МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Рабочая программа
по биологии
для 8 класса
Составитель:
учитель Столярова И. С.
2017/2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; зарегистрированным Минюстом России 01.02 2011, рег.№ 19644;
фундаментальным ядром содержания общего образования (под ред. В.В..Козлова, А.М. Кондакова, Москва; Просвещение, 2011;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. , №1086);
положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ№22»;
учебным планом МБОУ « СШ №22» на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы основного общего образования Н.И.Сонина и В.Б.Захарова (Биология. 5-9 классы. Концентрический курс, М. Дрофа, 2013г.) и ориентирована на использование учебника Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2016.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1.освоение знаний
- о человеке как биосоциальном существе;
- становлении человека в процессе антропогенеза и формировании социальной среды;
- об особенностях строения и функционировании организма человека;
- о взаимосвязи строения и функций органов и систем;
- о необходимости ведения здорового образа жизни,
- об охране природной среды и личной гигиене;
2. овладение умениями
- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
-использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственном организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью, культуры поведения в природе.
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки своего здоровья и последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Задачи курса биологии:
- развивать знания о живой природе;
- воспитывать принципы новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни;- применять полученные знания и умения для решения биологических задач;
формировать основополагающие понятия и опорные знания.
,
Рабочей программой в 8 классе предусмотрено проведение 15 лабораторных работ:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
2. Распознавание по таблицам органов и систем органов.
3. Изучение головного мозга.
4. Изучение изменения размера зрачка.
5. Изучение внешнего строения костей.
6. Измерение массы тела и роста своего организма.
7. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
8. Изучение микроскопического строения крови.
9. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
10. Измерение кровяного давления.
11. Определение частоты дыхания.
12. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
13. Определение норм рационального питания.
14. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения.
15.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье (защита минипроектов).
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии в 8 классе.
Личностные результаты изучения предмета:
- формирование ответственного отношения к учению, труду:;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
- умение применять свои знания в практической деятельности;
- формирование потребности к готовности к самообразованию:
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД. Восьмиклассник научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета самостоятельно выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение способа предметного действия
- составлять план решения проблемы;
- строить логические суждения, включающие установление причинно – следственных связей;
Познавательные УУД. Восьмиклассник научится:
- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- составлять описание объектов;
- составлять простые и сложные планы текста;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям для указанных логических операций:
- структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;
-представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Коммуникативные УУД. Восьмиклассник научится:
- использовать различные приемы поиска информации в Интернете и анализировать и сравнивать результаты поиска;
- участвовать в групповой работе;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу своих одноклассников.
Предметные результаты изучения предмета:
Восьмиклассник должен знать;
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
признаки сходства и отличия человека и животных;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы ВНД;
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Восьмиклассник должен уметь:
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов;
- оказывать первую медицинскую помощь при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
- рационально организовывать труд и отдых, соблюдвть правила поведения в окружающей среде;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- измерять кровяное давление и частоту пульса;
- давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
Содержание программы
«Биология.Человек. 8 класс» (68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (1 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация. Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация. Портреты великих учёных - анатомов и физиологов.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация. Схемы строения систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 5. Координация и регуляция (13ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация. Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Демонстрация. Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (4ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация. Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.
Раздел 9. Дыхание (4 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация. Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы. Определение частоты дыхания.
Раздел 10. Пищеварение (4 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация. Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны - на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Конечные продукты обмена веществ.
Выделение. (2 часа)
Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация. Модель почек.
Раздел 13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (6 ч)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Календарно– тематическое планирование
№ | Название раздела Тема урока (лабораторные работы) | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Место человека в системе органического мира. Место человека в системе органического мира | 01.09 | Стр.5-11 |
2 | Происхождение человека. Эволюция человека. | 0 4.09 | Стр.12-17 |
3 | Расы человека. | 08.09 | Стр.18-20 |
