СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному образованию "Акварелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию, художественная напрвленность

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному образованию "Акварелька"»

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа №25»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «ОШ №25»

_________ И. В. Комарова

«___» ___________ 2023 г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР МБОУ «ОШ № 25»

_____Горбунова Л. С.

«___»_________2023 г.


«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № ___ от ____________


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Акварелька»





Направленность: художественная

Вид программы: модифицированный

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Уровень программы: базовый

Автор: Концевая Анастасия Петровна, педагог дополнительного образования













г. Майкоп

2023 год

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька»


  1. Пояснительная записка 3стр.

• Направленность дополнительной образовательной программы

• Концептуальные основы программы

• Актуальность и новизна программы

• Отличительные особенности программы

• Педагогическая значимость программы

• Цель программы

• Задачи программы

• Категория обучающихся

• Режим занятий

• Форма организации образовательной деятельности

• Планируемые результаты

• Формы подведения итогов реализации образовательной программы

  1. Учебный тематический план программы 6 стр.

  2. Содержание программы 6 стр.

  3. Воспитание 11 стр.

  4. Организационно-педагогические условия реализации программы 13 стр.

  5. Список литературы 14 стр.

  6. Приложение к программе 15 стр.

































  1. Пояснительная записка


Изобразительное искусство всегда идет в ногу со временем, отражая особенности эпохи, ее развитие. Направления, формы, стили и техники изменяются также стремительно, как и меняется наш мир. Если раньше перед художником стояла задача как можно точнее и реалистичнее изобразить природу или человека, то сейчас для этого есть фотоаппарат, видеокамера, поэтому  современные художники ищут новые пути выражения и для них важны другие задачи.

 Современное искусство – часть современного мира. Знакомство с  произведениями современного искусства расширяет кругозор, и как максимум – позволит ребенку составить об актуальном искусстве свое представление.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» художественной направленности, способствует развитию художественного вкуса, художественных способностей.

Концептуальные основы программы

1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г., приказ № 273 – ФЗ;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.07.2022 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Устав МБОУ «ОШ № 25»;
7. Рабочая программа воспитания МБОУ «ОШ № 25»


Актуальность и новизна программы

Несомненно, изобразительное творчество оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.

Приоритетом программы «Акварелька» является создание яркого, выразительного художественного образа и использование большого количества различных художественных техник.

Необходимость создания предлагаемой образовательной программы вызвана социальным запросом в обществе, большим количеством обучающихся школьного возраста, родители, которых хотят дать детям основы изобразительного творчества.

Новизна программы состоит в комплексном подходе к образовательному процессу. В ходе комплексного обучения каждый воспитанник получает возможность реализовать себя в творчестве. Комплексный подход позволяет реализовать главную идею программы: «Каждый может  научиться, не зависимо от способностей». Реализация комплексного подхода позволяет  создавать  ситуацию успеха для каждого воспитанника, формирует у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусств, помогает выявить одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку наиболее одаренных из них к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.

Педагогическая целесообразность

Программа «Акварелька» педагогически целесообразна, так как удовлетворяет важную потребность ребенка - стремление к самореализации и успешности. Создает условия для проявления   творческой активности воспитанников. Способствует реализации   принципа  личностно - ориентированного  подхода. Освоение изобразительной деятельности основано на эстетическом восприятии. Эстетическое восприятие является источником развития и творческой деятельности. Восприятие предметного ряда, действий, слова, звука, природы формирует мотивы деятельности, и последующие  цели. Результаты мотивационно-целевой деятельности приносят чувство удовлетворения и самосовершенствования как личности («я могу, я умею»).

Отличительные особенности программы

Программа модифицированная, составлена на основе авторской программы М. В. Ватулиной «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», художественно-эстетического направления. Были изменены темы и содержание в соответствии с ФГОС.

Цель - развитие творческих и художественных способностей у обучающихся через приобщение его к изобразительной деятельности.

