СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с интеллектуального развития.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Для уроков используется учебник «Чтение» для 7 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. А.К.Аксёнова. – М.: Просвещение, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с интеллектуального развития.»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273.

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит образовательный компонент «Чтение». На изучение данного компонента в учебном плане 7 класса отводится 4 часа в неделю.

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013. Для уроков используется учебник «Чтение» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. А.К.Аксёнова. – М.: Просвещение, 2015.

Цель: программа имеет коммуникативную направленность, предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания учащихся на основе произведений художественной литературы. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.

Задачи: 1.Формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

2.Развитие и коррекция недостатков психического и речевого развития, формирование речи как средства общения;

3.Воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

В течение всего учебного года на изучение предмета отводится 136 час.

Количество часов по четвертям распределяется следующим образом:

I ч. - IIч. - IIIч. - IVч. –



  1. Тематический план



п\п

Программный материал

Кол.

час.

Кален.

сроки

Повторение

пройденного

Наглядн.

материал

Словарная

работа

I


Устное народное творчество



12






1.

Понятие об устном народном творчестве (сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки).





1




выставка книг

жанр,

устное творчество,

зачин, присказка, концовка,

троекратные повторы

2.

Понятие об устном народном творчестве (сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки).



1



устное народное творчество


былина

быль

рифма

3-5.

Русская народная сказка «Сивка - бурка».



3



Жанры русского народного творчества

книга сказок, иллюстрации к сказке

иззяб, раздолье, вволю

вещий каурка

заветный потчует

6.

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

1




«Сивка-бурка»

картинки птиц

верста,долговязый

несолоно хлебавши

7.

Русская народная сказка «Умный мужик».

1




«Журавль и цапля»

картинка гуся

мозговитая голова

8-9.

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

2



«Умный мужик»

былины, иллюстрации богатырей

брод, самоцвет

терема златоверхие,

тесовая, горенка

10.

Народные песни.

1



«Три поездки Ильи Муромца»

библиотечные книги

кручина

хоромы, столбовой

11.

Пословицы, загадки.

1



Народные песни

библиотечные книги


12.

Внеклассное чтение «Устное народное творчество»



1



Народные песни, пословицы, загадки

библиотечные книги




II



Русская литература XIX века.



53






13-14.

А.С. Пушкин. Биография.

2



библиотечные книги

портрет писателя

лицей

15-24.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»



10



сказки Пущкина

иллюстрации к сказке

крещеный, светлица, аршин,

гонец, чудесить, маковки

застава, привальный, бает

исподтиха, идти четами

булат, величава, пава, доселе

25.

Внеклассное чтение по сказкам А. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»



1



«Сказка о царе Салтане…»



26.

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1



«Сказка о царе Салтане…»

портрет поэта, картинки природы

обветшалая, лачужка

утомлена, веретено

27.

А.С. Пушкин «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).



1



«Зимний вечер»

портрет поэта, иллюстрации к сказке

дол, пленяет, лукоморье

злато

чахнет

28.

М.Ю. Лермонтов. Биография.



1



«У лукоморья»

портрет писателя, выставка книг


29-30.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»



2




портрет писателя, книги по истории

племя, редут, картечи

сечи, лафет, бивак, кивер

хват, уланы, драгуны

31.

И.А. Крылов. Биография.

1



«Бородино»

портрет писателя,

выставка книг


32.

И.А. Крылов. «Кукушка и Петух».



1




портрет писателя,

картинки птиц

райская птичка

протяжно

33.

И.А. Крылов «Волк и Журавль».



1



«Кукушка и петух»

портрет писателя, картинки животных

манить

пособить

коварный

34.

И.А. Крылов «Слон и Моська».



1



«Волк и журавль»

портрет писателя, картинки животных

срамиться

шавка

забияки

35

Н.А. Некрасов. Биография.



1



«Весенняя песня»

портрет писателя, выставка книг


36.

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».



1




картинки природы, работы людей на полях

тучные зерна, станицы

плети

37.

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».



1



«Несжатая полоса»

портрет писателя, иллюстрации к произведению

столбовая, обратный,

шкалик, смотритель

38.

Внеклассное чтение Н.Некрасов «Я лиру посвятил народу своему»

1



«Генерал Топтыгин»

портрет писателя, выставка книг


39.

Л.Н. Толстой. Биография.

1



книги стихов

портрет писателя


40-49.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»



10




иллюстрации к произведению

сакля, лоханка, бешмет

мечеть, лощина, чалма

мулла, рассолодел

монисты, колодка

50

А.П. Чехов. Биография.

1



«Кавказский пленник»

портрет писателя


51-52

А.П. Чехов «Хамелеон»

2




портрет писателя, картинка хамелеона

надзиратель, городовой

мировой

53.

В.Г. Короленко. Биография.

1



«Хамелеон»

портрет писателя


54-62.

В.Г. Короленко «Дети подземелья»



9




портрет писателя

часовня, мурава

престол обрамленное

горничная, подобострастно

забытье, предчувствие

63.

Л. Михайленко «Забытая деревня»

1



«Дети подземелья»

портрет писателя


64.

Внеклассное чтение «Тема Родины и природы в стихах Л.Михайленко».



1



«Забытая деревня»



65.

Л. Михайленко «Иду по знакомой тропинке»



1



«Иду по знакомой тропинке»





III



Русская литература XX века.



67






66.

A.M. Горький. Биография.

1



библиотечные книги

портрет писателя

псевдоним

67-73.

A.M. Горький «Детство»



7




портрет писателя

наотмашь, плешивый

рукомойник дьячок

чан, семишник, лохань

A.M. Горький «В людях»



4



«Детство»

портрет писателя,

показ картинок с одеждой

тальма, стеклярус

исступленно, фасад

карниз, разносчик

78-80.

