Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Баганский детский сад № 3 «Теремок»
Рабочая программа
по экологическому воспитанию
«Эколята-дошколята»
(для детей 4-6 лет)
Разработчик:
воспитатель
Недошковская Н. А.
с. Баган
2023 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………....
1.1. Актуальность программы………………………………………..….
1.2. Цель программы……………………………………………………..
1.3. Задачи программы…………………………………………...………
1.4. Принципы программы……………………………………………....
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
1.6. Характеристика особенностей развития детей……………….…
1.7. Этапы экологического воспитания по программе………………
Материально-техническое обеспечение……………………………...
Работа с родителями детей – участников программы……….
Учебный план…………………………………………………….…..
Учебный план для детей 5-6 лет……………………………....
Учебный план для детей 6-7 лет……………………………....
Содержание изучаемого курса………………………………….….
Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет………………
Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет…………..….
Методы и формы обучения.……………………………………..……
Мониторинг по экологическому воспитанию.
Список литературы……………………………………………..……
Литература, используемая для разработки программы……...
Литература для детей…………………………………………….
Литература для родителей……………………………………….
Пояснительная записка
Данная программа построена на основе природоохранного социальнообразовательного проекта «Эколята – дошколята – защитники природы» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
1.1. Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
1.2. Цель программы
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
1.3. Задачи программы
дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе; •
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
1.4. Принципы программы:
системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
последовательность в обучении и воспитании;
преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
простота и доступность изучаемого материала;
наглядность при изучении тем и вопросов;
присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты: углубленные знания детей о взаимосвязях мира природы и деятельности человека; интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты: принятие воспитанниками правил здорового образа жизни; развитие морально-этического сознания;
получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: понимать своё продвижение в овладении содержанием курса; замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные: овладеть начальными формами исследовательской деятельности; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск
информации при выполнении заданий,
сравнивать объекты, выделяя сходство и различия; устанавливать правильную последовательность событий; группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
1.6. Характеристика особенностей развития детей
Средняя группа ( от 4-5 лет)
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он
уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке
взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах,
потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную
фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые
миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях
ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться
недостающего ему признания.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Старшая группа (от 5-6 лет)
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает нагляднообразное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
1.7. Этапы экологического воспитания по программе:
1 этап (с 4до 5 лет)
Соблюдение правил поведения в окружающей среде;
контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
2 этап (с 5 до 6 лет)
Умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
1.8. Материально-техническое обеспечение
1. Технические средства обучения:
музыкальный центр,
ноутбук,
мультимедиа,
-Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:
«Организация работы в летний период» (наблюдения в природе) фотоматериалы.
«Времена года» стихи русских поэтов о природе «Экологические игры».
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира».
«Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа). «Земля»» (BBC: Живая природа).
2. Учебно-наглядные пособия:
Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,
«Движение Земли вокруг Солнца»
Демонстрационные картины и динамические модели.
Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
Глобус.
«Красная книга».
Календари природы.
3. Оборудование и материалы:
Инвентарь по уходу за растениями.
Магнитная доска с магнитами.
Сюжетные игрушки.
Кормушки.
Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев.
Сыпучие продукты: крахмал, соль.
Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы).
Красители: пищевые, гуашь, акварель.
Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
Работа с родителями детей – участников программы
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведётся просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
Учебный план
2.1. Учебный план для детей 4-5 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел «Неживая природа» | 17 | 7 | 10 | Фотогазета «Неизведанное рядом!» |
1.1. | Тема: Земля - наш дом! | 4 | 2 | 2 | Праздник «Планета Радости» |
1.2. | Тема: Путешествие капельки. | 4 | 1 | 3 | Акция «Берегите воду!» |
1.3. | Тема: Воздух. | 4 | 2 | 2 | Соревнования: «Ветер по морю гуляет» |
1.4. | Тема: Где ночует солнышко? | 2 | 1 | 1 | Рисование по сказке Н.В. Дегтярёвой «Подушка для солнышка» |
1.5. | Тема: Разноцветные песчинки. | 3 | 1 | 2 | Творческая мастерская «Песочные фантазии» |
2. | Раздел «Живая природа» | 19 | 11 | 8 | Фотогазета «Человек! Будь природе другом!» |
2.1. | Тема: Растения, какие они? | 5 | 3 | 2 | Акция «Берегите первоцветы!» |
2.2 | Тема: Мир животных. | 5 | 3 | 2 | Игровая ситуация «Зелёные паруса» |
2.3 | Тема: В лес за чудесами. | 4 | 2 | 2 | Квест-игра «Лесное путешествие!» |
2.4 | Тема: Птицы вокруг нас! | 5 | 3 | 2 | Акция «Птицы – наши друзья! Помоги другу!» |
Итого | 36 | 18 | 18 | |
|
2.2. Учебный план для детей 5-6 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел: Что изучает экология? Как стать юным экологом? | 6 | 4 | 2 | Фотогазета «Эколятадошколята – друзья Природы!» |
1.1. | Тема: Я и природа. | 3 | 2 | 1 | Праздник «Посвящение в эколят-дошколят» |
1.2. | Тема: Защитники природы. | 3 | 2 | 1 | Агитбригада «Эколята – друзья и защитники природы!» |
2. | Раздел: Человек и неживая природа | 18 | 9 | 9 | Фотогазета «Станет чище на планете, если ей помогут дети!» |
2.1. | Тема: Без воды нам не прожить | 4 | 2 | 2 | Конкурс рисунков «Чтоб сохранить природу, берегите, люди, воду!» |
2.2. | Тема: Воздух вокруг нас | 4 | 2 | 2 | Конкурс «Мы за чистый воздух!» |
2.3. | Тема: Солнце - большая звезда | 3 | 1 | 2 | Мобиль «Планеты» |
2.4. | Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни). | 7 | 4 | 3 | Выставка: Книжкималышки «Природа родного края» |
3. | Раздел: Многообразие растительного и животного мира | 12 | 6 | 6 | Выставка творческих работ «Как прекрасен этот мир, посмотри!» |
3.1. | Тема: Растительный мир | 4 | 2 | 2 | Акция «Посади дерево!» |
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
3.2. | Тема: Животный мир | 4 | 2 | 2 | Книжки-малышки «Домашний питомец» |
3.3. | Тема: Лес в жизни человека | 4 | 2 | 2 | Конкурс «Сохраним лес от пожаров!» |
Итого | 36 | 19 | 17 | |
|
Содержание изучаемого курса
3.1. Содержание изучаемого курса для детей 4-5 лет
Раздел 1. «Неживая природа»
Тема | Теория | Практика |
1.1. «Земля - наш дом!» | Понятие о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. | Применение элементарных природоохранных действий в ближайшем окружении. |
1.2. «Путешествие капельки». | Понятие о том, как происходит водоворот в природе. | Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений. |
1.3. «Воздух». | Знакомство детей со свойствами воздуха, что внутри человека есть воздух. | Опыты. Дети обнаруживают воздух в окружающем пространстве и убеждаются в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. |
1.4. «Где ночует солнышко?» | Представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы | Опытно-экспериментальная деятельность. Представления детей о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. |
1.5. «Разноцветные песчинки». | Понятие о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Знакомство детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека. | Естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка. |
Раздел 2. «Живая природа»
Тема | Теория | Практика |
2.1. «Растения, какие они?» | Представления детей о растениях как о живых существах со своими | Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений |
Тема | Теория | Практика |
| потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек. | |
2.2. «Мир животных». | Обобщение знаний о животных. | Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле. |
2.3. «В лес за чудесами». | Обобщение знаний детей о взаимодействии человека с природой. | Применение элементарных природоохранных действий в ближайшем окружении. |
2.4. «Птицы вокруг нас!» | Обобщение знаний детей о птицах. Понятие значимости птиц на планете. | Активизация творческой и практической деятельности по охране и защите птиц. |
3.2. Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет
Раздел 1. «Что изучает экология? Как стать юным экологом?»
