Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булгаковская основная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
8 класс
Разработана учителем биологии
Федоненковой Еленой Ивановной
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2014. – Стандарты второго поколения. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» Авторы Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. – М.: «Дрофа», 2014.
Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественно-научные предметы».
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме: в 8 классе — 70 ч.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
При работе по данной программе используется учебно-методический комплект под редакцией А. А. Плешакова, Н. И. Сонина
Актуальность:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи курса:
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Задачи:
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Общая характеристика учебного предмета:
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и перечислять свойства живого;
выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
составлять элементарные пищевые цепи;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Метапредметные результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные результаты:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);
оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетическое отношение к живым объектам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных, аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание тем учебного предмета
Часть 1. Царство Животные (49 часов)
Введение (2 часа)
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Практическая работа №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана".
Подцарство Одноклеточные (4 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".
Подцарство Многоклеточные (47 часов)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.
1.2.1.Тип Губки (2 часа)
Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".
1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".
1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)
Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".
1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".
1.2.6. Тип Моллюски (2часа)
Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".
1.2.7. Тип Членистоногие (6 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".
1.2.8. Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
1.2.9. Тип Хордовые (28 часов)
Подтип Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.
Подтип Черепные (27 часов)
1). Надкласс Рыбы (4 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".
2). Класс Земноводные (4 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".
3). Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".
4). Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".
5). Класс Млекопитающие (7 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".
Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".
Основные этапы развития животных (4 часа)
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные".
Часть 2. Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов)
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания".
Резервное время – 6 ч
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Дата | Коррект. даты |
Раздел 1. Царство Животные (49 ч) |
1 | Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система. | 06.09. | |
2 | Взаимоотношения животных в биогеоценозах. Практическая работа №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана". | 07.09. | |
3 | Общая характеристика Простейших. | 13.09. | |
4 | Особенности организации клеток Простейших. Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки". | 14.09. | |
5 | Разнообразие Простейших. | 20.09. | |
6 | Роль Простейших в биогеоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 21.09. | |
7 | Общая характеристика Многоклеточных животных. | 27.09. | |
8 | Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение. | 28.09. | |
9 | Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры". | 04.10. | |
10 | Многообразие и распространение Кишечнополостных. | 05.10. | |
11 | Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. | 11.10. | |
12 | Многообразие ресничных червей и их роль в биогеоценозах. Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". | 12.10. | |
13 | Тип Круглые черви. Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды". | 18.10. | |
14 | Особенности круглых червей. | 19.10. | |
15 | Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя". | 25.10. | |
16 | Особенности кольчатых червей. | 26.10. | |
17 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. | 08.11. | |
18 | Особенности моллюсков. Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков". | 09.11. | |
19 | Тип Членистоногие. Происхождение и особенности членистоногих. | 15.11. | |
20 | Многообразие Членистоногих Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих". | 16.11. | |
21 | Класс Ракообразные. | 22.11. | |
22 | Класс Паукообразные. | 23.11. | |
23 | Общая характеристика Класса Насекомых. | 29.11. | |
24 | Многообразие Насекомых. Размножение и развитие. | 30.11. | |
25 | Тип Иглокожие. Общая характеристика | 06.12. | |
26 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика | 07.12. | |
27 | Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | 13.12. | |
28 | Особенности строения Рыб. Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни". | 14.12. | |
29 | Костные рыбы. | 20.12. | |
30 | Многообразие и значение рыб. | 21.12. | |
31 | Класс Земноводные. Происхождение земноводных. | 27.12. | |
32 | Общая характеристика класса Земноводные. Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни". | 28.12. | |
33 | Размножение, среда обитания и экологические особенности Земноводных. | 17.01. | |
34 | Многообразие и роль Земноводных в природе и жизни человека. | 18.01. | |
35 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика Пресмыкающихся. Особенности строения. | 24.01. | |
36 | Многообразие Пресмыкающихся. | 25.01. | |
37 | Внутреннее строение Пресмыкающихся. Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи". | 31.01. | |
38 | Роль Пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 01.02. | |
39 | Класс Птицы. Общая характеристика птиц. | 07.02. | |
40 | Особенности строения Птиц. Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни". | 08.02. | |
41 | Экологические группы Птиц. | 14.02. | |
42 | Роль птиц в природе и жизни человека. | 15.02. | |
43 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика Класса Млекопитающие. | 21.02. | |
44 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. | 22.02. | |
45 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих". | 28.02. | |
46 | Размножение и развитие Млекопитающих. | 01.03. | |
47 | Многообразие Млекопитающих. | 07.03. | |
48 | Многообразие Млекопитающих. Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека". | |
49 | Роль Млекопитающих в природе и жизни человека. | 14.03. | |
Основные этапы развития животных (4 часа) |
50 | Основные этапы развития животных. Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные". | 15.03. | |
51 | Основные этапы развития животных. | 21.03. | |
52 | Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства. | 22.03. | |
53 | Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные. | 04.04. | |
Часть 2. Вирусы (2 часа) |
54 | Вирусы. Общая характеристика Вирусов. | 05.04. | |
55 | Значение Вирусов. | 11.04. | |
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов) |
56 | Экосистема. Среда обитания. | 12.04. | |
57 | Экологические факторы | 18.04. | |
58 | Экосистема. Структура экосистемы. | 19.04. | |
59 | Пищевые связи в экосистемах. Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания". | 25.04. | |
60 | Биосфера. Структура биосферы. | 26.04. | |
61 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 16.05. | |
62 | Биосфера - глобальная экосистема. | 17.05. | |
63 | Круговорот веществ в биосфере. Значение круговоротов для существования жизни. | 23.05. | |
64 | Роль живых организмов в биосфере. | 24.05. | |
Резервное время (6 ч) |
65 | Обобщение и повторение изученного | 30.05. | |
66 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 31.05. | |
67 | | | |
68 | | | |
69 | | | |
70 | | | |
Биология:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.