Рабочая программа по чтению и развитию речи 5 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе Базовой образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели обучения:
Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Задачи обучения:
Воспитание у обучающихся интереса к уроку чтения и чтению как процессу. Формирование навыка беглого и выразительного чтения, правильного (без искажения звукового состава слова и с правильным ударением). Формирование у воспитанников навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа. Учить воспитанников правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Развивать умение общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делится впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картины, задавать вопросы автору, обсуждать предполагаемый ответ.
Формировать навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, умения выбирать книги по интересу знакомить с доступными детскими книгами в чтении учителя, учить правильно, называть произведения и его автора.
Согласно учебному плану в 5 классе на уроки чтения и развития речи отведено 134 часа, т.е. по 4 часа в неделю.
Содержание программы соответствует учебной программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.
Обучающиеся должны знать:
Наизусть 6-8 стихотворений, отчетливо и выразительно читать их перед классом.
Содержание учебного предмета
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений. Всего за год дети выучат 6-8 стихотворений.
Учебно-тематический план.
№ | Кол-во часов | Название раздела | Теория | Практика |
1 | 6 | Устное народное творчество | 6 | 6 |
| 14 | Сказки | 14 | 14 |
2 | 9 | Картины родной природы | 9 | 9 |
3 | 7 | Осень | 7 | 7 |
4 | 9 | О друзьях-товарищах | 9 | 9 |
5 | 4 | Басни И.Крылова | 4 | 4 |
6 | 12 | Спешите делать добро | 12 | 12 |
7 | 25 | Картины родной природы | 25 | 25 |
8 | 14 | О животных | 14 | 14 |
9 | 15 | Из прошлого нашего народа | 15 | 15 |
10 | 11 | Из произведений зарубежных писателей | 11 | 11 |
11 | 8 | Внеклассное чтение | 8 | 8 |
Учебник «Книга для чтения» 5 класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, автор-составитель З.Ф. Малышева
Москва «Просвещение» 2016 г.
Оборудование: Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.