СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями) ;
Основной образовательной программы школы;
Учебного плана школы;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Живой организм», автор Сонин Н. И. – линейный курс./Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. ФГОС: учебно-методическое пособие, сост. Пальдяева Г. М. - М.: Дрофа, 2013 г./
Учебника: Сапин М. Р., Сонин Н. И. "Биология. Человек. 9 класс. "УМК "Живой организм" Линейный курс. Серия Вертикаль. ФГОС: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2017.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Цели обучения:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.
Задачи обучения:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование), предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-деятельностный подход, применение
здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки
усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и
навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки
обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний,
умений и навыков учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
-соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих
взаимоотношения человека и природы;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признание права каждого на собственное мнение;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание
ответственности за их последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства,
так и для опровержения существующего мнения
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства, факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
1. знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
2. анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
1. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
2. соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
В сфере физической деятельности:
1. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
2. рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
В эстетической сфере:
1. овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Биология 9 класс базовый уровень (68 часов)
Глава 1. Место человека в системе органического мира (7 часов)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Глава 2. Координация и регуляция (8 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Глава 3. Анализаторы. (3 часа+1)
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Глава 4. Опора и движение (7 часов+1)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Глава 5. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Глава 6. Транспорт веществ (3 часа+1)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Глава 7. Дыхание (3 часа+1)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Глава 8. Пищеварение (4 часа+1)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.
Глава 9. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Глава 10. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Глава 11. Покровы тела (2 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Глава 12. Размножение и развитие (4 часа+1)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Глава 13. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Глава 14. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Глава 15. Человек и окружающая среда. (3 часа)
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема | количество часов | количество контрольных работ |
1 | Глава 1. Место человека в системе органического мира. | 7 |
|
2 | Глава 2. Координация и регуляция. | 8 |
|
3 | Глава 3. Анализаторы. | 3 | 1 |
4 | Глава 4. Опора и движение. | 7 | 1 |
5 | Глава 5. Внутренняя среда организма. | 4 |
|
6 | Глава 6. Транспорт веществ. | 3 | 1 |
7 | Глава 7. Дыхание. | 3 | 1 |
8 | Глава 8. Пищеварение. | 4 | 1 |
9 | Глава 9. Обмен веществ и энергии. | 2 |
|
10 | Глава 10. Выделение. | 2 |
|
11 | Глава 11. Покровы тела. | 2 |
|
12 | Глава 12. Размножение и развитие. | 4 | 1 |
13 | Глава 13. Высшая нервная деятельность. | 6 |
|
14 | Глава 14. Человек и его здоровье. | 4 |
|
15 | Глава 15. Человек и окружающая среда. | 3 |
|
| ИТОГО | 68 часов |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Педагогические средства | Домашнее задание | Дата |
Введение Глава 1. Место человека в системе органического мира. (7 часов). | ||||||
1 | Место челове-ка в системе органического мира. | Основные особенности человека как био-логического объекта. Его место в системеорганического мира. | Знают место человека в системе органическо-го мира; черты сходства и различия человека и животных. Умеют охарактеризовать особен-ности строения человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью; объяс-няют сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека | Учебник, таблицы | с.5-12 |
|
2 | Эволюция человека. | Происхождение человека, этапы его эволюции. Предшественники людей –ископаемые высшие обезьяны, древней-шиеидревние люди. | Знают биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; основные этапы эволю-ции человека; доказательства родства человека с млекопитащими. Объясняют последователь-ность совершенствования человека в процессе его эволюции; сравнивают изучаемые истори-ческие формы человека на основе сравнения. | Учебник, таблицы | с.12-17 |
