МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
Приложение косновной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденное приказом МБОУ «Горская ООШ»
№ 42/4-19 от «02» сентября 2019г.
Рабочая программа
Предмет: биология
Уровень: базовый
Класс: 9
Количество часов: 68
Учитель: Воропаева Инна Сергеевна
Категория: первая
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе авторской программы по биологии 5-9 класс В.В.Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С.Калиновой, З.Г. Гапонюк, серия «Линия жизни», 2018 год.
Согласно учебному плану МБОУ «Горская основная общеобразовательная школа» для 9 классов на 2019-2020 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено 68 часа в год, из расчёта 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения биологии
Личностные результаты обучения:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Обучающийся научится:
уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
следить за соблюдением правил поведения в природе;
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
уметь рационально организовывать труд и отдых;
уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
Обучающийся получит возможность научится:
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
принимать ценности семейной жизни;
уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
признавать право каждого на собственное мнение;
Метапредметные результаты обучения:
Обучающийся научится:
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Обучающийся получит возможность научится:
умению самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владению основами самоконтроля, самооценки;
умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планированию и регуляции своей деятельности;
развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения
знать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки. тканей, органов и систем органов человеческого организма;
понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
знать заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
знать вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
понимать в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
получать информацию об организме человека из разных источников.
В результате изучения биологии обучающийся научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Введение. Систематизировать и обобщить знания по биологии. Показать развитие биологических наук. Значение биологических знаний в жизни и деятельности человека. Познакомить с методами биологических исследований. Сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого.
Основы цитологии-науки о клетке. Сформировать представление об уровнях организации живой природы. Показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне. Сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении жизни. Сформировать понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете. Познакомить с процессами метаболизма, Биосинтеза белка и митоза, и их значение в биологической сущности.
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Сформировать представление об организме как целом, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования органов в процессе жизнедеятельности. Познакомить с основными законами наследственности. Бесполое и половое размножение. Их значение и особенности. Митоз и мейоз. Онтогенез и что на него влияет. Как внешняя среда влияет на размножение.
Основы генетики. Знакомство с самой молодой наукой – генетикой. Законы наследственности и изменчивости. Решение задач по генетике.
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Факторы, влияющие на наследственность человека. Наследственность и здоровье человека. Подготовка к взрослой жизни.
Основы селекции и биотехнологии. Происхождение культурных растений и их селекция. Достижение мировой и отечественной селекции. Перспективы развития этих наук. Главная задача этих наук – прокормить страну и человечество.
Эволюционное учение. Сформировать представление о том, что вид реально существующая элементарная единица живой природы. Показать, что вид существует в виде популяций. Что продолжительность жизни любого организма определяется генетически. Популяция же при оптимальных условиях среды способна развиваться неограниченно долго. Дать общие представление о современном состоянии теории эволюции. Развитие эволюционного учения. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.
Возникновение и развитие жизни на Земле. Познакомить с современными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Расширить представления о главных ароморфозах и идиоадаптациях в эволюции живых организмов. Углубить знания эволюционных закономерностей. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Современное состояние проблемы.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экология как наука. Влияние окружающей среды на организмы. Экологическая ниша. Структура популяций. Поток энергии и пищевые цепи. Экологические проблемы современности. Искусственные экосистемы
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение. | 4 |
2. | Основы цитологии – науки о клетке. | 11 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. | 6 |
4. | Основы генетики. | 10 |
5. | Генетика человека. | 3 |
6. | Основы селекции и биотехнологии. | 3 |
7. | Эволюционное учение. | 8 |
8. | Возникновение и развитие жизни на Земле. | 5 |
9. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. | 18 |
Итого | 68 |
«Согласовано»
Зам. директора по УВР:
________Намёткина И.В.
«__»__________20__г.
7