СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативу "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по факультативу "Шахматы", 2-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативу "Шахматы"»


Рабочая программа

«Шахматы»

2-4 класс


Пояснительная записка

Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становится спокойнее, уравновешеннее, учатся умению преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленной цели, развивать способность к взаимодействию. Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными, самокритичными, умеющими самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные личностные особенности младшего школьника. Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия своих индивидуальных личностных особенностей. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
    Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому, что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.

  1. Образовательная: расширяет общий кругозор, знания обогащаются новыми понятиями, активизируется мыслительная деятельность младших школьников. Приобретаются умения ориентироваться на плоскости, тренируется логическое мышление.

  2. Воспитательная: воспитывает сосредоточенность, вырабатывается настойчивость и выдержка, умение контролировать своё эмоциональное состояние, формируются положительные черты характера, уверенность в собственных силах.

  3. Эстетическая: умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

  4. Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
        Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это труд, труд упорный и настойчивый.  За основу взята программа факультативный курс «Шахматы в школе» И. Г. Суханова рекомендовано как программа обучения шахматам в школе. Данная программа составлена на основе учебно – методического комплекса «Шахматы, первый год». Хотя данная программа разработана для внедрения ее в первом классе, она может быть использована также на начальном этапе обучения во вторых и третьих классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам девяти лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. 

Цель программы – развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, через занятие игрой в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

  • знакомство с краткой историей возникновения шахмат, правилам игры в шахматы, условиями необходимыми для проведения шахматных соревнований, правилами турнирного поведения, умение применять полученные знания в игре;

  • обучение умению анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать правильное решение.

Воспитывающие:

  • обогащаются представления об окружающем мире, прививается любовь к учению в целом, умение уважать соперника, организованность и планировать собственные действия, проявлять самостоятельность в принятии решений.

Развивающие:

  • развивается восприятие, внимания, воображения, память, мышление, вырабатывается усидчивость, закрепляются положительные качества личности.


Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятий 40 минут.
Учебный курс занятий включает в себя темы:

Предполагаемая тематика курса.

    1. «Шахматная доска»;

    2. «Шахматные фигуры»;

    3. «Начальная расстановка фигур»;

    4. «Ходы и взятие фигур»;

    5. «Цель шахматной партии»;

    6. «Игра всеми фигурами из начального положения».


Участниками программы являются дети младшего школьного возраста 6-10 лет, посещающие школу (2 – 4 классы). Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН, режим работы не превышает 1 часа в неделю.


Реализация программы «Шахматы» осуществляется на базе МБОУ Катайская средняя общеобразовательная школа №1 города Катайска Курганской области.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.


Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;


Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.



Основные методы обучения:


Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.


Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.


В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.


Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.



Педагогический контроль.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме

итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы “Шахматы” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Предметных результатов: 

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

 -определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

К концу первого года обучения ученик научится:

  • Употреблять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

  • называть шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах, мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу второго года обучения ученик научится:

  • соблюдать шахматные правила FIDE;

  • обозначать горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры;

  • определять ценность шахматных фигур.

  • правильно вести себя за доской;

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

К концу третьего года обучения ученик научится:

  • принципам игры в дебюте;

  • выполнять основные тактические приемы;

  • употреблять термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

  • находить несложные тактические приемы;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.





Учебно-тематический план

1-й год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная доска.

4 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

4 ч.

II.

Шахматные фигуры.

2 ч.

2 ч.

III.

Начальная расстановка фигур.

1 ч.

1 ч.

IV.

Ходы и взятие фигур.

17 ч.

17 ч.

V.

Цель шахматной партии.

6 ч.

6 ч.

VI.

Игра всеми фигурами из начального положения.

3 ч.

3 ч.

VII.

Обобщение. Шахматный КВН.

-

1 ч.

1 ч.


Учебно-тематический план

2-й год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Кракая история шахмат. .

5 ч

20 – 25 минут на каждом занятии

5 ч

II.

Шахматная нотация.

7 ч.

7 ч.

III.

Ценность шахматных фигур.

7 ч.

7 ч.

IV.

Техника матования одинокого короля .

5 ч.

5 ч.

V.

Достижение безжертвы материала.

5 ч.

5 ч.

VI.

Обобщение. Шахматный турнир.

-

5 ч.

5 ч.


Учебно-тематический план

3-й год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

5 ч.

25 – 30 минут на каждом занятии

5 ч.

II.

Основы дебюта.

13 ч.

13 ч.

III.

Основы миттельшпиля.

