Планируемые результаты
изучения учебного предмета алгебра.
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Алгебраические выражения
Обучающийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
Обучающийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Обучающийся научится:
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Обучающийся получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык, для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Обучающийся получит возможность:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса;
Элементы прикладной математики
Обучающийся научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Обучающийся получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Обучающийся получит возможность:
овладеть разнообразными приёмами доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
Числовые множества
Обучающийся научится:
понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Обучающийся получит возможность:
развивать представление о множествах;
развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Функции
Обучающийся научится:
понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык, для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Обучающийся получит возможность:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса.
С
одержание программы
Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значение переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Свойства квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на множители.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Линейная функция, её свойства и графики.
Элементы прикладной математики
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Формула сложных процентов. Приближённые вычисления.
Алгебра в историческом развитии
Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль – Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. Н.И. Лобачевский. В.Я. Буняковский. А.Н. Колмогоров. Ф. Виет. П. Ферма. Р. Декарт.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Кол-во часов в авторской программе |
1 | Линейное уравнение с одной переменной | 15 | 17 |
2 | Целые выражения | 65 | 68 |
3 | Функции | 16 | 18 |
4 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 23 | 25 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 17 | 12 |
| Итого за год | 136 | 140 |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Разделы, темы | Даты проведения (план) | Дата по факту | Корректи-ровка |
| I триместр (I модуль) | | | |
| Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной | | | |
1 | ИТБ. Введение в алгебру | 01.09-02.09 | | |
2 | Введение в алгебру | 01.09-02.09 | | |
3 | Линейное уравнение с одной переменной | 05.09-09.09 | | |
4 | Линейное уравнение с одной переменной | 05.09-09.09 | | |
5 | Линейное уравнение с одной переменной | 05.09-09.09 | | |
6 | Линейное уравнение с одной переменной | 05.09-09.09 | | |
7 | Линейное уравнение с одной переменной | 12.09-16.09 | | |
8 | Решение задач с помощью уравнений | 12.09-16.09 | | |
9 | Решение задач с помощью уравнений | 12.09-16.09 | | |
10 | Решение задач с помощью уравнений | 12.09-16.09 | | |
11 | Решение задач с помощью уравнений | 19.09-23.09 | | |
12 | Решение задач с помощью уравнений | 19.09-23.09 | | |
13 | Решение задач с помощью уравнений | 19.09-23.09 | | |
14 | Повторение и систематизация учебного материала | 19.09-23.09 | | |
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Линейное уравнение с одной переменной» | 26.09-30.09 | | |
| Глава 2. Целые выражения | | | |
16 | Работа над ошибками. Тождественно равные выражения. Тождества | 26.09-30.09 | | |
17 | Тождественно равные выражения. Тождества | 26.09-30.09 | | |
18 | Степень с натуральным показателем | 26.09-30.09 | | |
19 | Степень с натуральным показателем | 03.10-07.10 | | |
20 | Степень с натуральным показателем | 03.10-07.10 | | |
21 | Свойства степени с натуральным показателем | 03.10-07.10 | | |
22 | Свойства степени с натуральным показателем | 03.10-07.10 | | |
| I триместр (II модуль) | | | |
23 | Свойства степени с натуральным показателем | 17.10-21.10 | | |
24 | Свойства степени с натуральным показателем | 17.10-21.10 | | |
25 | Одночлены | 17.10-21.10 | | |
26 | Одночлены | 17.10-21.10 | | |
27 | Одночлены | 24.10-28.10 | | |
28 | Многочлены | 24.10-28.10 | | |
29 | Многочлены | 24.10-28.10 | | |
30 | Сложение и вычитание многочленов | 24.10-28.10 | | |
31 | Сложение и вычитание многочленов | 31.10-04.11 | | |
32 | Сложение и вычитание многочленов | 31.10-04.11 | | |
33 | Сложение и вычитание многочленов | 31.10-04.11 | | |
34 | Сложение и вычитание многочленов | 31.10-04.11 | | |
35 | Контрольная работа №2 по теме: «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов» | 07.11-11.11 | | |
36 | Работа над ошибками. Умножение одночлена на многочлен | 07.11-11.11 | | |
37 | Умножение одночлена на многочлен | 07.11-11.11 | | |
38 | Умножение одночлена на многочлен | 07.11-11.11 | | |
39 | Умножение одночлена на многочлен | 14.11-18.11 | | |
40 | Умножение многочлена на многочлен | 14.11-18.11 | | |
41 | Умножение многочлена на многочлен | 14.11-18.11 | | |
42 | Умножение многочлена на многочлен | 14.11-18.11 | | |
| II триместр (III модуль) | | | |
43 | Умножение многочлена на многочлен | 28.11-02.12 | | |
44 | Умножение многочлена на многочлен | 28.11-02.12 | | |
45 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 28.11-02.12 | | |
46 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 28.11-02.12 | | |
47 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 05.12-09.12 | | |
48 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 05.12-09.12 | | |
49 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 05.12-09.12 | | |
50 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 05.12-09.12 | | |
51 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 12.12-16.12 | | |
52 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 12.12-16.12 | | |
53 | Контрольная работа №3 по теме: «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители» | 12.12-16.12 | | |
54 | Работа над ошибками. Произведение разности и суммы двух выражений | 12.12-16.12 | | |
55 | Произведение разности и суммы двух выражений | 19.12-23.12 | | |
