СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями) ;

  3. Основной образовательной программы школы;

  4. Учебного плана школы;

  5. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  6. Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Живой организм», автор Сонин Н. И. – линейный курс./Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. ФГОС: учебно-методическое пособие, сост. Пальдяева Г. М. - М.: Дрофа, 2013 г./

  7. Учебника: Сапин М. Р., Сонин Н. И. "Биология. Человек. 9 класс. "УМК "Живой организм" Линейный курс. Серия Вертикаль. ФГОС: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2017.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Цели обучения:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.

Задачи обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование), предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-деятельностный подход, применение

здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки

усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и

навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки

обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний,

умений и навыков учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и

здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать

выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих

взаимоотношения человека и природы;

- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,

бережного отношения к окружающей среде;

- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признание права каждого на собственное мнение;

- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства,

так и для опровержения существующего мнения

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства, факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  1. выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  2. приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  3. классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  4. объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  5. различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  6. сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  7. выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  8. овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

1. знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

2. анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на

здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

1. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

2. соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

В сфере физической деятельности:

1. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении

утопающего;

2. рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного

организма.

В эстетической сфере:

1. овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Биология 9 класс базовый уровень (68 часов)


Глава 1. Место человека в системе органического мира (7 часов)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Глава 2. Координация и регуляция (8 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Глава 3. Анализаторы. (3 часа+1)

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Глава 4. Опора и движение (7 часов+1)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Глава 5. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Глава 6. Транспорт веществ (3 часа+1)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Глава 7. Дыхание (3 часа+1)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Глава 8. Пищеварение (4 часа+1)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Глава 9. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.


Глава 10. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Глава 11. Покровы тела (2 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Глава 12. Размножение и развитие (4 часа+1)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Глава 13. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Глава 14. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Глава 15. Человек и окружающая среда. (3 часа)

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Тема

количество часов

количество контрольных работ

1

Глава 1. Место человека в системе органического мира.

7


2

Глава 2. Координация и регуляция.

8


3

Глава 3. Анализаторы.

3

1

4

Глава 4. Опора и движение.

7

1

5

Глава 5. Внутренняя среда организма.

4


6

Глава 6. Транспорт веществ.

3

1

7

Глава 7. Дыхание.

3

1

8

Глава 8. Пищеварение.

4

1

9

Глава 9. Обмен веществ и энергии.

2


10

Глава 10. Выделение.

2


11

Глава 11. Покровы тела.

2


12

Глава 12. Размножение и развитие.

4

1

13

Глава 13. Высшая нервная деятельность.

6


14

Глава 14. Человек и его здоровье.

4


15

Глава 15. Человек и окружающая среда.

3



ИТОГО

68 часов






Тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности

Педагогические средства

Домашнее

задание

Дата

Введение

Глава 1. Место человека в системе органического мира. (7 часов).

1

Место челове-ка в системе органического мира.

Основные особенности человека как био-логического объекта. Его место в системеорганического мира.

Знают место человека в системе органическо-го мира; черты сходства и различия человека и

животных. Умеют охарактеризовать особен-ности строения человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью; объяс-няют сущность рудиментов и атавизмов, их

роль в эволюции человека

Учебник, таблицы

с.5-12


2

Эволюция человека.

Происхождение человека, этапы его эволюции. Предшественники людей –ископаемые высшие обезьяны, древней-шиеидревние люди.

Знают биологические и социальные факторы

антропосоциогенеза; основные этапы эволю-ции человека; доказательства родства человека с млекопитащими. Объясняют последователь-ность совершенствования человека в процессе его эволюции; сравнивают изучаемые истори-ческие формы человека на основе сравнения.

Учебник, таблицы

с.12-17


3

Расы человека.

Расы человека, расоведение, понятие

«расизм», экология человека, механизм

образования рас, проблемы их происхож-дения; классификация рас, характерные

признакипредставителей рас.

Объясняют последовательность совершенство-вания человека в процессе его эволюции;

сравнивают изучаемые исторические формы человека на основе сравнения;делают выводы о его эволюции.

Учебник, таблицы

с.18-21


4

История раз-вития знаний о строении и функциях организма человека.

Строение и жизнедеятельность организма

человека. Вклад ученых разных эпох и времен в развитие наук о строении и

жизнедеятельности организма.

Знают открытия и заслуги ученых в становлении наук об организме человека; показывают актуальность их идей и сделанных открытий для современности.

Учебник, таблицы

с.21-30


5

Клеточное строение орга-низма.

Клеточное строение организма, особен-ности строения и функции структурных

компонентов клетки.

Знают определение понятия «клетка»; строе-ние клетки человека и животных; строение и

функции частей и органоидов клетки.

Учебник, таблицы

с.31-34


6

Ткани и органы.