5 ч.

5 ч.

IV.

Основы эндшпиля.

9 ч.

9 ч.

V.

Обобщение. Шахматный турнир.

-

2 ч.

2 ч.



Содержание программы

Образовательная программа «Шахматы» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2009, 5-е издание, дополненное.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.

Учебно-методический комплекс «Шахматы, первый год» состоит из программы «Шахматы, первый год», учебника для первоклассников «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», пособия для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».

Программой «Шахматы, первый год» предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Курс «Шахматы, первый год» разработан в помощь учителям общеобразовательных школ для внедрения его в первые классы начальной школы. Но он может быть использован на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в системе дошкольного воспитания и обучения (для организации шахматных в подготовительной к школе группе). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. Например, при изучении игровых возможностей ладьи детям шести лет предлагаются более легкие дидактические

задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Методика, программы и пособия сориентированы и на учителей начальных классов, которые в состоянии освоить изначально и преподавать малышам основы этой мудрой игры.

Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон. И все это – без шахматной нотации.

Пособие для учителей начальных классов «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» – серьезное подспорье для педагогов, не умеющих играть в шахматы, но желающих их освоить и преподавать. В этом пособии впервые в мировой практике приводится не только материал, который должны усвоить первоклассники, но даются и формы его подачи. Детально излагается методика проведения каждого из 33 программных занятий. Подробно описывается, как использовать на уроках учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Здесь же приводятся верные решения (или указывается точный первый ход) большинства учебных положений дидактических заданий и игр из учебника. Перед изложением методики проведения каждого конкретного занятия объясняется минимальный объем шахматных терминов и сведений, которые потребуются учителю именно на этом уроке.

Учебно-методический комплект «Шахматы, первый год» позволит оснастить необходимыми материалами педагогов, обучающих шахматным азам детей 6-10 лет. Стержень комплекта – программа, учебник для первоклассников и пособие для учителя. В нем реализован сравнительно несложный курс начального обучения детей, доступный шестилеткам. Его может освоить учитель, незнакомый прежде с азами мудрой игры (что значимо особенно для сельской школы).

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

  • выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;

  • использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);

  • инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;

  • применение на уроках нестандартных заданий и игр;

  • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;

  • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;

  • постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;

  • разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;

  • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.


Тематическое планирование программного материала.

1 год обучения (2 класс)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

I. Шахматная доска. 4 ч.

1.


Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

Получает теоретические сведения о шахматном королевстве..

Знакомится с шахматной доской.

Участвует в инсценировках сказки И.Г.Сухих «Приключения в шахматной стране»


2.


Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

3.


Линии на шахматной доске. Диагонали.

4.


Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры. 2 ч.

1.(5.)


Шахматные фигуры.

Получает теоретические сведения о белых и черных фигурах.

Расставляет фигуры перед шахматной партией.

Определяет ценность шахматных фигур.

Выполняет дидактические задания.


2.(6.)


Сравнительная сила фигур.

III. Начальная расстановка фигур. 1 ч.

1.(7.)


Начальная позиция.

Расставляет фигуры перед шахматной партией.

Установливает связи между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным

положением фигур.

Выполняет дидактические задания.

IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч.

2.(8.)


Ладья.

Получает теоретические сведения о месте шахматных фигур в начальном положении, их ходе, взятии.

Приобретает навык решения дидактических заданий.




3.(9.)


Ладья.

4.(10.)


Слон.

5.(11.)


Слон.

6.(12.)


Ладья против слона.

7.(13.)


Ферзь.

8.(14.)


Ферзь.

9.(15.)


Ферзь против ладьи и слона.

10.(16.)


Конь.

11.(17.)


Конь

12.(18.)


Конь против ферзя, ладьи, слона.

13.(19.)


Пешка.

14.(20.)


Пешка.

15.(21.)


Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

16.(22.)


Король.

17.(23.)


Король против других фигур.

V. Цель шахматной партии. 6 ч.

1.(24.)


Шах.

Отличает шах от мата, открытый шах от двойного шаха, длинную рокировку от короткой рокировки.

Приобретает навык решения дидактических заданий.

Решает элементарные задачи на мат в один ход.



2.(25.)


Шах.

3.(26.)


Мат.

4.(27.)


Мат.

5.(28.)


Ничья. Пат.

6.(29.)


Рокировка.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.

1.(30.)


Шахматная партия.

Играет всеми фигурами из начального положения


2.(31.)


Шахматная партия.

3.(32.)


Шахматная партия.

