Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Прокопьевский горнотехнический колледж им. В.П. Романова
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-производственной работе ______________ В.А. Карсакова «___»_______________ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Русский язык»
СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой комиссии _______________ Н.С. Анищенко «___»_______________ 20____г. | |
| Должность | Фамилия/Подпись | Дата |
Разработал | Преподаватель | Семенкова Л.М. | |
Проверил | Методист отдела СМК | Боцман А.В. | |
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
ДПА | 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение |
БД | 080110 Банковское дело |
ЭКО | 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
МД | 130403 Маркшейдерское дело |
ОРУМ | 130404 Открытые горные работы |
ПРУМ | 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых |
ПГЭМ | 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Подземные горные работы |
ОГЭМ | 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Открытые горные работы |
ТОА | 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
ПКС | 230115 Программирование в компьютерных системах |
Организация-разработчик Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Прокопьевский горнотехнический колледж им. В.П. Романова
Разработчики:
Семенкова Л.М. - преподаватель комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО ПГТК им. В.П. Романова
Одобрено цикловой комиссией «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. условия реализации программы дисциплины 19
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 20
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
ДПА | 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение |
БД | 080110 Банковское дело |
ЭКО | 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
МД | 130403 Маркшейдерское дело |
ОРУМ | 130404 Открытые горные работы |
ПРУМ | 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых |
ПГЭМ | 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Подземные горные работы |
ОГЭМ | 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Открытые горные работы |
ТОА | 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
ПКС | 230115 Программирование в компьютерных системах |
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: русский язык входит в общеобразовательный цикл
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 116 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 116 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
-составление тезисного плана по заданной теме -конспектирование материала по заданной теме | 12 26 |
| |
Итоговая аттестация в форме зачет В ПКС экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Шифр раздела, темы | Наименование разделов и тем | Количество часов |
макси-мальной нагрузки | самостоя-тельная работа | обязательной аудиторной нагрузки |
всего | контрольных работ |
Курс первый |
Раздел 1 | Введение | 2 | | 2 | |
Тема 1.1 | Язык как средство общения. Понятие о литературном языке. | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 2 | Язык и речь. Функциональные стили речи | 10 | | | |
Тема 2.1 | Язык и речь. Основные требования к речи. | 2 | | | |
Тема 2.2 | Функциональные стили речи и их особенности (разговорный, научный, художественный) | 2 | | | |
Тема 2.3 . | Официально-деловой стиль речи. Признаки. Жанры. | 2 | | | |
Тема 2.4 | Публицистический стиль речи. Жанры Основы ораторского искусства. | 2 | 4 | | |
Тема 2.5 | Текст. Функционально-смысловые типы речи. | 2 | 2 | | |
Раздел 3 | Лексика и фразеология | 8 | | | |
Тема 3.1 | Слово в лексической системе языка. | 2 | 2 | | |
Тема 3.2 | Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. | 2 | 4 | | |
Тема 3.3 | Фразеологизмы. Ошибки употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | 2 | | |
Тема 3.4 | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. | 2 | | | |
Раздел 4 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 8 | | | |
Тема 4.1 | Звук, фонема, буква, слог. Роль ударения в речи. Фонетический разбор слова | 2 | 2 | | |
Тема 4.2 . | Орфоэпические нормы. Фонетические средства речевой выразительности | 2 | | | |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь | 2 | | | |
Тема 4.3 |
Тема 4.4 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - и С- , букв И – Ы после приставок | | | | |
Раздел 5 | Морфемика, словообразование, орфография | 4 | | | |
Тема 5.1 | Морфемика. Словообразование, Тавтология | 2 | 4 | | |
Тема 5.2 | Правописание чередующихся гласных, приставок ПРИ - ПРЕ -, сложных слов | 2 | | | |
Раздел 6 | Морфология и орфография | 16 | | | |
Тема 6.1 | Части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Правописание, употребление. | 2 | 2 | | |
Тема 6.2 | Имя прилагательное. Правописание, употребление | 2 | | | |
Тема 6.3 . | Имя числительное. Правописание, употребление | 2 | | | |
Тема 6.4 | Местоимение. Правописание, употребление | 2 | | | |
Тема 6.5 | Глагол. Правописание. Употребление форм глагола в речи | 2 | 2,3 | | |
Тема 6.6 | Причастие.Правописание. Употребление причастий в текстах разных стилей | 2 | | | |
Тема 6.7 | Деепричастие. Правописание. Употребление. Особенности построения предложений с деепричастиями | 2 | 4 | | |
Тема 6.8 | Наречие. Правописание, употребление. Слова категории состояния. Их функции в речи | 2 | 2 | | |
Раздел 7 | Служебные части речи | 6 | | | |
Тема 7.1 | Предлог. Правописание. Употребление предлогов в составе словосочетаний | 2 | 2 | | |
Тема 7.2 | Союз. Правописание. Союзы как средство связи предложений в тексте | 2 | | | |
Тема 7.3 | Частица, междометия и звукоподражательные слова Правописание, употребления их в речи. | 2 | 2 | | |
Раздел 8 | Синтаксис и пунктуация | 24 | | | |
Тема 8.1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Нормы построения словосочетаний | 2 | 2 | | |
Тема 8.2 | Простое предложение. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении | 2 | 4 | | |
Тема 8.3 | Предложения с однородными членам. Знаки препинания в них и употребление в разных стилях речи. | 2 | 2 | | |
Тема 8.4 | Предложения с обособленными и уточняющими членами | 2 | | | |
Тема 8.5 | Вводные слова и предложения. Обращение. Использование вводных слов и обращений в разных стилях | 2 | 2 | | |
Тема 8.6 | Способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах | 2 | 2 | | |
Тема 8.7 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в них и употребление в речи | 2 | | | |
Тема 8.8 | Сложноподчиненное предложение. Использование в разных типах и стилях речи | 2 | | | |
Тема 8.9 | Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в речи | 2 | | | |
Тема 8.10 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | | | |
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя
Оборудование учебного кабинета:
- учебные пособия, справочники, словари русского языка;
- дидактический материал (опорные схемы, таблицы, контрольно-тестовый материал, индивидуальные карточки).
Технические средства обучения: компьютер, проектор, телевизор видеоматериалы
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова Т.М., Вонтелева.- 3-е изд. испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 320 с.
Дополнительные источники:
Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. [Текст]: Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – М., Просвещение, 2006.-350 с.
Словари русского языка
Интернет-ресурсы
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; обучающийся должен знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ннормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | индивидуальные практические задания; самостоятельные работы; тестовые и проверочные работы по изученным темам, разделам; зачет по окончании курса; оценка и анализ индивидуальной работы; оценка и анализ письменного и устного опроса; анализ самостоятельных работ; оценка и анализ тестовых и проверочных работ |
6