Строение и значение тканей; определение

понятий «ткань», «орган»; типы и виды тканей, их характерные особенности и

локализация в организме человека.

Распознают типы и виды тканей человека; сравнивают ткани и делают выводы; устанавливают взаимосвязь между строением тканей и выполняемыми ими функциями.

Учебник, таблицы

с.34-40


7

Системы органов. Организм.

Определения понятий «система органов»,

«аппарат органов», «организм»; строение и

функции систем органов.

Называют системы органов человека; распоз-нают основные органы и системы органов человека; устанавливают соответствие между строением органов и систем и выполняемыми ими функциями.

Учебник, таблицы

с.40-45


Глава 2. Координация и регуляция. (8 часов).

8

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Значение понятия «гуморальная регуля-ция»; строение и роль эндокринного

аппарата в организме человека, основные

функции эндокринных желез; особенности

работы желез внутренней секреции и их

отличие от желез внешней секреции. Роль гормонов в обменных процессах организ-ма человека; свойства гормонов и особен-ности их влияния на организм.

Распознают органыэндокринной системы и описывают их; сравнивают железы внешней и внутренней секреции, формулируют выводы на основе сравнения; устанавливают взаимо-связь между строением и функциями систем и органов.Раскрывают значение гормонов в регуляции жизнедеятельности организма человека, их свойства.

Учебник, таблицы


с.46-49


9

Строение и функции желёз внутренней секреции

с.49-53


10

Нервная регу-ляция. Строе-ние и значение нервной системы.

Понятия «рецептор», «нервы», «нервные узлы», «синапс», «рефлекторная дуга», «рефлекс» ; роль нервной системы в

регуляции функций организма человека, в

согласованной работе органов и систем органов и связи с окружающей средой; типы нервной системы; строение и функ-ции частей и отделов нервной системы.

Распознаютосновные отделы и органы нерв-ной системы человека; сравнивают строение нервной системы человека и животных, безусловные и условные рефлексы; изобража-ют схемы рефлекторных дуг безусловных и условных рефлексов, объясняют их различия.

Учебник, таблицы

с.54-57


11

Строение рефлекторной дуги.

с.57-60


12

Спинной мозг.

Расположение спинного мозга в организме

человека, особенности его строения и

функции.

Распознают спинной мозг и показывают место его локализации в организме человека; объяс-няют строение и функции спинного мозга; раскрывают взаимосвязь спинного и головного мозга, соподчинение их функций.

Учебник, таблицы

с.60-63


13

Строение и функции го-ловного мозга.

Расположение головного мозга как одного из отделов центральной нервной системы,

особенности его строения; строение основ-ных отделов головного мозга и выполняе-мые ими функции; особенности микроско-пического строения головного мозга.

Распознают отделы головного мозга и описы-вают их; раскрывают особенности внешнего и внутреннего строения головного мозга, его отделов; сравнивают строение головного мозга человека и животных, объясняют причины их

сходства и различия.

Учебник, таблицы


с.63-66


14

Отделы головного мозга.

с.66-69


15

Полушария большого мозга.

Функции полушарий большого мозга чело-века; функции долей и зон коры полуша-рий; особенности внутреннего строения коры полушарий.

Разъясняют сложность внешнего и внутрен-него строения коры полушарий большого моз-га; распознают доли и зоны коры больших по-лушарий; определяют доли и зоны коры полу-шарий, различают понятия «доли больших полушарий» и «зоны больших полушарий».


Учебник, таблицы

с.70-75


Глава 3. Анализаторы. (4 часа)

16

Анализаторы, их строение функции. Зрительный анализатор.

Определение понятия «анализатор»; сос-тавные части анализатора на примере

зрительного анализатора; строение и

функции глаза, его частей и зрительного

анализатора.

Распознают основные части органа зрения и

его анализатора и описывают их; объясняют

свойства рецепторов воспринимать определен-ные раздражения, способность зрительного анализатора различать раздражения и переда-вать их в высшие отделы нервной системы.

Учебник, таблицы

с.76-83


17

Анализаторы слуха и равновесия.

Особенности строения и функций органов слуха, равновесия и их анализаторов; роль слухового и вестибулярного анализаторов в восприятии и анализе раздражений из

окружающей среды, а также их взаимо-связь с нервной системой и высшей нерв-ной деятельностью человека.

Распознают основные части органов слуха и

равновесия, их анализаторов и описывают их;

объясняют свойства рецепторов воспринимать

определенные раздражения, способность час-тей анализаторов слуха и равновесия различать

принятые раздражения.

Учебник, таблицы

с.84-91


18

Кожно-мы-шечнаячувст-вительность. Обоняние. Вкус.

Органы кожно-мышечного чувства, обоня-ния, вкуса, их локализация в организме

человека, а также их анализаторы; особен-ности строения и функции органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния,

осязания и вкуса; связь деятельности

органов чувств с реакциями организма.

