СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чувашской литературе в русской школе 6-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чувашской литературе в русской школе 6-9 классы»

Приложение №

К ООП ООО

МБОУ «Маломеминская ООШ»







Рабочая программа

учебного предмета

«Родная (чувашская)литература»

5 - 9 классы

(базовый уровень,

нормативный срок освоения – 5 лет)


















с.Малые Меми, 2019 г.



Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дает возможность развивать не только интеллектуальные возможности учащихся, но и ориентировать их ценностно мировоззренческие взгляды.

Литература является одним из средств развития речи, речевой культуры учащихся, формирования коммуникативных навыков.

Изучение учебного предмета «Литература на родном (чувашском) языке» в 5-9 классе направлено на формирование у учащихся представления об образной природе литературы. Литература для учащихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладает метафоричность и ассоциативность.

Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство учащихся со своеобразием национальной литературы, глубиной, емкостью, афористичностью родной речи.

Учебный предмет «Литература на родном (чувашском) языке» тесно связан с предметом «Родной (чувашский) язык» как средство повышения уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса, формирования функциональной грамотности. Особенности, связанные с условиями двуязычия и билингвизма в Чувашской Республике, определяют линию связи этого учебного предмета с курсами русского языка и русской литературы, что реализует возможности выхода на диалог русской и чувашской литературы и культуры.

Главными целями изучения предмета ««Литература на родном (чувашском) языке» в основной школе являются:

1) воспитание у обучающихся ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителям культуры, включение обучающихся в культурно-языковое поле чувашского народа;

2) приобщение к литературному наследию чувашского народа;

3) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

5) формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Основные характеристики учебного предмета «Литература на родном (чувашском) языке»

    • взгляд на литературу как на выразительное словесное изображение мира, особый способ познания жизни;

    • реализация принципа связи искусства с жизнью;

    • рассмотрение произведений чувашской литературы в контексте мировой литературы;

    • практическая направленность всех разделов курса литературы, поэтапное формирование навыков анализа текста и создания учащимися собственного речевого высказывания;

    • внимание к художественной функции слова в литературном произведении;

    • обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесного художественного творчества;

    • формирование общекультурных и коммуникативных компетенций.

Изучение предмета «Литература на родном (чувашском) языке» в 5-9 классе строится на основе проблемно-тематического принципа.

В примерной программе представлен перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие основную проблематику и художественное своеобразие литературных произведений, и материалы по теории литературы для практического освоения и систематизации знаний учащихся. Произведения чувашской литературы изучаются параллельно с произведениями русской литературы и народов России в переводе на родной (чувашский) язык, то есть литературное образование осуществляется на поликультурной основе.

В конце каждого учебного года предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля.



Раздел 1 . Планируемые результаты освоения учебного предмета 5-9 класса, курса

Программа ориентирована на становление определенных личностных характеристик выпускника на уровне основного общего образования. Это система позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков и умений в соответствии с направлениями:

  • патриотическое воспитание и осознание российской идентичности;

  • гражданское воспитание;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • приобщение к культурному наследию;

  • популяризация научных знаний;

  • физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание.

Личностными результатами обучающихся основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Литература на родном (чувашском) языке» являются:

  • патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:

проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины – России – в науке, в искусстве; к боевым и трудовым подвигам народа; уважение к символам России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране;

понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания истории, языка, культуры чувашского народа, народов России и человечества;

готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд; создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

  • гражданское воспитание:

проявление толерантного отношения к правам, потребностям, убеждениям и интересам других людей, к их поведению, не нарушающих законы российского государства;

способность проявлять коммуникативные компетенции – стремление к успешному межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;

способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественно-политические события, происходящие в стране и мире;

готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем, связанных с организацией учебной и внеклассной работы, с соблюдением прав и интересов обучающихся с учетом принципов социальной справедливости, правосознания, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной организации;

  • духовно-нравственное воспитание:

неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в том числе несправедливости, коррупции, эгоизма;

осуждение любых искаженных форм идеологии – экстремизма, национализма, дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам;

проявление компетенций в решении моральных проблем – ориентация на нравственно-этические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к поступкам и поведению себя и других, готовность прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, в случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;

соблюдение правил этического поведения по отношению к лицам другого пола, старшего возраста, с особенностями физического развития и состояния здоровья;

  • приобщение к культурному наследию:

осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира, эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических культурных традиций и народного творчества;

принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям, активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;

понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как средства познания окружающего мира; рефлексии на себя и окружающих; соблюдения норм речевого поведения;

  • популяризация научных знаний:

освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук о природе и обществе и общественной практике;

проявление заинтересованности в расширении своих знаний о природе и обществе, о странах мира и их народах;

готовность к саморазвитию и самообразованию;

способность к адаптации с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды;

  • физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

проявление ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни: правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация труда и отдыха;

неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, сформированность навыков личной безопасности, в том числе самозащита от непроверенной информации в Интернет-среде;

готовность к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств;

  • трудовое воспитание:

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности, бережного отношения к личному и общественному имуществу;

участие в социально-значимом общественном труде на благо ближайшего окружения, включая самообслуживание, образовательной организации, родного края;

стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной деятельности;

  • экологическое воспитание:

участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения и оценки последствий действий других людей для окружающей среды.

овладение основами экологической культуры, проявление нетерпимого отношения и осуждение действий, приносящих вред экологии окружающего мира.

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета «Литература на родном (чувашском) языке» проявляются в формировании универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как основам предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

строить жизненные планы во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

регулировать свои учебную и познавательную деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятий;

• обобщать понятия: осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• пользоваться разными видами чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать со словами и словосочетаниями в переносном значении: понимать переносный смысл выражений; понимать и употреблять обороты речи, построенные на иносказании, образном сближении слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

пользоваться рефлексивным чтением;

ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• пользоваться основами коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как основу собственных действий и действий партнёра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного(чувашского) языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Планируемые предметные результаты

Обучающийся 5 класса научится:

анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;

соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Планируемые предметные результаты

Обучающийся 6 класса научится:

анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;

выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.


Обучающийся 6 класса получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Планируемые предметные результаты

Обучающийся 7 класса научится:

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием художественного текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением необходимой информации);

анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;

интерпретировать художественный текст;

соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.


Обучающийся 7 класса получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом) владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

Планируемые предметные результаты

Обучающийся 8 класса научится:

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием художественного текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением необходимой информации);

анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;

интерпретировать художественный текст;

соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.

Обучающийся 8 класса получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Планируемые предметные результаты

Обучающийся 9 класса научится:

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием художественного текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением необходимой информации);

анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;

интерпретировать художественный текст;

соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.

Обучающийся 9 класса получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

Программа развития УУД обеспечивает в структуре ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и передачей информации, презентационными навыками, основами информационной безопасности.

В настоящее время значительно присутствие компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи обучающий обладает целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации. Важным направлением деятельности в сфере формирования ИКТ-компетенций является поддержка и развитие обучающегося.

Виды учебной деятельности, обеспечивающие формирование ИКТ-компетенции обучающихся:

  • выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;

  • создание и редактирование текстов;

  • создание и редактирование электронных таблиц;

  • использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;

  • создание и редактирование презентаций;

  • создание и редактирование графики и фото;

  • создание и редактирование видео;

  • создание музыкальных и звуковых объектов;

  • поиск и анализ информации в Интернете;

  • создание веб-страниц и сайтов;

  • сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.



Раздел 2. Содержание программы. 5 класс. Родная (чувашская) литература

35 ч (1ч в неделю)

Структура программы отражает основную направленность учебного предмета «Родноя (чувашская) литература» на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. В ней имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

– содержание, направленное на формирование и развитие коммуникативной компетенции;

– содержание, направленное на формирование и развитие лингвистической компетенции;

– содержание, направленное на формирование и развитие культуроведческой компетенции.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.

Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Речевая деятельность

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Аудирование и его виды (выборочное, ознакомительное, детальное). Приемы, повышающие эффективность слушания монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на различные темы. Участие в диалогах. Коммуникативные цели говорящего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой и условиями общения.

Письмо. Умение передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Создание собственных письменных высказываний на различные темы. Написание сочинений, писем, аннотаций. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Текст

Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки и свойства текста: целостность, связность, завершенность, делимость. Его смысловая и композиционная целостность. Тема, основная мысль текста. Различные функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста (его темы, основной мысли, принадлежности определенному стилю).

Культура речи. Понятие о культуре речи, основные ее составляющие.

Тематические блоки развития речи:

Родная школа. – Тăван шкул.

День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность. Ценностные знания и опыт, приобретенные в рамках учебного процесса. Школьная библиотека. Книга – источник знаний. Внеурочные занятия.

