СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 9 классов с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для

 формирования у учащихся основных знаний, умений и навыков  в области экономических отношений в социуме и    финансового опыта  для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 9 классов с ОВЗ»

Рабочая программа учебного предмета

«Финансовая грамотность»

для учащихся 9 класса


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» предназначена для обучающихся 9 класса с учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  2. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528)

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19. 10. 2015 г.;

  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»;

  6. Устав образовательного учреждения;

  7. Учебный план образовательного учреждения.

Данная рабочая программа разработана на основе

авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015). 


Цель и задачи программы:


Цель обучения: формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков в области экономических отношений в социуме и финансового опыта для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • Формирование у учащихся базовых учебных действий необходимых для эффективного управления личными финансами.

  • Развитие экономического образа мышления.

  • Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.





Общая характеристика учебного предмета «Финансовая грамотность»


Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед умственно отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями) задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. В настоящий момент времени особенно умственно отсталым детям (с интеллектуальными нарушениями) явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми они располагают. Сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому данная программа способствует развитию финансово грамотных личностей, которые будут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

«Финансовая грамотность» является учебным предметом, реализующим интересы обучающихся 9-х классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии предмета

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства.


Отличительной особенностью программы является то, что она имеет практическую направленность, которая обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, личные характеристики и установки.

Программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» имеет свою структуру и содержание, реализует межпредметные связи, является коррекционной, т.к. способствует развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.

Теоретические сведения сообщаются обучающимся в объёме, который позволил бы детям правильно понять значение тех или иных требований, помог бы более осознанно выполнять работу.

 

 







Особенности организации учебного процесса по учебному предмету

Типы уроков: урок открытия нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации), урок развивающего контроля.

Виды уроков: путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа – урок, игра, уроки смешанного типа, ролевая игра, комбинированный урок, конкурс, урок – совершенствование, письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, тестирование.

Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.

Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, линейки, классные часы, тематические дни, КВН.

Методы обучения: информативно-рецептивные, репродуктивные, исследовательские, эвристические.

Так же в настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их уровню обучаемости.

На уроках по финансовой грамотности осуществляется межпредметная связь со всеми школьными предметами.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Данный предмет входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

Занятия по предмету «Финансовая грамотность» проводятся 1 час в неделю в форме урока (40 минут). На изучение предмета отведено 34 часа в год.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Финансовая грамотность»

Предполагается достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Финансовая грамотность» оцениваются как итоговые на момент завершения 9 класса.

Планируемые личностные результаты

  1. Осознание себя как члена семьи, общества и государства.

  2. Понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении.

  3. Понимание финансовых связей семьи и государства.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

  5. Проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки.

  6. Планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка.

  7. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

  8. Участие в принятии решений о семейном бюджете.

  9. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

  10. Проявление готовности к самостоятельной жизни.



Программой определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Оценивание предметных результатов проводится ежегодно в конце учебного года (май).




Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень:

  1. Знание видов денег.

  2. Умение оплачивать покупки и считать сдачу.

  3. Счет наличных денег (купюры и монеты).

  4. Знание структуру семейного бюджета.

  5. Знание видов страхования.

  6. Знание и различение основных налогов в РФ.

  7. Расчет суммы налога (например подоходного).

  8. Составление простейшего бюджета семьи.

  9. Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ.

  10. Оценивание своего уровня жизни и планирование финансовых доходов и расходов.

  11. Произведение безналичных платежей, внесение денежных купюр в платежный терминал.





Достаточный уровень:

  1. Знание видов денег.

  2. Решение задач с денежными расчётами.

  3. Различение товарных и символических денег.

  4. Счет наличных денег (купюры и монеты).

  5. Знание структуру семейного бюджета.

  6. Соотнесение вида страхования с целью страхования.

  7. Знание и различение основных налогов в РФ.

  8. Расчет суммы налога (например подоходного).

  9. Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи.

  10. Знание общих правил создания собственного бизнеса.

  11. Составление простейшего бюджета семьи, расчет дефицита семейного бюджета.

  12. Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ.

  13. Оценивание своего уровня жизни и планирование финансовых доходов и расходов в соответствии с прожиточным уровнем.

  14. Знание энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи.