Дают определения понятий «кожно-мышечная

чувствительность», «обоняние», «осязание»,

«вкус»; распознаютчасти органов обоняния,

кожно-мышечного чувства, вкуса, осязания и их анализаторов; объясняют анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств.

Учебник, таблицы

с.91-99


19

К/р №1 «Организм человека».








Глава 4. Опора и движение. (8 часов)


20


Кости скелета.

Основные отделы скелета и составляющие

их кости, роль скелета в организме челове-ка; внешнее и внутреннее строение, состав

и свойства костей; формы костей, типы их

соединения в скелете.

Распознают части опорно-двигательного аппа-рата, основные отделы скелета и типы соеди-нения костей; характеризуют внешнее и внут-реннее строение костей и типы их соединений;

устанавливают взаимосвязь между строением,

составом и функциями костей, а также строе-нием отделов скелета и их функциями.



Учебник, таблицы



с.100-104


21

Соединения костей.

с.104-106


22

Строение скелета.

Основные отделы скелета человека, кости,

составляющие их, а также выполняемые

функции; черты сходства и отличия скелетов млекопитающих и человека; особенностистроения скелета человека, связанные с его прямохождением.

Распознают, показываюти называют части

опорно-двигательной системы, основные отделы скелета человека, составляющие их

кости; характеризуют особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.



Учебник, таблицы


с.108-110


23

Пропорции тела.


с.110-115


24

Мышцы, их строение и функции.

Основные группы мышц тела человека,

их локализация; особенности строения и

функций скелетных мышц.

Распознают, называют и показывают на табли-цах модели торса человека основные мышцы;

характеризуют строение мышц и мышечных

волокон, способы прикрепления мышц к кос-тям скелета; раскрывают функции мышц.



Учебник, таблицы



с.116-118


25

Основные группы мышц.


с.118-121


26

Работа мышц.

Определение понятий «динамическая ра-бота мышц», «статическаяработа мышц»;

особенности движения в суставах, дейст-вие мышц- сгибателей и мышц-разгибате-лей; роль нервной системы в регуляции

деятельности мышц и согласованности

их действий; условия работы мышц и по-вышения их работоспособности, влияние

ритма и нагрузки на работу мышц.

Объяснять биологическую сущность работы

мышц; характеризоватьособенности движения в суставах; раскрывать роль нервной системы

в обеспечении работы мышц; объяснять сущ-ность утомления мышц и причины его разви-тия, а также условия повышения работоспо-собности мышц.



Учебник, таблицы



с.121-125


27


К/р №2 «Опора и движение»






Глава 5. Внутренняя среда организма. (4 часа)

28

Кровь.

Основные компоненты внутренней среды

организма, значение и особенности строе-ния клеток крови в связи с их функциями;

строение форменных элементов крови,

составляющие плазмы; значение свертыва-ния крови.

Распознают клетки крови; объясняют значение

внутренней среды организма и ее компонен-тов; характеризуют состав крови и функции ее

форменных элементов; раскрывают сущность

биологического процессасвертывания крови.


Учебник, таблицы

с.127-129


29

Форменные элементы крови, их строение и функции.


с.129-135


30

Иммунитет.

Сущность понятий «иммунитет», «инфек-ционные заболевания», «лечебные сыво-ротки», «вакцина», «предупредительные прививки», «аллергия»; роль лимфы в

организме и особенности ее состава.

Объясняют биологическую сущность проявле-ния иммунитета у человека, называют виды

иммунитета; сравнивают действие вакцины и

сыворотки на организм человека; применяют

знания о свертывании крови, об иммунитете.


Учебник, таблицы

с.136-139


31

Группы кро-ви. Перелива-ние крови.

Донорство. Резус-фактор.

Определения понятий:«донор», «реципи-ент», «универсальный донор»,«универ-сальный реципиент», «агглютинация», «агглютиногены», «агглютинины»; группы крови, их отличительные признаки; типы резус-факторов; правила и значение переливания крови.


Знают свою группу крови и резус-фактор;

правила и значение переливания крови; понимают и осознают важность донорства.



Учебник, таблицы



с.139-144


Глава 6. Транспорт веществ. (4 часа)

32

Органы кро-вообращения.

Строение органов кровообращения: крове-носных сосудов и сердца; основные функ-ции кровеносных сосудов, сердца; приз-наки различия строении и в функциях вен и артерий.

Дают определение понятия«кровообращение»; распознают органы кровообращения; характе-ризуют движение крови по большому и мало-му кругам кровообращения; устанавливают взаимосвязь между строением и функциями сердца, кровеносных сосудов.

Учебник, таблицы

с.146-150


33

Работа сердца.