Я и моя семья. – Эпĕ тата манăн çемье.

Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, род занятий, успехи, увлечения. Связь поколений. Забота о младших, помощь старшим. Родной очаг. Семейные традиции. Радушие и гостеприимство. Семейные праздники. Подарки. Поздравления. Домашние дела. Выходной день. Мой дом. Наша квартира. Моя комната. Домашние животные.

Мои друзья и ровесники. – Тус-юлташпа тантăшсем.

Взаимоотношения с друзьями. Лучший (-ая) друг/подруга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности. Совместные занятия. Письмо другу. Поздравительное письмо.

На досуге. – Пушă вăхăтра.

Любимые игры. Чувашские народные игры. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций. Мои путешествия. Чтение – любимое занятие. Любимые писатели, книги, газеты и журналы. В театре и кино. Любимые артисты и актеры, композиторы и художники. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача. В музейных залах. В парке. Занятия спортом.

Мир профессий. – Профессисен тĕнчи.

Профессии и специальности. Профессии родных и знакомых. Выбор профессии. Мастера прикладного искусства. Современные достижения науки и практики.

Человек и природа. – Этем тата çут çанталăк.

Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы, экономия и охрана природных богатств. Забота о здоровье и его укрепление. Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики. Растительный мир Чувашской Республики. Животный мир республики. Животные и растения, занесенные в Красную Книгу.

Мораль и этика в поведении человека. – Кăмăл-сипет урокĕсем.

Культура межличностных отношений. Нравственные ценности разных народов. Духовно-нравственные ценности современного общества.

Чувашия – моя малая родина. – Чăваш ен – манăн тăван çĕр-шыв.

Государственная символика Чувашской Республики. Географическое положение, административное деление республики: города и районы, поселки, села и деревни. Чебоксары – столица Чувашской Республики. Достопримечательности малой Родины. Мой город, моя деревня. День города. День деревни.

Население Чувашской Республики. История и современность чувашского народа. Чувашский язык – родной язык чувашского народа. Чувашская литература, искусство, спорт. Развитие средств массовой информации. Известные люди чувашской земли. Обычаи и традиции чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты. 

Моя Родина. – Тăван çĕр-шывăм.

Государственная структура Российской Федерации. Государственная символика Российской Федерации. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Москва – столица России. Крупные города России, достопримечательности. Россия – многонациональное государство. Дружба народов. Культура разных народов России. Географическое расположение России. Климат. Чувашская диаспора. Соседи Чувашской Республики. Исторические события. Великая Отечественная война. Великая Победа. Светлая память.

Содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции

Графика, орфография, пунктуация

Состав чувашского алфавита. Соотношение буквы и звука. Прописные и строчные буквы.

Орфография как система правил правописания. Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Использование орфографических словарей.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Развитие на уроках родного (чувашского) языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.

Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы, антонимы и омонимы. Исконно чувашские и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика.

Использование различных словарей.

Морфемика и словообразование

Корень и основа. Аффиксы: словообразующие и словоизменительные. Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.

Основные способы образования слов в чувашском языке. Образование новых слов при помощи аффиксов. Однокоренные слова.

Парные, повторяющиеся и сложные слова.

Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.

Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в чувашском языке.

Самостоятельные и служебные части речи. Их семантические, морфологические и синтаксические особенности.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ слова.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Использование в предложениях существительных с послелогами и именными словами. Формы принадлежности имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Морфологический разбор имен прилагательных.

Имя числительное. Значение и употребление в речи. Количественные, порядковые, собирательные числительные. Связь числительного с существительным.

Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные местоимения. Изменение местоимений по падежам и числам.

Глагол. Значение и употребление в речи. Начальная форма глагола. Наклонении глаголов. Изменение глаголов по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время (умение различать по вопросам). Изменение глаголов по лицам, числам. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен. Неспрягаемые формы глагола.

Наречия. Значение и употребление в речи. Разряды наречий.

Подражательные слова. Значение и употребление в речи.

Вспомогательные части речи. Союзы. Частицы. Послелоги.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами. Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения. Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению. Прямая и косвенная речь.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории чувашского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России. Нормы и особенности чувашской разговорной речи. Речевой этикет. Выявление национально-культурных единиц родного языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значений посредством лингвистических словарей.