VII. Обобщение. 1 ч.

1.(33.)


Повторение материала.

Шахматный КВН.





2 год обучения (3 класс)


№ п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

I. Краткая история шахмат. 5 ч.

1.


Повторение пройденного материала.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Шахматные правила FIDE.

Этика шахматной борьбы.

Правила поведения за шахматной доской.

2.


Повторение пройденного материала.

3.


Краткая история шахмат.

4.


Выдающиеся шахматисты нашего времени.

5.


Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

II. Шахматная нотация. 7 ч.

1.(6.)


Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.


Получает теоретические сведения о краткой и полной шахматной нотации.

Записывает шахматные партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

2.(7.)


Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

3.(8.)


Шахматная нотация.

4.(9.)


Шахматная нотация.

5.(10.)


Шахматная нотация.

6.(11.)


Шахматная нотация.

7.(12.)


Шахматная нотация.

III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.

1.(13.)


Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Сравнивает силу фигур.

Анализирует игровую ситуацию.

Проводит элементарные комбинации.

Игровая практика.

2.(14.)


Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

3.(15.)


Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

4.(16.)


Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

5 (17.)


Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

6.(18.)


Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

7.(19.)


Способы защиты. Игровая практика.

IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч.

1.(20.)


Техника матования одинокого короля.

Решает дидактические задания.

Анализирует игровую ситуацию.

Принимает решение.

Проводит элементарные комбинации.

Игровая практика.

2.(21.)


Техника матования одинокого короля.

3.(22.)


Техника матования одинокого короля.

4.(23.)


Техника матования одинокого короля.

5.(24.)


Техника матования одинокого короля.

V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.

1.(25.)


Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.


Получает новые теоретические сведения.

Решает дидактические задания.

Анализирует игровую ситуацию.

Проводит элементарные комбинации.

Игровая практика

2.(26.)


Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

3.(27.)


Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

4.(28.)


Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

5.(29.)


Достижение мата без жертвы материала.

VI. Обобщение. 5 ч.

1.(30.)


Повторение материала.

Практическая игра.

2 – 3.

(31–32)


Повторение материала.

4.(33.)


Повторение материала.

5.(34.)


Повторение материала.






3-й год обучения (4 класс)


№ п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.

1.


Повторение пройденного материала.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

2.


Повторение пройденного материала.

3.


Повторение пройденного материала.

4.


Повторение пройденного материала.

5.


Три стадии шахматной партии.

II. Основы дебюта. 13 ч.

1.(6.)


Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии.

Получает новые теоретические сведения.

Решает дидактические задания.

Анализирует игровую ситуацию.

Принимает правильное решение.

Грамотно располагает шахматные фигуры в дебюте.

Игровая практика.


2.(7.)


Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

3.(8.)


Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

4.(9.)


Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

5.(10.)


Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка»

6.(11.)


Принципы игры в дебюте. Принцип

быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

7.(12.)


Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

8.(13.)


Основы дебюта. Борьба за центр.

9.(14.)


Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.

10.(15.)


Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.

11.(16.)


Основы дебюта. Связка в дебюте.

12.(17.)


Основы дебюта. Классификация дебютов.

13.(18.)


Как изучать дебюты.

III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

1.(19.)


Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

Получает новые теоретические сведения о игре в миттельшпиле.

Решает дидактические задания.

Находит несложные тактические удары и проводит комбинации.

Игровая практика.


2.(20.)


Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

3.(21.)


Основы миттельшпиля. Двойной удар.

4.(22.)


Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

5.(23.)


Основы миттельшпиля.

IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

1.(24.)


Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

Получает новые теоретические сведения.

Решает дидактические задания.

Анализирует игровую ситуацию, принимает решение.

Находит несложные тактические удары и проводит комбинации.

Игровая практика.






2.(25.)


Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

3.(26.)


Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

4.(27.)


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

5.(28.)


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

6.(29.)


Основы эндшпиля.

7.(30.)


Основы эндшпиля.

8.(31.)


Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.

9.(32.)


Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

V. Обобщение. 2 ч.

1.(33.)


Повторение программного материала.

Практическая игра.

2.(34.)


Повторение программного материала.


Содержание программы

Образовательная программа «Шахматы» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2009, 5-е издание, дополненное.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.

Учебно-методический комплекс «Шахматы, первый год» состоит из программы «Шахматы, первый год», учебника для первоклассников «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», пособия для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».

