Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа № 1»
МО «Кабанский район»
Республики Бурятия
Утверждаю:__________________
Директор школы С.Л. Буянова
___________________201___г
Приказ №___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по байкаловедению
для 5-7 классов
Разработал:
Буянова Светлана Леонидовна
учитель байкаловедения
первой квалификационной категории
Рассмотрено МК «______»
Протокол №_____от________________20____г.
Согласовано на МС школы
Зам.директора по УВР/НМР «_____» _________20_____г.
пгт. Селенгинск, 20_____г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
с уставом организации, осуществляющую образовательную деятельность МАОУ «Селенгинская СОШ №1».
учебным планом МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»;
Программа даёт возможность сформировать у учащихсякомплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и методах гармонизации отношений «человек-природа». Программа направлена на усиление эмоционального восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению. Формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Задачи программы:
- формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озераБайкал;
- формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
3.2.3. Содержание тем учебного курса
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Бурятии является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учётом региональных особенностей введён спецкурс «Байкаловедение» в качестве регионального компонента. Программа даёт возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности человека и о методах гармонизации отношений «природа-человек» на берегах озера. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы
Программа построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Биология, «География» с 1 по 7 класс. Значительное место в программе отведено практическим работам, которые позволяют закрепить теоритические знания. Программа для 5,6,7 класса «Байкаловедение» предусматривает обучение в объёме 1 ч. в неделю (34 ч)
1.содержание тем учебного курса(5класс)
Введение – 2 часа
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.
Происхождение Байкала – 1 час
Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.
Практическая работа № 1 Тема: Землетрясения.
География Байкала – 5 часов
Особенности географического положения озера Байкал. Топонимика Притоки, 5 самых крупных притока. Родственники озера байкал
Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал.
Климат и погода на Байкале 3 часа
Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.
Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.
Практическая работа № 1. Тема: Климат озера Байкал.
Практическая работа № 2. Тема: Ветры Байкала
.Исследования озера Байкал – 5 часов
История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.
Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.
Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.
Практическая работа № 9 Тема: Методы исследования Байкала.
Воды Байкала – 6 часов
Водный баланс и водообмен озера Байкал. Уникальные химические характеристики байкальской воды.
Температурный режим байкальских вод. Тепловой режим и жизнь в Байкале.
Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения
Ледовый режим. (Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щел), торосы, полыньи, сокуи и др.)
Практическая работа № 1. Тема: Свойства байкальской воды.
Практическая работа № 2. Тема: Температурный режим байкальских вод.
Практическая работа № 3. Тема: Течения Байкала.
Исследования озера Байкал – 6 часов
История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.
Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.
Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.
Практическая работа № 9 Тема: Методы исследования Байкала.
Жизнь на байкальских берегах – 12 часов
Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота. Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана редких, исчезающих и эндемичных растений и животных. Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Сходство и различие растительного и животного мира. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Особенности растительного и животного мира заповедников и их охраны. Памятники природы на побережье Байкала.
Практическая работа № 1. Вертикальная поясность Прибайкалья.
Практическая работа № 2. Альпийский пояс.
Практическая работа № 3. Горные леса. Сравнение растительного и
животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.
Практическая работа № 4. Степи.
Практическая работа № 5. Болота.
Практическая работа № 6. Птицы Байкала.
2.содержание тем учебного курса (6 класс)
Жизнь в озере Байкал - 22 часа
Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.
Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Донные водоросли, поясность и сезонность развития донных водорослей. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности.
Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Особенности развития фитопланктона в разные сезоны года и в разные годы. Роль фитопланктона в пищевых отношениях.
Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Пищевое поведение, сезонное развитие.
Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание. Размножение.
Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Строение, жизнедеятельность, роль в самоочищении Байкала.
Гаммариды. Разнообразие. Представители, особенности биологии развития и поведения.
Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения и жизнедеятельности.
Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение Питание, особенности поведения.
Водные насекомые. Хирономиды, ручейники. Особенности строения, развития. Роль в пищевых отношениях обитателей Байкала.
Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы.
Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях.
Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы.
Зоны жизни. Байкальские сообщества. Роль прибрежной зоны в жизнедеятельности обитателей Байкала. Пищевые связи. Роль живых организмов, обитающих в Байкале, в круговороте органического вещества.
Практическая работа № 1. Высшие водные растения и водоросли Байкал.
Практическая работа № 2. Байкальские губки.
Практическая работа № 3. Моллюски.
Практическая работа № 4. Гаммариды.
Практическая работа № 5. Зоопланктон.
Практическая работа № 6. Байкальские черви (турбеллярии, олигохеты,
полихеты).
Практическая работа № 7. Рыбы Байкала.
Практическая работа № 8. Нерпа.
Особо охраняемые природные территории – 4 часа
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана редких, исчезающих и эндемичных растений и животных. Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Сходство и различие растительного и животного мира. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Особенности растительного и животного мира заповедников и их охраны. Памятники природы на побережье Байкала.
Происхождение Байкала – 4 часа
Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения. Образование залива ПРОВАЛ
Современное геологическое строение Байкальской котловины. Рельеф дна.
Практическая работа № 1. Тема: Землетрясения.
Практическая работа № 2. Тема: Полезные ископаемые.
Воды Байкала – 4 часа
Свойства байкальской воды. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.
Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.
Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.
Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.
Практическая работа № 1. Тема: Свойства байкальской воды.
Практическая работа № 2. Тема: Температурный режим байкальских вод.
Практическая работа № 3. Тема: Течения Байкала.
3.содержание тем учебного курса (7 класс)
Байкал Участок Мирового Наследия ЮНЕСКО- 4 часа
Человек на Байкале – 30 часов
Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.
Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы. Строительство острогов. Взаимодействие с местными жителями.
Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм.
Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Точечные и распределенные источники загрязнений. Виды загрязнителей. Химические, биологические, тепловые загрязнения.
Российские законы по охране окружающей среды. Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Общественное движение по охране окружающей среды. Правила поведения на природе.
Влияние человека на озеро Байкал. Источники загрязнения Байкала. Сравнение уровня загрязнения Байкала и озера Мичиган в США.
Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка.
Влияние туристов и отдыхающих на озеро Байкал. Классификация отходов. Влияние отходов. Количество отходов. Правила поведения на Байкале.
Государственная система охраны озера. Закон об охране озера Байкал. История его создания. Зонирование территории вокруг Байкала. Виды деятельности, запрещенные в «центральной экологической зоне».
Что такое «устойчивое развитие». Как человек нарушает устойчивое развитие. Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале.
Практическая работа № 1. Экологические проблемы и пути их решения на Байкале.
Практическая работа № 2. Влияние туризма на Байкале.
Практическая работа № 3. Устойчивое развитие.
Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал
Цель работы: Научиться находить на физической карте, глобусе озеро Байкал и отмечать на контурной карте его расположение, береговую линию, мысы, острова, полуострова, горное окружение.
Оборудование: Физическая карта России, контурные карты озера Байкал, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Найти на физической карте России озеро Байкал.
2. Отметить границы озера на контурной карте.
3. Найти на физической карте озеро и подписать на контурной карте заливы, соры, бухты.
4. Отметить на контурной карте острова и подписать названия островов.
5. Пользуясь цветными карандашами отметить ландшафтное разнообразие побережья озера: горы, степи, луга, озёра, реки, мысы, острова, полуострова,
6. Заполнить таблицу:
Объект | Географическое положение | Происхождение названия |
7. Сделать вывод: что вы узнали нового и чему научились при выполнении практической работы.
Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал
Цель работы:
Научиться объяснять морской тип климата на побережье Байкала.
Оборудование: Климатическая карта России, физическая карта России, контурные карты озера Байкал.
Ход работы:
1. На климатической карте России найти озеро Байкал и по условным обозначениям определить среднемесячную температуру, годовое количество осадков, направление ветров в северной, средней и южной частях озера.