Определение понятий «сердечный цикл», «пауза», «автоматия»; особенности работы сердца, суть ее цикличного характера; биологическую роль автоматии сердечной

мышцы; роль нервной и гуморальной

систем в регуляцииработы сердца.

Характеризуют ритмичность работы сердца,

фазы сердечного цикла, способность к автома-тии; устанавливают взаимосвязь между строе-ниеми особенностями работы сердца; раскры-вают причины безостановочной работы серд-ца и роль его обильного кровоснабжения.

Учебник, таблицы

с.151-154


34

Движение крови по сосу-дам. Лимфооб-ращение.

Определение понятий«пульс», «кровяное

давление»; особенности движения крови

по венам; строение лимфатической систе-мы и ее значение для организма человека;

особенности лимфообращения; места

определения пульса, приемы измерения

артериального давления.

Распознаюткровеносные сосуды и органы лимфатической системы; характеризуют

движение крови по сосудам, особенности лим-фообращения; объясняют биологический

смысл медленного движения крови по капил-лярам, венам; определять и измерять пульс,

артериальное давление.

Учебник, таблицы

с.155-158


35

К/р№3 «Внут-ренняя среда организма. Транспорт веществ».






Глава 7. Дыхание. (4 часа)

36

Строение органов дыхания.

Биологическая сущность процесса дыха-ния; значение понятий «дыхание», «жиз-ненная емкость легких», «плевра», «плев-ральная полость»; роль дыхания в обмене веществ и превращении энергии в орга-низме человека; особенности строения органов дыхания человека и их функции;

процесс образования голоса и членораз-дельной речи.

Распознают основные органы дыхательной

системы человека, называют и описывают их;

объясняют взаимосвязь строения воздухонос-ных путей и легких с выполняемой ими функ-цией; раскрывают сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»; характеризуют строение голосового аппарата человека; сравнивают правое и левое лёгкое.

Учебник, таблицы

с.160-163


37

Газообмен в лёгких и тканях.

Изменения состава вдыхаемого и выдыхае-мого воздуха (газообмен в легких и тка-нях), роль диффузии в этих процессах;

механизм вдоха и выдоха, роль в этом

дыхательных мышц; взаимосвязь крове-носной и дыхательной систем.

Разъясняют механизм вдоха и выдоха, роль

кислорода в освобождении необходимой орга-низму энергии, а также его влияние на работу

дыхательных мышц; характеризуют влияние

изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на работу органов дыхания и процессы газообмена в легких и тканях.

Учебник, таблицы

с.164-166


38

Жизненная ёмкость лёгких.

Определение понятия «жизненная емкость легких», ее сущность и роль в организме; роль дыхательного центра в ритмичном

чередовании дыхательных движений; связь нервной и гуморальной регуляции

дыхания; значение тренировки дыхатель-ных мышц.

Раскрывают сущность понятия «жизненная

емкость легких», ее роль в сохранении здоро-вья органов дыхания и организма человека в

целом; выясняют причины изменения частоты и глубины дыхания и объясняют эти измене-ния; описывают процесс регуляции дыхатель-ных движений.

Учебник, таблицы

с.166-171


39

К/р№4 «Дыхание»






Глава 8. Пищеварение. (5 часов)

40

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

Состав пищи человека и ее роль; что такое

пищевые продукты, их особенности и зна-чение в жизни человека; продукты, содер-жащие белки, жиры, углеводы, минераль-ные вещества и витамины; сущность и значение процессов питания, пищеваре-ния; органы пищеварительной системы и их роль в переработке пищи и питатель-ных веществ; этапы пищеварения и их особенности.

Раскрывают значение пищи, роль пищеварения в ее переработке и превращении в питательные

вещества; объясняют значение понятий «пище-вые продукты», «пища», «питание»,«питатель-ные вещества», «пищеварение»; характеризу-ют изменения пищи на разных этапах пищева-рения; доказывают, что питательные вещества — это строительный материал и источник

энергии.

Учебник, таблицы

с.173-175


41

Пищеварение в ротовой полости.

Строение и функции органов ротовой

полости, зубов; слюнные железы, состав

слюны и роль ферментовслюны; методы

изучения деятельности слюнных желез; роль исследований и работ И. П. Павлова в

области пищеварения; механизм регуля-ции слюноотделения; роль глотки и пище-вода в пищеварении.

Называют органы ротовой полости и их основныефункции; разъясняют особенности

процессов пищеварения в ротовой полости;

строение и функции зубов, а также физиологи-ческую работу глотки и пищевода; характери-зуют состав, свойства слюны и роль ее фер-ментов; распознают органы ротовой полости.

Учебник, таблицы

с.176-180


42

Пищеварение в желудке.

Строение и функции желудка и отделов

кишечника, пищеварительных желез; роль

пищеварительных желез, их ферментов и

секретов в пищеварении; суть барьерной функции печени; роль нейрогуморальной регуляции процессов пищеварения, отделения пищеварительных соков.

