Содержание рабочей программы:
пояснительная записка, цели, задачи, дидактические принципы отбора содержания материала, формы проведения занятий, ожидаемые результаты: содержание курса.
Пояснительная записка
Знание родного языка – надёжная опора каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Овладевая русским языком, ученик получает возможность для успешного усвоения других предметов. Без хорошего владения словом невозможна познавательная деятельность. Данный курс способствует развитию любознательности, стремлению к познанию, воспитанию чувства языка, пробуждает стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения программы курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Данный курс на занимательном грамматическом материале помогает расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательной школы, но может быть использована и для другой возрастной категории.
Цели курса:
воспитание уважения к родному языку;
осознание эстетической ценности языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и своей речью.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
создание условий для овладения учащимися более высоким уровнем знаний, умений и навыков;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Дидактические принципы отбора содержания материала:
Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты:
Учащиеся в системе:
получают более глубокие знания по русскому языку;
приобретают навыки грамотного письма;
овладевают нормами речевой грамотности;
получают умения и навыки использования языка в жизненно важных ситуациях общения;
обогащают свой словарный запас.
Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание курса.
Вводное занятие. Цели и задачи курса. 1ч.
Лингвистические задачи с буквами и словами. Общий обзор. 1ч.
Кроссворды. Что такое кроссворд.1ч.
Кроссворды с грамматическим заданием.1ч.
Чайнворды. 1ч.
Криптограммы.1ч.
Игры для пополнения словарного запаса детей.
«Кто быстрее?», «Столбики слов», «Ступеньки», «Неполные слова», «Рассыпанные буквы» и др. 2ч.
Игры для развития речи.«Из одного слова», «Да и нет запрещаются», «Фантазёры» и др. 2ч.
«Мы – полиглоты».
Оригинальная занимательная викторина.1ч.
Логогрифы.1ч.
Метаграммы. 1ч.
Шарады. 1ч.
Анаграммы. 1ч.
Омонимы. 1ч.
Паронимы. 1ч.
Палиндромы. 1ч.
Викторина «Разнородные синонимы». 1ч.
Весёлый ЕГЭ. 1ч.
Календарно – тематическое планирование курса
«Занимательная грамматика»
№п/п | Тема | | Дата |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 11.01 | 11.01 |
2. | Лингвистические задачи с буквами и словами. Общий обзор. | 18.01 | |
3. | Кроссворды. Что такое кроссворд. | 25.01 | |
4. | Кроссворды с грамматическим заданием. | 01.02 | |
5. | Чайнворды. | 08.02 | |
6. | Криптограммы. | 15.02 | |
7 | Игры для пополнения словарного запаса детей. «Кто быстрее?», «Столбики слов», «Ступеньки», «Неполные слова», «Рассыпанные буквы» и др. | 01.03 | |
8. | Игры для развития речи. «Из одного слова», «Да и нет запрещаются», «Фантазёры» и др. | 15.03 | |
9. | «Мы – полиглоты». Оригинальная занимательная викторина. | 22.03 | |
10. | Что могут предлоги. | 29.03 | |
11. | Метаграммы. | 05.04 | |
12. | Шарады. | 19.04 | |
13. | Анаграммы. | 26.04 | |
14. | Омонимы. | 03.05 | |
15. | Паронимы. | 10.05 | |
16. | Палиндромы. | 17.05 | |
17. | Викторина «Разнородные синонимы». | 24.05 | |
18 | Веселый ЕГЭ | 31.05 | |
Литература:
1.Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
2.Белоконева И.П. и др. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Планета, 2010.
3.Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение. 1998.
4.Павликовская Н.И. Мастер – класс учителя русского языка, 5 – 6 класс. – М.: Глобус, 2010.
5.Полякова А.В. Превращения слов. – М.: Просвещение, 1991.
6.Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Игры со словами, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2011.
Электронное приложение к методическому пособию «Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс.
Материалы сайта http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4_2.htm