|
3 | Расы человека. | Расы человека, расоведение, понятие «расизм», экология человека, механизм образования рас, проблемы их происхож-дения; классификация рас, характерные признакипредставителей рас. | Объясняют последовательность совершенство-вания человека в процессе его эволюции; сравнивают изучаемые исторические формы человека на основе сравнения;делают выводы о его эволюции. | Учебник, таблицы | с.18-21 |
|
4 | История раз-вития знаний о строении и функциях организма человека. | Строение и жизнедеятельность организма человека. Вклад ученых разных эпох и времен в развитие наук о строении и жизнедеятельности организма. | Знают открытия и заслуги ученых в становлении наук об организме человека; показывают актуальность их идей и сделанных открытий для современности. | Учебник, таблицы | с.21-30 |
|
5 | Клеточное строение орга-низма. | Клеточное строение организма, особен-ности строения и функции структурных компонентов клетки. | Знают определение понятия «клетка»; строе-ние клетки человека и животных; строение и функции частей и органоидов клетки. | Учебник, таблицы | с.31-34 |
|
6 | Ткани и органы. | Строение и значение тканей; определение понятий «ткань», «орган»; типы и виды тканей, их характерные особенности и локализация в организме человека. | Распознают типы и виды тканей человека; сравнивают ткани и делают выводы; устанавливают взаимосвязь между строением тканей и выполняемыми ими функциями. | Учебник, таблицы | с.34-40 |
|
7 | Системы органов. Организм. | Определения понятий «система органов», «аппарат органов», «организм»; строение и функции систем органов. | Называют системы органов человека; распоз-нают основные органы и системы органов человека; устанавливают соответствие между строением органов и систем и выполняемыми ими функциями. | Учебник, таблицы | с.40-45 |
|
Глава 2. Координация и регуляция. (8 часов). | ||||||
8 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | Значение понятия «гуморальная регуля-ция»; строение и роль эндокринного аппарата в организме человека, основные функции эндокринных желез; особенности работы желез внутренней секреции и их отличие от желез внешней секреции. Роль гормонов в обменных процессах организ-ма человека; свойства гормонов и особен-ности их влияния на организм. | Распознают органыэндокринной системы и описывают их; сравнивают железы внешней и внутренней секреции, формулируют выводы на основе сравнения; устанавливают взаимо-связь между строением и функциями систем и органов.Раскрывают значение гормонов в регуляции жизнедеятельности организма человека, их свойства. | Учебник, таблицы
| с.46-49 |
|
9 | Строение и функции желёз внутренней секреции | с.49-53 |
| |||
10 | Нервная регу-ляция. Строе-ние и значение нервной системы. | Понятия «рецептор», «нервы», «нервные узлы», «синапс», «рефлекторная дуга», «рефлекс» ; роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной работе органов и систем органов и связи с окружающей средой; типы нервной системы; строение и функ-ции частей и отделов нервной системы. | Распознаютосновные отделы и органы нерв-ной системы человека; сравнивают строение нервной системы человека и животных, безусловные и условные рефлексы; изобража-ют схемы рефлекторных дуг безусловных и условных рефлексов, объясняют их различия. | Учебник, таблицы | с.54-57 |
|
11 | Строение рефлекторной дуги. | с.57-60 |
| |||
12 | Спинной мозг. | Расположение спинного мозга в организме человека, особенности его строения и функции. | Распознают спинной мозг и показывают место его локализации в организме человека; объяс-няют строение и функции спинного мозга; раскрывают взаимосвязь спинного и головного мозга, соподчинение их функций. | Учебник, таблицы | с.60-63 |
|
13 | Строение и функции го-ловного мозга. | Расположение головного мозга как одного из отделов центральной нервной системы, особенности его строения; строение основ-ных отделов головного мозга и выполняе-мые ими функции; особенности микроско-пического строения головного мозга. | Распознают отделы головного мозга и описы-вают их; раскрывают особенности внешнего и внутреннего строения головного мозга, его отделов; сравнивают строение головного мозга человека и животных, объясняют причины их сходства и различия. | Учебник, таблицы
| с.63-66 |
|
14 | Отделы головного мозга. | с.66-69 |
| |||
15 | Полушария большого мозга. | Функции полушарий большого мозга чело-века; функции долей и зон коры полуша-рий; особенности внутреннего строения коры полушарий. | Разъясняют сложность внешнего и внутрен-него строения коры полушарий большого моз-га; распознают доли и зоны коры больших по-лушарий; определяют доли и зоны коры полу-шарий, различают понятия «доли больших полушарий» и «зоны больших полушарий».
| Учебник, таблицы | с.70-75 |
|
Глава 3. Анализаторы. (4 часа) | ||||||