  15. Произведение безналичных платежей, внесение денежных купюр в платежный терминал.



Учебно - тематический план


Распределение учебных часов по разделам


п/п.

Наименование раздела

Кол-во

часов

Из них:

кол-во уроков обобщения и контроля знаний

1

Введение

1


2

«Деньги, их история, виды, функции»


6

1

3

«Семейный бюджет»

8

1

4

«Экономические отношения семьи и государства»

17

1

5

Повторение


2



Итого: 34 часа











Содержание программы по учебному предмету «Финансовая грамотность»

9 класс

общее число часов – 34

Введение 1 ч

Понятие «Финансовая грамотность». Важность изучения данного учебного предмета.

Раздел № 1 «Деньги, их история, виды, функции» -6 ч

Темы раздела:

  • Деньги, история их появления.

  • Современные деньги России и других стран.

  • Купля – продажа. Товары и услуги.

  • Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

  • Деньги фальшивые и настоящие.

  • Обобщающий урок.

В данном разделе раскрываются вопросы появления денег в России, их классификация, назначение. Практическая направленность уроков связана с закреплением элементарных финансовых умений и навыков, которые понадобятся выпускникам школы в обществе. Участвуют в простых комбинациях купли-продажи, учатся находить отличия между настоящими и фальшивыми денежными купюрами. У обучающихся формируются основные понятия о защите прав потребителей через знакомство с основными законами РФ. По завершению изучения данного раздела проводится тестирование.

























Раздел № 2 «Семейный бюджет» -8 ч

Темы раздела:


  • Потребности человека и семьи.

  • Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

  • Личный и семейный бюджет.

  • Собственность. Доходы от собственности.

  • Коммунальные услуги. Оплата жилья.

  • Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

  • Социальные льготы и выплаты для семьи.

  • Обобщающий урок.


В данном разделе раскрываются основные вопросы по планированию рационального бюджета, с учетом доходов и расходов членов семьи. У обучающихся формируются основные понятия о личных и семейных потребностях, потребительской корзине и прожиточном минимуме. Важной составляющей раздела являются вопросы по государственной поддержке семей: социальных льготах, поощрениях, выплатах, пособиях молодым и многодетным семьям, матерям- одиночкам, семьям с детьми - инвалидами. Часть практических вопросов раздела посвящена семейному финансовому благополучию и способам его ресурсосбережения. Выпускники решают задачи экономической направленности, учатся рассчитывать оплату за коммунальные услуги. По завершению изучения данного раздела проводится тестирование.




Раздел № 3 «Экономические отношения семьи и государства» - 17 ч


Темы раздела:

  • Понятие о налогах и их типах.

  • Кредиты, виды кредитов.

  • Виды социальных пособий.

  • Заработная плата.

  • Пенсия.

  • Банковские услуги.

  • Электронные деньги.

  • Пластиковые карты. Правила пользования.

  • Личные сбережения и банковские вклады.

  • Инфляция. Причины и последствия.

  • Финансовое мошенничество.

  • Страхование.

  • Собственный бизнес.

  • Информационное общество. Портал государственных услуг.

  • Услуги службы занятости населению.

  • Валюта в современном мире.

  • Обобщающий урок.


Для изучения данного раздела отведено наибольшее количество часов с целью формирования у обучающихся общих представлений в сфере финансовых вопросов: налоги и их классификация, последствия невыплаты налогов; кредиты и основные виды кредитования; социальные выплаты, ситуации выплаты пособий, алгоритмы оформления документов на получения определенных категорий выплат; государственное пенсионное страхование и его назначение; примеры банковских услуг и условия вкладов и кредитов; электронные деньги и пластиковые карты; страховые компании и страхование своих накоплений; инфляция; вопросы малого бизнеса; работа Центра занятости населения и правила трудоустройства.

Практические упражнения в процессе изучения данных тем дают возможность выпускникам быть уверенными в решении жизненноважных финансовых вопросов: расчет подоходного и пенсионного налогов; поиск информации через интернет-ресурсы; оформление пособия по безработице; расчет процентов по кредитам; выбор компании –страхователя; перевод электронных денег; использование пластиковых карт в расчетных операциях и их блокировка; осуществление финансовых операций через банкомат; открытие банковских вкладов; разработка бизнес-плана; осуществление интернет-входа на портал государственных услуг.