2. Данные климатической карты нанести на контурную карту Байкала.
3. Объяснить, почему на Байкале выпадает небольшое количество осадков.
4. Объяснить, каковы основные причины образования туманов на озере. Как туманы влияют на хозяйственную деятельность человека.
5. На контурную карту Байкала нанести места наибольшего возникновения туманов:
а) Район Горячинска;
б) мыс Покойники;
в) мыс Котельниковский;
г) Ушканьи острова;
д) Усть-Баргузин;
е) Нижнеангарск;
ж) исток Ангары;
6. Сделать вывод, какие природные особенности определяют признаки климата морского типа на озере Байкал.
Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкал
Цель работы: Познакомиться с характеристикой ветров, дующих на Байкале.
Оборудование: Контурные карты озера, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Указать на контурной карте ветра, дующие с берегов, и подписать их названия.
2. Указать на контурной карте ветра, дующие с озера и подписать их названия.
3. Заполнить таблицу:
Название ветра | Направление ветра | Скорость | Погодные особенности |
4. Сделать вывод, какие ветра более характерны для Байкала.
Практическая работа № 4. Тема: Полезные ископаемые
Цель: Научиться различать основные минералы Прибайкалья.
Оборудование: Набор минералов Прибайкалья. Контурная карта, карта полезных ископаемых Прибайкалья.
Ход работ:
1. Познакомиться с минералами Прибайкалья, научиться их различать.
2. Ознакомиться с залеганием полезных ископаемых в Прибайкалье.
3. Нанести на контурную карту места залегания полезных ископаемых в Прибайкалье.
4. Сделать вывод, чему новому научились при выполнении работы.
Практическая работа № 5. Тема: Землетрясения
Цель работы: Определить эпицентры землетрясений и возможные последствия для человека, Байкала.
Оборудование: Таблица с указанием местных землетрясений, их силы и эпицентров.
Ход работы:
1. Определить по данным таблицы и контурным картам эпицентры землетрясений.
2. Определить наиболее характерную территорию землетрясений в районе Байкала.
3. Предположить возможные последствия землетрясений для Байкала.
4. Действия человека во время землетрясения (Деловая игра: действия класса на сигнал о землетрясении).
Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды
Цель работы: Познакомиться с уникальностью свойств воды Байкала.
Оборудование: Байкальская вода и другие жидкости. Лакмусовая бумага. Колбочки на 100-150 мл.
Ход работы:
1. Описать физические свойства байкальской воды и других жидкостей по пятибалльной системе на прозрачность, цвет, вкус, запах, рН.
2. Сравнить Байкальскую воду с другими жидкостями.
3. Данные оформить в виде таблицы:
Номер колбы | Прозрачность | Цвет | Вкус | Запах | рН |
| | | | | |
4. Сделать вывод о физических и химических свойствах воды.
Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим Байкала
Цель работы: Определить время года и месяц, когда вода в Байкале самая холодная и тёплая. Объяснить почему.
Оборудование: Климатограммы по сезонам и месяцам.
Ход работы:
1. Используя климатограммы заполнить таблицу.
Район Байкала | Температура воды |
Лето | Осень | Зима | Весна |
2. Указать месяц с самой низкой температурой воды и с самой высокой.
3. Определить месяц с наиболее высокой температурой воды и объяснить причину (вывод).
4. Проанализировать колебания температуры воды в течение суток.
Практическая работа № 8.Тема: Течения Байкала
Цель работы: Научиться указывать на контурной карте характерные для Байкала течения, сравнивать течения в верхних слоях и на глубине.
Оборудование: Учебник, контурные карты, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Пользуясь текстом учебника, отметить цветными карандашами течения в верхних слоях и на глубине, указать стрелочками направления движения воды.
2. Заполнить таблицу:
Горизонтальные течения | Скорость, м/сек | Вертикальные Течения | Скорость, м/сек |
Верхние слои | | Зима, подледный период | |
Глубинные слои | | Весна, период открытой воды | |
| | Лето | |
| | Осень | |
3. Сделать вывод, какие течения наиболее характерны для Байкала.