16 | Анализаторы, их строение функции. Зрительный анализатор. | Определение понятия «анализатор»; сос-тавные части анализатора на примере зрительного анализатора; строение и функции глаза, его частей и зрительного анализатора. | Распознают основные части органа зрения и его анализатора и описывают их; объясняют свойства рецепторов воспринимать определен-ные раздражения, способность зрительного анализатора различать раздражения и переда-вать их в высшие отделы нервной системы. | Учебник, таблицы | с.76-83 |
|
17 | Анализаторы слуха и равновесия. | Особенности строения и функций органов слуха, равновесия и их анализаторов; роль слухового и вестибулярного анализаторов в восприятии и анализе раздражений из окружающей среды, а также их взаимо-связь с нервной системой и высшей нерв-ной деятельностью человека. | Распознают основные части органов слуха и равновесия, их анализаторов и описывают их; объясняют свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность час-тей анализаторов слуха и равновесия различать принятые раздражения. | Учебник, таблицы | с.84-91 |
|
18 | Кожно-мы-шечнаячувст-вительность. Обоняние. Вкус. | Органы кожно-мышечного чувства, обоня-ния, вкуса, их локализация в организме человека, а также их анализаторы; особен-ности строения и функции органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, осязания и вкуса; связь деятельности органов чувств с реакциями организма. | Дают определения понятий «кожно-мышечная чувствительность», «обоняние», «осязание», «вкус»; распознаютчасти органов обоняния, кожно-мышечного чувства, вкуса, осязания и их анализаторов; объясняют анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств. | Учебник, таблицы | с.91-99 |
|
19 | К/р №1 «Организм человека». |
|
|
|
|
|
Глава 4. Опора и движение. (8 часов) | ||||||
20 |
Кости скелета. | Основные отделы скелета и составляющие их кости, роль скелета в организме челове-ка; внешнее и внутреннее строение, состав и свойства костей; формы костей, типы их соединения в скелете. | Распознают части опорно-двигательного аппа-рата, основные отделы скелета и типы соеди-нения костей; характеризуют внешнее и внут-реннее строение костей и типы их соединений; устанавливают взаимосвязь между строением, составом и функциями костей, а также строе-нием отделов скелета и их функциями. |
Учебник, таблицы |
с.100-104 |
|
21 | Соединения костей. | с.104-106 |
| |||
22 | Строение скелета. | Основные отделы скелета человека, кости, составляющие их, а также выполняемые функции; черты сходства и отличия скелетов млекопитающих и человека; особенностистроения скелета человека, связанные с его прямохождением. | Распознают, показываюти называют части опорно-двигательной системы, основные отделы скелета человека, составляющие их кости; характеризуют особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. |
Учебник, таблицы |
с.108-110 |
|
23 | Пропорции тела. |
с.110-115 |
| |||
24 | Мышцы, их строение и функции. | Основные группы мышц тела человека, их локализация; особенности строения и функций скелетных мышц. | Распознают, называют и показывают на табли-цах модели торса человека основные мышцы; характеризуют строение мышц и мышечных волокон, способы прикрепления мышц к кос-тям скелета; раскрывают функции мышц. |
Учебник, таблицы
|
с.116-118 |
|
25 | Основные группы мышц. |
с.118-121 |
| |||
26 | Работа мышц. | Определение понятий «динамическая ра-бота мышц», «статическаяработа мышц»; особенности движения в суставах, дейст-вие мышц- сгибателей и мышц-разгибате-лей; роль нервной системы в регуляции деятельности мышц и согласованности их действий; условия работы мышц и по-вышения их работоспособности, влияние ритма и нагрузки на работу мышц. | Объяснять биологическую сущность работы мышц; характеризоватьособенности движения в суставах; раскрывать роль нервной системы в обеспечении работы мышц; объяснять сущ-ность утомления мышц и причины его разви-тия, а также условия повышения работоспо-собности мышц. |
Учебник, таблицы
| с.121-125 |
|
27
| К/р №2 «Опора и движение» |
|
|
|
|
|
Глава 5. Внутренняя среда организма. (4 часа) | ||||||
28 | Кровь. | Основные компоненты внутренней среды организма, значение и особенности строе-ния клеток крови в связи с их функциями; строение форменных элементов крови, составляющие плазмы; значение свертыва-ния крови. | Распознают клетки крови; объясняют значение внутренней среды организма и ее компонен-тов; характеризуют состав крови и функции ее форменных элементов; раскрывают сущность биологического процессасвертывания крови. |
Учебник, таблицы | с.127-129 |
|
29 | Форменные элементы крови, их строение и функции. |
с.129-135 |
| |||
30 | Иммунитет. | Сущность понятий «иммунитет», «инфек-ционные заболевания», «лечебные сыво-ротки», «вакцина», «предупредительные прививки», «аллергия»; роль лимфы в организме и особенности ее состава. | Объясняют биологическую сущность проявле-ния иммунитета у человека, называют виды иммунитета; сравнивают действие вакцины и сыворотки на организм человека; применяют знания о свертывании крови, об иммунитете. |
Учебник, таблицы | с.136-139 |
|
31 | Группы кро-ви. Перелива-ние крови. Донорство. Резус-фактор. | Определения понятий:«донор», «реципи-ент», «универсальный донор»,«универ-сальный реципиент», «агглютинация», «агглютиногены», «агглютинины»; группы крови, их отличительные признаки; типы резус-факторов; правила и значение переливания крови.