Задачи

Обучающие:

  • познакомить с жанрами изобразительного искусства;

  • познакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование)

Развивающие:

  • развить у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

  • развить колористическое видение;

  • улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.

Воспитательные: 

  • сформировать у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • способствовать воспитанию терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Категория учащихся: 7-8 лет. Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Состав кружка – постоянный.


Сроки реализации программы: 1 год – 35 ч.

Режим занятий: занятия проводятся в группах до 15 человек, периодичность - один раз в неделю – 1 час, занятие длится – 40 м, перерыв между занятиями 10 минут, в год 35 часов.

Форма организации образовательной деятельности

Программа предусматривает две основные формы организации работы - теоретическая и практическая. Теоретическая часть - комплекс объяснительно-иллюстративных методов, в ходе которых обучающиеся получают необходимые знания для выполнения работы. Практическая часть - комплекс репродуктивных методов, в ходе использования которых идет обработка материалов, создание новых форм. Данный курс предполагает использование традиционных форм проведения занятий, таких как:

  • объяснение и закрепление материала,

  • устный опрос,

  • демонстрация иллюстраций, журналов, методических пособий,

  • фронтальная проверка,

  • коллективная работа.

Методы обучения

  • Словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполненных заданий, комментарий педагога.

  • Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

  • Репродуктивный: метод практического показа.

Планируемые результаты

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения обучающимися изобразительной грамоты. 

Воспитательные:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

Развивающие:

Развивать  умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);

Развивать  желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

Научить использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

Образовательные:

Развивать  в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);

Развивать  в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);

Будет наблюдаться улучшение моторики; пластичность, гибкость рук и точность глазомера; усидчивость, умение доводить процесс рисования до конца.


Способы определения результативности

Применяются следующие формы оценки результативности: входной контроль – в начале учебного года; промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый контроль – в конце года. Кроме того, используются следующие методы подведения итогов: тестирование, контрольные задания, отчетная выставка, викторина, устный опрос.


Способы фиксации результатов:

- портфолио объединения.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – выставки, участие в конкурсах.



2. Учебный тематический план

п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма аттестации, контроля


теория

практика


  1. 1

Живопись

12

5

7

выставка

  1. 2

Рисунок

6


6

выставка

  1. 3

Декоративное рисование

10

4

6

выставка

  1. 4

Конструирование из бумаги

3


3

выставка

  1. 5

Выразительные средства графических материалов

4


4

выставка


ИТОГО

35

9

26




3. Содержание программы

Раздел 1. Живопись – 12 часов

Тема 1. Вводная беседа об изобразительном искусстве

Теория

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Вводная беседа об изобразительном искусстве.  

Тема 2. Рисование на свободную тему

Практика

Выполнение творческой работы любыми художественными материалами. 

Тема 3. Свойства красок

Теория

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практика

Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

 Тема 4. Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Теория

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жесткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. 

Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звездочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы 

Кисточки (красная, синяя, желтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практика

Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 5. Праздник теплых и холодных цветов

Теория

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. 

Особенности теплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).

Практика

Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод-тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 6. Серо-черный мир красок

Теория

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до черного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практика

Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 7. Красочное настроение

Теория

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или черной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практика

Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Раздел 2. Рисунок – 6 часов

Тема 8. Волшебная линия

Теория

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, веселый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практика

Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

 Тема 9. Точка

Теория –

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практика

Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

 Тема 10. Пятно

Теория

Пятно как украшение рисунка. Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практика

Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

 Тема 11. Форма

Теория

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практика

Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 12. Контраст форм

Теория

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практика

Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

 Раздел 3. Декоративное рисование – 10 часов

 Тема 13. Симметрия

Теория

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: одновременное рисование двумя руками сразу; использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практика

Задание-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

 Тема 14. Стилизация

Теория

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практика

Выполнение заданий: «Жар-птица», «Сказочные кони», «Древо жизни».

