Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273.
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит образовательный компонент «Чтение». На изучение данного компонента в учебном плане 7 класса отводится 4 часа в неделю.
Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013. Для уроков используется учебник «Чтение» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. А.К.Аксёнова. – М.: Просвещение, 2015.
2.Развитие и коррекция недостатков психического и речевого развития, формирование речи как средства общения;
3.Воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
В течение всего учебного года на изучение предмета отводится 136 час.
I ч. - IIч. - IIIч. - IVч. –
№ п\п | Программный материал | Кол. час. | Кален. сроки | Повторение пройденного | Наглядн. материал | Словарная работа |
7а | 7б |
I | Устное народное творчество | 12 | | | | | |
1. | Понятие об устном народном творчестве (сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки). | 1 | | | | выставка книг | жанр, устное творчество, зачин, присказка, концовка, троекратные повторы |
2. | Понятие об устном народном творчестве (сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки). | 1 | | | устное народное творчество | | былина быль рифма |
3-5. | Русская народная сказка «Сивка - бурка». | 3 | | | Жанры русского народного творчества | книга сказок, иллюстрации к сказке | иззяб, раздолье, вволю вещий каурка заветный потчует |
6. | Русская народная сказка «Журавль и Цапля». | 1 | | | «Сивка-бурка» | картинки птиц | верста,долговязый несолоно хлебавши |
7. | Русская народная сказка «Умный мужик». | 1 | | | «Журавль и цапля» | картинка гуся | мозговитая голова |
8-9. | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 2 | | | «Умный мужик» | былины, иллюстрации богатырей | брод, самоцвет терема златоверхие, тесовая, горенка |
10. | Народные песни. | 1 | | | «Три поездки Ильи Муромца» | библиотечные книги | кручина хоромы, столбовой |
11. | Пословицы, загадки. | 1 | | | Народные песни | библиотечные книги | |
12. | Внеклассное чтение «Устное народное творчество» | 1 | | | Народные песни, пословицы, загадки | библиотечные книги | |
II | Русская литература XIX века. | 53 | | | | | |
13-14. | А.С. Пушкин. Биография. | 2 | | | библиотечные книги | портрет писателя | лицей |
15-24. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | 10 | | | сказки Пущкина | иллюстрации к сказке | крещеный, светлица, аршин, гонец, чудесить, маковки застава, привальный, бает исподтиха, идти четами булат, величава, пава, доселе |
25. | Внеклассное чтение по сказкам А. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» | 1 | | | «Сказка о царе Салтане…» | | |
26. | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | | | «Сказка о царе Салтане…» | портрет поэта, картинки природы | обветшалая, лачужка утомлена, веретено |
27. | А.С. Пушкин «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | 1 | | | «Зимний вечер» | портрет поэта, иллюстрации к сказке | дол, пленяет, лукоморье злато чахнет |
28. | М.Ю. Лермонтов. Биография. | 1 | | | «У лукоморья» | портрет писателя, выставка книг | |
29-30. | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | 2 | | | | портрет писателя, книги по истории | племя, редут, картечи сечи, лафет, бивак, кивер хват, уланы, драгуны |
31. | И.А. Крылов. Биография. | 1 | | | «Бородино» | портрет писателя, выставка книг | |
32. | И.А. Крылов. «Кукушка и Петух». | 1 | | | | портрет писателя, картинки птиц | райская птичка протяжно |
33. | И.А. Крылов «Волк и Журавль». | 1 | | | «Кукушка и петух» | портрет писателя, картинки животных | манить пособить коварный |
34. | И.А. Крылов «Слон и Моська». | 1 | | | «Волк и журавль» | портрет писателя, картинки животных | срамиться шавка забияки |
35 | Н.А. Некрасов. Биография. | 1 | | | «Весенняя песня» | портрет писателя, выставка книг | |
36. | Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». | 1 | | | | картинки природы, работы людей на полях | тучные зерна, станицы плети |
37. | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». | 1 | | | «Несжатая полоса» | портрет писателя, иллюстрации к произведению | столбовая, обратный, шкалик, смотритель |
38. | Внеклассное чтение Н.Некрасов «Я лиру посвятил народу своему» | 1 | | | «Генерал Топтыгин» | портрет писателя, выставка книг | |
39. | Л.Н. Толстой. Биография. | 1 | | | книги стихов | портрет писателя | |
40-49. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | 10 | | | | иллюстрации к произведению | сакля, лоханка, бешмет мечеть, лощина, чалма мулла, рассолодел монисты, колодка |
50 | А.П. Чехов. Биография. | 1 | | | «Кавказский пленник» | портрет писателя | |
51-52 | А.П. Чехов «Хамелеон» | 2 | | | | портрет писателя, картинка хамелеона | надзиратель, городовой мировой |
53. | В.Г. Короленко. Биография. | 1 | | | «Хамелеон» | портрет писателя | |
54-62. | В.Г. Короленко «Дети подземелья» | 9 | | | | портрет писателя | часовня, мурава престол обрамленное горничная, подобострастно забытье, предчувствие |
63. | Л. Михайленко «Забытая деревня» | 1 | | | «Дети подземелья» | портрет писателя | |
64. | Внеклассное чтение «Тема Родины и природы в стихах Л.Михайленко». | 1 | | | «Забытая деревня» | | |