Разъясняют роль пищеварительных желез стенок желудка и отделов кишечника, печени и поджелудочной железы; раскрывают свойст-ва ферментов желудочного и кишечных соков,

сока поджелудочной железы и печени, условия их активности; характеризуют нервную и

гуморальную регуляцию деятельности пищеварительных желез, методы их изучения.

Учебник, таблицы

с.182-185


43

Пищеварение в кишечнике.

Сущность и значение всасывания питательных веществ в кишечнике.

Описывают процессы пищеварения на трех этапах в тонком кишечнике и особенности всасывания питательных веществ в нем.

Учебник, таблицы

с.185-187


44

К/р№5 «Пи-щеварение»






Глава 9. Обмен веществ и энергии. (2 часа)

45

Пластический и энергетиче-ский обмен.

Сущность и значение обмена веществ и

превращения энергии в организме; опреде-ления понятий «пластический обмен»,

«энергетический обмен» особенности об-мена водно-солевого, белков, жиров и уг-леводов; их роль в организме; характерные признаки пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь в организме.

Объясняют биологическую роль обмена веществ в клетке и в организме; дают характе-ристику обмена веществ как основы жизнедея-тельности организма человека; раскрывают

взаимосвязь пластического и энергетического

обмена и доказывают их единство; рассчиты-вают нормы питания и энергетические затраты людей разных профессий.

Учебник, таблицы

с.189-194


46

Витамины.


Определение понятия «витамины»; значе-ние витаминов и историю их открытия; основные группы витаминов и продукты, в

которых они содержатся.

Объясняют биологическую роль витаминов в

обмене веществ; используют приобретенные

знания для соблюдения мер профилактики

авитаминозов.

Учебник, таблицы

с.196-199


Глава 10. Выделение. (2 часа)

47

Выделение. Строение и работа почек.

Особенности строения и значение мочевы-делительной системы; особенности строе-ния и работы нефрона, его роль в образо-вании мочи; отличие первичной мочи от вторичной; механизм регуляции работы почек.

Распознают основные органы выделительной

системы человека, называют и описывают их;

раскрывают сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов выделения и кровеносной системой.

Учебник, таблицы

с.201-205


48

Заболевания почек, их пре-дупреждение

Роль водно-солевого обмена в организме

человека, значение почек в поддержании

постоянства состава внутренней среды;

питьевой режим.

Используют приобретенные знания для соблю-дения мер профилактики заболевания почек и других органов выделительной системы.

Интернет-ресурсы

сообще-ния


Глава 11. Покровы тела. (2 часа)

49

Строение и функции кожи.

Особенности строения кожи, ее функции,

роль в обмене веществ; гигиенические

требования к коже, одежде, обуви.

Распознают, называют и описывают слои и

структурные компоненты кожи; устанавлива-ют взаимосвязь строения и функций эпидерми-са, собственно кожи, подкожной жировой

клетчатки.

Учебник, таблицы

с.207-210


50

Роль кожи в терморегу-ляции организма.

Роль кожи в поддержании относительного

постоянства температуры тела; способы

терморегуляции организма, ее рефлектор-ный характер; физиологическую роль

повышения температуры тела при заболе-ваниях; состояния организма человека при

различных нарушениях терморегуляции.

Распознают структурные компоненты кожи и называют их; разъясняют механизм терморегу-ляции; используют знания для оказания первой

доврачебной помощи при травмах кожи, нару-шениях терморегуляции, ожогах, обмороже-нии.

Учебник, таблицы

с.211-213


Глава 12. Размножение и развитие. ( 5 часов)

51

Половая система человека

Сущность внешнего и внутреннего опло-дотворения; особенности строения жен-ской и мужской половых систем человека, роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процессов размно-жения и оплодотворения, их значение в

природе; особенности и сущность размно-жения и развития человека; стадии разви-тия зародыша и плода в матке.

Используют эмбриологические данные для

доказательства эволюции человека; находят черты сходства и отличия в размножении иразвитии зародыша и плода млекопитающих

и человека; выявляют отличительные признаки полов человека; дают определения основных

понятий изучаемой темы; распознают органы на таблицах.

Учебник, таблицы


с.214-218


52

Оплодотво-рение и разви-тие зародыша.

с.218-221


53

Наследствен-ные и врож-дённые забо-левания и их профилактика

Наследственные и врожденные заболева-ния человека, их причины; гигиенические

требования к режиму будущей матери;

задачи медико-генетического консультиро-вания; вредное влияние алкоголя, никоти-на, наркотических веществ и других фак-торов, разрушающих здоровье потомства.