 Тема 15. Декоративные узоры

Теория

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практика

Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчески, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пестрая черепашка».

 Тема 16. Орнамент

Теория

Орнамент – повторение рисунка через определенный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практика

Выполнение заданий: «Веселые строчки», «Мамины бусы», Цветочные гирлянды».

 Тема 17. Сказочная композиция

Теория

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практика

Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

 

Раздел 4. Конструирование из бумаги – 3 часа

 

Тема 18. Работа с рваной бумагой

Теория

Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практика

Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок –золотой гребешок и ребятки-цыплятки».

 Тема 19. Работа с мятой бумагой

Теория

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практика

Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку», «Объемная композиция-цветы».

 Тема 20. Смешанная техника

Теория

Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приемах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

Практика

Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Маскарадные маски».

 

Раздел 5. Выразительные средства графических материалов – 4 часа

 

Тема 21. Цветные карандаши

Теория

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практика

Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ежики».

 Тема 22. Гелиевые ручки, тушь

Теория

Знакомство с выразительными возможностями работы гелиевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практика

Выполнение заданий: «В траве», «Паук и паутина», «Лесной волшебник».

 Тема 23. Восковые мелки, фломастеры

Теория

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж –процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практика

Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

 Тема 24. Пастель, уголь

Теория

Художественная возможность пастели, угля. Различные приёмы работы: растушевка пальцем, рисование боковиной и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практика

Выполнение заданий: «Букет в вазе», «Сказочный герой», «Золотой сон».

 

4.Воспитание

Цель воспитания:

Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.

Задачи воспитания:  

- Познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;

- Научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;

- Сформировать представление о различных техниках художественного творчества;

- Помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск различными предметами, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, техника «пуантуризма», рисование по рельефной поферхности, техника рисования по «мокрому», чёрно-белый граттаж, цветной граттаж и множество других).

- Дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и т.д. при проведении интегрированных занятий;

- Научить детей создавать выразительных образы;

-Сформировать у детей устойчивый интерес к  художественному труду, усидчивость, настойчивость;

- Воспитывать художественный вкус,  умение понимать цветовые сочетания;

- Формировать творческую направленность личности;

- Развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;

- Развивать креативные способности и творческую активность;

-Самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;

- Развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.

- воспитывать любовь к искусству;

- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования.

Формы и методы воспитания

Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:

репродуктивных (работа по образцам);

объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)

частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).









Календарный план воспитания

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

1

Всемирный день моря

сентябрь

2

Всемирный день учителя (Открытка учителю)

октябрь

3

145 лет со дня рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, художника (1878-1939)

ноябрь

4

День медведя

декабрь

5

Новогодний праздник ( рисование новогоней открытки»

январь

6

День памяти А. С. Пушкина(иллюстрации к сказкам Пушкина)

февраль

7

Всемирный день кошек

март

8

День мультфильма (рванная аппликация )

апрель

9

День Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)(письмо-открытка ветерану)

май












5. Организационно-педагогические условия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Материально-технические условия реализации обеспечивают:

- возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы дополнительного образования;

- соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;          

Методическое обеспечение программы

Книги, наглядные пособия, электронные образовательные ресурсы, разработки и планы занятий, демонстрационные материалы, различные муляжи.

Оборудование:

  • мольберты – 10 шт.

  • планшеты – 10 шт.

  • компьютер – 1 шт.

  • проектор – 1 шт.

  • экран – 1 шт.

  • доска – 1 шт.

Материалы:

  • бумага A3 и А4 (различной структуры и цветов)

  • карандаши цветные и простые

  • ластик

  • кнопки

  • палитра

  • краски акварельные

  • гуашь

  • кисти синтетика плоские (12,18,20)

  • кисти колонок (1,2)

  • кисти круглые белка (5,7,12)

  • тушь

  • пастель

  • восковые мелки

  • фломастеры

  • гелиевые ручки

  • ножницы

  • непроливайка

  • кулинарные формочки

  • клеенка на парту

  • клей ПВА

  • клей карандаш

  • клей «Момент Кристалл»

  • цветная бумага






6. Список литературы


Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник 2005.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2007.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,2005.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2008.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство,2001.