1. Родная школа – Тăван шкул (6 ч)

2. Я и моя семья – Эпĕ тата манăн çемье (6 ч)

3. Труд украшает человека Ĕç çынна илем кÿрет (8 ч)

4. Времена года – Çулталăк вăхăчĕсем (10 ч)

5. Повторение – (5 ч)


Содержание программы. 6 класс. Родная (чувашская) литература

35 ч (1ч в неделю)

Структура программы отражает основную направленность учебного предмета «Родной (чувашский) язык»на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. В ней имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

– содержание, направленное на формирование и развитие коммуникативной компетенции;

– содержание, направленное на формирование и развитие лингвистической компетенции;

– содержание, направленное на формирование и развитие культуроведческой компетенции.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.

Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Речевая деятельность

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Аудирование и его виды (выборочное, ознакомительное, детальное). Приемы, повышающие эффективность слушания монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на различные темы. Участие в диалогах. Коммуникативные цели говорящего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой и условиями общения.

Письмо. Умение передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Создание собственных письменных высказываний на различные темы. Написание сочинений, писем, аннотаций. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Текст

Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки и свойства текста: целостность, связность, завершенность, делимость.Его смысловая и композиционная целостность. Тема, основная мысль текста. Различные функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста (его темы, основной мысли, принадлежности определенному стилю).

Культура речи. Понятие о культуре речи, основные ее составляющие.

Тематические блоки развития речи:

Родная школа. – Тăван шкул.

День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность. Ценностные знания и опыт, приобретенные в рамках учебного процесса. Школьная библиотека. Книга – источник знаний. Внеурочные занятия.

Я и моя семья. – Эпĕ тата манăн çемье.

Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, род занятий, успехи, увлечения. Связь поколений. Забота о младших, помощь старшим. Родной очаг. Семейные традиции. Радушие и гостеприимство. Семейные праздники. Подарки. Поздравления. Домашние дела. Выходной день. Мой дом. Наша квартира. Моя комната. Домашние животные.

Мои друзья и ровесники. – Тус-юлташпа тантăшсем.

Взаимоотношения с друзьями. Лучший (-ая) друг/подруга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности. Совместные занятия. Письмо другу. Поздравительное письмо.

На досуге. – Пушă вăхăтра.

Любимые игры. Чувашские народные игры. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций. Мои путешествия. Чтение – любимое занятие. Любимые писатели, книги, газеты и журналы. В театре и кино. Любимые артисты и актеры, композиторы и художники. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача. В музейных залах. В парке. Занятия спортом.

Мир профессий. – Профессисен тĕнчи.

Профессии и специальности. Профессии родных и знакомых. Выбор профессии. Мастера прикладного искусства. Современные достижения науки и практики.

Человек и природа. – Этем тата çут çанталăк.

Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы, экономия и охрана природных богатств. Забота о здоровье и его укрепление. Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики. Растительный мир Чувашской Республики. Животный мир республики. Животные и растения, занесенные в Красную Книгу.

Мораль и этика в поведении человека. – Кăмăл-сипет урокĕсем.

Культура межличностных отношений. Нравственные ценности разных народов. Духовно-нравственные ценности современного общества.

Чувашия – моя малая родина. – Чăваш ен – манăн тăван çĕр-шыв.

Государственная символика Чувашской Республики. Географическое положение, административное деление республики: города и районы, поселки, села и деревни. Чебоксары – столица Чувашской Республики. Достопримечательности малой Родины. Мой город, моя деревня. День города. День деревни.

Население Чувашской Республики. История и современность чувашского народа. Чувашский язык – родной язык чувашского народа. Чувашская литература, искусство, спорт. Развитие средств массовой информации. Известные люди чувашской земли. Обычаи и традиции чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты. 

Моя Родина. – Тăван çĕр-шывăм.

Государственная структура Российской Федерации. Государственная символика Российской Федерации. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Москва – столица России. Крупные города России, достопримечательности. Россия – многонациональное государство. Дружба народов. Культура разных народов России. Географическое расположение России. Климат. Чувашская диаспора. Соседи Чувашской Республики. Исторические события. Великая Отечественная война. Великая Победа. Светлая память.

Содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции

Графика, орфография, пунктуация

Состав чувашского алфавита. Соотношение буквы и звука. Прописные и строчные буквы.

Орфография как система правил правописания. Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Использование орфографических словарей.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Развитие на уроках родного (чувашского) языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.

Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы, антонимы и омонимы. Исконно чувашские и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика.

Использование различных словарей.