Объясняют причины наследственности и ме-ханизм проявления наследственных заболева-ний; используют приобретенные знания для

проведения наблюдений за состоянием собст-венного здоровья, соблюдения мер профилак-тики заболеваний, ВИЧ-инфекции; анализиру-ют и оценивают воздействие окружающей

среды на здоровье человека.

Учебник, таблицы

с.222-225


54

Возрастные процессы.

Определение понятия «послезародышевое развитие»; характерные особенности ново-рожденного ребенка; характеристика груд-ного периода развития человека; особен-ности развития и роста в подростковом

и юношеском периодах; особенности

разных этапов периода зрелости человека.


Определяют возрастной период в развитии

человека; раскрывают особенности новорож-денного ребенка, а также роста и развития

ребенка на первом году жизни; характеризуют возрастные процессы каждого из основных этапов развития человека.


Учебник, таблицы

с.227-230


55

К/р№6 «Выде-ление. Покро-вы тела. Раз-множение».







Глава 13. Высшая нервная деятельность. (6 часов)

56

Рефлекторная деятельность нервной системы.

Определение понятий «высшая нервная

деятельность», «рефлекс», «безусловный

рефлекс», «условный рефлекс», «рефлек-торная дуга», «торможение», «инстинкт»,

«навыки», «потребности организма»; вклад И. М.Сеченова и И. П. Павлова в изучение высшей нервной деятельности, становление науки о психике человека; роль головного мозга в обеспечении выс-шей нервной деятельности; отличие условных рефлексов от безусловных; биологическое значение условных рефлексов; формы поведения человека, их особенности; характер.

Раскрывают сущность и значение безусловных и условных рефлексов; объясняют роль безус-ловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, причины приобретенных

форм поведения; характеризуют особенности

работы головного мозга человека, сущность

регуляции жизнедеятельности организма, а

также поведение человека и его рефлекторную

теорию; роль условного торможения; составляют схемы условных и безусловных

рефлексов.

Учебник, таблицы

с.232-240


57

Бодрствова-ние и сон.

Значение сна для человека и причины его продолжительности; циклы, фазы сна, их характеристики; правила гигиены сна.

Разъясняют физиологическую сущность сна, природу сна исновидений; раскрывают значение сна для нормального функционирова-ния мозга; давать характеристику фаз сна; доказывать необходимость соблюдения правил гигиены сна.

Учебник, таблицы

с.241-243


58

Сознание и мышление. Речь.

Определение понятий «сознание», «мыш-ление», «функциональная асимметрия мозга», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система»; значение сознания, мышления и речи (слова) в развитии деятельности головного мозга; особенности и функции первой и второй сигнальных систем; уровни сознания, фазы мышления, их определения и признаки; уровни высшей нервной деятельности человека; признаки сходства и отличия ВНД человека и животных.

Объясняют роль речи в жизни человека; срав-нивают сигнальные системы, ВНД человека и животных и формулируют выводы; дают ха-рактеристику уровней сознания, фаз мышле-ния; показывают распределение функций между полушариями головного мозга челове-ка, связь мышления с формированием и развитием речи.

Учебник, таблицы

с.245-247


59

Познаватель-ные процессы и интеллект.

Виды познавательных процессов, их сущ-ность и значение в обеспечении нормаль-ной деятельности мозга человека; опреде-ление понятия «интеллект», его характер-ные черты и категории (классификация).

Объясняют понятия «интеллект»; знают виды познавательных процессов, их сущность и значение.

Учебник, таблицы

с.248-251


60

Память.

Определение понятия «память» и роль памяти в процессе познания; физиологиче-ские основы памяти, ее типы и виды; способы улучшения памяти, причины ее расстройства; правила гигиены умствен-ного труда учащихся.

Объясняют понятия«память»; знают правила гигиены умственного труда учащихся.

Учебник, таблицы

с.252-255


61

Эмоции и темперамент.

Определение понятий «эмоции», «темпе-рамент», «характер», «воля», «личность» и их сущность; физиологические основы эмоций, их связь с потребностями челове-ка; типы нервной системы, классификация темпераментов и иххарактеристика; условия формирования характера человека и отличие характера от темперамента.

Объясняют связь эмоций с потребностями человека; выявляют факторы, влияющие на формирование нервной системы человека; сравнивают характер и темперамент; определя-ют свой тип темперамента и объясняют, чем при этомруководствовались; разъясняют способность изменения темперамента и характера человека.

Учебник, таблицы

с.256-260


Глава 14. Человек и его здоровье. (4 часа)

62

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание пер-вой доврачеб-ной помощи при травмах опорно-двига-тельного аппарата.



Определение понятия «здоровье»; функ-ции и показатели здоровья; факторы, опре-деляющие здоровье и влияющие на него, факторы риска. Цели оказания первой до-врачебной помощи; основные симптомы ушиба, растяжения связок, вывиха, тепло-вого и солнечного удара, разных видов кровотечения; приемы оказания первой помощи при травмах, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, обмороже-нии, отравлении, кровотечениях; приемы первой помощи утопающему; приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.



