СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса (В.В.Пасечник).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса (В.В.Пасечник).»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани

Рассмотрено

МО учителей ЕМЦ

СабироваГ.Р ._____

Протокол № 12от

«17» августа 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора

по учебной работе

Салихова А.М. _______

«17» августа 2018 г.

Утверждаю

Директор лицея

Вафина Ф.Г. ________ «17 » августа 2018 г Педсовет № ____

«17» августа 2018 г Приказ № 163-18

«18» августа 2018 г





Рабочая программа

по предмету «Биология»9а, 9б классы

(основное общее образование)












Составитель: Гисматулова Л.Р.

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории









2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании";

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»;

  • Примерная программа основного общего образования: биология, 8–9-й классы «Вестник образования» (сборник приказов и инструкций МОиН РФ) № 2. – М.: Просвещение, 2006 г.;

  • Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/В.В.Пасечника. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  • Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год от 17 августа 2018 г.;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани;

Рабочая программа ориентирована на учебник: В.В.Пасечник. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. - М.: Дрофа

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачами учебного предмета являются:

  • формирование у учащихся знаний основ науки- важнейших факторов, понятий, биологических законов и теорий, биологического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять биологические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;

  • раскрытие гуманистической направленности науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, раскрытие перед учащимися вклада биологии в научную картину мира;

  • воспитание элементов экологической культуры.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.


ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов1. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь какоснова целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.


СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).


ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.

Литература для учителя:

  1. 2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009;

  2. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М.: Изд-во Айрис. Рольф., 1997;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

  4. 6. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю. Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. М.: Махаон, 2007;

  5. 8. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

  6. 10.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

  7. 11. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

  8. 12.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьникови поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.


Дидактические материалы:

  1. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

  3. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  5. В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

  6. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

Литература для обучающегося:

  1. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.

  2. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240.

Электронные образовательные ресурсы

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • http://www.zavuch.info

  • http://pedsovet.su

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/

  • Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/

  • Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .

  • банк тестовых материаловfipi.ru

  • school-collection.edu.ru 

  • «Коллекция образовательных ресурсов для школы» - http://school-collection.edu.ru/

  • «Кирилл и Мефодий» - http://vip.km.ru/vschool/

  • www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  • www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  • http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  • http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей

  • http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

  • http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Дата проведения


По плану

Фактическая


ВВЕДЕНИЕ

3



1

(1)

Биология- наука о живой природе. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии.

1

9а – 01.09

9б – 06.09



9а – 01.09

9б – 06.09



2

(2)

Методы исследования в биологии. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

1

9а – 05.09

9б – 08.09



9а – 05.09

9б – 08.09



3

(3)

Сущность жизни и свойства живого. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.


1

9а – 08.09

9б – 10.09



9а – 08.09

9б – 10.09




УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Глава 1.Молекулярный уровень


8



4

(1)

Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы - строение, свойства.

1

9а – 10.09

9б – 11.09



9а – 10.09

9б – 11.09



5

(2)

Липиды- строение, свойства.

1

9а – 15.09

9б – 17.09



9а – 15.09

9б – 17.09



6

(3)

Белки- строение, свойства.

1

9а – 17.09

9б – 18.09



9а – 17.09

9б – 18.09



7

(4)

Нуклеиновые кислоты.

1

9а – 22.09

9б – 24.09



9а – 22.09

9б – 24.09



8

(5)

АТФ и другие органические вещества клетки.

1

9а – 24.09

9б – 25.09



9а – 24.09

9б – 25.09



9

(6)

Биологические катализаторы.

Л.Р №1«Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»

1

9а – 29.09

9б – 01.10



9а – 29.09

9б – 01.10



10

(7)

Вирусы– неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.

1

9а – 01.10

9б – 02.10



9а – 01.10

9б – 02.10



11 (8)

Обобщение и повторение по теме: «Молекулярный уровень»

1

9а – 06.10

9б – 08.10



9а – 06.10

9б – 08.10




Глава 2. Клеточный уровень

11



12

(1)

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Л.Р. №2«Строение растительной и животной клеток».приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

1

9а – 08.10

9б – 09.10



9а – 08.10

9б – 09.10



13

(2)

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.