| Знают свою группу крови и резус-фактор; правила и значение переливания крови; понимают и осознают важность донорства. |
Учебник, таблицы |
с.139-144 |
|
Глава 6. Транспорт веществ. (4 часа) | ||||||
32 | Органы кро-вообращения. | Строение органов кровообращения: крове-носных сосудов и сердца; основные функ-ции кровеносных сосудов, сердца; приз-наки различия строении и в функциях вен и артерий. | Дают определение понятия«кровообращение»; распознают органы кровообращения; характе-ризуют движение крови по большому и мало-му кругам кровообращения; устанавливают взаимосвязь между строением и функциями сердца, кровеносных сосудов. | Учебник, таблицы | с.146-150 |
|
33 | Работа сердца. | Определение понятий «сердечный цикл», «пауза», «автоматия»; особенности работы сердца, суть ее цикличного характера; биологическую роль автоматии сердечной мышцы; роль нервной и гуморальной систем в регуляцииработы сердца. | Характеризуют ритмичность работы сердца, фазы сердечного цикла, способность к автома-тии; устанавливают взаимосвязь между строе-ниеми особенностями работы сердца; раскры-вают причины безостановочной работы серд-ца и роль его обильного кровоснабжения. | Учебник, таблицы | с.151-154 |
|
34 | Движение крови по сосу-дам. Лимфооб-ращение. | Определение понятий«пульс», «кровяное давление»; особенности движения крови по венам; строение лимфатической систе-мы и ее значение для организма человека; особенности лимфообращения; места определения пульса, приемы измерения артериального давления. | Распознаюткровеносные сосуды и органы лимфатической системы; характеризуют движение крови по сосудам, особенности лим-фообращения; объясняют биологический смысл медленного движения крови по капил-лярам, венам; определять и измерять пульс, артериальное давление. | Учебник, таблицы | с.155-158 |
|
35 | К/р№3 «Внут-ренняя среда организма. Транспорт веществ». |
|
|
|
|
|
Глава 7. Дыхание. (4 часа) | ||||||
36 | Строение органов дыхания. | Биологическая сущность процесса дыха-ния; значение понятий «дыхание», «жиз-ненная емкость легких», «плевра», «плев-ральная полость»; роль дыхания в обмене веществ и превращении энергии в орга-низме человека; особенности строения органов дыхания человека и их функции; процесс образования голоса и членораз-дельной речи. | Распознают основные органы дыхательной системы человека, называют и описывают их; объясняют взаимосвязь строения воздухонос-ных путей и легких с выполняемой ими функ-цией; раскрывают сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»; характеризуют строение голосового аппарата человека; сравнивают правое и левое лёгкое. | Учебник, таблицы | с.160-163 |
|
37 | Газообмен в лёгких и тканях. | Изменения состава вдыхаемого и выдыхае-мого воздуха (газообмен в легких и тка-нях), роль диффузии в этих процессах; механизм вдоха и выдоха, роль в этом дыхательных мышц; взаимосвязь крове-носной и дыхательной систем. | Разъясняют механизм вдоха и выдоха, роль кислорода в освобождении необходимой орга-низму энергии, а также его влияние на работу дыхательных мышц; характеризуют влияние изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на работу органов дыхания и процессы газообмена в легких и тканях. | Учебник, таблицы | с.164-166 |
|
38 | Жизненная ёмкость лёгких. | Определение понятия «жизненная емкость легких», ее сущность и роль в организме; роль дыхательного центра в ритмичном чередовании дыхательных движений; связь нервной и гуморальной регуляции дыхания; значение тренировки дыхатель-ных мышц. | Раскрывают сущность понятия «жизненная емкость легких», ее роль в сохранении здоро-вья органов дыхания и организма человека в целом; выясняют причины изменения частоты и глубины дыхания и объясняют эти измене-ния; описывают процесс регуляции дыхатель-ных движений. | Учебник, таблицы | с.166-171 |
|
39 | К/р№4 «Дыхание» |
|
|
|
|
|
Глава 8. Пищеварение. (5 часов) | ||||||
40 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | Состав пищи человека и ее роль; что такое пищевые продукты, их особенности и зна-чение в жизни человека; продукты, содер-жащие белки, жиры, углеводы, минераль-ные вещества и витамины; сущность и значение процессов питания, пищеваре-ния; органы пищеварительной системы и их роль в переработке пищи и питатель-ных веществ; этапы пищеварения и их особенности. | Раскрывают значение пищи, роль пищеварения в ее переработке и превращении в питательные вещества; объясняют значение понятий «пище-вые продукты», «пища», «питание»,«питатель-ные вещества», «пищеварение»; характеризу-ют изменения пищи на разных этапах пищева-рения; доказывают, что питательные вещества — это строительный материал и источник энергии. | Учебник, таблицы | с.173-175 |
|
41 | Пищеварение в ротовой полости. | Строение и функции органов ротовой полости, зубов; слюнные железы, состав слюны и роль ферментовслюны; методы изучения деятельности слюнных желез; роль исследований и работ И. П. Павлова в области пищеварения; механизм регуля-ции слюноотделения; роль глотки и пище-вода в пищеварении. | Называют органы ротовой полости и их основныефункции; разъясняют особенности процессов пищеварения в ротовой полости; строение и функции зубов, а также физиологи-ческую работу глотки и пищевода; характери-зуют состав, свойства слюны и роль ее фер-ментов; распознают органы ротовой полости. | Учебник, таблицы | с.176-180 |
|
42 | Пищеварение в желудке. | Строение и функции желудка и отделов кишечника, пищеварительных желез; роль пищеварительных желез, их ферментов и секретов в пищеварении; суть барьерной функции печени; роль нейрогуморальной регуляции процессов пищеварения, отделения пищеварительных соков. | Разъясняют роль пищеварительных желез стенок желудка и отделов кишечника, печени и поджелудочной железы; раскрывают свойст-ва ферментов желудочного и кишечных соков, сока поджелудочной железы и печени, условия их активности; характеризуют нервную и гуморальную регуляцию деятельности пищеварительных желез, методы их изучения. | Учебник, таблицы | с.182-185 |
|
43 | Пищеварение в кишечнике. | Сущность и значение всасывания питательных веществ в кишечнике. | Описывают процессы пищеварения на трех этапах в тонком кишечнике и особенности всасывания питательных веществ в нем. | Учебник, таблицы | с.185-187 |
|
44 | К/р№5 «Пи-щеварение» |
|
|
|
|
|
Глава 9. Обмен веществ и энергии. (2 часа) | ||||||
45 | Пластический и энергетиче-ский обмен. | Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии в организме; опреде-ления понятий «пластический обмен», «энергетический обмен» особенности об-мена водно-солевого, белков, жиров и уг-леводов; их роль в организме; характерные признаки пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь в организме. | Объясняют биологическую роль обмена веществ в клетке и в организме; дают характе-ристику обмена веществ как основы жизнедея-тельности организма человека; раскрывают взаимосвязь пластического и энергетического обмена и доказывают их единство; рассчиты-вают нормы питания и энергетические затраты людей разных профессий. | Учебник, таблицы | с.189-194 |
|
46 | Витамины.