Программой «Шахматы, первый год» предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Курс «Шахматы, первый год» разработан в помощь учителям общеобразовательных школ для внедрения его в первые классы начальной школы. Но он может быть использован на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в системе дошкольного воспитания и обучения (для организации шахматных в подготовительной к школе группе). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. Например, при изучении игровых возможностей ладьи детям шести лет предлагаются более легкие дидактические

задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Методика, программы и пособия сориентированы и на учителей начальных классов, которые в состоянии освоить изначально и преподавать малышам основы этой мудрой игры.

Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон. И все это – без шахматной нотации.

Пособие для учителей начальных классов «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» – серьезное подспорье для педагогов, не умеющих играть в шахматы, но желающих их освоить и преподавать. В этом пособии впервые в мировой практике приводится не только материал, который должны усвоить первоклассники, но даются и формы его подачи. Детально излагается методика проведения каждого из 33 программных занятий. Подробно описывается, как использовать на уроках учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Здесь же приводятся верные решения (или указывается точный первый ход) большинства учебных положений дидактических заданий и игр из учебника. Перед изложением методики проведения каждого конкретного занятия объясняется минимальный объем шахматных терминов и сведений, которые потребуются учителю именно на этом уроке.

Учебно-методический комплект «Шахматы, первый год» позволит оснастить необходимыми материалами педагогов, обучающих шахматным азам детей 6-10 лет. Стержень комплекта – программа, учебник для первоклассников и пособие для учителя. В нем реализован сравнительно несложный курс начального обучения детей, доступный шестилеткам. Его может освоить учитель, незнакомый прежде с азами мудрой игры (что значимо особенно для сельской школы).

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

  • выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;

  • использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);

  • инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;

  • применение на уроках нестандартных заданий и игр;

  • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;

  • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;

  • постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;

  • разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;

  • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.


Тематика курса «Шахматы, первый год».

I. Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

Дидактические игры и игровые задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.


II. Шахматные фигуры.

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

Дидактические игры и игровые задания.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.


III. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и игровые задания.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.


IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические игры и игровые задания.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.


Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.


V. Цель шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.


VI. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Дидактические игры и игровые задания.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.



Учебный курс «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».

В отличие от материалов первого года обучения, 90 % которых представляют собой авторские наработки, тематика второго курса более традиционна.

Среди заслуживающих внимания авторских инноваций можно выделить:

  • занимательное объяснение шахматной нотации;

  • использование на занятиях шахматных легенд;

  • культивирование игры на фрагментах (3×3, 4×4 и др.) шахматной доски;

  • применение диафильмов в учебном процессе;

  • разработка оригинальных дидактических игр и заданий;

  • преимущественное использование на занятиях позиций с минимальным количеством шахматных фигур;

  • инсценирование на уроках дидактических шахматных сказок.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.

Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение обучающихся ставить мат.

Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».

Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», подобно учебнику первого года обучения, содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала,

но более содержательного характера. Шахматный материал закрепляется большим количеством дидактических заданий и игр.

Как и в учебнике для первоклассников, объяснению нового материала посвящено мало страниц, большая часть учебника отведена закрепляющим дидактическим играм и заданиям. Эти задания ребята могут решать либо по диаграммам в учебнике, не расставляя фигур на доске, либо на своей шахматной доске, либо на демонстрационной доске. Поучительные позиции дидактических игр ученики разыгрывают друг с другом или с учителем (в этом случае педагог проводит импровизированный сеанс одновременной игры).

Много страниц учебника занимают задания на мат в два хода, причем скрупулезно подобраны яркие малофигурные примеры таких заданий.

Чтобы почувствовать красоту и очарование игры в шахматы, ребенок должен твердо усвоить сравнительную силу фигур. Если, например, он не знает, что ладья сильнее слона (в большинстве позиций), и поэтому, как правило, ладью невыгодно отдавать за слона, то он никогда не ощутит то творческое волнение, когда обыденное приносится в жертву неординарному, и более сильная фигура идет под удар менее ценной.

Сначала дети должны понять, что преимущества в одну фигуру чаще всего достаточно для победы и что стремление к материальному перевесу – разумная стратегия (при прочих равных условиях). Только затем следует показывать детям эффектные исключения из правил (когда маленький шахматный отряд одолевает превосходящее войско неприятеля). Это объясняет структуру учебного курса, в котором дети сначала учатся реализовывать огромное материальное преимущество (мат ферзем и ладьей, мат двумя ладьями, мат ферзем, мат ладьей) и получают элементарные навыки согласования взаимодействия своих фигур при постановке мата.

