Ростовская область, Егорлыкский район, х. Украинский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново – Украинская основная общеобразовательная школа №14
«Утверждаю»
Приказ от «___» 20____ г. №_____
Директор МБОУ Н-У ООШ№14
----------------- (Кривоносова С.И.)
Рабочая программа
По БИОЛОГИИ
Основное общее образование 8 класс
Кол-во часов 68
Учитель: Рябухина Е.В.
Программа разработана на основе
Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы
Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Издательство «Дрофа» 2015 год
Х. Украинский
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 № 273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;
- учебный план МБОУ Ново-Украинской ООШ№14 на 2018-2019 учебный год
В основу рабочей программы положена программа В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 5-9 классы.-М. Дрофа 2015.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды;
- определение систематического положения человека в ряду живых существ;
- формирование знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его;
- формирование знаний о методах самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек;
- формирование знаний о санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене;
- формирование знаний по психологии, позволяющие более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебных недель.
В соответствии с образовательной программой школы, годовым календарным графиком МБОУ Н-У ООШ№14 на 2018-2019 учебный год, наличии выходных и праздничных дней в 2018-2019 учебном году (5.11.18., 8.03.19, 1.05.19, 2.05.19, 3.05.19, 9.05.19, 10.05.19)и расписанием учебных занятий МБОУ Н-У ООШ№14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по биологии 8 класс в 2018-2019 учебном году будет реализована в объеме 68 часов.
Планируемые результаты освоения курса «Биология 8 класс».
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 8 классе являются следующие умения:
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- соблюдать правила поведения в природе;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- признание учащимися ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признание права каждого на собственное мнение;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- работать с учебником и дополнительной литературой;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
- выявлять взаимосвязь между строением и функциями органов;
- находить в учебной и научно-популярной литературе необходимую информацию, оформлять ее в виде рефератов, докладов.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать
- методы наук, изучающих человека;
- основные этапы развития наук, изучающих человека;
- место человека в систематике;
- основные этапы эволюции человека;
- человеческие расы;
- общее строение организма человека;
- строение тканей организма человека;
- рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека;
- строение скелета и мышц, их функции;
- компоненты внутренней среды организма человека;
- защитные барьеры организма;
- правила переливания крови;
- органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
- о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике;
- строение и функции органов дыхания;
- механизмы вдоха и выдоха;
- нервную и гуморальную регуляцию дыхания;
- строение и функции пищеварительной системы;
- пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
- правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов;
- обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ;
- роль ферментов в обмене веществ;
- классификацию витаминов;
- нормы и режим питания;
- строение и функции кожи;
- органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
- заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения;
- строение нервной системы;
- анализаторы и органы чувств, их значение;
- вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД;
- особенности ВНД человека;
- железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
- мужскую и женскую половые системы;
- наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Уметь
- выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
- определять черты сходства и различия человека и животных;
- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
- выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
- наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
- выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
- объяснять особенности строения скелета человека;
- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;
- выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
- проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;
- объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
- выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
- измерять пульс и кровяное давление;
- выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваний;
- выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;
- выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека;
- объяснять роль витаминов в организме человека;
- выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;
- объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- выделять существенные особенности поведения и психики человека;
- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
- характеризовать особенности ВНД человека и роль речи в развитии человека;
- устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
- выделять существенные признаки органов размножения;
- объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ – инфекций, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
3.Содержание тем учебного предмета «Биология. Человек».
Тема1.Введение 2 часа.
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Их становление и методы исследования.
Тема 2. Происхождение человека 3 часа.
Место человека в системе. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Тема3. Строение организма 6 часов.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи.Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы.
1.Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека.
2.Рассматривание микропрепаратов строения тканей.
Тема 4. Нервная система человека 5 часов.
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторные работы.
3.Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.
Тема 5. Эндокринная система 2часа.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойство гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг
и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Тема 6. Опорно — двигательная система 7 часов.
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро — и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы -антогонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторные работы.
