Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа
рассмотрено Руководитель МО ___________ /Л.Н. Маркова/ Протокол № ____от «___»____________2017г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ ___________________ /Л.А. Анциферова/ Протокол № ____ от «___»____________2017 г. | Утверждено Директор МОУ Шаранчинской СОШ ___________________ /С.Н. Субуханкулова/ Приказ № ____от «___»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология» 6 класс
на 2017 – 2018 учебный год
(на основе УМК для 5 – 9-го классов линии И.Н.Пономарёвой)
подготовила учитель химии и биологии
Маркова Лариса Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«__»______________2017 г.
с. Шаранча
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;
- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012).
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базовый уровень. Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.
Место курса биологии в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса биологии 6 класса
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые растения.
Содержание курса
«БИОЛОГИЯ - НАУКА О РАСТЕНИЯХ»
Часть 1. Наука о растения (5 ч.)
Растение – клеточный организм. Клетка - основная структурная единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток. Растения Забайкальского края
Понятие о ткани растений.
Часть 2. Органы растений (8 ч.)
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков
Корень, его строение, формирование и функции. Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.
Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч.)
Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление.
Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок.
Влияние экологических факторов на растения.
Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.)
Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Споровые растения. Голосеменные, их разнообразие. Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Значение цветковых растений в жизни человека.
Часть 5. Природные сообщества (2 ч.)
Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Представители живого мира населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ.
Часть 6. Заключение ( 1ч.)
Задания на лето.
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема урока Тип урока | Цель урока | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Домашнее задание | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Глава 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов) |
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии Усвоение новых знаний | Формирование представлений о науке ботаника, объектах изучением которых она занимается. Знакомство с историей становления современной ботаники. Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы и их жизненных формах. | Выявлять общие признаки растений, и их жизненные формы. Приводить примеры знакомых культурных и дикорастущих растений. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-ботаниками. Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Характеризовать жизненные формы растений. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование познавательного интереса к науке ботаника. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 1, §2 | сентябрь |
2 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | Формирование представлений о строении и жизнедеятельности растительной клетки. | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Наблюдать части и органоиды клетки на микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). Выделять основные отличительные признаки растительной клетки. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формирование коммуникативной компетенции в процессе учебно-исследовательской деятельности. Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. | § 3 | сентябрь |
3 | Ткани растений. | Формирование представлений о тканях растений. | Различать ткани растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Объяснять возникновение различных тканей у растений в процессе эволюции. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формирование коммуникативной компетенции в процессе учебно-исследовательской деятельности. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | § 4 | сентябрь |
4 | Контрольная работа №1 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника». | Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Познавательные УУД: овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Понимание роли знаний о строении растений в развитии представлений о живой природе. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | | сентябрь |
5 | Начало работы над проектом | Выбор проекта. Постановка целей и задач проекта | | | | | октябрь |
Глава 2. Органы растений (8 часов) |
6 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1. Условия прорастания семян. | Формирование представлений о строении семян и их значении. Формирование представлений об условиях прорастания. | Различать и называть части семян цветковых растений. Характеризовать особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Формулировать общий вывод о значении семян для размножения растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Характеризовать роль воды, воздуха, температуры, света и питательных веществ при прорастании семян. | Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 5, § 6 | октябрь |
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2. | Формирование представлений о корневых системах, строении корня, его роста, видоизменениях и значении. | Различать и называть зоны корня. Характеризовать особенности строения корневых систем однодольных и двудольных растений. Формулировать общий вывод о значении корней для жизнедеятельности растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 7 | октябрь |
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3. | Формирование представлений о строении побега и почек, роста и развития побегов из почек. | Различать и называть виды почек. Характеризовать особенности строения побега и почек. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о строении побега, почки. Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 8 | октябрь |
