СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам в соответствии ФГОС ООО и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Юровская СОШ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Биология":

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметные результаты:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

– определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета "Биология 5 класс" используется УМК:

  1. Учебник: Биология 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2019 г.

  2. Рабочая тетрадь: Биология. 5 класс / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.

  3. Методическое пособие: Биология. 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.


Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной рабочей программе к линии УМК (Концентрическая структура) по биологии 5-9 класс: И.Н. Пономарёва, изд. "Вентана-Граф", М. 2017 г., но имеет незначительные изменения в связи с особенностями развития учащихся данного класса.


Тема.

Кол–во часов по программе.

Кол–во часов в рабочей программе.

Причина изменения.

I. Биология – наука о живом мире


8

7

Особенности усвоения программного материала

II. Многообразие живых организмов


10

11

III. Жизнь организмов на планете Земля


8

8

IV. Человек на планете Земля

7

7

Резерв

1

-

Изменения, внесенные в программу.



На изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часов в год).


Содержание учебного предмета


Биология — наука о живых организмах (8 ч.)

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.

Многообразие живых организмов (11 ч.)

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.

Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.


Человек на планете Земля (7 ч.)


Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов, тем

Кол-во часов

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План.

Факт.



1.

I. Биология – наука о живом мире

Наука о живой природе

8

текущий

§1, вопр. с. 7



2.

Свойства живого


текущий

§2, вопр. с. 12



3.

Методы изучения природы


текущий

§3, вопр. с. 15



4.

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»


Лабораторная работа №1

§4, вопр. с. 18-19



5.

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»



Лабораторная работа №2

§5, вопр. с. 24




6.

Химический состав клетки


текущий

§6, вопр. с. 27



7.

Процессы жизнедеятельности


текущий

§7, вопр. с. 32



8.

Систематизация знаний


тест

вопросы и задания с. 33-34



9.

II. Многообразие живых организмов Царства живой природы

11

текущий

§8, вопр. с. 38



10.

Бактерии: строение и жизнедеятельность


текущий

§9, вопр. с. 42



11.

Значение бактерий в природе и для человека


текущий

§10, вопр. с. 45



12.

Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»


Лабораторная работа №3

§11, вопр. с. 51



13.

Животные. Одноклеточные и многоклеточные


текущий

§12, вопр. с. 56



14.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»


Лабораторная работа №4

§12, вопр. с. 56



15.

Грибы


текущий

§13, вопр. с. 60



16.

Многообразие и значение грибов


текущий

§14, вопр. с. 65



17.

Лишайники


текущий

§15, вопр. с. 69



18.

Значение живых организмов в природе и жизни человека


текущий

§16, вопр. с. 72



19.

Систематизация знаний


тест

вопросы и задания с. 73-74



20.

III. Жизнь организмов на планете Земля

Среды жизни планеты Земля

8

текущий

§17, вопр. с. 77-78



21.

Экологические факторы среды


текущий

§18, вопр. с. 81



22.

Приспособления организмов к жизни в природе


текущий

§19, вопр. с. 84



23.

Природные сообщества


текущий

§20, вопр. с. 87



24.

Природные зоны России


текущий

§21, вопр. с. 93



25.

Жизнь организмов на разных материках



текущий

§22, вопр. с. 98



26.

Жизнь организмов в морях и океанах


текущий

§23, вопр. с. 103




27.

Систематизация знаний


тест

вопросы и задания с. 104-105



28.

IV. Человек на планете Земля

Как появился человек на Земле

7

текущий

§24, вопр. с. 110



29.

Как человек изменял природу


текущий

§25, вопр. с. 112



30.

Важность охраны живого мира планеты



текущий

§26, вопр. с. 116



31.

Сохраним богатство живого мира



текущий

§27, вопр. с. 119



32.

Систематизация и обобщение знаний


тест

вопросы и задания с. 120-122



33.

Экскурсия «Многообразие живого мира»


отчёт


подготовка к итоговому тестированию



34.

Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации


итоговый тест

задание на лето с.123-124



Итого: 34 ч.