Повторение- 2ч

Данные часы направлены на практическое повторение в расчетах коммунальных услуг и налогов с заработной платы.



Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

9 класс (1 час в неделю)

урока

Название раздела, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


Введение

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы учителя

Практическая работа: отгадывают ребусы и кроссворды.

Основные понятия: Деньги. Финансовая грамотность.




Раздел № 1 «Деньги, их история, виды, функции» -6 ч



Деньги, история их появления.


1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы. Рассматривают металлические монеты, бумажные деньги. Приводят примеры товарных денег.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, присчитывают и отсчитывают деньги определенными купюрами.

Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Госзнак. Центральный банк. Фальшивые деньги.


Современные деньги России и других стран.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы.

Практическая работа: классифицируют деньги по принадлежности к различным странам, участвуют в игровых тренингах.

Основные понятия: Деньги. Банкноты. Монеты. Банк.


Купля – продажа. Товары и услуги.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы с опорой на жизненный опыт.

Практическая работа: экскурсия в магазин, совершают покупку, участвуют в игровых тренингах.

Основные понятия: Купля. Продажа. Товар. Магазин. Покупатель. Продавец. Товар. Услуга. Деньги. Сдача. Чек.


Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают правовую видеоконсультацию «Как и где потребитель может защитить свои права».

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, работают с документами «Права потребителя». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».


Основные понятия: Потребитель. Право. Консультация. Штрих-код.




Деньги фальшивые и настоящие.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Отличие настоящих денежных купюр от фальшивых». Отвечают на вопросы.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, определяют настоящие деньги по внешним отличительным признакам.

Основные понятия: Деньги. Фальшивомонетчик. Закон. Уголовная ответственность.


Обобщающий урок.

1

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование в рамках изученных тем раздела «Деньги, их история, виды, функции».


Раздел № 2 «Семейный бюджет» -8 ч



Потребности человека и семьи.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят анкетирование «мои потребности»

Основные понятия: Потребность. Семья. Член семьи. Расходы.


Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Потребительская корзина. Прожиточный минимум». Отвечают на вопросы.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, рассчитывают минимальный прожиточный минимум для семьи из нескольких человек.

Основные понятия: Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Потребитель. Товар.


Личный и семейный бюджет.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы. Объясняют причины, по которым люди делают сбережения. Описывают формы сбережения. Описывают последствия превышения расходов над доходами. Объясняют при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, составляют семейный бюджет на условных примерах, сравнивают потребительский и банковский кредиты, участвуют в деловой игре «Рациональный бюджет школьника».


Основные понятия: Доходы. Расходы. Кредит. Долги. Сбережения. Вклады.


Собственность. Доходы от собственности.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Участвуют в беседе.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах.

Основные понятия: Собственность. Доход. Наймы жилья. Кооператив.



Коммунальные услуги. Оплата жилья.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Оплата жилья»

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, решают экономические задачи «Правила пользования коммунальными услугами».

Основные понятия: Коммунальные услуги. Показания счетчиков. Квитанция.


Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Финансовое благополучие семьи»

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, решают задачи экономической направленности.

Основные понятия: Ресурсосбережение. Финансовое благополучие. Быт. Экономика.





Социальные льготы и выплаты для семьи.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Государственная поддержка семей». Участвуют в беседе. Приводят примеры категорий семей, нуждающихся в финансовой поддержке.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах,

Основные понятия: Социальная льгота. Поощрения. Выплата. Пособие. Семья. Многодетная семья. Мать - одиночка. Дети - инвалиды.


Обобщающий урок

1

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, в тестировании в рамках изученных тем раздела «Семейный бюджет».


Раздел № 3 «Экономические отношения семьи и государства» - 17 ч



Понятие о налогах и их типах.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы. Определяют виды налогов. Приводят примеры налогов. Объясняют, почему вводятся акцизные налоги. Описывают последствия невыплаты налогов для граждан. Приводят примеры выплаты налогов в семье.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, рассчитывают подоходный налог и НДС.

Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Налоговая система РФ.


Кредиты, виды кредитов.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Кредиты, основные виды кредитования»

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, определяют вид кредита по характеристике.