Морфемика и словообразование

Корень и основа. Аффиксы: словообразующие и словоизменительные. Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.

Основные способы образования слов в чувашском языке. Образование новых слов при помощи аффиксов. Однокоренные слова.

Парные, повторяющиеся и сложные слова.

Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.

Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в чувашском языке.

Самостоятельные и служебные части речи. Их семантические, морфологические и синтаксические особенности.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ слова.

Имя существительное.Значение и употребление в речи. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Использование в предложениях существительных с послелогами и именными словами. Формы принадлежности имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Морфологический разбор имен прилагательных.

Имя числительное. Значение и употребление в речи. Количественные, порядковые, собирательные числительные. Связь числительного с существительным.

Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные местоимения. Изменение местоимений по падежам и числам.

Глагол. Значение и употребление в речи. Начальная форма глагола. Наклонении глаголов. Изменение глаголов по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время (умение различать по вопросам). Изменение глаголов по лицам, числам. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен. Неспрягаемые формы глагола.

Наречия. Значение и употребление в речи. Разряды наречий.

Подражательные слова. Значение и употребление в речи.

Вспомогательные части речи. Союзы. Частицы. Послелоги.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами. Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения. Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению. Прямая и косвенная речь.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории чувашского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России. Нормы и особенности чувашской разговорной речи. Речевой этикет. Выявление национально-культурных единиц родного языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значений посредством лингвистических словарей.

1. Родная школа – Тăван шкул (6 ч)

2. Я и моя семья – Эпĕ тата манăн çемье (8 ч)

3.Мои друзья и ровесники. – Тус-юлташпа тантăшсем(8 ч)

4. На досуге – Пушă вăхăтра (10ч)

5. Повторение – (5ч)



. Содержание программы. 7 класс. Родная (чувашская) литература

35 ч (1ч в неделю)

Тематические блоки развития речи:

Родная школа. – Тăван шкул.

День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность. Ценностные знания и опыт, приобретенные в рамках учебного процесса. Школьная библиотека. Книга – источник знаний. Внеурочные занятия.

Я и моя семья. – Эпĕ тата манăн çемье.

Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, род занятий, успехи, увлечения. Связь поколений. Забота о младших, помощь старшим. Родной очаг. Семейные традиции. Радушие и гостеприимство. Семейные праздники. Подарки. Поздравления. Домашние дела. Выходной день. Мой дом. Наша квартира. Моя комната. Домашние животные.

Мои друзья и ровесники. – Тус-юлташпа тантăшсем.

Взаимоотношения с друзьями. Лучший (-ая) друг/подруга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности. Совместные занятия. Письмо другу. Поздравительное письмо.

На досуге. – Пушă вăхăтра.

Любимые игры. Чувашские народные игры. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций. Мои путешествия. Чтение – любимое занятие. Любимые писатели, книги, газеты и журналы. В театре и кино. Любимые артисты и актеры, композиторы и художники. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача. В музейных залах. В парке. Занятия спортом.

Мир профессий. – Профессисен тĕнчи.

Профессии и специальности. Профессии родных и знакомых. Выбор профессии. Мастера прикладного искусства. Современные достижения науки и практики.

Человек и природа. – Этем тата çутçанталăк.

Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы, экономия и охрана природных богатств. Забота о здоровье и его укрепление. Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики. Растительный мир Чувашской Республики. Животный мир республики. Животные и растения, занесенные в Красную Книгу.

Мораль и этика в поведении человека. – Кăмăл-сипет урокĕсем.

Культура межличностных отношений. Нравственные ценности разных народов. Духовно-нравственные ценности современного общества.

Чувашия – моя малая родина. – Чăвашен – манăн тăванçĕр-шыв.

Государственная символика Чувашской Республики. Географическое положение, административное деление республики: города и районы, поселки, села и деревни. Чебоксары – столица Чувашской Республики. Достопримечательности малой Родины. Мой город, моя деревня. День города. День деревни.

Население Чувашской Республики. История и современность чувашского народа. Чувашский язык – родной язык чувашского народа. Чувашская литература, искусство, спорт. Развитие средств массовой информации. Известные люди чувашской земли. Обычаи и традиции чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты. 

Моя Родина. – Тăванçĕр-шывăм.

Государственная структура Российской Федерации. Государственная символика Российской Федерации. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Москва – столица России. Крупные города России, достопримечательности. Россия – многонациональное государство. Дружба народов. Культура разных народов России. Географическое расположение России. Климат. Чувашская диаспора. Соседи Чувашской Республики. Исторические события. Великая Отечественная война. Великая Победа. Светлая память.