Тема | Теория | Практика |
1.1. «Я и природа». | Понятия об экосистеме природы Земли в границах обитания человека. | Овладение исследовательскими методами познания природы. |
1.2. «Защитники природы». | Понимание потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры. | Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за её сохранение. |
|
Раздел 2. «Человек и неживая природа»
Тема | Теория | Практика |
2.1. «Без воды нам не прожить» | Знакомство с факторами, угрожающих природе. | Систематизация знаний о природоохранных мероприятиях. |
2.2. «Воздух вокруг нас» | Обучение и закрепление на основе системно- деятельностного подхода устойчивого навыка раздельного сбора отходов. | Формирование осознанного бережного отношения к природе. |
Тема | Теория | Практика |
2.3. «Солнце - большая звезда» | Представление о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о сменяемости сезонов года, о смене дня и ночи. | Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений. |
2.4. «Богатства Земли» (почва, глина, песок, камни). | Первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края. | Установление причинно- следственных связей и представлений о свойствах песка, глины, камня. Воспитание бережного отношения к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. |
|
Раздел 3. «Многообразие растительного и животного мира»
Тема | Теория | Практика |
3.1. «Растительный мир» | Представления детей о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек. | Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений |
3.2. «Животный мир» | Обобщение знаний о животных. | Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле. |
3.3. «Лес в жизни человека» | Представления о вреде лесных пожаров и основных источниках возгорания в лесу, естественнонаучное образование детей. | Привлечение внимания дошкольников к необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу. |
|
Формы и методы обучения
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса:
*Групповая –
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.
Возраст | Число детей в группе | Время занятия |
4-5 лет | 8-10 детей | 20 минут |
5-6 лет | 8-10 детей | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
*Индивидуальная –
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей и воспитателей.
Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж (выставка), фото галерея (фотогазета), игра, игра-путешествие, КВН, викторина, конкурс, концерт (агитбригада), лабораторное занятие (опыты и эксперименты), наблюдение, тематическое занятие, праздник, практическое занятие, театральное представление, презентация, проект, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, соревнование, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная), WEB-квесты.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
В занятия включены темы, посвящённые свойствам предметов и исследовательской деятельности детей, занятия дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
5. Мониторинг по экологическому воспитанию
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:
в какой степени ребенок освоил экологические знания;
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников. Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
формирование экологических знаний;
экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам: 1. Представления о природе: а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
Отношение к природе.
Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами. В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой. Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе: - от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень; - от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень; - от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария: Представления о природе.
А) Живая природа. Задание 1. Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни. Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое? - Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? - Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2. Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу. Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции. Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод. Задание 4. Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений. Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5. Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания. Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6. Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных. Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7. Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека. Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года. Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
Какое это время года? - Почему деревья так выглядят?
Как изменяется жизнь животных (называется время года)? - Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8. Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому. Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком: - Как поступил мальчик (девочка)? Почему? - Как бы ты поступил на его (ее) месте? - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей? Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам: О воде:
Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть) - Зачем нужна вода?
О песке: - Чем отличается сухой песок от влажного? Что произойдёт, если наступить на влажный песок? Зачем нужен песок? О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
Зачем нужен дождь в природе?
Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
Что появляется после дождя на городских улицах?
Как меняется небо весной, летом, зимой?
Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1. Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях. Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если
ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект? Как ты это узнал?
Как ему можно помочь? Хотел бы ты ему помочь? Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности: 1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается: - выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; - рассказать о последовательности ухода за растением; - непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости.
Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов
6. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание
дошкольника».
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
Литература для детей
Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята».
Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Литература, рекомендуемая для родителей по данной программе:
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: ЛинкаПресс, 2004. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В.
Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. – 96с.
Книга поможет родителям организовать познавательные прогулки с ребёнком в летний период и отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.
1