| Определение понятия «витамины»; значе-ние витаминов и историю их открытия; основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. | Объясняют биологическую роль витаминов в обмене веществ; используют приобретенные знания для соблюдения мер профилактики авитаминозов. | Учебник, таблицы | с.196-199 |
|
Глава 10. Выделение. (2 часа) | ||||||
47 | Выделение. Строение и работа почек. | Особенности строения и значение мочевы-делительной системы; особенности строе-ния и работы нефрона, его роль в образо-вании мочи; отличие первичной мочи от вторичной; механизм регуляции работы почек. | Распознают основные органы выделительной системы человека, называют и описывают их; раскрывают сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов выделения и кровеносной системой. | Учебник, таблицы | с.201-205 |
|
48 | Заболевания почек, их пре-дупреждение | Роль водно-солевого обмена в организме человека, значение почек в поддержании постоянства состава внутренней среды; питьевой режим. | Используют приобретенные знания для соблю-дения мер профилактики заболевания почек и других органов выделительной системы. | Интернет-ресурсы | сообще-ния |
|
Глава 11. Покровы тела. (2 часа) | ||||||
49 | Строение и функции кожи. | Особенности строения кожи, ее функции, роль в обмене веществ; гигиенические требования к коже, одежде, обуви. | Распознают, называют и описывают слои и структурные компоненты кожи; устанавлива-ют взаимосвязь строения и функций эпидерми-са, собственно кожи, подкожной жировой клетчатки. | Учебник, таблицы | с.207-210 |
|
50 | Роль кожи в терморегу-ляции организма. | Роль кожи в поддержании относительного постоянства температуры тела; способы терморегуляции организма, ее рефлектор-ный характер; физиологическую роль повышения температуры тела при заболе-ваниях; состояния организма человека при различных нарушениях терморегуляции. | Распознают структурные компоненты кожи и называют их; разъясняют механизм терморегу-ляции; используют знания для оказания первой доврачебной помощи при травмах кожи, нару-шениях терморегуляции, ожогах, обмороже-нии. | Учебник, таблицы | с.211-213 |
|
Глава 12. Размножение и развитие. ( 5 часов) | ||||||
51 | Половая система человека | Сущность внешнего и внутреннего опло-дотворения; особенности строения жен-ской и мужской половых систем человека, роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процессов размно-жения и оплодотворения, их значение в природе; особенности и сущность размно-жения и развития человека; стадии разви-тия зародыша и плода в матке. | Используют эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находят черты сходства и отличия в размножении иразвитии зародыша и плода млекопитающих и человека; выявляют отличительные признаки полов человека; дают определения основных понятий изучаемой темы; распознают органы на таблицах. | Учебник, таблицы
| с.214-218 |
|
52 | Оплодотво-рение и разви-тие зародыша. | с.218-221 |
| |||
53 | Наследствен-ные и врож-дённые забо-левания и их профилактика | Наследственные и врожденные заболева-ния человека, их причины; гигиенические требования к режиму будущей матери; задачи медико-генетического консультиро-вания; вредное влияние алкоголя, никоти-на, наркотических веществ и других фак-торов, разрушающих здоровье потомства. | Объясняют причины наследственности и ме-ханизм проявления наследственных заболева-ний; используют приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собст-венного здоровья, соблюдения мер профилак-тики заболеваний, ВИЧ-инфекции; анализиру-ют и оценивают воздействие окружающей среды на здоровье человека. | Учебник, таблицы | с.222-225 |
|
54 | Возрастные процессы. | Определение понятия «послезародышевое развитие»; характерные особенности ново-рожденного ребенка; характеристика груд-ного периода развития человека; особен-ности развития и роста в подростковом и юношеском периодах; особенности разных этапов периода зрелости человека.
| Определяют возрастной период в развитии человека; раскрывают особенности новорож-денного ребенка, а также роста и развития ребенка на первом году жизни; характеризуют возрастные процессы каждого из основных этапов развития человека.