  • 1. Родная школа – Тăван шкул (6 ч)

  • 2. Я и моя семья – Эпĕ тата манăнçемье (8 ч)

  • 3. В свободное время. – Пушă вăхăтра (10 ч.)

  • 4. Человек и природа. – Этем тата çутçанталăк (6 ч)

5. Повторение – (5ч)


Содержание учебного предмета, курса 8 класс. Родная (чувашская) литература

35 ч (1 ч в неделю)


Тематические блоки развития речи:

Родная школа. – Тăван шкул.

День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность. Ценностные знания и опыт, приобретенные в рамках учебного процесса. Школьная библиотека. Книга – источник знаний. Внеурочные занятия.

Я и моя семья. – Эпĕ тата манăн çемье.

Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, род занятий, успехи, увлечения. Связь поколений. Забота о младших, помощь старшим. Родной очаг. Семейные традиции. Радушие и гостеприимство. Семейные праздники. Подарки. Поздравления. Домашние дела. Выходной день. Мой дом. Наша квартира. Моя комната. Домашние животные.

Мои друзья и ровесники. – Тус-юлташпа тантăшсем.

Взаимоотношения с друзьями. Лучший (-ая) друг/подруга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности. Совместные занятия. Письмо другу. Поздравительное письмо.

На досуге. – Пушă вăхăтра.

Любимые игры. Чувашские народные игры. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций. Мои путешествия. Чтение – любимое занятие. Любимые писатели, книги, газеты и журналы. В театре и кино. Любимые артисты и актеры, композиторы и художники. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача. В музейных залах. В парке. Занятия спортом.

Мир профессий. – Профессисен тĕнчи.

Профессии и специальности. Профессии родных и знакомых. Выбор профессии. Мастера прикладного искусства. Современные достижения науки и практики.

Человек и природа. – Этем тата çут çанталăк.

Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы, экономия и охрана природных богатств. Забота о здоровье и его укрепление. Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики. Растительный мир Чувашской Республики. Животный мир республики. Животные и растения, занесенные в Красную Книгу.

Мораль и этика в поведении человека. – Кăмăл-сипет урокĕсем.

Культура межличностных отношений. Нравственные ценности разных народов. Духовно-нравственные ценности современного общества.

Чувашия – моя малая родина. – Чăваш ен – манăн тăван çĕр-шыв.

Государственная символика Чувашской Республики. Географическое положение, административное деление республики: города и районы, поселки, села и деревни. Чебоксары – столица Чувашской Республики. Достопримечательности малой Родины. Мой город, моя деревня. День города. День деревни.

Население Чувашской Республики. История и современность чувашского народа. Чувашский язык – родной язык чувашского народа. Чувашская литература, искусство, спорт. Развитие средств массовой информации. Известные люди чувашской земли. Обычаи и традиции чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты. 

Моя Родина. – Тăван çĕр-шывăм.

Государственная структура Российской Федерации. Государственная символика Российской Федерации. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Москва – столица России. Крупные города России, достопримечательности. Россия – многонациональное государство. Дружба народов. Культура разных народов России. Географическое расположение России. Климат. Чувашская диаспора. Соседи Чувашской Республики. Исторические события. Великая Отечественная война. Великая Победа. Светлая память.


Родная школа – Тăван шкул (8 ч)

Чувашия – моя малая родина – Чăваш ен – манăн тăван çĕр-шыв (10 ч)

Человек и природа – Этем тата çут çанталăк( 10 ч)

Мораль и этика в поведении человека – Кăмăл-сипет урокĕсем (4 ч)

Повторение – 3 ч.



Содержание учебного предмета, курса 9 класс. Родная (чувашская) литература

34 ч (1 ч в неделю)


1. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра, дискотеки, кафе); покупки.

2. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; проблемы выбора профессии.

3. Страна и республика, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, выдающиеся люди, их вклад в науку и культуру.

