МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа №1»
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО Таганрогской школы №1 «_____» августа 2018 г. _______________ Жарова Т. А. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 6/1 класса на 2019-2020 учебный год
Учитель: Мальцева Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6/1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы В.В. Пасечника и А. И. Никишова, с учётом адаптированной общеобразовательной программы школы, а также индивидуальных, психических и умственных особенностей детей с нарушениями слуха, их природных задатков и способностей.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике В.В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», М. «Дрофа», 2018. Названный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить:
формирование биологической и экологической грамотности;
расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
представление о человеке как биосоциальном существе;
развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи изучения биологии в 6 классе:
формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Место курса в учебном плане
На изучение истории в 6/1 классе отводится 1 час в неделю за счёт инвариантной части Базисного учебного (образовательного) плана: I четверть ‒ 8 часов; II четверть ‒ 8 часов; III четверть ‒ 10 часов; IV четверть ‒ 9 часов. Всего 35 часов за год.
С учетом государственных праздников и годового календарного графика на 2019-2020 учебный год за год 34 часа: I четверть – 8 часов; II четверть – 8 часов; III четверть – 10 часов; IV четверть – 8 часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по биологии обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты обучения:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные результаты обучения, т.е. сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты о объяснять полученные результаты;
умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД:
уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
умение эстетически воспринимать объекты природы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД:
умение организовывать свою учебную деятельность: определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения, т.е. умение обучающихся осуществлять учебные действия:
В познавательной сфере:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
перечислять свойства живого;
выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
составлять элементарные пищевые цепи;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;
описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
В ценностно-ориентационной сфере:
демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
В эстетической сфере:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
I. | Введение Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. |
II. | Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост. Ткани. |
III. | Бактерии Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. |
IV. | Царство Грибы Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. |
V. | Царство Растения Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или Цветковые. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. |
VI. | Повторение Словарь основных понятий. |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ (1 час в неделю 35часов в год.)
I четверть (8 часов) | Дата |
Введение. Биология – наука о живой природе (8 часов) |
Что изучает биология. Значение биологии. | 1 | 06.09 |
Методы исследования в биологии. Приборы и инструменты. | 1 | 13.09 |
Фенологические наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. | 1 | 20.09 |
Отличия живого от неживого. Среды обитания организмов. | 1 | 27.09 |
Обобщающий урок. | 1 | 04.10 |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы (6 часов) | | |
Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы. | 1 | 11.10 |
Контрольная работа за I четверть. | 1 | 18.10 |
Обобщающий урок. | 1 | 25.10 |
II четверть (8 часов) |
Клеточное строение организмов (4 часа) |
Устройство увеличительных приборов. | 1 | 08.11 |
Строение клетки. Химический состав клетки. | 1 | 15.11 |
Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост. | 1 | 22.11 |
Ткани. | 1 | 29.11 |
Бактерии (4 часа) |
Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | 06.12 |
Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 13.12 |
Административная контрольная работа за II четверть. | 1 | 20.12 |
Обобщающий урок. | 1 | 27.12 |
III четверть (10 часов) |
Царство грибы (5 часов) |
Общая характеристика грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | 17.01 |
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | 24.01 |
Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | 31.01 |
Грибы-паразиты. Грибы трутовики. | 1 | 07.02 |
Практическая работа. | 1 | 14.02 |
Царство растения (5 часов) |
Значение растений в природе и в жизни человека. Царство растений. | 1 | 21.02 |
Водоросли. | 1 | 28.02 |
Лишайники. Мхи. | 1 | 06.03 |
Контрольная работа за III четверть. | 1 | 13.03 |
Обобщающий урок. | 1 | 20.03 |
IV четверть (8 часов) |
Царство растения (8 часов) |
Голосеменные. Значение голосеменных. | 1 | 03.04 |
Сосна, ель, лиственница. | 1 | 10.04 |
Покрытосеменные, или Цветковые. Многообразие покрытосеменных. | 1 | 17.04 |
Методы изучения древних растений. | 1 | 24.04 |
Этапы развития растительного мира. | 1 | 08.05 |
Значение покрытосеменных. | 1 | 15.05 |
Административная итоговая контрольная работа. | 1 | 22.05 |
Итоговый урок. | 1 | 29.05 |
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла ГКОУ РО Таганрогской школы №1 _______________ Ганжа Н.С. подпись (Ф.И.О. руководителя МО) Протокол №1 от «___» августа 2018 года | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ГКОУ РО Таганрогской школы №1 _______________ Боровских Е.В. подпись «_____» августа 2018 года дата |