Основные понятия: Кредит. Договор. Погашение кредита. Платеж. Проценты по кредиту. Коммерческий кредит. Потребительский кредит.

Кредитная история.


Виды социальных пособий.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы. Объясняют, почему существуют социальные выплаты. Описывают ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводят примеры пособий.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, находят информацию о социальных выплатах через интернет-ресурсы.

Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.


Заработная плата.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Участвуют в беседе. Определяю круг профессий, через интернет-ресурсы узнают о заработной плате на рынке труда.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, рассчитывают подоходный налог с зарплаты.

Основные понятия: Заработная плата Рынок труда. Подоходный налог.


Пенсия.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Государственное пенсионное страхование».

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, расчет налога в Пенсионный фонд.

Основные понятия: Пенсия. Налог. Пенсионная система РФ. Государственное пенсионное страхование. Негосударственное пенсионное страхование.


Банковские услуги.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы. Приводят примеры банковских услуг. Описывают условия вкладов и кредитов. Объясняют, от чего зависит размер выплат по вкладу. Объясняют причины и последствия решений о взятии кредита. Объясняют условия кредита, приводят примеры.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, находят информацию о вкладах и кредитах через интернет-ресурсы, рассчитывают проценты по кредитам.

Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.



Электронные деньги.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Виды электронных денег».

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, составляют алгоритм перевода электронных денег через Яндекс-систему.

Основные понятия: Электронные деньги. Финансы. Банк. Ценные бумаги. Онлайн-платеж. Электронный расчет. Электронный кошелек. Сайт. Регистрация. Национальная платежная система.


Пластиковые карты. Правила пользования.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Смотрят работу банкомата при выполнении различных операций по переводу денег, оплате услуг. Участвуют в расчете пластиковой картой за покупку товара.

Практическая работа: экскурсия в банк участвуют в игровых тренингах, составляют алгоритм перевода денег через банкомат.

Основные понятия: Пластиковая карта. Банковская и кредитная карты. Код. Банк. Банкомат. Деньги.


Личные сбережения и банковские вклады.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Просматривают видеоролик «Работа агентства по страхованию вкладов». Отвечают на вопросы.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах.

Основные понятия: Банк. Вклад. Наличные. Сбережения. Счет. Депозит. Виды вкладов. Инфляция. Риск.


Инфляция. Причины и последствия.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах

Основные понятия: Инфляция. Банк. Сбережения. Деньги. Наличные.


Финансовое мошенничество.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Участвуют в беседе.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах. Вызов полиции по телефону, службу Сбербанка. Составления алгоритма по заблокированию пластиковой карты.

Основные понятия: Финансы. Мошенники. Электронные деньги.


Страхование.

1

Слушают объяснение учителя об участниках страхового рынка, личном страховании. Просматривают тематическую презентацию «Страховые накопительные программы». Просматривают видеоконсультацию «Мошенники на рынке страховых услуг».


Практическая работа: участвуют в игровых тренингах,

Основные понятия: Страховой рынок России. Страховые накопительные компании. Защита. Мошенники. Агент. Страхование.



Собственный бизнес.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию об организации бизнеса, стартовом капитале. Просматривают видеоролик о поддержке малого бизнеса в курганской области. Отвечают на вопросы. Сравнивают возможности работы по найму и собственного бизнеса.

Объясняют, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

Объясняют что такое бизнес-план.

Приводят примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, разрабатывают бизнес –план.

Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.



Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Участвуют в беседе. Смотрят видео «Алгоритм регистрации на портале гос.услуг»

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, выходят на интернет-страницу официального портала государственных услуг.

Основные понятия: Информационное общество. Портал государственных услуг. Регистрация. Личный номер. Код. Персональные данные.


Услуги службы занятости населению.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию. Отвечают на вопросы учителя.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах. Экскурсия в ГКУ ЦЗН Варгашинского района. Участвуют в беседе со специалистом центра.

Основные понятия: Услуга. Центр занятости. Профессия. Вакансия. Зарплата. Информация.


Валюта в современном мире.

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию «Валюта — денежная единица страны». Приводят примеры валют разных стран. Объясняют, что такое валютный курс. Находят информацию о валютных курсах через интернет-ресурсы.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах,

проводят расчёты с валютными курсами (с помощью калькулятора).

Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.



Обобщающий урок

1

Слушают объяснение учителя. отгадывают кроссворды.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование.


Повторение

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, в расчетах оплаты коммунальных услуг.

Основные понятия: коммунальные услуги.


Повторение

1

Слушают объяснение учителя. Просматривают тематическую презентацию.

Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, в расчетах подоходного налога и налога в пенсионный фонд с зарплаты специалистов разных профессий.

Основные понятия: Подоходный налог. Зарплата.










Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя

  1. Авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015). 

  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

  5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.

  6. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018

  7. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Материалы для родителей

  8. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  9. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  10. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  11. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Нормативные документы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30.12.2001 № 195-ФЗ

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

  2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"

  3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

  4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»


  1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»


  1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»




Литература для обучающихся


1. Татьяна Попова: "Волшебный банкомат. Детям об экономике". Сказка о вымышленном острове, на котором дети налаживают финансовую систему с нуля. Для детей от 5 лет.

2. Евгения Блискавка: "Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей". Книга дает ответы на самые главные вопросы о деньгах, от простого к сложному. Для детей от 5 лет.

3. Сергей Федин: "Финансовая грамотность" (в двух частях). Эта книга в России входит в школьную программу на уроках финансовой грамотности. Первая часть - теоретическая о деньгах, вторая - более практическая - о семейном бюджете. Для учеников 2-3 класса.

4. Бодо Шефер: "Пес по имени Мани или Азбука денег". Увлекательная и поучительная книга о том, как превращать мечту в цель и шаг за шагом достигать ее, от автора с мировым именем. Для детей 10-17 лет.

5. Джерри Бейли, Фелиция Ло: "Твои деньги". Книга рассказывает о том, как подростку самому зарабатывать деньги и не стать жертвой мошенников. Для среднего и старшего школьного возраста.

6. Игорь Липсиц: "Удивительные приключения в стране Экономика". Книга российского доктора экономических наук, который на сказочных примерах объясняет серьезные глобальные финансовые темы. Для среднего и старшего школьного возраста.

7. Роберт Кийосаки: "Богатый папа, бедный папа для подростков". Подростковая версия знаменитого бестселлера. Для старшего школьного возраста и старше.




Перечень Интернет-ресурсов

по учебному предмету «Финансовая грамотность»


1. http://www.fgramota.org/

Образовательный портал по финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ).

2. http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite&utm_medium=tizer&utm_term=finprosto&utm_campaign=tizersitesberbank

Раздел «Финансовое просвещение» сайта Сберегательного банка 

3. http://www.investor.ru/main

На сайте есть отдельная рубрика «Личные финансы».

4. http://www.ikpcenter.ru/

Сайт Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Программы по обучению финансовой грамотности для обучающихся и педагогов, а также всех желающих.

5. http://www.gorodfinansov.ru/  

«Город финансов» – качественно новый интернет-ресурс в области финансовой грамотности с независимой позицией и объективной информацией. В разделе «Личные финансы» находится «Школа денег» – http://www.gorodfinansov.ru/finfrteapot/

6. http://www.myinvestplan.ru/about/

Блог о финансах. Финансовая независимость и финансовая грамотность.

7. http://my-capital.narod.ru/

Этот сайт призван легко и доступно рассказывать вам о планировании вашего финансового благополучия. Где взять деньги, что делать с деньгами, основы финансового планирования и т. д.

8. http://www.cbr.ru/fingramota/

Данный раздел сайта Банка России посвящен повышению уровня финансовой грамотности граждан России всех возрастов и социального статуса. Также здесь можно найти информацию об истории Банка России и российской банковской системы в целом. Сказки и рассказы для детей. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2

9. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon

Информационные буклеты о признаках платежеспособности денежных знаков Банка России.

10. http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

Межрегиональная общественная организация (МОО) «Достижения молодых» – Junior Achievement Russia. Материалы по финансовой грамотности.

11. http://www.familyfinance.ru/  

Уроки здорового отношения к деньгам, которые позволят вам сформировать у детей правильное представление о том, что такое деньги.

12. http://www.fingramota.org

Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам.

