02-04
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Тактагулово
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №___от_______________2019г. | Согласовано. Зам.дир. по УВР:________Раянова Н.Г «_____»_________________2019г. | Утверждаю. Директор школы: _____________________Галлямов В.К Приказ №____от ____________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
для обучающихся основного общего образования
Срок реализации программы: 2019-2020г
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена с использованием материалов ФГОС ОО и программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год
ООП ООО МОБУ ООШ с.Тактагулово – II ступень обучения
Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии
Год составления программы: 2019г
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание тем учебного предмета
Введение (6 ч)
Биология - наука о живой природе. Биологические науки и объекты их изучения. Значение биологии для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы. Методы исследования в биологии. Биосфера -живая оболочка планеты, границы биосферы. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы. Признаки и свойства живых организмов. Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная. Приспособления организмов к обитанию в различных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Основные понятия: биология, биосфера, границы биосферы, экология, методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент), царства живой природы (Бактерии, Растения, Животные, Грибы), признаки и свойства живого (клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие), среды обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).
Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».
Глава 1. Клеточное строение организмов (б ч)
Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Клетка. Особенности строения растительной клетки, ее части и органоиды. Химический состав клетки (неорганические и органические вещества). Роль химических веществ в клетке. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции.
Основные понятия: клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, пигменты, хлорофилл, неорганические вещества, органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы, типы растительных тканей (образовательные, механические, покровные, проводящие, основные).
Персоналии: Роберт Гук, Марчелло Малыгиги, Неемия Грю.
Лабораторные работы: «Знакомство с увеличительными приборами». «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Глава 2. Царство Бактерии (3 ч)
Строение бактериальной клетки. Отличия бактериальной клетки от клетки растений. Формы бактериальных клеток. Особенности питания и размножения бактерий. Спорообразование. Причины широкого распространения бактерий на планете. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Основные понятия: бактерии, сине-зеленые (цианобактерии), сапротрофы, паразиты, спора бактерий, клубеньковые бактерии, симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия.
Глава 3. Царство Грибы (5 ч)
Особенности строения грибов. Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений. Питание и размножение грибов. Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами. Дрожжи. Плесневые грибы. Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты. Значение паразитических грибов в природе и жизни человека. Методы борьбы с грибами-паразитами.
Основные понятия: грибница (мицелий), гифы, шляпочные грибы: пластинчатые, трубчатые, микориза, симбиоз, ядовитые грибы, съедобные грибы, плесневые грибы: мукор и пеницилл, дрожжи, спорангии, паразитизм, головня, спорынья, гриб-трутовик.
Лабораторные работы: «Строение плодовых тел шляпочных грибов». «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей».
Глава 4. Царство Растения (13 ч)
Ботаника – наука о растениях. Особенности строения растительной клетки. Высшие и низшие растения.
Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Особенности строения лишайников. Распространение лишайников. Формы слоевищ лишайников: накипная, листоватая, кустистая. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Особенности строения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека. Голосеменные, их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека. Цветковые растения, их строение и многообразие. Распространение цветковых (покрытосеменных) растений. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений.
Основные понятия: ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище (таллом), водоросли, хроматофор, ризоиды, лишайники, лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые), мох, спора, высшие споровые растения, сперматозоид, яйцеклетка, плауны, хвощи, папоротники, вайи, корневище, спорангии, голосеменные, семя, высшие семенные растения, женская шишка, мужская шишка, покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, растения (однолетние, двулетние, многолетние), жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы), палеонтология, палеоботаника, риниофиты.Лабораторные работы: «Изучение особенностей строения зеленых водорослей». «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов). «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника». «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов).
Заключение (2 ч)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Лабораторно-практические работы | Контрольное тестирование |
1 | Тема 1: «Введение» | 6 | | 1 |
2 | Тема 2: «Клеточное строение организмов» | 6 | 3 | |
3 | Тема 3: «Царство Бактерии» | 3 | | |
4 | Тема 4: «Царство Грибы» | 5 | 2 | 1 |
5 | Тема 5. «Царство Растения» | 13 | 4 | |
6 | Резерв | 1 | | 1 |
| Итого | 35 | 9 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | примечание |
план | факт |
1 | | | Биология – наука о живой природе | |
2 | | | Методы исследования в биологии. Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью» | |
3 | | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого | |
4 | | | Среды обитания организмов | |
5 | | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | |
6 | | | Повторение | |
7 | | | Устройство увеличительных приборов. ЛР № 1 «Знакомство с увеличительными приборами» | |
8 | | | Строение клетки. ЛР № 2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | |
9 | | | Химический состав клетки | |
10 | | | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. ЛР № 3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | |
11 | | | Ткани. ЛР № 4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | |
12 | | | Повторение | |
13 | | | Строение и жизнедеятельность бактерий | |
14 | | | Роль бактерий в природе и жизни человека | |
15 | | | Повторение | |
16 | | | Общая характеристика грибов. ЛР № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | |
17 | | | Шляпочные грибы | |
18 | | | Плесневые грибы и дрожжи. ЛР № 6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей» | |
19 | | | Грибы-паразиты | |
20 | | | Повторение | |
21 | | | Разнообразие, распространение, значение растений | |
22 | | | Водоросли. ЛР № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | |
23 | | | Лишайники | |
24 | | | Мхи. ЛР № 8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов) | |
25 | | | Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР № 9 «Изучение собенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | |
26 | | | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека | |
27 | | | Голосеменные | |
28 | | | Многообразие голосеменных. ЛР № 10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов) | |
29 | | | Покрытосеменные, или Цветковые | |
30 | | | Многообразие покрытосеменных | |
31,32 | | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | |
33 | | | Обобщение знаний | |
34 | | | Итоговая контрольная работа | |
35 | | | Повторение | |