Практическая работа № 9. Тема: Методы исследования Байкала
Цель работы: Познакомиться с современными методами изучения Байкала.
Оборудование: Кинозарисовка «Современные методы исследований озера Байкал» (или выезд на берег озера).
Ход работы:
1. Наблюдение за отбором биологических проб.
2. Знакомство с методами определения численности планктонных видов растений и животных.
3. Знакомство с методами определения численности омуля.
4. Знакомство с методами определения численности нерпы
Практическая работа №7. Тема: Высшие водные растения и водоросли
Байкала
Цель работы: Познакомиться с основными высшими водными растениями и водорослями, обитающими в Байкале.
Оборудование: Объекты для изучения. Лупы. Гербарные образцы.
Ход работы:
1. Рассмотреть объекты, пользуясь определителями, дать название.
2. Заполнить таблицу:
Рисунок | Название | Значение |
| | |
3. Сделать вывод об особенностях и биологии распределения высших водных растений и эндемичных байкальских водорослей.
Практическая работа №8. Тема: Байкальские губки
Цель работы: Познакомиться с особенностями строения Байкальских губок.
Оборудование: Байкальские губки, срез клеток, микроскоп.
Ход работы:
1. Рассмотреть губки, определить их роль в жизни озера.
2. Выяснить роль различных клеток губки в ее жизнедеятельности.
Название слоя клеток | Особенности строения | Роль в жизни озера |
3. Вывод: Какова роль губок в Байкале?
Практическая работа №9. Тема: Моллюски
Цель работы: Познакомиться с моллюсками, обитающими в Байкале, с их ролью в жизни озера.
Оборудование: Объекты для изучения
Ход работы:
1. Рассмотреть внешнее строение моллюсков, пользуясь учебником, отметить:
Название | Место распределения | Особенности жизнедеятельности | Биологическое значение. |
| | | |
2. Составить цепь питания с участием моллюсков.
3. Вывод: Роль моллюсков в жизнедеятельности Байкала.
Практическая работа №10. Тема: Гаммариды
Цель работы: Познакомиться с разнообразием, местообитаниями и образом жизни гаммарид.
Оборудование: Объекты для изучения, бинокуляр, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Рассмотреть представленные для изучения объекты и, пользуясь учебником, заполнить таблицу:
Представители | Особенности внешнего строения | Среда обитания | Образ жизни | Биологическое значение |
| | | | |
2. Сделать вывод, по каким признакам гаммарид можно отличить от других известных вам байкальских животных.
Практическая работа №11. Тема: Зоопланктон
Цель работы: Познакомиться с главными представителями байкальского зоопланктона.
Оборудование: Объекты для наблюдений, микроскоп, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Рассмотреть под микроскопом представителей зоопланктона, определить преобладающие виды.
2. Заполнить таблицу:
Рисунок | Название | Количество | Роль в жизни Байкала |
| | | |
3. Сделать вывод о роли зоопланктона в жизнедеятельности озера Байкал.
Практическая работа №12.Тема: Планарии
Цель работы: Познакомиться с байкальскими планариями.
Оборудование: Объекты для изучения.
Ход работы:
1. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение планарий.
2. Познакомиться с образом жизни планарий.
3. Сделать вывод о том, какова роль планарий в пищевых отношениях обитателей озера Байкал.
Практическая работа №13. Тема: Рыбы Байкала
Цель работы: Познакомиться с представителями рыб, обитающих в Байкале.
Оборудование: Объекты для изучения, фотографии, слайды.
Ход работ:
1. Познакомиться с разнообразием рыб Байкала. Составить таблицу:
Отряд | Особенности внешнего строения (рисунки) | Представители | Значение в природе и в жизни человека |
| | | |
2. Вывод: Сколько видов рыб обитает в Байкале? Какие рыбы являются эндемиками Байкала? Какие рыбы относятся к промысловым?
