СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.В. Пасечника

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по биологии для 5-б класса разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Поведниковская средняя общеобразовательная школа» и УМК под редакцией В.В. Пасечника. Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.В. Пасечника»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОВЕДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”

г.о. МЫТИЩИ



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Поведниковская СОШ»

_______Н.И. Рыбинцева
«____»_________ 2018 г.



















Рабочая программа по биологии

(базовый уровень)

5 б класс









Составитель: Давыдова Марина Алексеевна,

учитель биологии













2018г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по биологии для 5-б класса разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Поведниковская средняя общеобразовательная школа» и УМК под редакцией В.В. Пасечника.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.


Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Ученик научится:

  • работать с микроскопом;

  • составлять план текста;

  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  •  получать биологическую информацию из различных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • определять существенные признаки объекта;

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – бактерий, грибов, растений, их практическую значимость;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • работать с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(34 часа, 1 час в неделю по учебному плану)


Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторная работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Контрольная работа №1 за первое полугодие по теме «Клеточное строение

организмов»

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Контрольная работа №2 «Царство Бактерии. Царство Грибы»



Раздел 3. Царство Растения (10 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Итоговая контрольная работа № 3 за год по теме «Царство Растения».

В программу включены 3 контрольные работы за счет резервного времени.





























    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока

Введение (6 часов, 1 час в неделю по учебному плану)

1

Вводный инструктаж по ТБ, ППБ в кабинете биологии. Биология — наука о живой природе.

2

Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Московской области. Ведение дневника наблюдений».

3

Анализ лабораторной работы. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Отличительные признаки живого и неживого.

4

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана в Московской области.

6

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных Московской области».

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов, 1 час в неделю по учебному плану)

1 (7)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

2 (8)

Анализ лабораторной работы. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы».

3 (9)

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

4 (10)

Анализ лабораторной работы. Клетка и ее строение: пластиды.

Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

5 (11)

Анализ лабораторной работы. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

6 (12)

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку.

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

7(13)

Анализ лабораторной работы. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки.

8(14)

Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

9 (15)

Анализ лабораторной работы. Контрольная работа №1 за первое полугодие по теме «Клеточное строение организмов».

10 (16)

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Клеточное строение

организмов».

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов, 1 час в неделю по учебному плану)

1 (17)

Анализ контрольной работы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

2 (18)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3 (19)

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

4(20)

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Московской области.

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

5(21)

Анализ лабораторной работы. Дрожжи, плесневые грибы.

Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

6(22)

Анализ лабораторной работы. Грибы-паразиты. Многообразие Грибов-паразитов Московской области.

7(23)

Контрольная работа №2 «Царство Бактерии. Царство Грибы»

8 (24)

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

Раздел 3. Царство Растения (10 часов, 1 час в неделю по учебному плану)

1(25)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

2 (26)

Водоросли. Многообразие водорослей Московской области. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»

3(27)

Анализ лабораторной работы. Лишайники Московской области., их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

4(28)

Мхи. Многообразие мхов Московской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха

5(29)

Анализ лабораторной работы. Папоротники, хвощи, плауны Московской области. Их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

6 (30)

Голосеменные растения Московской области. Лабораторная работа№12 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

7 (31)

Анализ лабораторной работы. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторная работа№13

Строение цветкового растения

8 (32)

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

9(33)

Контрольная работа № 3 по теме: «Царство Растения»

10 (34)

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме: «Царство Растения»

11

Заключительный урок по курсу«Биология. 5 класс». Летние задания.


Всего

34 часа

















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания учителей школы

от____________________ № _________



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________________ Н.А. Круковская

(подпись)

«_________» __________________ 20__ г.