СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Арсеньево»


«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Протокол № ___

от«__»__________2020г.


«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета.

Протокол №____

от «___»__________2020г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ ООШ

с. Арсеньево

Приказ №____

от «___»___________2020г.

/___________/ Н. Б. Токарская




Рабочая программа

основного общего образования

По внеурочной деятельности «Повторение курса биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

9 класс

Год разработки 2020

Срок реализации 1 год


Круть Марины Владимировны, учителя биологии, географии

1 квалификационной категории




















2020-2021 учебный год





2. Пояснительная записка

2.1.Перечень нормативных документов ,используемых для составления рабочей программы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции

  7. приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  8. Примерная основная образовательная программа ООО, принята директором МБОУ ООШ с. Арсеньево Н. Б. Токарской________2020 г, Приказ № ____.

  9. Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ с. Арсеньево на 2020-2021 учебный год

  10. Программа воспитания и социализация обучающихся.

  11. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.

  12. Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03

2.2. Адресная направленность: для общеобразовательной школы, 9 класс (внеурочная деятельность)

2.3 Образовательная область :Внеурочная деятельность для подготовки к ОГЭ

2.4. Сроки реализации программы : 2020-2021 учебный год

Программа реализуется за 34 часа

Промежуточная аттестация проводится по графику в форме тестирования.


3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ» к концу 9 класса

Изучение курса «Биология. 9 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующих умений и навыков:

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

  • Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;

  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биология;

  • Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

  • Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;

  • Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

  • Находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

  • Доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;

  • Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

  • Выделять существенные признаки вида, объяснять причины многообразия видов;

  • Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;

  • Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем;

  • Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;

  • Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе Интернет);

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.


Личностные:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

  3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

  4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

  5. Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.

  6. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.

  7. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия

  8. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности

  9. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

  10. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  11. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.

  12. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

  13. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

  14. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  15. Умение применять полученные знания в практической деятельности

  16. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;

  17. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  18. Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

  2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

  3. Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

  5. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

  6. Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.

  7. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действия для формулировки ответов.

  8. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.

  9. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  10. Составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.

  1. Регулятивные УУД:

  1. Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы).

  2. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

  3. Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

  4. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные УУД:

  1. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  2. Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.

  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

  4. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.

  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.

  4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

  5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

  6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.

  7. Овладение методами: наблюдение, описание. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

  8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем.

  9. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.

  10. Понимание смысла биологических терминов. Их применение при решение биологических проблем и задач.

  11. Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.

  1. В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

  2. В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

  3. В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе ядовитыми животными.

  4. В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Повторение курса биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

Блок 1. Биология как наука. Методы биологии.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.



Блок 2. Признаки живых организмов.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.



Блок 3. Система, многообразие и эволюция живой природы.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни

человека и собственной деятельности.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.



Блок 4. Человек и его здоровье.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности Человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая Системы.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система Выделения.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность

мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных,

творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения

и воспитания в развитии психики и поведения человек.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание,

рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя

и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).

Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма;

ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении

утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.


5.Тематическое планирование.


Тема

Теория

Практические работы

1.

Биология как наука. Методы биологии.

1


Блок 1. Признаки живых организмов. (7часов)


Клетка.


2

Химический состав клетки.

1


3.

Строение прокариотической и эукариотической клеток.

1


4.

Практическая работа «Решение тестов по теме «Клетка»»


1

Организм.


5.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1


6.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1


7.

Размножения организмов.

1


8.

Практическая работа «Решение тестов по теме «Организм»


1

Раздел 2 Система, многообразие и эволюция живой природы.(15 часов)


Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.


9.

Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.

1


10

Практическая работа «Решение тестов по теме «Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.».


1

Царство Растения


11

Ткани растений.

1


12

Вегетативные органы цветкового растения.

1


13

Генеративные органы цветкового растения. Размножение цветковых растений.

1


14

Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Растения»


1

Основные отделы растений.



15

Водоросли

1


16

Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.

1


17

Голосеменные. Покрытосеменные.

1


18

Практическая работа «Решение тестов по теме «Основные отделы растений»


1

Царство Животные.


19

Простейшие.

1


20

Черви. Моллюски. Членистоногие.

1


21

Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.

1


22

Птицы. Млекопитающие.

1


23

Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Животные»


1

Раздел 3 Человек и его здоровье. (5 часов)


24

Ткани и органы. Внутренняя среда организма.

1


25

Покровная, опорно-двигательные системы.

1


26

Кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, эндокринная системы.

1


27

Дыхательная система, органы чувств.

1


28

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.



29

Практическая работа «Решение тестов по теме «Человек и его здоровье»


1

Раздел 5 Работа со сборником.


30

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант1.2».


1

31

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант3,4».


1

32

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 5,6».


1

33

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 7,8».


1

34

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 9,10».


1


Итого

22

12






Литература:

1. Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен», 2021

2. Лернер Г.И ОГЭ 2021. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. ФИПИ

3. Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен»,2021

4. Лернер Г.И ОГЭ 2021. Биология. Комплект материалов для подготовки учащихся. ФИПИ

5. Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/, https://bio-oge.sdamgia.ru/










































6.Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельгости « Повторение курса биологии в рамках подготовки к ОГЭ» , 9 класс, 34 часа

Учитель : Круть М. В.

Тема

Дата

Контроль

1.

Биология как наука. Методы биологии.


Теория

Блок 1. Признаки живых организмов. (7часов)


Клетка.


2

Химический состав клетки.


Теория

3.

Строение прокариотической и эукариотической клеток.


Теория

4.

Практическая работа «Решение тестов по теме «Клетка»»


1Практические работы

Организм.


5.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.


Теория

6.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.


Теория

7.

Размножения организмов.


Теория

8.

Практическая работа «Решение тестов по теме «Организм»


1Практические работы

Раздел 2 Система, многообразие и эволюция живой природы.(15 часов)


Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.


9.

Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.


Теория

10

Практическая работа «Решение тестов по теме «Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.».


1Практические работы

Царство Растения


11

Ткани растений.


Теория

12

Вегетативные органы цветкового растения.


Теория

13

Генеративные органы цветкового растения. Размножение цветковых растений.


Теория

14

Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Растения»


1Практические работы

Основные отделы растений.



15

Водоросли


Теория

16

Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.


Теория

17

Голосеменные. Покрытосеменные.


Теория

18

Практическая работа «Решение тестов по теме «Основные отделы растений»


1Практические работы

Царство Животные.


19

Простейшие.


Теория

20

Черви. Моллюски. Членистоногие.


Теория

21

Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.


Теория

22

Птицы. Млекопитающие.


Теория

23

Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Животные»


1Практические работы

Раздел 3 Человек и его здоровье. (5 часов)


24

Ткани и органы. Внутренняя среда организма.


Теория

25

Покровная, опорно-двигательные системы.


Теория

26

Кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, эндокринная системы.


Теория

27

Дыхательная система, органы чувств.


Теория

28

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.



29

Практическая работа «Решение тестов по теме «Человек и его здоровье»


1Практические работы

Раздел 5 Работа со сборником.


30

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант1.2».


1Практические работы

31

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант3,4».


1Практические работы

32

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 5,6».


1Практические работы

33

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 7,8».


1Практические работы

34

Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 9,10».


1Практические работы


Итого


34 ч