1

9а – 13.10

9б – 15.10



9а – 13.10

9б – 15.10



14

(3)

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

1

9а – 15.10

9б – 16.10



9а – 15.10

9б – 16.10



15

(4)

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

9а – 20.10

9б – 22.10



9а – 20.10

9б – 22.10



16

(5)

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных;

1

9а – 22.10

9б – 23.10



9а – 22.10

9б – 23.10



17

(6)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен.

1

9а – 27.10

9б – 29.10



9а – 27.10

9б – 29.10



18

(7)

Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы

1

9а – 29.10

9б – 30.10



9а – 29.10

9б – 30.10



19

(8)

Синтез белков в клетке. Транскрипция.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



20

(9)

Синтез белков. Трансляция

1

9а –

9б –



9а –

9б –



21

(10)

Деление клетки (митоз). Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов

1

9а –

9б –



9а –

9б –



22

(11)

Обобщение и повторение по теме: «Клеточный уровень организации живого».

1

9а –

9б –



9а –

9б –




Глава 3. Организменный уровень


17



23

(1)

Размножение организмов.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



24

(2)

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



25

(3)

Половые клетки. Мейоз.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



27

(4)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



28

(5)

Закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



29

(6)

Моногибридное скрещивание

1

9а –

9б –



9а –

9б –



30

(7)

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



31

(8)

Дигибридное скрещивание.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



32

(9)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



33

(10)

Взаимодействие генов.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



34

(11)

Решение генетических задач

1

9а –

9б –



9а –

9б –



35 (12)

Модификационная изменчивость.


1

9а –

9б –



9а –

9б –



36

(13)

Изменчивость.модификационная ЛР.№3«Выявление изменчивости организма»

1

9а –

9б –



9а –

9б –



37

(14)

Мутационная изменчивость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



38 (15)

Основные методы селекции растений. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных;

1

9а –

9б –



9а –

9б –



39(16)

Основные методы селекции животных и микроорганизмов. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.


1

9а –

9б –



9а –

9б –



40(17)

Обобщение и повторение по теме: «Организменный уровень организации живого».

1

9а –

9б –



9а –

9б –




Глава 4. Популяционно - видовой уровень

8



41(1)

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика Л.Р.№4 «Изучение морфологического критерия вида»

1

9а –

9б –



9а –

9б –



42(2)

Экологические факторы и условия среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



43(3)

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



44(4)

Популяция как элементарная единица эволюции. Популяция.


1

9а –

9б –



9а –

9б –



45(5)

Борьба за существование и естественный отбор. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

1

9а –

9б –



9а –

9б –



46(6)

Видообразование. Типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



47(7)

Макроэволюция. Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



48(8)

Обобщение и повторение по теме: «Популяционно - видовой уровень».

1

9а –

9б –



9а –

9б –




Глава 5. Экосистемный уровень организации

6



49

(1)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы..


1

9а –

9б –



9а –

9б –



50

(2)

Состав и структура сообщества. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе

1

9а –

9б –



9а –

9б –



51

(3)

Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

1

9а –

9б –



9а –

9б –



52

(4)

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



53

(5)

Саморазвитие экосистем. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме

1



54,

(6)

Обобщение и повторение по теме: «Экосистемный уровень организации».

1

9а –

9б –



9а –

9б –




Глава 6. Биосферный уровень


11



55

(1)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Биосфера – глобальная экосистема Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



56

(2)

Круговорот веществ в биосфере. .И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

1

9а –

9б –



9а –

9б –



57

(3)

Эволюция биосферы

1

9а –

9б –



9а –

9б –



58

(4)

Гипотезы возникновения жизни.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



59

(5)

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



60

(6)

Развитие жизни на Земле.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



61

(7)

Эры древнейшей и древней жизни.

1

9а –

9б –



9а –

9б –



62

(8)

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

9а –

9б –



9а –

9б –



63

(9)

Антропогенное воздействие на биосферу

1

9а –

9б –



9а –

9б –



64

(10)

Основы рационального природопользования

1

9а –

9б –



9а –

9б –



65

(11)

Обобщение и повторение по теме: «Биосферный уровень организации живого».

1

9а –

9б –



9а –

9б –




Повторение за курс биологии -9 класс.

3

9а –

9б –



9а –

9б –



66

Повторение по теме: Клеточный уровень

1

9а –

9б –



9а –

9б –



67

Повторение по теме: Организменный уровень

1

9а –

9б –



9а –

9б –



68

Повторение по теме: Популяционно - видовой уровень

1

9а –

9б –



9а –

9б –




1