| Учебник, таблицы | с.227-230 |
|
55 | К/р№6 «Выде-ление. Покро-вы тела. Раз-множение».
|
|
|
|
|
|
Глава 13. Высшая нервная деятельность. (6 часов) | ||||||
56 | Рефлекторная деятельность нервной системы. | Определение понятий «высшая нервная деятельность», «рефлекс», «безусловный рефлекс», «условный рефлекс», «рефлек-торная дуга», «торможение», «инстинкт», «навыки», «потребности организма»; вклад И. М.Сеченова и И. П. Павлова в изучение высшей нервной деятельности, становление науки о психике человека; роль головного мозга в обеспечении выс-шей нервной деятельности; отличие условных рефлексов от безусловных; биологическое значение условных рефлексов; формы поведения человека, их особенности; характер. | Раскрывают сущность и значение безусловных и условных рефлексов; объясняют роль безус-ловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, причины приобретенных форм поведения; характеризуют особенности работы головного мозга человека, сущность регуляции жизнедеятельности организма, а также поведение человека и его рефлекторную теорию; роль условного торможения; составляют схемы условных и безусловных рефлексов. | Учебник, таблицы | с.232-240 |
|
57 | Бодрствова-ние и сон. | Значение сна для человека и причины его продолжительности; циклы, фазы сна, их характеристики; правила гигиены сна. | Разъясняют физиологическую сущность сна, природу сна исновидений; раскрывают значение сна для нормального функционирова-ния мозга; давать характеристику фаз сна; доказывать необходимость соблюдения правил гигиены сна. | Учебник, таблицы | с.241-243 |
|
58 | Сознание и мышление. Речь. | Определение понятий «сознание», «мыш-ление», «функциональная асимметрия мозга», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система»; значение сознания, мышления и речи (слова) в развитии деятельности головного мозга; особенности и функции первой и второй сигнальных систем; уровни сознания, фазы мышления, их определения и признаки; уровни высшей нервной деятельности человека; признаки сходства и отличия ВНД человека и животных. | Объясняют роль речи в жизни человека; срав-нивают сигнальные системы, ВНД человека и животных и формулируют выводы; дают ха-рактеристику уровней сознания, фаз мышле-ния; показывают распределение функций между полушариями головного мозга челове-ка, связь мышления с формированием и развитием речи. | Учебник, таблицы | с.245-247 |
|
59 | Познаватель-ные процессы и интеллект. | Виды познавательных процессов, их сущ-ность и значение в обеспечении нормаль-ной деятельности мозга человека; опреде-ление понятия «интеллект», его характер-ные черты и категории (классификация). | Объясняют понятия «интеллект»; знают виды познавательных процессов, их сущность и значение. | Учебник, таблицы | с.248-251 |
|
60 | Память. | Определение понятия «память» и роль памяти в процессе познания; физиологиче-ские основы памяти, ее типы и виды; способы улучшения памяти, причины ее расстройства; правила гигиены умствен-ного труда учащихся. | Объясняют понятия«память»; знают правила гигиены умственного труда учащихся. | Учебник, таблицы | с.252-255 |
|
61 | Эмоции и темперамент. | Определение понятий «эмоции», «темпе-рамент», «характер», «воля», «личность» и их сущность; физиологические основы эмоций, их связь с потребностями челове-ка; типы нервной системы, классификация темпераментов и иххарактеристика; условия формирования характера человека и отличие характера от темперамента. | Объясняют связь эмоций с потребностями человека; выявляют факторы, влияющие на формирование нервной системы человека; сравнивают характер и темперамент; определя-ют свой тип темперамента и объясняют, чем при этомруководствовались; разъясняют способность изменения темперамента и характера человека. | Учебник, таблицы | с.256-260 |
|
Глава 14. Человек и его здоровье. (4 часа) | ||||||
62 | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание пер-вой доврачеб-ной помощи при травмах опорно-двига-тельного аппарата. |
Определение понятия «здоровье»; функ-ции и показатели здоровья; факторы, опре-деляющие здоровье и влияющие на него, факторы риска. Цели оказания первой до-врачебной помощи; основные симптомы ушиба, растяжения связок, вывиха, тепло-вого и солнечного удара, разных видов кровотечения; приемы оказания первой помощи при травмах, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, обмороже-нии, отравлении, кровотечениях; приемы первой помощи утопающему; приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. |
Анализируют и оценивают влияние факторов окружающей среды, факторов риска на собст-венное здоровье; проводят наблюдения, объяс-няют и оформляют результаты, формулируют выводы. Различают виды кровотечений, приз-наки растяжения, перелома конечностей, ожога и обморожения; оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему; осуществляют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца; вызывают скорую медицинскую помощь, полицию, спасателей МЧС. |
