ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам в соответствии ФГОС ООО и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Юровская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Биология":
Личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
Метапредметные результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета "Биология 5 класс" используется УМК:
Учебник: Биология 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2019 г.
Рабочая тетрадь: Биология. 5 класс / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.
Методическое пособие: Биология. 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной рабочей программе к линии УМК (Концентрическая структура) по биологии 5-9 класс: И.Н. Пономарёва, изд. "Вентана-Граф", М. 2017 г., но имеет незначительные изменения в связи с особенностями развития учащихся данного класса.
Тема. | Кол–во часов по программе. | Кол–во часов в рабочей программе. | Причина изменения. |
I. Биология – наука о живом мире | 8 | 7 | Особенности усвоения программного материала |
II. Многообразие живых организмов | 10 | 11 |
III. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | 8 |
IV. Человек на планете Земля | 7 | 7 |
Резерв | 1 | - |
Изменения, внесенные в программу.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часов в год).
Содержание учебного предмета
Биология — наука о живых организмах (8 ч.)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.
Многообразие живых организмов (11 ч.)
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.
Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Человек на планете Земля (7 ч.)
Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
План. | Факт. |
1. | I. Биология – наука о живом мире Наука о живой природе | 8 | текущий | §1, вопр. с. 7 | | |
2. | Свойства живого | | текущий | §2, вопр. с. 12 | | |
3. | Методы изучения природы | | текущий | §3, вопр. с. 15 | | |
4. | Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | | Лабораторная работа №1 | §4, вопр. с. 18-19 | | |
5. | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | | Лабораторная работа №2 | §5, вопр. с. 24 | | |
6. | Химический состав клетки | | текущий | §6, вопр. с. 27 | | |
7. | Процессы жизнедеятельности | | текущий | §7, вопр. с. 32 | | |
8. | Систематизация знаний | | тест | вопросы и задания с. 33-34 | | |
9. | II. Многообразие живых организмов Царства живой природы | 11 | текущий | §8, вопр. с. 38 | | |
10. | Бактерии: строение и жизнедеятельность | | текущий | §9, вопр. с. 42 | | |
11. | Значение бактерий в природе и для человека | | текущий | §10, вопр. с. 45 | | |
12. | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | | Лабораторная работа №3 | §11, вопр. с. 51 | | |
13. | Животные. Одноклеточные и многоклеточные | | текущий | §12, вопр. с. 56 | | |
14. | Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | | Лабораторная работа №4 | §12, вопр. с. 56 | | |
15. | Грибы | | текущий | §13, вопр. с. 60 | | |
16. | Многообразие и значение грибов | | текущий | §14, вопр. с. 65 | | |
17. | Лишайники | | текущий | §15, вопр. с. 69 | | |
18. | Значение живых организмов в природе и жизни человека | | текущий | §16, вопр. с. 72 | | |
19. | Систематизация знаний | | тест | вопросы и задания с. 73-74 | | |
20. | III. Жизнь организмов на планете Земля Среды жизни планеты Земля | 8 | текущий | §17, вопр. с. 77-78 | | |
21. | Экологические факторы среды | | текущий | §18, вопр. с. 81 | | |
22. | Приспособления организмов к жизни в природе | | текущий | §19, вопр. с. 84 | | |
23. | Природные сообщества | | текущий | §20, вопр. с. 87 | | |
24. | Природные зоны России | | текущий | §21, вопр. с. 93 | | |
25. | Жизнь организмов на разных материках | | текущий | §22, вопр. с. 98 | | |
26. | Жизнь организмов в морях и океанах | | текущий | §23, вопр. с. 103 | | |
27. | Систематизация знаний | | тест | вопросы и задания с. 104-105 | | |
28. | IV. Человек на планете Земля Как появился человек на Земле | 7 | текущий | §24, вопр. с. 110 | | |
29. | Как человек изменял природу | | текущий | §25, вопр. с. 112 | | |
30. | Важность охраны живого мира планеты | | текущий | §26, вопр. с. 116 | | |
31. | Сохраним богатство живого мира | | текущий | §27, вопр. с. 119 | | |
32. | Систематизация и обобщение знаний | | тест | вопросы и задания с. 120-122 | | |
33. | Экскурсия «Многообразие живого мира» | | отчёт | подготовка к итоговому тестированию | | |
34. | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | | итоговый тест | задание на лето с.123-124 | | |
Итого: 34 ч. |