56 | Произведение разности и суммы двух выражений | 19.12-23.12 | | |
57 | Произведение разности и суммы двух выражений | 19.12-23.12 | | |
58 | Разность квадратов двух выражений | 19.12-23.12 | | |
59 | Разность квадратов двух выражений | 26.12-30.12 | | |
60 | Разность квадратов двух выражений | 26.12-30.12 | | |
61 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 26.12-30.12 | | |
62 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 26.12-30.12 | | |
| II триместр (IV модуль) | | | |
63 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 09.01-13.01 | | |
64 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 09.01-13.01 | | |
65 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 09.01-13.01 | | |
66 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 09.01-13.01 | | |
67 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 16.01-20.01 | | |
68 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 16.01-20.01 | | |
69 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 16.01-20.01 | | |
70 | Контрольная работа №4 по теме: «Формулы сокращенного умножения» | 16.01-20.01 | | |
71 | Работа над ошибками. Сумма и разность кубов двух выражений | 23.01-27.01 | | |
72 | Сумма и разность кубов двух выражений | 23.01-27.01 | | |
73 | Сумма и разность кубов двух выражений | 23.01-27.01 | | |
74 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 23.01-27.01 | | |
75 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 30.01-03.02 | | |
76 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 30.01-03.02 | | |
77 | Применение различных способов разложения многочлена на множители. | 30.01-03.02 | | |
78 | Применение различных способов разложения многочлена на множители. Повторение и систематизация учебного материала | 30.01-03.02 | | |
79 | Повторение и систематизация учебного материала | 06.02-10.02 | | |
80 | Контрольная работа №5 по теме: «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители» | 06.02-10.02 | | |
| Глава 3. Функции | | | |
81 | Связи между величинами. Функция | 06.02-10.02 | | |
82 | Связи между величинами. Функция | 06.02-10.02 | | |
83 | Связи между величинами. Функция | 13.02-17.02 | | |
84 | Способы задания функции | 13.02-17.02 | | |
85 | Способы задания функции | 13.02-17.02 | | |
86 | Способы задания функции | 13.02-17.02 | | |
| III триместр (V модуль) | | | |
87 | График функции | 27.02-03.03 | | |
88 | График функции | 27.02-03.03 | | |
89 | График функции | 27.02-03.03 | | |
90 | Линейная функция, её графики свойства | 27.02-03.03 | | |
91 | Линейная функция, её графики свойства | 06.03-10.03 | | |
92 | Линейная функция, её графики свойства | 06.03-10.03 | | |
93 | Линейная функция, её графики свойства | 06.03-10.03 | | |
94 | Линейная функция, её графики свойства | 06.03-10.03 | | |
95 | Повторение и систематизация учебного материала | 13.03-17.03 | | |
96 | Контрольная работа № 6 по теме «Функции» | 13.03-17.03 | | |
| Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными | | | |
97 | Уравнения с двумя переменными | 13.03-17.03 | | |
98 | Уравнения с двумя переменными | 13.03-17.03 | | |
99 | Уравнения с двумя переменными | 20.03-24.03 | | |
100 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 20.03-24.03 | | |
101 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 20.03-24.03 | | |
102 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 20.03-24.03 | | |
103 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 27.03-31.03 | | |
104 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 27.03-31.03 | | |
105 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 27.03-31.03 | | |
106 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 27.03-31.03 | | |
| III триместр (VI модуль) | | | |
107 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 10.04-14.04 | | |
108 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 10.04-14.04 | | |
109 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 10.04-14.04 | | |
110 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 10.04-14.04 | | |
111 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 17.04-21.04 | | |
112 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 17.04-21.04 | | |
113 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 17.04-21.04 | | |
114 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 17.04-21.04 | | |
115 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 24.04-28.05 | | |
116 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 24.04-28.05 | | |
117 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 24.04-28.05 | | |
118 | Повторение и систематизация учебного материала | 24.04-28.05 | | |
119 | Контрольная работа №7 по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | 01.05-05.05 | | |
| Повторение и систематизация учебного материала | | | |
120 | Работа над ошибками. Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 01.05-05.05 | | |
121 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 01.05-05.05 | | |
122 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 01.05-05.05 | | |
123 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 08.05-12.05 | | |
124 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 08.05-12.05 | | |
125 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 08.05-12.05 | | |
126 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 08.05-12.05 | | |
127 | Итоговая контрольная №8 работа «Обобщение и систематизация знаний учащихся» | 15.05-19.05 | | |
128 | Работа над ошибками. Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 15.05-19.05 | | |
129 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 15.05-19.05 | | |
130 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 15.05-19.05 | | |
131 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 22.05-26.05 | | |
132 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 22.05-26.05 | | |
133 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 22.05-26.05 | | |
134 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 22.05-26.05 | | |
135 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 29.05-31.05 | | |
136 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса | 29.05-31.05 | | |
| Итого за год | 136ч | | |
| Контрольных работ | 8 | | |