СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности»»

государственное бюджетное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»










Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

на 2019-2020 учебный год.

(духовно-нравственное направление)




Студентка 41-шк. группы

Любарец Анастасия Сергеевна



г. Черняховск, 2020 г.

Пояснительная записка


Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 15-20 чело­век.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 34 часа и рассчитана на обучающихся 4 класса.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Формы проведения занятий, позволяющие школьникам приобретать опыт нравственного поведения: урок; тренинг; игра; беседа; экскурсия; заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.


Ожидаемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.



Первый уровень результатов


Второй уровень результатов


Третий уровень результатов

приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


(воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях)


получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

(воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков)


получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

(создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни)



С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны

знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;


Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Метапредметные УУД:

Регулятивные:

школьник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные :

школьник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

школьник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Тематический план

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1

Культура общения

9



1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


+

2.

Культура общения в современной семье.

1


+

3.

Культура общения в современной семье.

1


+

4.

О терпимости к близким.

1


+

5.

О терпимости к близким.

1


+

6.

Культура спора.

1


+

7.

Этикетные ситуации.

1

+


8.

В мире мудрых мыслей.

1

+


9.

В мире мудрых мыслей.

1

+



Раздел №2

Самовоспитание

7



10.

«Познай самого себя».

1

+


11.

Самовоспитание.

1

+


12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+


13.

Как я работаю над собой.

1


+

14.

О терпении.

1

+


15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


+


Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10



17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+


18.

Совесть - основа нравственности.

1

+


19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


+

20.

«Досадно мне, что слово «честь» забы­то».

1

+


21.

Заветы предков.

1

+


22.

Россияне о любви к Родине.

1


+

23.

Твоя малая родина.

1


+

24.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+


26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


+


Раздел №4.

Искусство и нравственность

8



27.

Нравственное содержание древних мифов.

1

+


28-

29.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

2



+

+


+

+

30.-

31.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

2



+

+

32.

Искусство и нравственность.

1

+


33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1


+

34.

Обзор курса этикета.

1


+

Итого:

34 часа

15

19


Содержание программы:

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к близким. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема внеурочной деятельности

Название раздела

Количество часов

Дата

Планируемые результаты

Формы контроля

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

План

Факт

Личностные

Метапредметные

УУД

Предметные

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Культура общения

9 ч.

1

1


Понимает и ценит семейные традиции.

Регулятивные:

- учитывает выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные:

-узнаёт о старинных русских семейных традициях («Домострой»0;

-учится осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирует собственное мнение и позицию;

Учится правилам общения

Текущий, беседа

Компьютер, проектор

Знать

традиции общения в русской семье и семьях других национальностей

Уметь

вежливо общаться с членами семьи

2-3


Культура общения в современной семье.


Культура общения

2

2


Сравнивает традиции общения в своей семье с эталоном

Регулятивные:

-оценивает атмосферу общения в своей семье

Познавательные:

Узнаёт о традициях общения в других семьях

Коммуникативные:

Учится слушать других и выражать своё мнение

Учится правилам общения. Узнаёт о традициях общения в других семьях

Мини-сочинение «Наша самья»

Компьютер, проектор

Знать

-правила культурного общения

Уметь

- общаться вежливо с членами своей семьи

и другими семьями

4-5

О терпимости к близким.

Культура общения

2

2


Оценивает своё отношение к членам семьи Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

Знакомится с понятием «толерантность»

Коммуникативные:

Учится быть вежливым и терпимым в общении с людьми

Учится быть более терпимым.

Мини-сочинение «Умею ли я быть терпимым»»

Компьютер, проектор

Знать

правила общения со старшими членами семьи

Уметь

Ссвершить правильный поступок в конфликтной ситуации.

6.

Культура спора.

Культура общения

1

1


Анализирует свои эмоциональные проявления

Учится быть сдержанным во время спора.

Регулятивные:

контролирует ситуацию спора

Познавательные:

знает значение понятий «тезис», «антитезис». аргумент». «контаргумент».

«конфликтный спор» и «конструктивный спор»

Коммуникативные:

умеет оценивать ситуацию или предмет спора; определять и формулировать тезис и антитезис;

выставлять вопросы, приводить аргументы, контраргументы, факты;

логически строить высказывания и выбирать языковые средства.

Знакомится с культурой ведения спора.

Анкета»Насколько я конфликтен2

Компьютер, проектор

Знать

правила ведения спора

Уметь

выходить из конфликтной ситуации, отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы и контраргументы

7.

Этикетные ситуации.

Культура общения

1

1


Ориентируется в нравственном содержании и смысле,как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение;


Регулятивные:

развивает свои этические чувства ( стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения);

Познавательные:

знает о видах этикета (деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, общественный.)

различает понятия «этика» и «этикет»;

узнаёт о правилах этикета в разных странах;

Коммуникативные:

развивает свою культуру общения.


