.3.

Проводить ремонт

различных типов

двигателей в

соответствии с

технологической

документацией

- соблюдать безопасные условия труда в

профессиональной деятельности

- знать правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной 

деятельности.

- регулировать механизмы двигателя и системы в соответствии с технологической

документацией.


































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

78

в т.ч.


Основное содержание

78

в т. ч.:

теоретическое обучение

38

практические занятия

28

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

8

в т. ч.:


практические занятия

8

Промежуточная аттестация

2



2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1.

Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.


12

ОК 01; ОК 02, ОК 04;

ОК 07; ОК 08

Тема 1.1.

В чем особенности опасностей в современной жизни человека

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие: опасность – это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям, природной среде и материальным ресурсам;

опасность как система – «объект защиты – источник опасности - негативное воздействие, опасность как процесс

1) накопления отклонений от

нормального состояния или процесса;

2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события;

3) актуализация негативных факторов;

4)локализация/прекращение действия негативных факторов; предметное действие: моделирование поля опасностей на примере современной молодежи;

правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей)


Предметное действие: моделирование спектра опасностей на примере современной жизни человека;


Правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей)

Тема 1.2.

Чрезвычайные ситуации и их разновидности


Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие: чрезвычайная ситуация (ЧС) – это ситуация, сложившаяся на определенной территории под влиянием неблагоприятных факторов, в результате которой возможно причинение вреда здоровью людей и нанесение ущерба материальным объектам;

Основные виды ЧС, возникающих в наше время, имеют природный или техногенный характер, т.е. их причинами становятся либо природные аномалии, либо следствия деятельности человека.


Предметное действие: выявлять и описывать чрезвычайные ситуации и их разновидности;


Правило действия: чтобы выявить и описать разновидности чрезвычайных ситуаций необходимо определить обстоятельства и поражающие факторы различных ЧС

Тема 1.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и

Гражданская оборона

Содержание учебного материала

4

ОК 02; ОК 04; ОК 06; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие: РСЧС создана для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в чрезвычайных ситуациях.


История их создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основные сходства и различия

Тема 1.4.

Как обезопасить себя в различных чрезвычайных ситуациях

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 06; ОК 07

Практическое занятие

Понятие: защита жизни и здоровья, способы и методы снижения уровня действия вредных и опасных факторов ЧС на человека.


Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств) для защиты жизни и здоровья от

опасностей в случае возникновения ЧС.


Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня воздействия вредных и опасных факторов на человека от опасностей в случае возникновения ЧС, необходимо подобрать верный механизм действия в разного рода ЧС

Тема 1.5. По выбору

студентов

Содержание учебного материала

2

ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие: чрезвычайные ситуации


Предметное действие: выявлять и описывать ЧС, которые могут произойти в окружающей среде для предупреждения и защиты от них


Правило действия:


Алгоритм


Раздел 2. Здоровье и как его сохранить


4

ОК 02; ОК 04; ОК 06

Тема 2.1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04

Практическое занятие

Понятие: здоровый образ жизни – это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).


Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа жизни) для защиты жизни и здоровья от негативных факторов окружающей среды


Правило действия: выбрать меры снижения уровня действия негативных факторов для здоровья от опасностей окружающей среды, необходимо подобрать согласно гигиеническим

нормам/требованиям оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного

поведения, в т.ч. в пандемию


Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных для человека заболеваний (инфекционных, психологических)

Тема 2.2. Значение репродуктивного здоровья для населения страны

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 06

Практическое занятие

Понятие: репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов.


Предметное действие: определение значения репродуктивного здоровья в масштабах страны.


Правило действия: чтобы определить значение и описать опасности для репродуктивного здоровья отдельного человека и масштабов страны в целом, необходимо установить причины развития репродуктивных проблем.

Раздел 3.