Учебник, таблицы |
с.262-267 |
|
63 | Оказание пер-вой доврачеб-ной помощи при укусах, термических травмах,отравлениях, утоплении. |
Учебник, таблицы |
с.267-273 |
| ||
64 | Вредные привычки. Заболевания человека. | Сущность понятий «привычка», «полезные привычки», «вредные привычки»; воздей-ствие вредных привычек на состояние здо-ровья человека; возможные пути зараже-ния инфекционными заболеваниями; основные профилактические меры борьбы с проникновением в организм инфекций. | Приводят примеры полезных и вредных привычек, инфекционных заболеваний; называют пути заражения инфекционными заболеваниями и их переносчиков; объясняют действие на организм человека вредных привычек, в том числе курения, употребления алкоголя и наркотиков. | Учебник, таблицы | с.274-280 |
|
65 | Двигательная активность и здоровье чело-века. Закали-вание.Гигиена человека. | Определение понятия «гиподинамия», ее влияние на организм и здоровье, меры пре-дупреждения; определение понятия «ги-гиена», ее роль в жизни человека; основ-ные правила и нормы личной гигиены; ги-гиенические требования к одежде, обуви, питанию; правила сохранения осанки; пра-вила гигиены дыхания; правила гигиены сердечно-сосудистой системы, влияние физических нагрузок на работу сердца и сосудов; правила гигиены органов чувств, а также влияние шума, телевизора и ком-пьютера на их работу. | Объясняют последствия гиподинамии для здоровья; основные правила личной гигиены с точки зрения анатомии и физиологии челове-ка; раскрывают сущность тренировочного эффекта для работы опорно-двигательной системы и органов кровообращения; доказывают значение соблюдения режима умственной работы; проводят наблюдения за своим организмом. | Учебник, таблицы | с.281-293 |
|
Глава 15. Человек и окружающая среда. (3 часа) | ||||||
66 | Природная и социальная среда обита-ния человека. Стресс и адаптация.
| Сущность понятий «природная среда», «социальная среда», «адаптация»,«стресс»; роль факторов природной и социальной среды обитания в становлении биосоци-альной природы человека; преимущества человека перед другими живыми организ-мами; формы адаптации и их характерные особенности; стадии стрессовой реакции организма человека; причины стресса, его отрицательныеположительные последствия для человека. | Объясняют основные правила гигиены органов и систем с точки зрения анатомии и физиоло-гии человека; раскрывают сущность трениро-вочного эффекта для работы опорно-двига-тельной системы и органов кровообращения; раскрывают сущность форм адаптации челове-ка к условиям окружающей среды; называют причины формирования стресса, его отрица-тельные и положительные последствия для человека; снимают эмоциональное напряжение и восстанавливают равновесие. | Учебник, таблицы | с.294-297 |
|
67 | Биосфера и человек. Ноосфера. | Сущность понятий «биосфера» и «ноо-сфера», историю их введения в науку; ос-новы учения В. И. Вернадского о биосфе-ре, историю его создания; границы био-сферы и характерные особенности преде-лов жизни в ней; характер влияния чело-века на состояние биосферы и последствия его отрицательных действий длявсего человечества. | Раскрывают сущность понятий «биосфера», «ноосфера», историю их возникновения в науке; характеризуют границы биосферы и возможности жизни в них; объясняют причины и последствия загрязнения человеком биосферы, возможности жизни в ней, роль действий человека в охране окружающей среды. | Учебник, таблицы | с.298-301 |
|
68 | Итоговый урок. | Повторение пройденного. | Умеют анализировать, отбирать и сохранять необходимую информацию. |
|
|
|
Тематическое планирование по биологии в 9 классе
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дом. задание |
| Введение. Глава 1. Место человека в системе органического мира. |
7 часов |
|
1 | Место человека в системе органического мира. | 1 | с. 5-12 |
2 | Эволюция человека. | 1 | с. 12-17 |
3 | Расы человека. | 1 | с. 18-21 |
4 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | с. 21-30 |
5 | Клеточное строение организма. | 1 | с.31-34 |
6 | Ткани и органы. | 1 | с. 34-40 |
7 | Системы органов. Организм. | 1 | с. 40-45 |
Глава 2. Координация и регуляция. | 8 часов |
| |
8 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | 1 | с. 46-50 |
9 | Строение и функции желёз внутренней секреции | 1 | с. 50-53 |
10 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 | с.54-57 |
11 | Строение рефлекторной дуги. | 1 | с. 57-60 |
12 | Спинной мозг. | 1 | с. 60-63 |
13 | Строение и функции головного мозга. | 1 | с. 63-66 |
14 | Отделы головного мозга. | 1 | с. 66-69 |