13. http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

На этой страничке собраны интересные статьи о том, как научить детей управлять деньгами, зачем это нужно, что это даст и как это сделать.

14. www.finmarket.ru

Оперативные новости по финансовой тематике – российские и мировые.

15. www.rbc.ru

Информация о текущих ценах акций, курсах валют, других финансовых инструментах.

16. http://www.azbukafinansov.ru/

Универсальный портал по финансовой грамотности для школьников, студентов, взрослого населения, предпринимателей.

17.http://museum.micex.ru/

Музей Московской Межбанковской Валютной Биржи – это история биржевого дела в России, виртуальная коллекция с экспонатами.

18. http://www.mirkin.ru/

Специализированная электронная библиотека публикаций по финансовому рынку, инвестициям, ценным бумагам.





Перечень презентационного материала

по учебному предмету «Финансовая грамотность»

Наименование

Формат

Кол-во

Что такое «Финансовая грамотность»?

Презентация

1

Деньги любят счет!

Видеоролик

1

История денег Российского государства

Презентация

1

Современные деньги России и других стран

Видеоролик

1

Купля-продажа

Видеоролик

1

О защите прав потребителей

Видеоролик

1

Отличие настоящих денег от фальшивых

Презентация

1

Потребности человека и семьи

Презентация

1

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

Презентация

1

Собственность. Доходы от собственности.

Видеоролик

1

Оплата жилья.

Презентация

1

Финансовое благополучие семьи.

Презентация

1

Государственная поддержка семьи.

Презентация

1

Налоги и их типы.

Презентация

1

Кредиты, основные виды кредитования.

Презентация

1

Виды социальных пособий

Презентация

1

Заработная плата

Презентация

1

Пенсия

Презентация

1

Банковские услуги.

Презентация

1

Электронные деньги

Презентация

1

Пластиковые карты. Правила пользования.

Презентация

1

Работа агентства по страхованию вкладов.

Видеоролик

1

Финансовое мошенничество.

Видеоролик

1

Страхование

Презентация

1

Поддержка малого бизнеса в Курганской области

Видеоролик

1

Портал государственных услуг.

Видеоролик

1

Служба занятости населения.

Видеоролик

1

Валюта в современном мире.

Презентация

1

Управление личными финансами

Развивающий мультфильм

1

Азбука денег. Уроки тетушки Совы.

Развивающий мультфильм

1

Азбука финансовой грамотности. Смешарики:

Развивающий мультфильм

Райский остров» и «Благородное дело» — про инвестирование.

Развивающий мультфильм

1

«Золушка» — про кредит.

Развивающий мультфильм

1

«Кактус в мешке» — история про договор купли-продажи.

Развивающий мультфильм

1

«Чёрный день» — про накопления.

Развивающий мультфильм

1

«Лучший из лучших» — про распределение бюджета.

Развивающий мультфильм

1

«Есть ли у вас план?» — про то, как ставить финансовые цели и к ним идти.

Развивающий мультфильм

1

«На всякий случай» — про страхование имущества, которое помогает компенсировать потери при наступлении неожиданных бед.

Развивающий мультфильм

1

Как работает экономика.

Развивающий мультфильм

1


Фиксики:

Развивающий мультфильм


«История вещей — деньги» — что такое деньги. 

Развивающий мультфильм

1

«Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот.

Развивающий мультфильм

1

«Деньги» — ссориться из-за денег с родными людьми глупо.

Развивающий мультфильм

1

«Поход в магазин». Три кота.- о планировании покупок .

Развивающий мультфильм

1






ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Материалы для оценки освоения содержания учебного материала


Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса.

Индивидуальный устный опрос.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету, событию.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен
для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предмету используются тестовые контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи у учащихся.

В процессе обучения финансовой грамотности осуществляется мониторинг усвоения пройденного материала, который формируется в конце года на основании выше указанных материалов. Учителем отслеживаются личностные и предметные результаты каждого ученика. Все показатели заносятся в мониторинговые таблицы по каждому показателю (Приложение 3).На основании чего делаются выводы по усвоению программного материала по учебному курсу «Финансовая грамотность ».











