МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ «СОУОР»
___________ Быстров Н. А.
«_____»____________ 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.13 Астрономия
по специальности
49.02.01 «Физическая культура» углубленный уровень подготовки
код и наименование
Саратов 2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования и предназначена для специальности 49.02.01 Физическая культура, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 49.00.00 Физическая культура и спорт.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» (далее ГБПОУ «СОУОР»).
Разработчики:
Дудинская Марина Львовна, преподаватель
Кайдаш Юлия Александровна, методист
Рекомендована методическим советом ГБПОУ «СОУОР» для использования в учебном процессе (протокол №__ от «__»____________2019 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Астрономия»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 49.00.00 Физическая культура и спорт.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в сфере физической культуры и спорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина включена в цикл общеобразовательных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели учебной дисциплины:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задачи учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
-приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико – химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
а) понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
б) оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях.
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические работы | 19 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 10 |
внеаудиторная самостоятельная работа: | 9 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Содержание учебной дисциплины «Астрономия» и ее задачи при освоении специальности СПО. Связь с другими учебными дисциплинами | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка сообщения «Астрономия – древнейшая из наук» | 1 | |
Раздел 1. История развития астрономии | | 9 |
Тема 1.1. Астрономия в древности. Звездное небо. | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Предмет астрономии. Изменение вида звездного неба в течение года. Звездное небо. Блеск светил. | 4 | 2 |
2 | Изменение вида звездного неба в течение суток. Способы определения географической широты. Основы измерения времени | 2 |
Практическая работа | 4 | |
1 | Изменение звездного неба в течение суток |
2 | Ознакомление с инструментами оптической (наблюдательной) Астрономии |
Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка реферата: «История календаря» | 1 |
Раздел 2. Строение солнечной системы | | 10 |
Тема 2.1. Строение солнечной системы | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе. | 4 | 2 |
2 | Законы Кеплера - законы движения небесных тел, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. | 2 |
Практическая работа | 4 | |
3 | Природа Луны. |
4 | Планеты земной группы |
Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка презентации «Современные обсерватории» | 2 |
Раздел 3. Физическая природа тел солнечной системы | | 10 | |
Тема 3.1. Физическая природа тел солнечной системы | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Планеты Система "Земля - Луна". Природа Луны земной группы | 4 | 2 |
2 | Планеты-гиганты. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. | 2 |
Практическая работа | 4 | |
5 | Планеты – Гиганты (выступления с сообщениями) |
6 | Малые тела Солнечной системы (выступления с сообщениями) |
Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка реферата «История происхождения названий ярчайших объектов неба» | 2 |
Раздел 4. Солнце и звезды | | 11 |
Тема 4.1.Солнце и звезды | Содержание учебного материала | 11 |
1 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды. | 2 | 22 |
Практическая работа | 7 | |
7 | Солнце – ближайшая звезда (выступления с сообщениями) |
8 | Наша Галактика – Млечный путь (выступления с сообщениями) |
9 | Поиски жизни на других планетах. Человечество заявляет о себе (выступления с сообщениями) |
10 | Решение проблемных заданий | |
Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка презентации «Античные представления философов о строении мира» | 2 |
Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной | | 5 | |
Тема 5.1. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Наша Галактика. Другие галактики. Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд. | 4 | 2 |
2 | Происхождение планет. | 2 |
Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка презентации «Самые высокие горы планет земной группы» | 1 | |
Проектная деятельность | Содержание | 10 |
| Исследовательская деятельность - проведение исследования по выбранной тематике, фиксация результатов, составление отчета; реферативная деятельность – анализ литературы в соответствии с темой, разработка реферата; моделирование – разработка модели, лабораторного стенда или макета с описанием действия и применения, составление отчета | |
Примерная тематика проектов: 1. Полярные сияния. 2. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной. 3. Экзопланеты. 4. Правда и вымысел: белые и серые дыры. 5. История открытия и изучения черных дыр. 6. Методы поиска экзопланет. 7. История радиопосланий землян другим цивилизациям. 8. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций. 9. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно. 10. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность. | |
Всего: | 58 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов/В.М.Чаругин.- М.: Просвещение, 2018.
Дополнительные источники:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К.Страут –М.: Дрофа, 2017
2. Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
3. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).
4. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.
5. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.
Интернет ресурсы:
1. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu. su/EAAS
2. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
3. Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.ru
4. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. izmiran.ru
5. Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. be
6. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров. Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
7. Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews.ru/
8. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
9. Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet.ru
10. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
11. Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
http://www.gomulina.orc.ru/
http://www.myastronomy.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико – химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: а) понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; б) оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях. | -защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - проверка практических заданий: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - наблюдение за ростом творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - анализ проблемных ситуаций и ситуационных задач. - наблюдение за ростом творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся. |
Знания: | |
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы, основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики. | -проверка заданий по работе с информацией, документами, литературой; -проверка практических заданий; -оценка и анализ результатов тестирования; -защита докладов, рефератов, презентаций, проекта; -защита докладов, рефератов, презентаций, проекта. |
Преподаватель: __________________________/_____________________/
Методист: ________________________/_____________________/
ОДОБРЕНА цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол №_____ от « » __________________ 2019г. Председатель цикловой комиссии _______________ / ________________ | |
7