Волобуева И. И., 2008; Кленова Н. В., редактирование, 2008.

Волобуева И. ИОбучение в игре, 2003.

Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Р.-на-Д.: «Феникс», 2006.

Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,2004.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. — М.: «Академия Развития», 2002.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.:Изобразительное искусство, 2007.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 //  Образование в документах  – 2007. – № 22. – С. 73-77.                                                                                    

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма,2001.

Приложение 1

7.Календарный тематический план.



п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Формы контроля

дата


Всего

Теория

Практика


Раздел 1. Живопись – 12 часов


1

Вводная беседа об изобразительном искусстве 

1

1


Устный опрос.

07.09.23

2

Рисование на свободную тему

1


1

Практическая работа

14.09.23

3

Свойства красок

Воспитательное мероприятие.Всемирный день моря

2

1

1

Практическая работа

21.09.23

28.09.23

4

Королева Кисточка и волшебные превращения красок..

Воспитательное мероприятие.Всемирный день учителя (Открытка учителю)

2

1

1

Практическая работа

06.10.23

12.10.23

5

Праздник теплых и холодных цветов

2

1

1

Практическая работа

19.10.23

26.10.23

6

Серо-черный мир красок

Воспитательное мероприятие.145 лет со дня рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, художника (1878-1939)

2

1

1

Практическая работа

09.11.23

16.11.23

7

Красочное настроение


2


2

Практическая работа

23.11.23

30.11.23

Раздел 2. Рисунок 6 часов


8

Волшебная линия

Воспитательное мероприятие.День медведя

1


1


07.12.23

9

Точка

1


1


14.12.23

10

Пятно

1


1


21.12.23

11

Форма.


1


1


28.12.23

12

Контраст форм

Воспитательное мероприятие.Новогодний праздник ( рисование новогоней открытки»

2


2


11.01.24

18.01.24

Раздел 3. Декоративное рисование – 10 часов


13

Симметрия.

1


1

Словесные, наглядные, практические.

25.01.24

14

Стилизация

Воспитательное мероприятие.День памяти А. С. Пушкина(иллюстрации к сказкам Пушкина)

2

1

1

Словесные, наглядные, практические.

01.02.24

08.02.24

15

Декоративные узоры

2

1

1

Словесные, наглядные, практические.

15.02.24

29.02.24

16

Орнамент

2

1

1

Словесные, наглядные, практические.

07.03.24

14.03.24

17

Сказочная композиция

Воспитательное мероприятие.Всемирный день кошек


3

1

2

Словесные, наглядные, практические.

21.03.24

04.04.24

11.04.24

Раздел 4. Конструирование из бумаги – 3 часа


18

Работа с рваной бумагой.

Воспитательное мероприятие.День мультфильма (рванная аппликация )

1


1

Словесные, наглядные, практические.

18.04.24

19

Работа с мятой бумагой

1


1

Словесные, наглядные, практические.

25.04.24

20

Смешанная техника 

1


1

Словесные, наглядные, практические.

02.05.24

Раздел 5. Выразительные средства графических материалов – 4 часа


21

Цветные карандаши

Воспитательное мероприятие.День Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)(письмо-открытка ветерану)

1


1

Словесные, наглядные, практические.

10.05.24

22

Гелевые ручки, тушь

1


1

Словесные, наглядные, практические.

16.05.24

23

Восковые мелки, фломастеры

1


1

Словесные, наглядные, практические.

23.05.24

24

Пастель, уголь

1


1

Словесные, наглядные, практические.

30.05.24

ИТОГО

35

9

26




 













































21