Практическая работа №14. Тема: Нерпа
Цель работы: Познакомиться с уникальным млекопитающим Байкала.
Ход работы:
1. Рассмотреть особенности внешнего строения, связанного с образом жизни.
2. Сравнить нерпу с возможным родоначальником – тюленем.
| Нерпа | Кольчатый тюлень |
Вес | | |
Длина | | |
Окраска | | |
Половозрелость | | |
3. Биология развития нерпы. Время наступления половозрелости. Особенности жизнедеятельности белька.
4. Выводы. В чем различия и сходство нерпы и кольчатого тюленя?
Практическая работа №15. Тема: Экологические проблемы озера Байкал
Цель работы: Познакомиться с экологическими проблемами Байкала.
Оборудование: Контурная карта Байкала. Цветные карандаши.
Ход работы:
1. Отметить на контурной карте источники загрязнения и влияние хозяйственной деятельности на озеро Байкал.
2. Отметить источники загрязнения цветными карандашами.
3. Определить главные источники загрязнения на Байкале..
4. Сделать вывод о возможных решениях байкальских проблем.
Практическая работа №16. Тема: Влияние туризма на Байкал
Цель работы: Определить, как туризм влияет на озеро Байкал.
Оборудование: Фотографии. Географическая карта Байкала.
Ход работы:
1. По фотографиям определить, каким образом туризм наносит вред Байкалу.
2. Указать на карте наиболее популярные места отдыха на Байкале.
3. Рассчитать количество оставляемого на берегах Байкала пластика, железа, стекла, если ежегодно Байкал посещают 70000 туристов, в среднем, на 5 дней. За 5 дней отдыха каждый турист оставляет на берегу Байкала 120 г. железа (4 железные банки), 25 г. пластика и 400 г. стекла (1 стеклянная бутылка).
4.Сделать вывод, сколько отходов скопится на берегах Байкала за 10 лет.
Практическая работа №17. Тема: Устойчивое развитие
Цель работы: Определить, что вы можете сделать для устойчивого развития Прибайкалья:
- на уровне своей семьи;
- своего двора;
- своей школы.
Оборудование, материалы: Бумага, ручки, карандаши. Принесите из дома образцы упаковок, тканей, предметов, которые после использования вы обычно выбрасываете.
Ход работы: Составьте таблицу и заполните ее:
Способы вторичного использования материалов
Место появления отходов | Вид отходов | Вторичное использование | Примечание |
Дом | | | |
Двор | | | |
Школа | | | |
Пояснить на примере таблицы, что означают фразы:
«Устойчивое развитие – это развитие в настоящем без ущерба для
настоящего и будущего».
«Думай глобально, действуй локально».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (в соответствии с ФГОС ООО должны быть определены личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение байкаловедения обуславливает достижение следующих личностных результатов:
-Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; знание культуры своего народа,
своего края; чувство ответственности и долга перед Родиной
-Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
-Уважительное отношение к другому человеку к, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям
-Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
-Понимание ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях
-Формирование экологической культуры
Метапредметные результаты:
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности
-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности
-Формирование навыков смыслового чтения
-Умение организовать учебное сотрудничество с совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группа
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии задачей коммуникации
Предметные результаты:
-Формирование системы научных знаний об особенностях озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять,
приводить примеры)
-Формирование первоначальных систематизированных представлений об основные этапы происхождения Байкала на уровне общих
Представлени
-Формирование представлений об особенностях береговой линии Байкала
-Формирование представлений о горных породах и минералах на берегах озера
-Формирование системы научных знаний о современном строение котловины озера Байкал
-Формирование представлений об особенностях климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения,
ледовый режим
-Формирование представлений о свойствах байкальской воды
7. Литература для учителя
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.
Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.
Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.
Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. –
296 с.
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.
Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –
560 с.
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.
Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.
Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.
О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.
Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.
Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.
Литература для учащихся
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.
Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.
Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.
Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.
Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.