Применяет в жизни правила этикета .

Викторина «Школьный этикет2

Компьютер, проектор

Знать

правила этикета

Уметь

применять их в повседневной жизни

8-9.

В мире мудрых мыслей.

Культура общения

2

2


Ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, опираясь на высказывания о нравственности.


Регулятивные:

Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата в развитии характера и личности

Познавательные:

осуществляет анализ объектов (высказываний) с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации;

допускает возможность существования различных точек зрения, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулирует собственное мнение и позицию;

Следует мудрым высказываниям о нравственности, использует их в нужной ситуации.

Текущий

Компьютер, проектор

Знать

некоторые высказывания о нравственности

Уметь

применять их в нужной ситуации

10.

«Познай самого себя».

Самовоспитание

7 ч.

1

1


Заботится о своем здоровье и интересуется культурой здоровья и ЗОЖ


Регулятивные:

организует рабочее место; определяет цель своей деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- оценивает выполненные задания по параметрам: легко выполнил, возникали сложности при выполнении

Познавательные:

определяет круг своего незнания

находит нужную информацию в различных источниках

наблюдает и делает простые выводы

узнаёт об основных психологических процессах

Коммуникативные:

 участвует в диалоге, слушает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки,

понимает свою значимость в коллективе

определяет свое отношение к окружающим людям

Выявит взаимосвязь человека с окружающей средой

познакомится с факторами, влияющими на здоровье человека

узнает наиболее распространенные детские заболевания и способы их профилактики

познакомится с основами правильного питания

-узнает правила соблюдения режима дня в целях сохранения здоровья

Анкетирование, тестирование,опрос,игра.

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

особенности своего организма

Уметь

управлять своими чувствами,

эмоциями.

11.

Самовоспитание.

Самовоспитание

1

1


Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков; знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение;

развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.


Регулятивные:

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

Даёт оценку своему здоровью, характеру, эмоциям, поступкам. Коммуникативные:

адекватно использует речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации;

- учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

Научится контролировать свои эмоции и поступки

Анкетирование, тестирование,опрос,игра

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

Уметь

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

Самовоспитание

1

1


Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

Определяет и формулирует  цель деятельности (составление плана) с помощью учителя.

Умеет  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом

Познавательные:

Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её,

делает выводы .

Коммуникативные:

:оформляет свою мысль в устной и письменной речи

Осознаёт необходимость заботы о своём физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования.

Анкетирование, тестирование

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

основы нормативного поведения

Уметь

составлять план рабочего дня, план выходного дня и план самовоспитания на неделю

13.

Как я работаю над собой.

Самовоспитание

1

1


Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

Определяет и формулирует  цель деятельности (составление плана) с помощью учителя.

Умеет  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом

Познавательные:

Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её,

делает выводы .

Коммуникативные:

:оформляет свою мысль в устной и письменной речи

Осознаёт необходимость заботы о своём физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования.

Анкетирование, тестирование

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

основы нормативного поведения

Уметь

составлять план рабочего дня, план выходного дня и план самовоспитания на неделю

14.

О терпении.

Самовоспитание

1

1


Оценивает своё поведение на предмет терпения.

.Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки.

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

Различает понятия «терпение» и «толерантность»

Коммуникативные:

Учится быть терпеливым в достижении цели.

Старается проявлять терпение во всём.

Мини-сочинение «Что значит быть терпеливым»

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужны терпение и труд

Уметь

терпеливо преодолевать трудности

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Самовоспитание

1

1


Оценивает свои способности и возможности.


Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

Учится планировать свою деятельность

Коммуникативные:

Учится быть терпеливым в достижении цели, отстаивать свою точку зрения, открыто высказываться перед аудиторией.

Старается проявлять терпение во всём и планировать свою деятельность

Беседа

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужны план, терпение, труд и оценка своих возможностей

Уметь

Планировать свою деятельность

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Самовоспитание

1

1


Оценивает возможности своей памяти

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, старается развивать свою память.

Познавательные:

изучает возможности человеческой памяти;

Коммуникативные:

Учится культурному общению.

Старается тренировать и совершенствовать память.

Упражнения на тренировку памяти

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужны план, терпение, труд и оценка своих возможностей

Уметь

Планировать свою деятельность и вносить изменения в план.

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10 ч.

1

1


Оценивает нравственные качества своей личности, даёт оценку положительным и отрицательным качествам, выполнению ролевых поручений

Регулятивные:

умеет бороться со своими недостатками давать оценку поступкам других людей, критиковать недостатки своих товарищей.

Познавательные:

читает книги, учится нравственному поведению на примерах литературных героев, героев кинофильмов, на примерах окружающей жизни

Коммуникативные:

учится культуре общения, выражает грамотно свои мысли в устной речи и на письме.