15 | Полушария большого мозга. | 1 | с. 70-75 |
Глава 3. Анализаторы. | 3 часа+1 |
| |
16 | Анализаторы, их строение функции. Зрительный анализатор. | 1 | с. 76-83 |
17 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | с. 84-91 |
18 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | 1 | с. 91-99 |
19 | К/р №1 «Организм человека». | 1 |
|
Глава 4. Опора и движение. | 7 часов+1 |
| |
20 | Кости скелета. | 1 | с. 100-104 |
21 | Соединения костей. | 1 | с. 104-107 |
22 | Строение скелета. | 1 | с. 108-110 |
23 | Пропорции тела. | 1 | с. 110-116 |
24 | Мышцы, их строение и функции. | 1 | с. 116-118 |
25 | Основные группы мышц. | 1 | с. 118-122 |
26 | Работа мышц. | 1 | с. 122-126 |
27 | К/р №2 «Опора и движение» | 1 |
|
Глава 5. Внутренняя среда организма. | 4 часа |
| |
28 | Кровь. | 1 | с. 127-129 |
29 | Форменные элементы крови, их строение и функции. | 1 | с. 129-136 |
30 | Иммунитет. | 1 | с. 136-139 |
31 | Группы крови. Переливание крови. | 1 | с. 139-145 |
Глава 6. Транспорт веществ. | 3 часа+1 |
| |
32 | Органы кровообращения. | 1 | с. 146-151 |
33 | Работа сердца. | 1 | с. 151-155 |
34 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. | 1 | с. 155-159 |
35 | К/р№3 «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ». | 1 |
|
Глава 7. Дыхание. | 3 часа+1 |
| |
36 | Строение органов дыхания. | 1 | с. 160-164 |
37 | Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | с.164-166 |
38 | Жизненная ёмкость лёгких. | 1 | с. 166-172 |
39 | К/р№4 «Дыхание» | 1 |
|
Глава 8. Пищеварение. | 4 часа+1 |
| |
40 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | 1 | с. 173-176 |
41 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | с. 176-181 |
42 | Пищеварение в желудке. | 1 | с. 182-184 |
43 | Пищеварение в кишечнике. | 1 | с. 184-188 |
44 | К/р№5 «Пищеварение» | 1 |
|
Глава 9. Обмен веществ и энергии. | 2 часа |
| |
45 | Пластический и энергетический обмен. | 1 | с. 189-195 |
46 | Витамины. | 1 | с. 196-200 |
Глава 10. Выделение. | 2 часа |
| |
47 | Выделение. Строение и работа почек. | 1 | с. 201-202 |
48 | Заболевания почек, их предупреждение. | 1 | с. 202-206 |
Глава 11. Покровы тела. | 2 часа |
| |
49 | Строение и функции кожи. | 1 | с. 207-210 |
50 | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 | с. 211-213 |
Глава 12. Размножение и развитие. | 4 часа +1 |
| |
51 | Половая система человека | 1 | с. 214-218 |
52 | Оплодотворение и развитие зародыша. | 1 | с. 218-222 |
53 | Наследственные и врождённые заболевания и их профилактика | 1 | с. 222-226 |
54 | Возрастные процессы. | 1 | с. 227-231 |
55 | К/р№6 «Выделение. Покровы тела. Размножение». | 1 |
|
Глава 13. Высшая нервная деятельность. | 6 часов |
| |
56 | Рефлекторная деятельность нервной системы. | 1 | с. 232-241 |
57 | Бодрствование и сон. | 1 | с. 241-244 |
58 | Сознание и мышление. Речь. | 1 | с. 245-248 |
59 | Познавательные процессы и интеллект. | 1 | с. 248-252 |
60 | Память. | 1 | с. 252-256 |
61 | Эмоции и темперамент. | 1 | с. 256-261 |
Глава 14. Человек и его здоровье. | 4 часа |
| |
62 | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | с. 262-267 |
63 | Оказание первой доврачебной помощи при укусах, термических травмах, отравлениях, утоплении. | 1 | с. 267-273 |
64 | Вредные привычки. Заболевания человека. | 1 | с. 274-281 |
65 | Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека. | 1 | с. 281-293 |
Глава 15. Человек и окружающая среда. | 3 часа |
| |
66 | Природная и социальная среда обитания человека. Стресс и адаптация. | 1 | с. 294-298 |
67 | Биосфера и человек. Ноосфера. | 1 | с. 298-301 |
68 | Итоговый урок. | 1 |
|
Список литературы
Для преподавателя:
1) Ренева Н.Б. Биология. Человек. 9 кл.: методическое пособие к учебнику М.Р. Сапина,
Н.И. Сонина. «Биология. Человек» / Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа. 2016. – 272 с.
2) «Биология». 5-11 классы. Рекомендации. Разработки. Издательство «Учитель», 2010.
Для обучающихся:
3) Сапин М.Р. Биология: Человек. 9 класс: учебник / М. Р. Сапин, Н. И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 304 с.: ил.
4) Сонин Н.И. Биология. Человек. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина «Биология. Человек. 9 класс» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонов – М.: Дрофа, 2015. – 173, [3] с.
Дополнительная литература
1) Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 2) Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
3) Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Электронные издания
Николаев А.А. Методические рекомендации по использованию коллекции ЦОР к УМК Сонина Н.И., Сажина М.Р. «Биология. Человек».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000026a-1000-4ddd-97c9-590046b6fcec/28482s.pdf