Анализируют и оценивают влияние факторов окружающей среды, факторов риска на собст-венное здоровье; проводят наблюдения, объяс-няют и оформляют результаты, формулируют выводы. Различают виды кровотечений, приз-наки растяжения, перелома конечностей, ожога и обморожения; оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему; осуществляют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца; вызывают скорую медицинскую помощь, полицию, спасателей МЧС.





Учебник, таблицы






с.262-267


63

Оказание пер-вой доврачеб-ной помощи при укусах, термических травмах,отравлениях, утоплении.



Учебник, таблицы



с.267-273


64

Вредные привычки. Заболевания человека.

Сущность понятий «привычка», «полезные привычки», «вредные привычки»; воздей-ствие вредных привычек на состояние здо-ровья человека; возможные пути зараже-ния инфекционными заболеваниями; основные профилактические меры борьбы с проникновением в организм инфекций.

Приводят примеры полезных и вредных привычек, инфекционных заболеваний; называют пути заражения инфекционными заболеваниями и их переносчиков; объясняют действие на организм человека вредных привычек, в том числе курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Учебник, таблицы

с.274-280


65

Двигательная активность и здоровье чело-века. Закали-вание.Гигиена человека.

Определение понятия «гиподинамия», ее влияние на организм и здоровье, меры пре-дупреждения; определение понятия «ги-гиена», ее роль в жизни человека; основ-ные правила и нормы личной гигиены; ги-гиенические требования к одежде, обуви, питанию; правила сохранения осанки; пра-вила гигиены дыхания; правила гигиены сердечно-сосудистой системы, влияние физических нагрузок на работу сердца и сосудов; правила гигиены органов чувств, а также влияние шума, телевизора и ком-пьютера на их работу.

Объясняют последствия гиподинамии для здоровья; основные правила личной гигиены с точки зрения анатомии и физиологии челове-ка; раскрывают сущность тренировочного эффекта для работы опорно-двигательной системы и органов кровообращения; доказывают значение соблюдения режима умственной работы; проводят наблюдения за своим организмом.

Учебник, таблицы

с.281-293


Глава 15. Человек и окружающая среда. (3 часа)

66

Природная и социальная среда обита-ния человека. Стресс и адаптация.


Сущность понятий «природная среда», «социальная среда», «адаптация»,«стресс»; роль факторов природной и социальной среды обитания в становлении биосоци-альной природы человека; преимущества человека перед другими живыми организ-мами; формы адаптации и их характерные особенности; стадии стрессовой реакции организма человека; причины стресса, его отрицательныеположительные последствия для человека.

Объясняют основные правила гигиены органов и систем с точки зрения анатомии и физиоло-гии человека; раскрывают сущность трениро-вочного эффекта для работы опорно-двига-тельной системы и органов кровообращения; раскрывают сущность форм адаптации челове-ка к условиям окружающей среды; называют причины формирования стресса, его отрица-тельные и положительные последствия для человека; снимают эмоциональное напряжение и восстанавливают равновесие.

Учебник, таблицы

с.294-297


67

Биосфера и человек. Ноосфера.

Сущность понятий «биосфера» и «ноо-сфера», историю их введения в науку; ос-новы учения В. И. Вернадского о биосфе-ре, историю его создания; границы био-сферы и характерные особенности преде-лов жизни в ней; характер влияния чело-века на состояние биосферы и последствия его отрицательных действий длявсего человечества.

Раскрывают сущность понятий «биосфера», «ноосфера», историю их возникновения в науке; характеризуют границы биосферы и возможности жизни в них; объясняют причины и последствия загрязнения человеком биосферы, возможности жизни в ней, роль действий человека в охране окружающей среды.

Учебник, таблицы

с.298-301


68

Итоговый урок.

Повторение пройденного.

Умеют анализировать, отбирать и сохранять необходимую информацию.




Тематическое планирование по биологии в 9 классе

68 часов (2 часа в неделю)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дом. задание


Введение.

Глава 1. Место человека в системе органического мира.


7 часов



1

Место человека в системе органического мира.

1

с. 5-12

2

Эволюция человека.

1

с. 12-17

3

Расы человека.

1

с. 18-21

4

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

с. 21-30

5

Клеточное строение организма.

1

с.31-34

6

Ткани и органы.

1

с. 34-40

7

Системы органов. Организм.

1

с. 40-45

Глава 2. Координация и регуляция.

8 часов


8

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

1

с. 46-50

9

Строение и функции желёз внутренней секреции

1

с. 50-53

10

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

с.54-57

11

Строение рефлекторной дуги.

1

с. 57-60

12

Спинной мозг.