«Шахматы, второй год, или учусь и учу» – пособие для педагога, в котором подробно

изложена методика проведения 33 программных занятий, приведены необходимые рекомендации по применению на занятиях учебника «Шахматы, второй год, или « Играем и

выигрываем». В пособии приводится большинство учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам учебно-методического комплекта «Шахматы, первый год», сделаны необходимые разъяснения.

Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, и педагог (не игравший прежде в шахматы) должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике и пособии приведены простейшие малофигурные положения).

Более сложные примеры дидактических заданий учитель может брать из пособия «Шахматный задачник, второй год обучения», где по темам сгруппировано более 600 шахматных диаграмм, а в конце книги даны их решения.

Как дополнительное пособие к курсам первого и второго года обучения педагог может использовать книгу для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране». Программным материалам «Шахматы, первый год» соответствуют главы 1 – 13, а материалам второго года – главы 14 и 15.

Книга эта – переработанное и значительно расширенное издание «Приключений в Шахматной стране» (М., 1991 г.). В каждой из глав пособия важную роль играют обращения к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки». Цементируют книгу рубрики «Советы родителям» (и педагогам!) и «Странички из дневника». В последних взрослый читатель узнает о том, как автор на практике претворяет свои идеи в жизни, как преодолеть типичные трудности при обучении основам древней игры детей 5 – 8 лет.

«Удивительные приключения в Шахматной стране» – книга-сказка. В этой сказочной стране азы шахматной игры детям помогают постичь девочка Клеточка, ее друг деловитый Загадай, озорной и веселый Горизонталик, хулиганистый Задира и главный герой – мальчик Юра.


Тематика курса «Шахматы, второй год».

I. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.


II. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)

«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.

«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).

«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.

«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).


III. Ценность шахматных фигур.

Поыторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).


Дидактические игры и игровые задания.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.


IV. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.


V. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания.

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.



Учебно-методический комплект «Шахматы, третий год» состоит из программы «Шахматы, третий год», учебника для 3 класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры», пособия для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».

Среди наиболее ценных авторских инноваций третьего года можно выделить:

  • доступное для третьеклассников объяснение игры в дебюте, подкрепленное нестандартными дидактическими заданиями;

  • приведение большого количества трехходовых партий;

  • необходимое внимание к методам защиты от детского мата;

  • разработка оригинальных дидактических заданий;

  • объяснение на уроках только тех эндшпильных позиций, которые доступны ученикам третьего класса.

Программой предусматривается 33 учебных занятия, одно занятие в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал.

Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур).

Учебный курс включает три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля», «Основы эндшпиля».

В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и учебных пособий в помощь обучающим шахматной игре.

Учебник третьего класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры», подобно учебникам первых лет обучения, содержит мало слов и много иллюстративного материала. Шахматный материал закрепляется большим количеством нестандартных дидактических заданий. Среди них «Поймай ферзя», «Поставь детский мат», «Выиграй фигуру у «повторюшки»», «Накажи пешкоеда», «Квадрат», «Куда отступить королем?» и др.

Объяснению нового материала в учебнике «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» отводится немного страниц, основная часть учебника отведена дидактическим заданиям. Эти задания ученики решают либо по диаграммам учебника, либо на своих шахматных досках, либо на демонстрационной доске.

«Шахматы, третий год, или Учусь и учу» – пособие для педагога. В этом пособии детально изложена методика проведения каждого из 66 программных занятий; приведены необходимые рекомендации по рациональному использованию на уроках учебника «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры». В пособии приводится много учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для учителей, мало знакомых с шахматами, сделаны необходимые разъяснения.


Тематика курса «Шахматы, третий год».

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

II. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Принципы игры в дебюте:

  1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».

  2. Борьба за центр.

  3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки.

  4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.

Классификация дебютов.

Дидактические задания.

«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

«Спарь противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.


III. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Дидактические задания.

«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.


IV. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания.

«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.

«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.

«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.

«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.

«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты по программе «Шахматы детям» И.Г. Сухина (программа, учебники, рабочие тетради,)

Методические пособия для учителя

К


Д

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.


Печатные пособия







Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету


Ф

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д


Д

Д

Д

Д/П

Д

Д




По возможности

С диагональю не менее 72 см

При наличии условий


При наличии условий


Экранно-звуковые пособия


Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д











Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


шахматы

Ф





Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски


Подставки для книг, держатели схем и таблиц


К


Д

Д


Д


К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами





Литература и средства обучения.



1. И.Г. Сухин. Программы курса «Шахматы-школе»: на начальных классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Духовное возрождение, 2010.-40с.

2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

6. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

7. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

25