СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному курсу по русскому языку "Занимательная грамматика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу по русскому языку "Занимательная грамматика"»

Содержание рабочей программы:

пояснительная записка, цели, задачи, дидактические принципы отбора содержания материала, формы проведения занятий, ожидаемые результаты: содержание курса.


Пояснительная записка

  Знание родного языка – надёжная опора каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Овладевая русским языком, ученик получает возможность для успешного усвоения  других предметов.  Без хорошего владения словом невозможна  познавательная деятельность. Данный курс способствует развитию любознательности, стремлению к познанию, воспитанию чувства языка, пробуждает стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения программы курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.  Данный  курс на занимательном грамматическом материале помогает расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. 

Программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательной школы, но может быть использована и для другой возрастной категории.

Цели курса:

  • воспитание уважения к родному языку;

  • осознание эстетической ценности языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и своей речью.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • создание условий для овладения учащимися более высоким уровнем знаний, умений и навыков;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • занимательность;

  • доступность;

  • научность;

  • связь теории с практикой;

  • систематичность.

Формы проведения занятий:

  • лекции;

  • лингвистические игры;

  • практические задания с игровыми элементами;

  • беседы;

  • самостоятельная работа.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся в системе:

  • получают более глубокие знания по русскому языку;

  • приобретают навыки грамотного письма;

  • овладевают нормами речевой грамотности;

  • получают  умения и навыки использования языка в жизненно важных ситуациях общения;

  • обогащают свой словарный запас.

Курс рассчитан на 34 часа.

Содержание курса.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. 1ч.    

Лингвистические задачи с буквами и словами. Общий обзор. 1ч.    

 Кроссворды. Что такое кроссворд.1ч.

 Кроссворды с грамматическим заданием.1ч.  

Чайнворды. 1ч.

Криптограммы.1ч.  

 Игры для пополнения словарного запаса детей.

«Кто быстрее?», «Столбики слов», «Ступеньки», «Неполные слова», «Рассыпанные буквы» и др. 2ч.

 Игры для развития речи.«Из одного слова», «Да и нет запрещаются», «Фантазёры» и др. 2ч.

«Мы – полиглоты».

Оригинальная занимательная викторина.1ч.

Логогрифы.1ч.

Метаграммы. 1ч.

Шарады. 1ч.

Анаграммы. 1ч.

Омонимы. 1ч.

Паронимы. 1ч.

Палиндромы. 1ч.

Викторина «Разнородные синонимы». 1ч.

Весёлый ЕГЭ. 1ч.







Календарно – тематическое планирование курса

«Занимательная грамматика»

№п/п

Тема


Дата

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

11.01

11.01

2.

Лингвистические задачи с буквами и словами.

Общий обзор.

18.01


3.

Кроссворды.

Что такое кроссворд.

25.01


4.

Кроссворды с грамматическим заданием.

01.02


5.

Чайнворды.

08.02


6.

Криптограммы.

15.02


7

Игры для пополнения словарного запаса детей.

«Кто быстрее?», «Столбики слов», «Ступеньки», «Неполные слова», «Рассыпанные буквы» и др.

01.03


8.

Игры для развития речи.

«Из одного слова», «Да и нет запрещаются», «Фантазёры» и др.

15.03


9.

«Мы – полиглоты».

Оригинальная занимательная викторина.

22.03


10.

 Что могут предлоги.

29.03


11.

Метаграммы.

05.04


12.

 Шарады.

19.04


13.

Анаграммы.

26.04


14.

Омонимы.

03.05


15.

 Паронимы.

10.05


16.

Палиндромы.

17.05


17.

Викторина «Разнородные синонимы».

24.05


18

Веселый ЕГЭ

31.05



























Литература:

1.Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1985.

2.Белоконева И.П. и др. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс. Тесты, кроссворды,  филворды,  логические задания. – М.: Планета, 2010.

3.Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение. 1998.

4.Павликовская Н.И. Мастер – класс учителя русского языка,  5 – 6 класс. – М.: Глобус, 2010.

5.Полякова А.В. Превращения слов. – М.: Просвещение, 1991.

6.Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы.  Игры со словами, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2011.

Электронное приложение к методическому пособию «Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс.

Материалы сайта http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4_2.htm