4 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека | 11.09 | Стр.21-27. сообщения |
5 | Современные гипотезы происхождения и эволюции человека. Современные методы изучения организма человека. | . 15.09 | Стр.28-30 |
6 | Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма человека. | 18.09 | Стр.31-33, таблица |
7 | Ткани и органы. Лабораторная работа №1.»Изучение микроскопического строения тканей» | 22.09 | Стр.34-39 |
8 | Системы органов. Организм Лабораторная работа №2.»Распознавание на таблицах органов и систем органов». | 25.09 | Стр.40-45 |
9 | Зачет по теме «Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм». | 29.09 | Стр.31-45 повторить |
10 | Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. | 02.10 | Стр.46-53 |
11. | Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. | 06.10 | Стр.46-53 |
12 | Строение и значение нервной системы. | 09.10 | Стр.54-56 |
13. | Рефлекторный принцип работы нервной системы. | 13.10 | Стр.57-59 |
14 | Спинной мозг, строение и функции. | 16.10 | Стр.60-62, составить план |
15 | Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга человека» (по муляжам). | 20.10 | Стр.63-69 |
16 | Полушария большого мозга. | 23.10 | Стр.70-75 |
17 | Периферическая нервная система. | 27.10 | Стр.67-68 |
18 | Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. | 10.11 | Стр.76-81 |
19 | Зрительное восприятие. Гигиена зрения. Лабораторная работа №4. «Изучение измерения размера зрачка». | 13.11 | Стр.82-84 |
20 | Анализаторы слуха и равновесия. | 17.11 | Стр.84-90 |
21 | Кожно–мышечное чувство. Обоняние. Вкус. | 20.11 | Стр.91-99 |
22 | Зачет по темам «Координация и регуляция» | . 24.11 | Стр.46-99 повторить |
23 | Опора и движение. Строение, состав и свойства костей, типы их соединений. Лабораторная работа №5. «Внешнее строение костей» | 27.11 | Стр.100-104 |
24 | Строение скелета человека. | 01.12 | Стр.105-110 |
25 | Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | 04.12 | Стр.111-115 |
26 | Мышцы. Общий обзор. | 08.12 | Стр.116-121 |
27 | Работа мышц. Лабораторная работа №6. «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц». | 11.12 | Стр.122-126 |
28 | Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. | 15.12 | Стр.124-126, сообщения |
39 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. Лабораторная работа №7. «Измерение роста и массы своего организма». | 18.12 | Стр.100-126 повторить |
30 | Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. | 22.12 | Стр.127-133 |
31 | Клетки крови. Лабораторная работа №8. «Изучение микроскопическогостроения крови». | 25,12 | Стр.127-135 |
32 | Иммунитет. Группы крови | . 29.12 | Стр.136-143 |
33 | Переливание крови. Тканевая совместимость. | | Стр.143-145 |
34 | Транспорт веществ. | | Стр.146-150 |
35 | Работа сердца. | . | Стр.151-154 |
36 | Движение крови в организме. | | Стр.155-157 |
37 | Движение крови по сосудам. Лимфооращение. Лабораторная работа №9 «Определение и подсчет числа сердечных сокращений» Лабораторная работа №10 «Измерение кровяного давления». | | Стр.158-159 |
38 | Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ». | | Стр.127-159 повторить |
39 | Дыхание. Значение дыхания. Строение органов дыхания. | | Стр.160-163 |
40 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. | | Стр.164-170 |
41 | Регуляция дыхания. Жизненная емкость легких. Лабораторная работа №11. «Определение частоты дыхания». | | Стр.164-172 |
42 | Взаимосвязь функции дыхательной и кровеносной систем | | Стр.127-172 повторить |
43 | Пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. | | Стр.173-175 |
44. | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12.»Воздействие желудочного сока на белки, слюны – на крахмал» | | Стр.176-181 |
45. | Пищеварение в желудке. | | Стр.182-185 |
46 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | | Стр.186-188 |
47 | Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. Лабораторная работа №13 «Определение норм рационального питания» | | Стр.189-195 |
48 | Витамины. | | Стр.196-200 |
49 | Зачет по темам «Пищеварение» и »Обмен веществ и энергии». | | Стр.173-200 повторить |
50 | Выделение. Выделение. Строение и работа почек. | | Стр.201-206 |
51 | Заболевания почек и их профилактика. | | Стр.201-2916, сообщения |
52 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | | Стр.207-210 |
53 | Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. | | Стр.211-213 |
54 | Гигиена кожи, одежды и обуви. | | Стр.207-211, сообщения |
55 | Размножение и развитие. Половая система человека. Половые клетки. | | Стр.214-218 |
56 | Оплодотворение и развитие зародыша. Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика. | | Стр.219-221,226-231 |
57 | Развитие человека. Возрастные процессы. | | Стр.227-132 |
58 | Высшая нервная деятельность Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. | | Стр.231-240 |
59 | Торможение, его виды и значение. | | Стр.238-240 |
60 | Бодрствование и сон. | | Стр.241-244, сообщения |
61 | Сознание и мышление. Речь. | | Стр.245-247, сообщения |
62 | Познавательные процессы и интеллект. Память. | | Стр.248-251, сообщения |
63 | Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент. | | Стр.256-261, сообщения |
64 | Человек и его здоровье. Здоровье и влияющие на него факторы. | | Стр.262-263 |
65 | Оказание доврачебной помощи. | | Стр.263-273 |
66 | Факторы риска. Заболевания человека. Вредные привычки | | Стр.274-285 |
67 | Гигиена человека . Стресс и адаптации. | | Стр.286-295 |
68 | Итоговое тестирование. | | |
Планируемые результаты изучений биологии к концу 8 класса.
Изучение курса «Биология. Человек» в 8 классе направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Обучающийся научится:
проводить наблюдения за своим организмами, ставить несложные опыты и биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать осуществляемые процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека ( приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи между объектами и процессами);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия деятельности человека в природе;
характеризовать методы научного познания и определять их роль в изучении природы.
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах насекомыми;
работать со справочной литературой;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание);
находить информацию об организме человека в научно-популярной литературе, биологических словарях
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему организму.