СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа №1»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ РО Таганрогской школы №1

«_____» августа 2018 г.

_______________ Жарова Т. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 6/1 класса на 2019-2020 учебный год


Учитель: Мальцева Е.А.










  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 6/1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы В.В. Пасечника и А. И. Никишова, с учётом адаптированной общеобразовательной программы школы, а также индивидуальных, психических и умственных особенностей детей с нарушениями слуха, их природных задатков и способностей.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике В.В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», М. «Дрофа», 2018. Названный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить:

  • формирование биологической и экологической грамотности;

  • расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

  • представление о человеке как биосоциальном существе;

  • развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи изучения биологии в 6 классе:
  • формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

  • освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

  • овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.


Место курса в учебном плане

На изучение истории в 6/1 классе отводится 1 час в неделю за счёт инвариантной части Базисного учебного (образовательного) плана: I четверть ‒ 8 часов; II четверть ‒ 8 часов; III четверть ‒ 10 часов; IV четверть ‒ 9 часов. Всего 35 часов за год.

С учетом государственных праздников и годового календарного графика на 2019-2020 учебный год за год 34 часа: I четверть – 8 часов; II четверть – 8 часов; III четверть – 10 часов; IV четверть – 8 часов.



  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей  ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по биологии обеспечивает достижение следующих результатов:


Личностные результаты обучения:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.


Метапредметные результаты обучения, т.е. сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

  • умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты о объяснять полученные результаты;

  • умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

  • умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Личностные УУД:

  • уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • умение эстетически воспринимать объекты природы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

  • умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

  • умение организовывать свою учебную деятельность: определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные результаты обучения, т.е. умение обучающихся осуществлять учебные действия:

  1. В познавательной сфере:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  1. В сфере физической деятельности:

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

  1. В эстетической сфере:

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



  1. Содержание учебного предмета

I.

Введение

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.


II.

Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост. Ткани.

III.

Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

IV.

Царство Грибы

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты.

V.

Царство Растения

Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или Цветковые. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

VI.

Повторение

Словарь основных понятий.


6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ (1 час в неделю 35часов в год.)


I четверть (8 часов)


Дата

  1. Введение. Биология – наука о живой природе (8 часов)

Что изучает биология. Значение биологии.

1

06.09

Методы исследования в биологии. Приборы и инструменты.

1

13.09

Фенологические наблюдения за изменениями в жизни растений осенью.

1

20.09

Отличия живого от неживого. Среды обитания организмов.

1

27.09

Обобщающий урок.

1

04.10

  1. Экологические факторы и их влияние на живые организмы (6 часов)



Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы.

1

11.10

Контрольная работа за I четверть.

1

18.10

Обобщающий урок.


1

25.10

II четверть (8 часов)


  1. Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов.

1

08.11

Строение клетки. Химический состав клетки.

1

15.11

Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост.

1

22.11

Ткани.

1

29.11

  1. Бактерии (4 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

06.12

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

13.12

Административная контрольная работа за II четверть.

1

20.12

Обобщающий урок.

1

27.12

III четверть (10 часов)


  1. Царство грибы (5 часов)

Общая характеристика грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

17.01

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые.

1

24.01

Плесневые грибы и дрожжи.

1

31.01

Грибы-паразиты. Грибы трутовики.

1

07.02

Практическая работа.

1

14.02

  1. Царство растения (5 часов)

Значение растений в природе и в жизни человека. Царство растений.

1

21.02

Водоросли.

1

28.02

Лишайники. Мхи.

1

06.03

Контрольная работа за III четверть.

1

13.03

Обобщающий урок.

1

20.03

IV четверть (8 часов)


  1. Царство растения (8 часов)

Голосеменные. Значение голосеменных.

1

03.04

Сосна, ель, лиственница.

1

10.04

Покрытосеменные, или Цветковые. Многообразие покрытосеменных.

1

17.04

Методы изучения древних растений.

1

24.04

Этапы развития растительного мира.

1

08.05

Значение покрытосеменных.

1

15.05

Административная итоговая контрольная работа.

1

22.05

Итоговый урок.

1

29.05



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО учителей

естественно-математического цикла

ГКОУ РО Таганрогской школы №1

_______________ Ганжа Н.С.

подпись (Ф.И.О. руководителя МО)

Протокол №1 от «___» августа 2018 года

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

ГКОУ РО Таганрогской школы №1

_______________ Боровских Е.В.

подпись

«_____» августа 2018 года

дата