Методы оценки риска


12

ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08

Тема 3.1. Как измерить опасности

Содержание учебного материала

4

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие: риск – это количественная мера опасности,

сочетание 1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба для объекта защиты; - приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе социально-экономического и научно- технического развития общество считает допустимым


Предметное действие: определение осуществления риска и масштаба воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите


Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий


Алгоритм расчета риска по формуле

Тема 3.2. Как оценить риски на дорогах

Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие

Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для участника дорожного движения,

сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью;


Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по формуле) и масштаба

последствий воздействия опасных факторов дорожного движения в отношении различных его участников для разработки/выбора мер по профилактике и защите


Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для участника дорожного движения


Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)


Тема 3.3. Как оценить риски для здоровья в

подростковом

возрасте

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08

Практическое занятие

Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы,гибель)


Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по профилактике и защите


Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного

события и определить тяжесть его последствий


Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков


Тема 3.4. Как оценить риск реализации

ситуации, актуальной

для обучающихся

Содержание учебного материала

4

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие: риск в…


Предметное действие: осуществления риска воздействия вредных и опасных факторов среды для

разработки/выбора мер по профилактике и защите


Правило действия:


Алгоритм

Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность


24

ОК 01; ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08

Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

4

ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие

Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей страны.

Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и Флота.

Тема 4.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Содержание учебного материала

4

ОК 03; ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие

Понятие о видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Их состав и предназначение.

Тема 4.3. Как стать офицером Российской армии.

Содержание учебного материала

4

ОК 01;

ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие

Понятие о офицерском составе, основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 4.4. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Содержание учебного материала

4

ОК 04; ОК 06

Комбинированное занятие

Понятие патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Тема 4.5 Строевая

подготовка


Содержание учебного материала

4

ОК 04; ОК 06; ОК 08

Практическое занятие

Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания подразделений.

Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный строй и обратно. Движение

строевым шагом. Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие в движении.

Тема 4.6

Огневая

подготовка. Порядок

неполной сборки и

разборки ММГ АК-74

Содержание учебного материала

4

ОК 04; ОК 06; ОК 08

Практическое занятие

Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов автомата.

Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки автомата

Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем, действиях по командам руководителя стрельб.

Раздел 5. Основы медицинских знаний


16

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Тема 5.1. Важность своевременного оказания первой помощи. Основные правила оказания.

Содержание учебного материала

4

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Комбинированное занятие

Понятие первая помощь – это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Цель ее – устранить явления, угрожающие жизни, а также предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Тема 5.2.

Первая помощь

при неотложных

состояниях: закон и

порядок оказания

Содержание учебного материала

4


Практическое занятие

Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125, Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях


Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная вентиляция легких

Тема 5.3. Алгоритм

помощи

пострадавшим при

ДТП и ЧС

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Практическое занятие

Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.

Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах, ушибах и т.д.


Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.


Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте


Тема 5.4. Алгоритм

помощи при кровотечениях

и ранениях

Содержание учебного материала

4

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие

Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и дезинфекции.

Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.

Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях

Тема 5.5. Первая помощь в природных условиях

Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие

Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.

Способы и особенности фиксации конечностей.

Способы транспортировки пострадавших.

Способы согревания на открытой местности,

Вынужденное автономное существование.

Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.

*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

8

ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 07; ПК 1.3

Прикладной модуль:

Раздел 1.

Тема. Как выявить и описать опасности на рабочем месте

Содержание

2


Практическое занятие

Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, по причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям вследствие воздействия опасностей. Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте.


ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 1.3.

Перечень примерных тем проектов/исследований:

«Создание презентации/видеоролика травматизма/развития профессиональных заболеваний специалиста по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

«Анализ картины опасностей современного общества»

«Анализ источников опасностей на разных технологических этапах организации технического обслуживания и ремонта двигателей, систем и агрегатов автомобилей»



Прикладной

модуль:

Раздел 2.

Тема. Как вывить вредные факторы и заболевания развивающие на фоне их воздействия


Содержание

2

ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 07; ПК 1.3.

Практическое занятие

Возможные последствия вредных факторов: профессиональное заболевание.

Статистические данные по заболеваемости профессиональными заболеваниями. Определение вероятности наступления болезни.


Перечень примерных тем проектов/исследований

«Сравнительный анализ профессиональных заболеваний специалиста по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей в XX и XXI веках»

«Оценить риск профессиональных заболеваний»

Прикладной

модуль:

Раздел 3.

Тема. Оценка рисков на рабочем месте





Содержание

2

ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 1.3.