4.Микроскопическое строение костей.
5.Мышцы человеческого организма.
6.Утомление при статической работе.
7.Осанка и плоскостопие.
Тема 7. Внутренняя среда организма3 часа.
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа.
8.Микроскопическое строение крови.
Тема 8. Кровеносная и лимфатическая системы организма 6 часов.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы.
9.Функция венозных клапанов.
10.Изменение скорости протока в сосудах ногтевого ложа.
11.Природа пульса.
12.Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 9. Дыхательная система 4 часа.
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторная работа.
13.Измерения обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Тема 10. Пищеварительная система 6 часов.
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа.
14.Действие глюкозы на крахмал.
Тема 11. Обмен веществ и энергии 3 часа.
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторная работа.
15.Функциональная проба. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 12. Выделительная система 1 час.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Тема 13. Покровные органы. Теплорегуляция 3 часа.
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощьпри тепловом м солнечном ударе.
Тема 14. Анализаторы 5 часов.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная работа.
16.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 15. Высшая нервная деятельность 5 часов.
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторная работа.
17.Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Тема 16. Индивидуальное развитие организма 7 часов.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
4.Календарно — тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | Факт |
Тема 1 Введение 2 часа |
1. | Науки о человеке. Здоровье и его охрана.. | 1 | 3.09 | |
2. | Становление наук о человеке. | 1 | 5.09 | |
Тема 2 Происхождение человека 3 часа |
3. | Систематическое положение человека. | 1 | 10.09 | |
4. | Историческое прошлое людей. | 1 | 12.09 | |
5. | Расы человека. | 1 | 17.09 | |
Тема 3 Строение организма 6 часов |
6. | Общий обзор организма человека. | 1 | 19.09 | |
7-8 | Клеточное строение организма. Л.р. №1 «Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека». | 2 | 24.09 26.09 | |
9. | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Л.р.№2 «Рассматривание микропрепаратов строения тканей». | 1 | 1.10 | |
10. | Нервная ткань. | 1 | 3.10 | |
11. | Рефлекторная регуляция. | 1 | 8.10 | |
Тема 4 Нервная система человека 5 часов |
12. | Значение нервной системы. | 1 | 10.10 | |
13. | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | 15.10 | |
14. | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста, мозжечка. Л.р.№3 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 | 17.10 | |
15. | Функции переднего мозга. | 1 | 22.10 | |
16. | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 | 24.10 | |
Тема 5 Эндокринная система 2 часа |
17. | Роль эндокринной регуляции. | 1 | 7.11 | |
18. | Функции желез внутренней секреции. | 1 | 12.11 | |
Тема 6 Опорно-двигательная система 7 часов |
19. | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л.р.№4 «Микроскопическое строение костей». | 1 | 14.11 | |
20. | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 1 | 19.11 | |
21. | Соединение костей. | 1 | 21.11 | |
22. | Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.№5 «Мышцы человеческого организма». | 1 | 26.11 | |
23. | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р.№6 «Утомление при статической работе». | 1 | 28.11 | |
24. | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р. №7 «Осанка и плоскостопие». | 1 | 3.12 | |
25. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | 5.12 | |
Тема 7 Внутренняя среда организма 3 часа |
26. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови». | 1 | 10.12 | |
27. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | 12.12 | |
28. | Иммунология на службе здоровья. | 1 | 17.12 | |
Тема 8 Кровеносная и лимфатические системы организма 6 часов |
29. | Транспортные системы организма. | 1 | 19.12 | |
30. | Круги кровообращения .Л.р.№ 9 «Функции венозных клапанов2. | 1 | 24.12 | |
31. | Строение и работа сердца. | 1 | 26.12 | |
32. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.р.№10 «Изменение скорости протока в сосудах ногтевого ложа», л.р.№11 «Природа пульса». | 1 | 14.01 | |
33. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р. №12 «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 | 16.01 | |
34. | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 21.01 | |
Тема 9 Дыхательная система 4 часа |
35. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. | 1 | 23.01 | |
36. | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | 1 | 28.01 | |
37. | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | 30.01 | |
38. | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.р.№13 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | 1 | 4.02 | |
Тема 10 Пищеварительная система 6 часов |
39. | Питание и пищеварение. | 1 | 6.02 | |
40. | Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№14 «Действие глюкозы на крахмал». | 1 | 11.02 | |
41. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. | 1 | 13.02 | |
42. | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. | 1 | 18.02 | |
43. | Регуляция пищеварения. | 1 | 20.02 | |
44. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | 25.02 | |
Тема 11 Обмен веществ и энергии 3 часа |
45. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | 27.02 | |
46. | Витамины. | 1 | 4.03 | |
47. | Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р.№15 «Функциональная проба. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». | 1 | 6.03 | |
Тема 12 Выделительная система 1 час |
48. | Выделение. | 1 | 11.03 | |
Тема 13 Покровы тела. Теплорегуляция 3 часа |
49. | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | 13.03 | |
50. | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | 18.03 | |
51. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | 20.03 | |
Тема 14 Анализаторы 5 часов |
52. | Анализаторы. Л.р.№16 «Опыты, выявляющие иллюзии,связанные с бинокулярным зрением». | 1 | 1.04 | |
53. | Зрительный анализатор. | 1 | 3.04 | |
54. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | 8.04 | |
55. | Слуховой анализатор. | 1 | 10.04 | |
56. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | 15.04 | |
Тема 15 Высшая нервная деятельность 5 часов |
57. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. | 1 | 17.04 | |
58. | Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р.№17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа». | 1 | 22.04 | |
59. | Сон и сновидения. | 1 | 24.04 | |
60. | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | 29.04 | |
61. | Воля, эмоции, внимание. | 1 | 6.05 | |
Тема 16 Индивидуальное развитие организма 7 часов |
62. | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | 8.05 | |
63. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | 13.05 | |
64. | Наследственные и врожденные заболевания передаваемые половым путем. | 1 | 15.05 | |
65. | Развитие ребенка после рождения. | 1 | 20.05 | |
66. | Становление личности. | 1 | 22.05 | |
67. | Интересы, склонности, способности. | 1 | 27.05 | |
68. | Заключительный урок за курс «Биология. Человек 8 класс». | 1 | 29.05 | |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения. Самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (наоснове ранее приобретенных знаний) и внутрипредметных связей, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, четко, связно. Обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. может при ответе не повторять дословно текст учебника4 излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу , первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации. Соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.Усваивает основное содержание учебного материала. Но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; дает нечеткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает и не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знани, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.При окончании устного ответа учащегося педагогом дается краткий анализ ответа. Объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.Выполняет работу без ошибок и (или) допускает не более одного недочета.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1.Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета и (или) не более двух недочетов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки приведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок , или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочетов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает чило ошибок и недочетов, превосходящее норму, прикоторой может быть выставлена оценка «3».
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание – учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте – оценки с анализом работ доводятся до сведения учеников. Как правило, на следующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний иумений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно самостоятельно определяет цель данной работы, выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1.Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях. Измерениях два-три недочета или одну негрубую ошибку и один недочет.
2. При оформлении работ допускаются неточности в описании дода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчете допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений. Вычислений, составлении графиков. таблиц. Схем и т.д.), не имеющих длоя данной работы принципиального значения. Но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении. В оформлении. В соблюдении правил техники безопасности. Которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Не определяет самостоятельно цель работы. Не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объем выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога, или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1.Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдения: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений, выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта. Процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся. Как правило, на последующем уроке, после сдачи отчета.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК.
При оценке знаний, умений. Навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочеты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теорий, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи. Выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычисления;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по УВР
Методического совета МБОУ Н-У ООШ№14
МБОУ Н-У ООШ№14 ______ _____________
№___от____________20____г. подпись Ф.И.О.
_______ __________ _______ 20____г.
Подпись Ф.И.О.
Руководителя МС