1

с. 60-63

13

Строение и функции головного мозга.

1

с. 63-66

14

Отделы головного мозга.

1

с. 66-69

15

Полушария большого мозга.

1

с. 70-75

Глава 3. Анализаторы.

3 часа+1


16

Анализаторы, их строение функции. Зрительный анализатор.

1

с. 76-83

17

Анализаторы слуха и равновесия.

1

с. 84-91

18

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

с. 91-99

19

К/р №1 «Организм человека».

1


Глава 4. Опора и движение.

7 часов+1


20

Кости скелета.

1

с. 100-104

21

Соединения костей.

1

с. 104-107

22

Строение скелета.

1

с. 108-110

23

Пропорции тела.

1

с. 110-116

24

Мышцы, их строение и функции.

1

с. 116-118

25

Основные группы мышц.

1

с. 118-122

26

Работа мышц.

1

с. 122-126

27

К/р №2 «Опора и движение»

1


Глава 5. Внутренняя среда организма.

4 часа


28

Кровь.

1

с. 127-129

29

Форменные элементы крови, их строение и функции.

1

с. 129-136

30

Иммунитет.

1

с. 136-139

31

Группы крови. Переливание крови.

1

с. 139-145

Глава 6. Транспорт веществ.

3 часа+1


32

Органы кровообращения.

1

с. 146-151

33

Работа сердца.

1

с. 151-155

34

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.

1

с. 155-159

35

К/р№3 «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

1


Глава 7. Дыхание.

3 часа+1


36

Строение органов дыхания.

1

с. 160-164

37

Газообмен в лёгких и тканях.

1

с.164-166

38

Жизненная ёмкость лёгких.

1

с. 166-172

39

К/р№4 «Дыхание»

1


Глава 8. Пищеварение.

4 часа+1


40

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

1

с. 173-176

41

Пищеварение в ротовой полости.

1

с. 176-181

42

Пищеварение в желудке.

1

с. 182-184

43

Пищеварение в кишечнике.

1

с. 184-188

44

К/р№5 «Пищеварение»

1


Глава 9. Обмен веществ и энергии.

2 часа


45

Пластический и энергетический обмен.

1

с. 189-195

46

Витамины.

1

с. 196-200

Глава 10. Выделение.

2 часа


47

Выделение. Строение и работа почек.

1

с. 201-202

48

Заболевания почек, их предупреждение.

1

с. 202-206

Глава 11. Покровы тела.

2 часа


49

Строение и функции кожи.

1

с. 207-210

50

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

с. 211-213

Глава 12. Размножение и развитие.

4 часа +1


51

Половая система человека

1

с. 214-218

52

Оплодотворение и развитие зародыша.

1

с. 218-222

53

Наследственные и врождённые заболевания и их профилактика

1

с. 222-226

54

Возрастные процессы.

1

с. 227-231

55

К/р№6 «Выделение. Покровы тела. Размножение».

1


Глава 13. Высшая нервная деятельность.

6 часов


56

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

с. 232-241

57

Бодрствование и сон.

1

с. 241-244

58

Сознание и мышление. Речь.

1

с. 245-248

59

Познавательные процессы и интеллект.

1

с. 248-252

60

Память.

1

с. 252-256

61

Эмоции и темперамент.

1

с. 256-261

Глава 14. Человек и его здоровье.

4 часа


62

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

с. 262-267

63

Оказание первой доврачебной помощи при укусах, термических травмах, отравлениях, утоплении.

1

с. 267-273

64

Вредные привычки. Заболевания человека.

1

с. 274-281

65

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека.

1

с. 281-293

Глава 15. Человек и окружающая среда.

3 часа


66

Природная и социальная среда обитания человека. Стресс и адаптация.

1

с. 294-298

67

Биосфера и человек. Ноосфера.

1

с. 298-301

68

Итоговый урок.

1















Список литературы

Для преподавателя:

1) Ренева Н.Б. Биология. Человек. 9 кл.: методическое пособие к учебнику М.Р. Сапина,

Н.И. Сонина. «Биология. Человек» / Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа. 2016. – 272 с.

2) «Биология». 5-11 классы. Рекомендации. Разработки. Издательство «Учитель», 2010.

Для обучающихся:

3) Сапин М.Р. Биология: Человек. 9 класс: учебник / М. Р. Сапин, Н. И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 304 с.: ил.

4) Сонин Н.И. Биология. Человек. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина «Биология. Человек. 9 класс» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонов – М.: Дрофа, 2015. – 173, [3] с.

Дополнительная литература

1) Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 2) Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3) Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

Электронные издания

Николаев А.А. Методические рекомендации по использованию коллекции ЦОР к УМК Сонина Н.И., Сажина М.Р. «Биология. Человек».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000026a-1000-4ddd-97c9-590046b6fcec/28482s.pdf