Приближается к нормам социального поведения

Книги, тесты

Компьютер, проектор

Знать

о пользе чтения,

труда, физкультуры и спорта;

пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности и др.

Уметь

делать добро окружающим людям;

дружить со всеми детьми

беречь общественное добро и родную природу;

помогать старшим.

18.

Совесть - основа нравственности.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Осмысливает понятие «совесть».

Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки.

Регулятивные:

адекватно воспринимает критику, предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

учится нравственному поведению на примерах литературных героев, героев кинофильмов, на примерах окружающей жизни Коммуникативные:

учится быть вежливым и справедливым в общении

Старается поступать по совести

Мини-сочинение «Что такое совесть»

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужно жить и поступать по совести, пословицы о совести

Уметь

признавать свои ошибки

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Ориентируется в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение;

-обладает развитыми этическими чувствами — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимает как понимание чувства  других людей и сопереживает им.

Регулятивные:

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

Познавательные:

Учится быть добрым, побеждать свои негативные качества; анализировать и оценить свои поступки и поступки других людей

Коммуникативные:

адекватно использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Старается проявлять доброту и милосердие по отношению к младшим, пожилым людям и животным, быть сострадательным к чужому горю

Анкета, тесты

Видеофильм о доброте

Знать

основные нормы морали (совесть – основа морали), пословицы о доброте и справедливости.

Уметь

проявлять доброту и сострадание в возникшей ситуации

20.

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Осознаёт понятие слова «честь»

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

На примере литературных героев , случаев из жизни

учится поступать честно и справедливо.

Коммуникативные:

Проявляет честность и справедливость в своих поступках

Просмотр фильма, беседа.

Видеофильм о чести и её проявлениях

Знать

пословицы о чести,

Уметь

проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

21.

Заветы предков.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Развивает адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.


Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные:

формирует представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях памятниками русской литературы ( Былины, «Поучение» В. Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.

Ткермины «поучение». «летопись», «слово»

Коммуникативные:

учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулирует собственное мнение и позицию.

Знакомится с нравственными идеалами в культуре отечества


.



Текущий

Компьютер, проектор

Знать

основные моральные нормы и правила поведения  смысл поучений В. Мономаха;

понятия нравственные (моральные) ценности

Уметь

руководствоваться ими в повседневной жизни

22.

Россияне о любви к Родине.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Воспринимает и осознаёт основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину; образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважает историю и культуру всех народов.

Регулятивные:

умеет планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеет логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, построения рассуждений, отнесения к понятиям «патриотизм», «патриот», «Отечество». «Родина».

Коммуникативные:

готов слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Знает, понимает и принимает ценности: Отечества, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

Текущий

Компьютер, проектор. видеофильм

Знать

ценности: Отечества, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,

Уметь

реализовывать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством.

23.

Твоя малая родина.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1



Регулятивные:

 высказывает свое предположение на основе полученной информации;

  осуществляет самоконтроль;

 даёт оценку своей деятельности

Познавательные:

находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 умеет самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

строить речевое высказывание в устной форме;

выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

моделировать информацию;.

  Коммуникативные

 слушает и понимает речь других;

умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 Знаком  с историей возникновения города Одинцово, п. ВНИИССОК;      умеет                  кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную  литературу и другие источники информации.

привлекет внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края ,

применяет полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Текущий

Компьютер, проектор. видеофильм

Знать

Уметь

24.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Понимает значение понятий «дружба», «порядочность»; осознаёт роль доверия в укреплении дружбы, качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях; проявления дружбы в сказках, произведениях детской литературы; смысл пословиц и поговорок о дружбе;

формирует высокие моральные качества на примере жизни великих людей.

Регулятивные:


Познавательные:

Осознаёт ценности дружеских отношений,

развивает способности находить главные признаки времени, особенности жизненных ситуаций, черты характеров на примере стихов А.С Пушкина о дружбе.

Коммуникативные:

умеет общаться, выслушивать мнения друзей, поддерживать диалог, беседу, выражать и отстаивать свою точку зрения.

Умеет дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе; имеет мотивацию к проявлению осознанных дружеских отношений.

Текущий

Компьютер, проектор. видеофильм

Знать

понятия: дружба, порядочность, доверие, честность, трудолюбиеответственность, обида, прощение, справедливость

Уметь

дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Готов к саморазвитию и самовоспитанию; умеет выразить доброжелательное и заботливое отношение к людям, проявляет отзывчивость, толерантность.


Регулятивные:

Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные:

преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет рассказы на основе рисунков, схем, условных сигналов и пользуется словарями и справочниками; анализирует и синтезирует полученную информацию; устанавливает причинно-следственные связи

Коммуникативные:

доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи умеет слушать, работать в группе, обосновывать свою точку зрения; владеет монологической и диалогической использует доброжелательный тон в общении с людьми.