Приложение 2













КИМы

9 класс















Примерные вопросы для тестовых заданий

Тест № 1


Фамилия, имя_________________________________________________



Раздел № 1 «Деньги, их история, виды, функции»

  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Кто является определителем видов денежных знаков:
А. Банки
Б. Население
В. Государство



  1. Отметьте знаком + название денег, которые относятся к России

  1. Рубль

  2. Доллар

  3. Фунты

Д. Гривны


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена, купли- продажи называется

  1. Услуга

  2. Товар

  3. Деньги


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Каким законом регулируется процесс оказания и качества услуг в России?

  1. Земельным кодексом РФ

  2. Гражданским кодексом РФ

  3. Налоговым кодексом РФ

Д. Законом о защите прав потребителей РФ



  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

К отличительным признакам фальшивых денежных купюр относятся

А. Скрытые радужные полосы

Б. Фамилия президента России на лицевой стороне купюры

В.Ныряющая металлическая нить

С.Герб, выполненный цветопеременной краской.

Д. Скрытое изображение


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Укажите пару профессий, в которых осуществляется процесс купли- продажи?

А. водитель –пассажир

Б. продавец-покупатель

В. врач- больной


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Штриховой код необходим:

А) Для установления цены на продукцию.

Б) Для наиболее высокого спроса на продукцию.
В) Для осуществления контроля над качеством


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Что обозначают первые три цифры штрихового кода:

А) Уникальный номер предприятия.
Б) Страна, где зарегистрировано предприятие.
В) Вид товара.


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в России называется…

А. потребительская корзина

Б. прожиточный минимум

В. бюджет семьи




  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Что из перечисленного не входит в потребительскую корзину?

А.одежда и обувь

Б.оплата жилья и коммунальных услуг

В.набор продовольственных товаров

Г.оплата ежегодного отпуска гражданина




Ответы на вопросы теста № 1



  1. В

  2. А

  3. В

  4. Д

  5. АВСД

  6. Б

  7. В

  8. Б

  9. Б

  10. Г




Примерные вопросы для тестовых заданий

Тест № 2


Фамилия, имя_________________________________________________



Раздел № 2 «Семейный бюджет»

1. Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета:
а) 1 месяц
б) 1 год
в) 1 неделя

2. Как называется общая сумма, заработанная всеми членами семьи за месяц:
а) финансы семьи
б) доход семьи
в) заработок семьи

3.Отметьте знаком + правильный ответ.

Потребитель электрической энергии оплачивает ...

А) расход электроэнергии на каждого члена семьи; 
Б) время использования электроэнергии; 

В) общую мощность используемых электроприборов;
Г) расход энергии за определенное время.



4. Как называется оплата труда за проделанную работу:
а) сдельная
б) фактическая
в) премиальная

5. Какие траты семьи не являются первостепенными:

а) продукты питания

б) коммунальные платежи

в) поездка в экзотическую страну


6. План доходов и расходов семьи – это пример:


а) семейных потребностей

б) семейных накоплений

в) семейного бюджета


7. Константин – студент и получает стипендию. В его семье стипендия представляет:
а) постоянный расход
б) произвольный доход
в) фиксированный доход


8.Выберите правильное высказывание:
а) К фиксированным доходам семьи относится пенсия, которую получает бабушка. +
б) В соответствии с Трудовым кодексом до 16 лет ребёнок не может поступить на работу.
в) Личное подсобное хозяйство не учитывается в структуре семейного бюджета.

9.Доходом семьи НЕ является:
а) зарплата
б) плата за квартиру
в) стипендия

10. Выберите правильное высказывание:
а) К фиксированным доходам семьи относят доход от коммерческой деятельности членов семьи.
б) К обязательным расходам семьи относится оплата коммунальных услуг.
в) К необязательным расходам семьи относится оплата коммунальных услуг.