65. | Л. Михайленко «Иду по знакомой тропинке» | 1 | | | «Иду по знакомой тропинке» | | |
III | Русская литература XX века. | 67 | | | | | |
66. | A.M. Горький. Биография. | 1 | | | библиотечные книги | портрет писателя | псевдоним |
67-73. | A.M. Горький «Детство» | 7 | | | | портрет писателя | наотмашь, плешивый рукомойник дьячок чан, семишник, лохань |
| A.M. Горький «В людях» | 4 | | | «Детство» | портрет писателя, показ картинок с одеждой | тальма, стеклярус исступленно, фасад карниз, разносчик |
78-80. | М.В. Исаковский «Детство» | 3 | | | «В людях» | портрет писателя | лапта, племя, завалинка безмолвно |
81. | М.В. Исаковский «Ветер» | 1 | | | «Детство» | | бодро, вперегонку |
82. | М.В. Исаковский «Весна» | 1 | | | «Ветер» | картинки весенней природы | перестук, гребень крыши |
83. | Внеклассное чтение. Л. Ганжа «Всеми забытая улица» | 1 | | | | | |
84. | К.Г. Паустовский. Биография. | 1 | | | «Весна» | портрет писателя, выставка книг | |
85-88. | К.Г. Паустовский «Последний чёрт» | 4 | | | | портрет писателя, выставка книг | рядно, разрывная пуля, армяк |
89. | М. Зощенко. Биография. | 1 | | | | | |
90-92. | М. Зощенко «Великие путешественники» | 3 | | | «Последний черт» | портрет писателя | тахта маятник |
93. | К.М. Симонов. Биография. | 1 | | | | | |
94-96. | К.М. Симонов «Сын артиллериста» | 3 | | | «Великие путешествен-ники» | портрет писателя, иллюстрации к произведению | казарма, рысь карьер сажень |
97. | Внеклассное чтение «Защитники державы» по творчеству Е. Бессонова | 1 | | | «Сын артиллериста» | библиотечные книги, портрет писателя | держава |
98-99. | В.П. Катаев «Флаг» | 2 | | | библиотечные книги | иллюстрации военных сражений, картинка военного корабля | кирха, форт капитулирование кубрик |
100. | Н.И.Рыленков. Биография. | 1 | | | | | |
101. | Н.И.Рыленков «Деревья» | 1 | | | «Флаг» | картинки деревьев | межа |
102. | Н.И.Рыленков «Весна без вещуньи – кукушки» | 1 | | | «Деревья» | картинка кукушки | вещунья беспечные |
103. | Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке» | 1 | | | «Весна без вещуньи» | картинки природы | перелески созвучья |
104. | Ю.И. Коваль. Биография. | 1 | | | | | |
105-107. | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» | 3 | | | «Всё в тающей дымке» | картинка клеста | досада, презрение, рефлектор |
108. | Внеклассное чтение. | 1 | | | | | |
109-112. | Ю.И. Коваль «Картофельная собака» | 4 | | | «Капитан Клюквин» | картинка собаки | гамак |
113-117. | Ю.Я. Яковлев «Багульник» | 5 | | | «Картофельная собака» | картинка багульника, картинки пород собак | багульник подпалины |
118 | Внеклассное чтение «Тема войны в творчестве поэтов - калачинцев» | 1 | | | «Багульник» | картинки домашних животных | |
119-122. | Р.П. Погодин «Время говорит – пора» | 4 | | | библиотечные книги | картинка валторны | экспонат, платина опекунство, валторна |
123. | А.Г. Алексин. Биография. | 1 | | | | | |
124-125. | А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» | 2 | | | «Время говорит – пора» | | самописка |
126. | В.Ф. Балачан «Письмо» | 1 | | | «Двадцать девятое февраля» | библиотечные книги | |
127. | В.Ф. Балачан «Первая похоронка» | 1 | | | «Письмо» | библиотечные книги | |
128. | Внеклассное чтение. «Тема войны в творчестве В.Ф. Балачана». | 1 | | | «Первая похоронка» | библиотечные книги | |
129-130. | К. Ваншенкин «Мальчишка» | 2 | | | библиотечные книги | | пристрастие ватага |
131. | К. Ваншенкин «Снежки» | 1 | | | «Мальчишка» | картинки природы зимой | оскорбительно, силясь отсвет |
III | Произведения зарубежной литературы | | | | | | |
132-135 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» | 4 | | | | | |
136 | Внеклассное чтение. | 1 | | | | | |
| | 136 | | | | | |
В процессе чтения учащиеся знакомятся с содержанием рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах, о событиях в мире, о родной природе и бережном отношении и к ней, о знаменитых событиях в жизни страны.
Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы: «Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с текстом», «Внеклассное чтение».
Русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму-разуму, не нарушай данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка.
Былины (в авторском переложении) как отражение исторического прошлого народа.
Примерный список авторов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и др.
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.
Примерный список авторов: А.М. Горький, М.В. Исаковский, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко, К.М. Симонов, Н.А. Рыленков, Ю. Коваль, Р.П. Погодин, В.П. Катаев, Р.П. Погодин, А.Г. Алексин, К.Я. Ваншенкин и др.
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.
Рассказы и отрывки из повестей о жизни детей за рубежом, об отношении к животным, легенды и сказки о чудесах.
На уроках внеклассного чтения учащиеся систематически читают детскую художественную литературу, детские газеты и журналы. Обсуждают прочитанные произведения, коллективно составляют краткие отзывы о книгах, пересказывают содержание прочитанного по заданию учителя, называют главных действующих лиц, выявляют своё отношение к ним.