СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе  по учебнику «Общая биология» 10-11 кл.  авторы В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова, «Дрофа», 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/Столярова И.С. Протокол № 1

от «29» августа 2018г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /УросоваВ. В. ./


«30»августа 2018 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В. Е.)

Приказ № ___

от «31»августа 2017 г.








Рабочая программа

по биологии

для 11 класса










Составитель:

Столярова И.С.,

учитель биологии















2018/2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и программы среднего общего образования по биологии (базовый уровень) авторов И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова, «Дрофа», 2008 г.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе по учебнику «Общая биология» 10-11 кл. авторы В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова, «Дрофа», 2017г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии (11 класс) и реализует авторскую программу И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова; входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ СОШ №22 города Смоленска.

Курс биологии на ступени среднего общего образования на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и направлен на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. При двугодичном курсе биологии в 11 классе следует изучить следующие разделы: «Вид», «Экосистемы».

Изучение биологии в 11 классе направлено на изучение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема), истории развития представлений об эволюции живой природы и человека; основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина, учения В. И. Вернадского о биосфере; роли экологических знаний в жизни человека;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных технологий; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач;

- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей и эволюции живой природы, необходимости бережного отношения к ней;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры.

Задачи курса биологии:

- продолжать развивать знания о живой природе, решать элементарные биологические задачи;

- научить анализировать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы;

- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе.

Планируемые результаты обучения


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен:

знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;

- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.


уметь


- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосисистемы; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать представителей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (при родные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;


- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Метапредметные :


  • сравнивать и сопоставлять этапы развития животных изученных таксономических групп:

  • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний, обобщать и делать выводы по изученному материалу,

  • работать с учебником и дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала,

  • представлять изученный материал используя возможности компьютерных технологий:

  • объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике:

  • самостоятельно составлять схемы процессов,
    иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками:

  • работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования:

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу:

  • составлять конспект параграфа учебника:

  • разрабатывать план – конспект темы, используя разные источники информации:

  • готовит устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы:

  • избирательно относится к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.




Личностные:


  • формировать чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину;

  • осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

  • формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые

знания;

  • прививать любовь к природе, чувство уважения к ученым, развивать эстетическое восприятие общения с живыми организмами;

  • готовить учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;

  • умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

  • критически относится к своим поступкам, осознавать ответственность за их результаты;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения















Содержание курса биологии 11 класса

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 4.

Вид. 20 часов.

Тема 4.1. История эволюционных идей. – 4 часа

Достоинства и недостатки учения К. Линнея. Достоинства и недостатки учения Ж.Б. Ламарка. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение. – 9 часов

Популяция – структурная единица мира, единица эволюции. Вид, его критерии . Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Формы естественного отбора. Виды приспособленности организмов к условиям обитания как результат естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторная работа №1. « Определение особей по морфологическому критерию вида».

Лабораторная работа №2. « Выявление изменчивости у особей одного вида».

Лабораторная работа №3. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Тема 4.3. Происхождение жизни на земле – 3 часа

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни, теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека. – 4 часа

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира. Основные этапы развития человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Раздел 5.

Экосистемы – 11 часов

Тема 5.1. Экологические факторы. – 3 часа

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5. 2. Структура экосистем. – 4 часа.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Агроценозы.

Тема 5. 3. Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И Вернадского о структуре и законах развития биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.

Тема 5.4. Биосфера и человек – 2 часа.

Биофера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Лабораторная работа №4. « Решение экологических задач».

Заключение – 1 час.

Повторение и закрепление важнейших тем общей биологии








Календарно–тематическое планирование

урока

Название темы, раздела, урока

Дата проведения

Домашнее задание




1.

Введение. Правила по ТБ.

Вид. История эволюционных идей.

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.


Стр.6-13

2.

Эволюционная теория Ламарка.


Стр.13-16

3.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Стр.17-20

4.

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Стр.21-29



5.

Современное эволюционное учение.

Вид: критерии и структура.

Лабораторная работа №1. Описание особей по морфологическому критерию .

Стр.30-33

6.

Популяция – структурная единица вида

Стр.34-38

7.

Популяция – единица эволюции.

Стр.39-41

8.

Факторы эволюции.

Лабораторная работа №2 Выявление изменчивости у особей одного вида

Стр.42-46

9.

Естественный отбор – важная движущая сила эволюции.

Стр.47-52

10.

Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа №3. Выявление приспособлений к среде обитания.

Стр.53-61

11.

Видообразование как результат эволюции

Стр.62-67

12.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.


Стр.68-74

13.

Доказательства эволюции органического мира.

Стр.75-84




14.

Происхождение жизни на Земле.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Стр.85-88

15.

Современные взгляды на возникновение жизни.

Стр.89-95

16.

Развитие жизни на Земле.

Стр.96-105


17.

Происхождение человека.

Гипотезы происхождения человека.


Стр.106-108

18.

Положение человека в системе животного мира.


Стр.109-114

19.

Основные этапы эволюции человека.


Стр.115-120

20.

Расы человека.


Стр.121-125


21.

Экосистемы.

Организм и среда. Экологические факторы.


Стр.126-132

22.

Абиотические факторы среды.


Стр.133-138

23.

Биотические факторы среды.


Стр.139-145

24.

Структура экосистем.


Стр.146-151

25.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.


Стр.152-155

26.

Причины устойчивости и смены экосистем.



Стр.156-158

27.

Влияние человека на экосистемы.


Стр.159-161

28.

Биосфера – глобальная экосистема.


Стр.162-165

29.

Роль живых организмов в экосистемах.


Стр.166-171

30

Биосфера и человек.

Лабораторная работа №4. Решение экологических проблем


Стр.172-179

31.

Основные экологические проблемы человечества и пути их решения.


Стр.180-185

32

Пути решения экологических проблем.


Стр.186-193

33

Резервное время



34

Резервное время