МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/Столярова И.С. Протокол № 1 от «29» августа 2018г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ /УросоваВ. В. ./ «30»августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /Левченков В. Е.) Приказ № ___ от «31»августа 2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 11 класса
Составитель:
Столярова И.С.,
учитель биологии
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и программы среднего общего образования по биологии (базовый уровень) авторов И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова, «Дрофа», 2008 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе по учебнику «Общая биология» 10-11 кл. авторы В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова, «Дрофа», 2017г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии (11 класс) и реализует авторскую программу И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова; входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ СОШ №22 города Смоленска.
Курс биологии на ступени среднего общего образования на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и направлен на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. При двугодичном курсе биологии в 11 классе следует изучить следующие разделы: «Вид», «Экосистемы».
Изучение биологии в 11 классе направлено на изучение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема), истории развития представлений об эволюции живой природы и человека; основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина, учения В. И. Вернадского о биосфере; роли экологических знаний в жизни человека;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных технологий; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей и эволюции живой природы, необходимости бережного отношения к ней;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры.
Задачи курса биологии:
- продолжать развивать знания о живой природе, решать элементарные биологические задачи;
- научить анализировать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы;
- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен:
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосисистемы; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать представителей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (при родные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Метапредметные :
сравнивать и сопоставлять этапы развития животных изученных таксономических групп:
составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний, обобщать и делать выводы по изученному материалу,
работать с учебником и дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала,
представлять изученный материал используя возможности компьютерных технологий:
объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике:
самостоятельно составлять схемы процессов,
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками:
работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования:
обобщать и делать выводы по изученному материалу:
составлять конспект параграфа учебника:
разрабатывать план – конспект темы, используя разные источники информации:
готовит устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы:
избирательно относится к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Личностные:
формировать чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину;
осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
прививать любовь к природе, чувство уважения к ученым, развивать эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
готовить учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;
умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
критически относится к своим поступкам, осознавать ответственность за их результаты;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Содержание курса биологии 11 класса
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 4.
Вид. 20 часов.
Тема 4.1. История эволюционных идей. – 4 часа
Достоинства и недостатки учения К. Линнея. Достоинства и недостатки учения Ж.Б. Ламарка. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение. – 9 часов
Популяция – структурная единица мира, единица эволюции. Вид, его критерии . Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Формы естественного отбора. Виды приспособленности организмов к условиям обитания как результат естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторная работа №1. « Определение особей по морфологическому критерию вида».
Лабораторная работа №2. « Выявление изменчивости у особей одного вида».
Лабораторная работа №3. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
Тема 4.3. Происхождение жизни на земле – 3 часа
Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни, теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека. – 4 часа
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира. Основные этапы развития человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Раздел 5.
Экосистемы – 11 часов
Тема 5.1. Экологические факторы. – 3 часа
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 5. 2. Структура экосистем. – 4 часа.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Агроценозы.
Тема 5. 3. Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И Вернадского о структуре и законах развития биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Тема 5.4. Биосфера и человек – 2 часа.
Биофера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Лабораторная работа №4. « Решение экологических задач».
Заключение – 1 час.
Повторение и закрепление важнейших тем общей биологии
Календарно–тематическое планирование
№ урока | Название темы, раздела, урока | Дата проведения | Домашнее задание |
1. | Введение. Правила по ТБ. Вид. История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. | | Стр.6-13 |
2. | Эволюционная теория Ламарка. | | Стр.13-16 |
3. | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | | Стр.17-20 |
4. | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | | Стр.21-29 |
5. | Современное эволюционное учение. Вид: критерии и структура. Лабораторная работа №1. Описание особей по морфологическому критерию . | | Стр.30-33 |
6. | Популяция – структурная единица вида | | Стр.34-38 |
7. | Популяция – единица эволюции. | | Стр.39-41 |
8. | Факторы эволюции. Лабораторная работа №2 Выявление изменчивости у особей одного вида | | Стр.42-46 |
9. | Естественный отбор – важная движущая сила эволюции. | | Стр.47-52 |
10. | Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа №3. Выявление приспособлений к среде обитания. | | Стр.53-61 |
11. | Видообразование как результат эволюции | | Стр.62-67 |
12. | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | | Стр.68-74 |
13. | Доказательства эволюции органического мира. | | Стр.75-84 |
14. | Происхождение жизни на Земле. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | | Стр.85-88 |
15. | Современные взгляды на возникновение жизни. | | Стр.89-95 |
16. | Развитие жизни на Земле. | | Стр.96-105 |
17. | Происхождение человека. Гипотезы происхождения человека. | | Стр.106-108 |
18. | Положение человека в системе животного мира. | | Стр.109-114 |
19. | Основные этапы эволюции человека. | | Стр.115-120 |
20. | Расы человека. | | Стр.121-125 |
21. | Экосистемы. Организм и среда. Экологические факторы. | | Стр.126-132 |
22. | Абиотические факторы среды. | | Стр.133-138 |
23. | Биотические факторы среды. | | Стр.139-145 |
24. | Структура экосистем. | | Стр.146-151 |
25. | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | | Стр.152-155 |
26. | Причины устойчивости и смены экосистем. | | Стр.156-158 |
27. | Влияние человека на экосистемы. | | Стр.159-161 |
28. | Биосфера – глобальная экосистема. | | Стр.162-165 |
29. | Роль живых организмов в экосистемах. | | Стр.166-171 |
30 | Биосфера и человек. Лабораторная работа №4. Решение экологических проблем | | Стр.172-179 |
31. | Основные экологические проблемы человечества и пути их решения. | | Стр.180-185 |
32 | Пути решения экологических проблем. | | Стр.186-193 |
33 | Резервное время | | |
34 | Резервное время | | |