9 | Лист, его строение и значение. | Формирование представлений о внешнем и внутреннем строении листа, его значении для растения и видоизменениях листьев. | Характеризовать внешнее и внутреннее строение листа. Определять простые и сложные листья. Различать листья с перистым, параллельным и дуговым жилкованием. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о строении листа и его значении для растения. Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 9 | октябрь |
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4. | Формирование представлений о внешнем и внутреннем строении стебля, его функциях. Изучение видоизмененных надземных и подземных побегов. | Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения стебля. Называть функции корня. Доказывать принадлежность корневища, луковицы и клубня к видоизмененным побегам. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о строении стебля и его функциях. Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 10 | ноябрь |
11 | Цветок, его строение и значение. | Формирование представлений о строении цветка, его значении для растения. Формирование представлений о понятии «соцветие». | Характеризовать строение цветка. Определять тычиночные и пестичные цветки. Различать обоеполые и однополые цветки, двудомные и однодомные растения. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о строении цветка и его значении для растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 11 | ноябрь |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | Формирование представлений о строении плода, их разнообразии, распространении и значении. | Характеризовать строение плода. Знать классификацию плодов, из распространение и значение. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о строении плодов и их значении для растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 12 | ноябрь |
13 | Контрольная работа №2 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений». | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Познавательные УУД: овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Понимание строения органов растений и их значение. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | | декабрь |
Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) |
14 | Минеральное питание растений и значение воды. | Формирование представлений о минеральном питании растений и удобрениях. Формирование представлений о воде как условии почвенного питания растений, экологических группах растений | Характеризовать особенности минерального питания растений. Описывать значение минерального питания. Различать понятия: «органические удобрения», «минеральные удобрения». Объяснять роль воды при почвенном питании. Различать экологические группы растений по отношению к воде. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о роли минерального питания для растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 13 | декабрь |
15 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | Формирование представлений о процессе воздушного питания и значении фотосинтеза в природе. | Характеризовать процесс фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза в природе. Различать организмы автотрофы и гетеротрофы. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание роли фотосинтеза в природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 14 | декабрь |
16 | Дыхание и обмен веществ у растений. | Формирование представлений о процессах дыхания и обмена веществ у растений. | Объяснять роль дыхания и обмена веществ для жизнедеятельности растений. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о роли дыхания и обмена веществ для растения. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 15 | январь |
17 | Размножение и оплодотворение у растений. | Формирование представлений о процессах бесполого и полового размножения растений. | Характеризовать способы бесполого размножения. Отличать половое размножение от бесполого. Объяснять биологическое значение бесполого и полового размножения растений. Характеризовать процесс двойного оплодотворения у цветковых растений. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание процессов бесполого и полового размножения у растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 16 | январь |
18 | Вегетативное размножение. Лабораторная работа № 5. | Формирование представлений о видах вегетативного размножения. Формирование умений черенковать комнатные растения. | Знать способы вегетативного размножения растений. Характеризовать значение вегетативного размножения для растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о способах вегетативного размножения растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Формирование практических умений. | § 17 | январь |
19 | Рост и развитие растений. | Формирование представлений о росте и развитии растений. | Характеризовать рост и индивидуальное развитие растений и их зависимость от экологических факторов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о росте и развитии растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 18 | февраль |
20 | Контрольная работа №3 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений». | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Познавательные УУД: овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Понимание строения органов растений и их значение. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | | февраль |
Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов) |
21 | Систематика растений. | Формирование представлений о науке систематики растений, таксономических единицах систематики. | Знать значение систематики, группы царства Растений и таксономические единицы. Объяснять бинарные названия растений. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание значения науки систематики. Представление об основных отделах царства Растений. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | § 19 | февраль |