4.Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни



Раздел 3. Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе 5 класс,

35 часов, 1 ч в неделю




п/п

Тема урока

Количество часов

Примечание

Школа – мир знаний


В школьной библиотеке


Книга – источник знаний


Знакомство с членами семьи


Близкие родственники


Забота о младших, помощь старшим


Наши повседневные дела


Сезонные дела людей


Труд людей разных профессий


Труд украшает человека


Времена года


Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики


Природа родного края


Забота о чистоте окружающей природы


Животные и растения, занесенные в Красную Книгу


Урок - викторина


Повторение




Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе 6 класс,

35 часов, 1 ч в неделю


п/п

Темаурока

Количество часов

Примечание

ТБ на уроке. Распорядок дня в школе


Учебная деятельность


Внеурочные занятия


Родной очаг


Семейные праздники


Выходной день


Наша квартира


Взаимоотношения с друзьями


Лучший (-ая) друг/подруга.


Письмо другу


Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности


Любимое занятие (хобби)


Посещение кружков и секций


Любимые писатели, книги, газеты и журналы


В театре и кино


Урок - викторина


Повторение



Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе 7 класс


п/п

Темаурока

Количество часов

Примечание

ТБ на уроке. Распорядок дня в школе


Учебная деятельность


Внеурочные занятия


Мой дом


Домашние дела


Домашние животные


Моя комната


Посещение кружков и секций


Любимые артисты и актеры, композиторы и художники


Любимые музыка, фильм, спектакль, передача


В музейных залах


В театре и кино


Описание погоды


Времена года


Любимое время года.


Урок обобщения и повторения


Повторение





Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе 8 класс



Времена года. Любимое время года.



Вопросы экологии



Растительный мир Чувашской Республики.



Животный мир республики



Животные и растения, занесенные в Красную Книгу



Ценности здорового и безопасного образа жизни



Семейные ценности



Повторение








Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе 9 класс



Тема

Количество часов



1

Вводный урок.Осень.

Кĕркунне

1



2

Текст « В осеннем парке»

«Кĕрхи паркра»

1



3

Счастье , что есть родители.

Атте –анне пурри –телей

1



4

Родительский дом. Атте –анне килĕ.

1



5

Раççей çут çанталǎкĕ.

Природа России

1



6

Çут çанталǎкри манǎн юратнǎ вырǎн.

Мое любимое место в природе.

1



7

Чĕлхе пĕлтерĕшĕ.

Значение языка.

1



8

Тăван чĕлхе- Чǎваш чĕлхи.

Родной язык- чувашский язык.

1



9

Раççейăн паллă çыннисем.

Знаменитые люди России.

1



10

Чǎваш юмахĕсем.

Чувашские сказки.

1



11

Хĕлле – асамлǎ çулталǎк вǎхǎчĕ.

Зима – волшебное время года.

1



12

Тест «Пǎр керменĕ»

Текст « Ледяной дворец»

1



13

Наукǎпа техника прогресĕ.

Научон-технический прогрес

1



14

Текст «Компьютер пĕлтерĕшĕ»

Текст «Значение компьютера»

1



15

Хĕллехи уявсем.

Зимние праздники.

1



16

Раштав - авалхи уяв.

Рождество – старинный праздник.

1



17

Сывǎ пурнǎç

Здоровый образ жизни.

1



18

Сиенлĕ йǎласем.

Вредные привычки.

1



19

Текст «Чǎваш шǎпчǎкĕ»

Текст «Чувашский соловей».

1



20

Тĕнчери çĕршывсем.

Страны мира.

1



21

Америка юмахĕ «Кǎмакари ылтǎн»

Американсая сказка «Золото в печи»

1



22

Профессисем.

Профессии

1



23

Манǎн аппа – вĕрентекен.

Моя сестра учитель.

1



24

Çут çунталǎк тĕнчи.

Природа.

1



25

Çут çунталǎк вǎртǎнлǎхĕ.

Секреты природы.

1



26

Çурхи вǎхǎт.

Весна.

1



27

Çурхи уявсем.

Весенние праздники.

1



28

Чǎваш халǎхĕн историйĕ.

История чувашского народа.

1



29

Текст «Атǎлçи Пǎлхар»

Текст «Волжская Булгария».

1



30

Çуллахи вǎхǎт.

Лето.

1



31

И.Я.Яковлев - чǎваш халǎх просветителĕ.

И.Я.Яковлев – великий чувашский просветитель.

1



32

И.Я.Яковлев халалĕ.

Завещание И.Я.Яковлева .

1



33

Аса илни.

Повторение.

1



34

Аса илни.

Повторение.

1


























Оценка достижений планируемых результатов

Оценка устного ответа

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно и аргументировано делать выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; делать собственные выводы; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. имеет слабо сформированные и неполные знания;

5. при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

7. полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 95-100%

«4» - 70-94%

«3» - 50-69%

«2» - меньше 50%