Практическое занятие

Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма.

Статистические данные по несчастным случаям на производстве. Определение вероятности наступления опасностей.


Перечень примерных тем проектов/исследований

«Сравнительный анализ рисков в работе специалиста по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей в XIX,

XX и XXI веках»

«Оценить риск травмы на рабочем месте»

Прикладной

модуль:

Раздел 4.

Тема. Боевые традиции ВС РФ

Содержание

2

ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07; ПК 1.2; ПК 2.2.

Практическое занятие

Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, посещение музея артиллерийского полка, просмотр техники военных лет, изучение документов военных лет регламентирующих безопасность движения на транспорте


Примерные темы проектов/исследований

Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану); Составление характеристики документов регламентирующих безопасность движения на транспорте.

Практическое занятие

Тематическая экскурсия на станцию скорой помощи. С применением практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере для реанимационных действий.

Выявление причин травмирования в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП.


Примерные темы проектов/исследований:

1. Проанализировать инструкции по технике безопасности с целью выявления видов травмирования.


Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета

2


Всего:

78



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет ««Основы безопасность жизнедеятельности»», оснащенный оборудованием: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.); тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.; имитаторы ранений и поражений; образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; противоожоговый комплект; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки; техническими средствами обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска; Выход в локальную сеть.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021 – 368 c.

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 10-11 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021 – 253 с.

3. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2013 г.- 303 с.

3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2013 г.- 240 с.


3.2.2. Электронные издания

1. http://www.mvd.ru сайт МВД РФ

2. http://www.mil.ru сайт Министерство обороны Российской

Федерации

3. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

4. http://www.minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации

5. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания

6. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь

7. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности

8. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях

9.http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

10. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс»

11. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант»

12. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»


3.2.3. Дополнительные источники

  1. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021 – 414 с.

  2. Ким С.В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2022 – 400 с.

  3. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева M.B., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). 10 класс / Под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.: АСТ. 2019 – 268 с.

  4. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021 – 416 с.

  5. Экстренная допсихологическая помощь: практическое пособие Оказание первой помощи пострадавшим: памятка ГУМЧС России



Программное обеспечение

  1. Операционная система Microsoft Windows 10

  2. Интернет браузер Google Chrome (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);

  3. K-Lite Codec Pack – универсальный набор кодеков (кодировщиков-декодировщиков) и утилит для просмотра и обработки аудио- и видеофайлов (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);

  4. Foxit Reader – прикладное программное обеспечение для просмотра электронных документов в стандарте PDF (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно).





















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.



Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Р 1, Тема: 1.5;

Р 4, Темы: 4.2; 4.5;

Р 5, Тема: 5.3



Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c

- Кейс-задание;

- Старт-задание;

- Задание-исследование;

- Задание-эксперимент;

- Фронтальный опрос;

- Графический диктант;

- Защита алгоритма оказания первой помощи;

- Защита презентаций;

- Защита видеороликов;

- Тестирование;

- Тест-задание;

- Защита работ прикладного модуля


ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 1, Темы: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5;

Р 2, Темы: 2.1; 2.2;

Р 3, Темы: 3.1; 3.3; 3.4;

Р 4, Темы: 4.2; 4.3; 4.4; 4.5;

Р 6, Темы 6.1; 6.2


Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Р 5, Тема: 5.2;


Р 2 П-о/c

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Р 1, Темы: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5;

Р 2, Темы: 2.1; 2.2;

Р 3, Темы: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4;

Р 4, Темы: 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5;

Р 5, Тема: 5.4

Р 6, Темы: 6.1; 6.2; 6.3


Р 1 П-о/c, Р 3 П-о/c

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Р 2, Тема: 2.2;

Р 5, Темы: 5.1; 5.2; 5.3; 5.4



ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Р 1, Темы: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5;

Р 3, Темы: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4;

Р 4, Темы: 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5;

Р 6, Темы: 6.1; 6.2; 6.3


Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Р 3, Тема: 3.3;

Р 5, Темы: 5.1; 5.2; 5.3


ПК 1.3.

Проводить ремонт

различных типов

двигателей в

соответствии с

технологической

документацией


Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р 4 П-о/c