Ответы на вопросы теста № 2

  1. а

  2. б

  3. в

  4. а

  5. в

  6. в

  7. в

  8. а

  9. б

  10. б



























Примерные вопросы для тестовых заданий


Тест № 3


Фамилия, имя_________________________________________________



Раздел № 3 «Экономические отношения семьи и государства»

  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

К федеральным налогам относится
А. Налог на НДС
Б. Транспортный налог
В. Земельный налог



  1. Отметьте знаком + правильный ответ

Коммерческое доверие; предоставление товаров или денег в долг называется

А. Ссуда
Б. Кредит
В. Долг


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Кредитные карты, имеющие программы лояльности и предлагающие льготы и скидки, требуют:

А. Высоких доходов

В. Доказательства того, что заявитель является частым путешественником

С. Страхования во время путешествий


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Фактор, который наиболее важен для оценки заёмщика кредитором:

А. Продолжительность кредитной истории

В. История выплат и платежей по кредиту

С. Новый кредит



  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Виды социального пенсионного обеспечения …

 А. По старости

Б. По случаю потери кормильца

В. По инвалидности

Г. По безработице


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Какая самая распространенная форма заработной платы:
А. Сдельная
Б. Понедельная
В. Помесячная


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

 Основные банковские услуги – это

А.Хранение ценностей

Б.Валютный обмен

В. Как валютный обмен, так и хранение ценностей


  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Совершеннолетняя Анна Ивановна решила завести кредитную карту. В какую организацию ей следует обратиться для оформления кредитной карты?


А. В банк

Б. В налоговую службу

В. По месту работы



  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Вам пришло письмо на электронную почту: «Ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки пройдите по ссылке, введите номер карты и её PIN-код». Ваши действия?

А.Перейду по ссылке и введу данные.

Б.Введу данные и положу на карту ещё денег, чтобы её больше не блокировали.

В.Порекомендую ссылку другу— на случай, если и у него возникнут проблемы с картой.

Г.Не буду переходить по ссылке и вводить свои данные. Позвоню в банк и попробую разобраться в ситуации.



  1. Отметьте знаком + правильный ответ.

Вам пришло сообщение, что нужно заплатить по квитанции за электричество. Но указанные реквизиты не совпадают с теми, по которым вы платите обычно. Что вы сделаете?

А.Заплачу по указанным реквизитам.

Б.Спрошу у соседей, менялись ли у них реквизиты.

В.Не стану платить.

ГПозвоню в Энергосбыт и уточню, не менялись ли реквизиты, если не менялись - повешу объявление в подъезде, чтобы соседи не попались.


Ответы на вопросы теста № 3

  1. А

  2. Б

  3. А

  4. В

  5. АБВ

  6. В

  7. В

  8. А

  9. Г

  10. ВГ



Приложение 3



Личностные результаты

Диагностика сформированности личностных результатов проводится на конец учебного года.


О тсутствует полностью – 0 (чёрный цвет)

В ыполняет частично – 1 (синий цвет)

Н аходится в стадии формирования (выполняет с помощью) – 2 (зелёный цвет)

П олностью сформировано (выполняет самостоятельно) – 3 (красный цвет)





















Данные о сформированности личностных результатов ________ уч. год 9 класс











п/п



Ф. И. обучающегося

Осознание себя как члена семьи, общества и государства.

Понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении.

Понимание финансовых связей семьи и государства.

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки.

Планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка.

Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Участие в принятии решений о семейном бюджете.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.





 

 

 

 

 

 



 





























































































































































 

 

 

 

 

 



 









Предметные результаты


Оценивание предметных результатов проводится в конце учебного года (май).



Н еудовлетворительно 0 – 34 % (чёрный цвет)

У довлетворительно 35 – 50 % (синий цвет)

Х орошо 51 – 65 % (зелёный цвет)

О тлично свыше 65 % (красный цвет)























Данные о сформированности предметных результатов ________ уч. год 9 класс






п/п


Ф. И. обучающегося

Знание видов денег.

Решение задач с денежными расчётами.

Различение товарных и символических денег.

Счет наличных денег (купюры и монеты).

Знание структуру семейного бюджета.

Соотнесение вида страхования с целью страхования.

Знание и различение основных налогов в РФ.

Расчет суммы налога (например подоходного).

Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Знание общих правил создания собственного бизнеса.

Составление простейшего бюджета семьи, расчет дефицита семейного бюджета.

Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ.

Оценивание своего уровня жизни и планирование финансовых доходов и расходов в соответствии с прожиточным уровнем.

Знание энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи.

Произведение безналичных платежей, внесение денежных купюр в платежный терминал.

 

 

 

 

 

 



 








































































































































































 

 

 

 

 

 



 








28