М.В. Исаковский «Детство»

3



«В людях»

портрет писателя

лапта, племя, завалинка

безмолвно

81.

М.В. Исаковский «Ветер»

1



«Детство»


бодро, вперегонку

82.

М.В. Исаковский «Весна»

1



«Ветер»

картинки весенней природы

перестук, гребень крыши

83.

Внеклассное чтение. Л. Ганжа «Всеми забытая улица»

1






84.

К.Г. Паустовский. Биография.

1



«Весна»

портрет писателя, выставка книг


85-88.

К.Г. Паустовский «Последний чёрт»

4




портрет писателя, выставка книг

рядно, разрывная пуля, армяк


89.

М. Зощенко. Биография.

1






90-92.

М. Зощенко «Великие путешественники»

3



«Последний черт»

портрет писателя

тахта

маятник

93.

К.М. Симонов. Биография.

1






94-96.

К.М. Симонов «Сын артиллериста»



3



«Великие путешествен-ники»

портрет писателя, иллюстрации к произведению

казарма, рысь

карьер

сажень

97.

Внеклассное чтение «Защитники державы» по творчеству Е. Бессонова

1



«Сын артиллериста»

библиотечные книги, портрет писателя

держава

98-99.

В.П. Катаев «Флаг»



2



библиотечные книги

иллюстрации военных сражений,

картинка военного корабля

кирха, форт

капитулирование

кубрик

100.

Н.И.Рыленков. Биография.

1






101.

Н.И.Рыленков «Деревья»

1



«Флаг»

картинки деревьев

межа

102.

Н.И.Рыленков «Весна без вещуньи – кукушки»



1



«Деревья»

картинка кукушки

вещунья

беспечные

103.

Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке»

1



«Весна без вещуньи»

картинки природы

перелески

созвучья

104.

Ю.И. Коваль. Биография.

1






105-107.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»

3



«Всё в тающей дымке»

картинка клеста

досада, презрение, рефлектор

108.

Внеклассное чтение.

1






109-112.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака»

4



«Капитан Клюквин»

картинка собаки

гамак


113-117.

Ю.Я. Яковлев «Багульник»



5



«Картофельная собака»

картинка багульника,

картинки пород собак

багульник

подпалины


118

Внеклассное чтение «Тема войны в творчестве поэтов - калачинцев»



1



«Багульник»

картинки домашних животных


119-122.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора»



4



библиотечные книги

картинка валторны

экспонат, платина

опекунство, валторна

123.

А.Г. Алексин. Биография.

1






124-125.

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»

2



«Время говорит – пора»


самописка


126.

В.Ф. Балачан «Письмо»

1



«Двадцать девятое февраля»

библиотечные книги


127.

В.Ф. Балачан «Первая похоронка»

1



«Письмо»

библиотечные книги


128.

Внеклассное чтение. «Тема войны в творчестве В.Ф. Балачана».

1



«Первая похоронка»

библиотечные книги


129-130.

К. Ваншенкин «Мальчишка»

2



библиотечные книги


пристрастие

ватага

131.

К. Ваншенкин «Снежки»

1



«Мальчишка»

картинки природы зимой

оскорбительно, силясь

отсвет

III

Произведения зарубежной литературы







132-135

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

4







136

Внеклассное чтение.

1








136










3. Содержание программы

В процессе чтения учащиеся знакомятся с содержанием рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах, о событиях в мире, о родной природе и бережном отношении и к ней, о знаменитых событиях в жизни страны.

Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы: «Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с текстом», «Внеклассное чтение».

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество

Русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму-разуму, не нарушай данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка.

Былины (в авторском переложении) как отражение исторического прошлого народа.

Русская литература XIX века

Примерный список авторов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и др.

Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.

Русская литература XX века

Примерный список авторов: А.М. Горький, М.В. Исаковский, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко, К.М. Симонов, Н.А. Рыленков, Ю. Коваль, Р.П. Погодин, В.П. Катаев, Р.П. Погодин, А.Г. Алексин, К.Я. Ваншенкин и др.

Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.

Зарубежная литература

Рассказы и отрывки из повестей о жизни детей за рубежом, об отношении к животным, легенды и сказки о чудесах.

На уроках внеклассного чтения учащиеся систематически читают детскую художественную литературу, детские газеты и журналы. Обсуждают прочитанные произведения, коллективно составляют краткие отзывы о книгах, пересказывают содержание прочитанного по заданию учителя, называют главных действующих лиц, выявляют своё отношение к ним.

4. Основные требования к знаниям, умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • читать осознанно вслух правильно, целым словом;

  • читать про себя с предварительным заданием доступные по содержанию тексты и отвечать на вопросы;

  • давать оценку поступкам действующих лиц;

  • пересказывать содержание текста по плану;

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8-10 стихотворений (объём не менее 10 строк).

2-ой уровень

  • правильно читать вслух доступные тексты целым словом и по слогам;

  • читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных текстов;

  • отвечать на вопросы по содержанию;

  • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;

  • выражать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

  • учить стихотворения наизусть (объём текста и количество стихотворений с учётом особенностей учеников)



5. Учебно – методическое обеспечение

  1. Учебная литература

    • учебник «Чтение» А.К.Аксенова

  2. Научно – методическая литература

  • «Словарь русского языка», С.И.Ожегов

  • Презентации к произведениям

  • Интернет ресурсы «Фабрика кроссвордов»

  1. Литература для учащихся

  • Детская художественная литература

  • Детские газеты и журналы

  • учебник «Чтение» А.К.Аксенова



6.Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия

- Магнитная доска

- Толковый словарь Ожегова

- Репродукции картин русской живописи для развития речи

-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

- Портреты русских писателей

Технические средства обучения

- Моноблок

- Мультимедийный проектор