22 | Водоросли | Формирование представлений о строении водорослей и их размножении. Формирование представлений о многообразии водорослей и их значении. | Характеризовать главные признаки водорослей. Знать строение водорослей. Различать части хламидомонады на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать высшие и низшие растения, характеризовать их различия. Объяснять способы размножение водорослей. Характеризовать отделы водорослей. Знать значение водорослей. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление об отделах водорослях, строении водорослей и их размножении. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | § 20 | февраль |
23 | Отдел Моховидные. | Формирование представлений о мхах. | Характеризовать главные признаки моховидных. Знать строение и значение мхов. Объяснять способы размножение моховидных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о мхах, строении и размножении. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | § 21 | март |
24 | Плауны. Хвощи. Папоротники | Формирование представлений о плаунах, хвощах и папоротниках. | Характеризовать главные признаки плаунов, хвощей и папоротников. Знать их строение и размножение. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознание существования разнообразных отделов растений. Представление о плаунах, хвощах и папоротниках, их строении и размножении. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | § 22 | март |
25 | Отдел Голосеменные. | Формирование представлений об отделе Голосеменные. | Характеризовать главные признаки голосеменных. Знать значение и многообразие голосеменных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление об отделе Голосеменные и их значении. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | § 23 | март |
26 | Отдел Покрытосеменные. | Формирование представлений об отделе Покрытосеменные. | Характеризовать главные признаки покрытосеменных. Знать сравнительную характеристику покрытосеменных и голосеменных растений, основные признаки двудольных и однодольных растений. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление об отделе Покрытосеменные растения. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | § 24 | март |
27 | Семейства класса Двудольные. | Формирование представлений о признаках растений семейств класса Двудольные. | Характеризовать главные признаки растений семейств класса Двудольные. Знать строение цветка растений разных семейств. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о растениях семействах класса Двудольные. | § 25 | апрель |
28 | Семейства класса Однодольные. | Формирование представлений о признаках растений семейств класса Однодольные. | Характеризовать главные признаки растений семейств класса Однодольные. Знать строение цветка растений разных семейств. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о растениях семействах класса Однодольные. | § 26 | апрель |
29 | Историческое развитие растительного мира. | Формирование представлений об эволюции живого мира. | Характеризовать этапы развития растений на Земле. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление об эволюции живого мира. | § 27 | апрель |
30 | Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. | Формирование представлений о происхождении и разнообразии культурных растений. | Объяснять происхождение культурных растений. Знать разнообразие и места обитания культурных растений и их значение для человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание происхождение культурных растений. Представление о растениях, произраставших в Новом и Старом Свете. | § 28, § 29 | апрель |
31 | Контрольная работа №4 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира». | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Познавательные УУД: овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Понимание значения науки систематики и причин появления разнообразия растений. Применение знаний об отделах царства Растений. Осознание этапов развития растительного мира. | | апрель |
Глава 5. Природные сообщества (2 часа) |
32 | Природное сообщество. Экосистема. Жизнь организмов в природном сообществе. | Формирование понятий «природное сообщество», «экосистема», «биотоп». Формирование представлений о строении и условиях обитания природного сообщества. | Характеризовать биогеоценоз и экосистемы. Описывать структуру природного сообщества. Характеризовать ярусное строение природного сообщества. Выявлять приспособленность разных видов к жизни в природном сообществе. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о биогеоценозе и экосистеме. Понимание роли обмена веществ в природном сообществе. Представление о строении и условиях биогеоценоза. | § 30, § 31 | май |
33 | Смена природных сообществ. | Формирование представлений о смене природных сообществ. | Объяснять причины изменения природных сообществ. Сравнивать естественные и культурные природные сообщества. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о смене природных сообществ. | §32 | май |
Заключение (1 час) |
34 | Задание на лето. | Формирование представлений о многообразии цветочно-декоративных растениях. | Знать видовое разнообразие цветочно-декоративных растений. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о видах цветочно-декоративных растениях. | | май |
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Литература
И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013
В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011
Интернет-ресурсы:
http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов). Разработаны задания для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
- Гербарии: Основные группы растений, Растительные сообщества.
- коллекция «Семена и плоды»
- магнитные модели – аппликации: Классификация растений и животных, Деление клетки
- прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений
- лупы ручные
-микроскопы
- набор химической посуды для проведения лабораторных работ и опытов
- комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»