Имеет представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;

Карточки с афоризмами

Компьютер, проектор

Знать

наизусть некоторые афоризмы о совести, дружбе, Родине;

особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок):

Уметь

определять характер взаимоотношений с другими людьми; применять в жизни, как потребность воспитанного человека;

находить необходимую информацию, перерабатывать её, делать выводы в результате индивидуальной или коллективной работы.

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

1


Развитие чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу; формирование духовно и нравственно развитой личности.




Регулятивные:

учится сдерживать эмоции и проявлять такт и сдержанность в общении.

Познавательные:

получает представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости и приветливости

Коммуникативные:

умеет внимательно выслушать собеседника , беседовать ровным тоном, глядя в глаза собеседника.

Получает навыки приветливого общения

Текущий

Компьютер, проектор

Знать

правила хорошего тона

Уметь

выражать приветливость в разговоре ,используя ровный сдержанный тон, ласковый взгляд, вежливые слова

27.

Нравственное содержание древних мифов.

Искусство и нравственность (8ч)

1

1


Формирует чувства прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Регулятивные:

умеет преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные:

Знакомится с понятием »миф», понимает, что мифология – огромная сокровищница художественных образов.

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

Применяет приёмы и правила нравственного поведения, стремится быть культурным человеком в совершать нравственные поступки.

Текущий

Компьютер, проектор, видеофильм

Знать

некоторые мифы Древней Греции

Уметь

строить логическое рассуждение, установливать причинно-следственные связи

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение

28-29.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Искусство и нравственность

2

2


Проявляет творческое отношение к процессу обучения;

осознаёт меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев,

воспитывает в себе чувство патриотизма


Развивает логическое мышление, навыки анализа и синтеза через выявление сходства и отличия былин и сказок.


Регулятивные:

умеет

ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

- контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Познавательные:

умеет перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Коммуникативные:

умеет

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими;

развивает культуру речи

Правильно, осознанно, выразительно читает былины;

применяет в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделяет признаки былины, сравнивает ее со сказкой.

Определяет и характеризует положительных героев в былинах и сказках

Развивает логическое мышление, навыки анализа и синтеза через выявление сходства и отличия былин и сказок.


Текущий

Компьютер, проектор, видеофильм

Репродукции картин, муз. отрывки («Богатырская симфония» и др.

Знать

содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,важнейшие признаки былины,

Уметь

показать связь содержания былин с русской историей.


30.-31.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

Искусство и нравственность

2

2


Эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции;. Объясняет, почему конкретные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил.


Регулятивные:

понимает выделенные учителем ориентиры действия ; работает по предложенному учителем плану; выставляет оценку своей работе.

Познавательные: ориентируется в тексте; извлекает необходимую информацию из художественного текста;  устанавливает причинно-следственные связи; классифицирует героев сказки, басни, былины

Коммуникативные:

оформляет свои мысли в устной и письменной форме

Воспринимает на слух текст, размышляет о характере и поступках героя; относят сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники).


Мини сочинение «Зло и добро имеет своих героев»

Компьютер, проектор, видеофильм

Репродукции картин, муз. отрывки

Знать

положительных и отрицательных литературных героев

Уметь

давать характеристику отрицательным героям и их поступкам.



32.

Искусство и нравственность.

Искусство и нравственность

1

1


Осуществляет нравственно-этическое оценивание; оценивает художественно-творческие произведения и их героев.

Регулятивные: корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражает и контролирует свои эмоции;

Познавательные:

Коммуникативные:

Ведёт диалог, аргументирует свою позицию;

Выявляет особенности представлений человека о красоте в различные эпохи.

Развивает свой эстетический вкус, через анализ произведений искусства.


Текущий

Компьютер, проектор, видеофильм

Репродукции картин, муз. отрывки

Знать

Произведения искусства, отражающие нравственные понятия

Уметь

анализирован эти произведения

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Искусство и нравственность

1

1


Ориентирован на самоанализ и самоконтроль.

Способен к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Испытывает чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Пробует осознать своё место в мире и оценивает свои поступки и поступки окружающих с точки зрения морали и нравственности.

Мини сочинене «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Компьютер, проектор

Знать

основные правила нравственности и морали

Уметь

применять их в жихни

34.

Обзор курса этикета.

Искусство и нравственность

1

1


Ориентирован на самоанализ и самоконтроль.

Способен к самооценке Испытывает чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Владеет навыками этикета

Регулятивные: корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражает и контролирует свои эмоции;

Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Пробует осознать своё место в мире и оценивает свои поступки и поступки окружающих с точки зрения морали и нравственности, этики и этикета.



Знать

нормы и правила нравственности, этики, этикета

Уметь

применять их в жизни



Итого:



34 ч










Список литературы


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.