СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре 1 - 4 класс 2019 - 2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 1 - 4 класс 2019 - 2020 учебный год»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 87»

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей политехнического цикла

_____________ Супонева И.М

Протокол № 1

от «29» августа 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Мякишева Л.Л.

«30» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ №87

_______________

Е.П. Соболевская

Приказ №121 от «1» сентября 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Супоневой Ирины Михайловны

учителя физической культуры, по учебному предмету

«Физическая культура»

1 – 4 класс

















г. Оренбург

2019 г.






1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Формирование первоначальных представлений о физической культуре и здоровом образе жизни, понимание обучающимися значимости здорового, физически активного образа жизни как фактора разностороннего гармоничного развития личности, успешной учебной деятельности и социализации;

2. Формирование умения использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, оптимизации физического развития и двигательной подготовленности в процессе самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной деятельности;

3. Обогащение двигательного опыта и формирование умения взаимодействовать в команде в процессе овладения жизненно важным фондом двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, приёмов базовых видов спорта, подвижных игр и элементов спортивных игр, направленного воспитания физических качеств и сопряжённых с ними двигательных способностей;

4. Формирование навыка оценки эффективности физкультурной деятельности, освоение правил безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной активности;

5. Формирование позитивного отношения к физической культуре и здоровому физически активному образу жизни, в том числе в процессе физического самовоспитания.

1 класс

Личностные результаты:

– активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

– характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

– общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

– анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

– видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

– оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

– управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;

– изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

– оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;

– организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

– бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;

– организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеристика физической нагрузки по показателю час-игры, пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

– подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

– нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

– выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.



В результате первого года изучения учебного предмета «Физическая культура» ученик научится:

– выполнять правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями. Соблюдать правила личной гигиены и гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями;

– иметь представление о здоровье, о важности ведения активного образа жизни; о культурном значении Олимпийских игр древности;

– соблюдать режим дня; поддерживать правильную осанку на уроках и в быту;

– соблюдать простейшие правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь применять их в повседневной жизни;

– принимать исходные положения, стойки, положения рук, ног и туловища;

– правильно выполнять изученные: строевые команды; комплексы общеразвивающих упражнений (на месте, в движении, с предметами); разновидности ходьбы с сохранением правильной осанки, различным положением рук, игры и игровые задания для закрепления навыка ходьбы; разновидности бега, игровые задания для бега (эстафеты), переключаться с одного вида бега на другой; разновидности прыжков с места и с разбега, через различные препятствия, игры, игровые задания для закрепления навыка прыжков; способы метания на заданное расстояние левой и правой рукой, игры, игровые задания для метания; правильно метать малый мяч в горизонтальную и вертикальную цель с небольшого расстояния; броски набивного мяча из различных и. п. двумя руками из-за головы (0,5 кг); разновидности лазаний и перелезаний, игровые задания с лазаньем и перелезанием (по горизонтальной, наклонной, вертикальной плоскости, гимнастической стенке, канату (1-1,5 м), преодолевать полосу препятствий; элементы спортивных игр с мячом; технические приемы и способы передвижения на лыжах; подводящие упражнения и игровые упражнения для подготовки к плаванию;

– демонстрировать технику кувырка вперед в группировке;

– сохранять равновесие при выполнении изученных упражнений и в процессе подвижных игр;

– правильно и эстетически выразительно выполнять изученные танцевальные шаги;

– регулярно выполнять домашние задания, включая их в свой режим дня.



2 класс

Личностные результаты:

– активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

– характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

– общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

– анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

– видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

– оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

– управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;

– изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

– оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;

– организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

– бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;

– организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеристика физической нагрузки по показателю час-игры, пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

– подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

– нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

– выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.

В результате второго года изучения учебного предмета «Физическая культура»

ученик научится:

– выполнять правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями и подвижными играми; – объяснять значение и преимущества здорового физически активного образа жизни для учащихся;

– соблюдать правила и требования к здоровому физически активному образу

жизни (режим дня, гигиена, правильное питание);

– рекомендации по организации двигательного режима с учетом своего возраста и класса;

– правила выполнения правильного дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

– правила выполнения гигиенических процедур;

– рассказывать когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности; называть легендарных спортсменов в любимом виде спорта;

– рассказывать о ВФСК ГТО, его ступенях, нормативных требованиях, уровнях

трудности и знаках отличия;

– правильно выполнять изученные строевые команды, упражнения, перестроения, игры с элементами строя;

– комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе с включением сложно-координационных двигательных действий и игр, требующих проявления координации движений, из различных и. п. (стойки, упоры, седы, висы), комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений для формирования правильной осанки и свода стопы;

– разновидности ходьбы, игры и игровые задания с элементами ходьбы (изменять направление по заданным ориентирам, длину и частоту шагов, темп движения);

– разновидности бега, игровые задания для отработки техники бега (высокий старт, «челночный» бег); демонстрировать навыки бега на заданное время с правильным распределением сил по дистанции;

– разновидности прыжков с места и с разбега, игры, игровые задания для закрепления навыка прыжков;

– способы метания, игры, игровые задания для метания; броски набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх из положения стоя ноги на ширине плеч, лицом в сторону метания, снизу вперед-вверх из того же и. п.; метать малый мяч на дальность, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (2 х 2 м) с расстояния 3-4 м;

– разновидности подтягиваний и перелазаний через различные предметы; игры, игровые задания с лазаньем и перелезанием;

– висы; упражнения в упоре лежа и упоре стоя на коленях;

– акробатические упражнения и связки;

– элементы спортивных игр;

– технические приемы и способы передвижения на лыжах, подъемы ступающим шагом, передвижение на лыжах с палками в медленном темпе;

– подводящие упражнения к плаванию;

– тесты для оценки уровня физической подготовленности; стремиться выполнять их с установкой на индивидуально доступный максимальный результат;

– сохранять равновесие;

– правильно и эстетически выразительно выполнять изученные танцевальные шаги;

– правильно прыгать в воду;

– добиваться положительной динамики прироста уровня развиваемых физических качеств и двигательных способностей;

– выполнять домашние задания, включая их в свой режим дня.

3 класс

Личностные результаты:

– активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

– характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

– общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

– анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

– видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

– оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

– управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.



Предметные результаты:

– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;

– изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

– оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;

– организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

– бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;

– организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеристика физической нагрузки по показателю час-игры, пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

– подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

– нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

– выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.



В результате третьего года изучения учебного предмета «Физическая культура» ученик научится:

– определять символику Олимпийских игр, смысл различных символов; почему мы гордимся нашими героями-олимпийцами; ценности олимпизма; показатели своего физического развития; правила измерения длины и массы тела, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания; правила предупреждения переохлаждения на занятиях по лыжной подготовке и оказания первой помощи;

– выполнять правильно изученные: строевые команды, упражнения, перестроения, игры с элементами строя;

– общеразвивающие упражнения (на месте, в движении, с предметами), в том числе с включением сложно-координационных упражнений и игр, требующих проявления координации движений, комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений для поддержания правильной осанки и укрепления свода стопы;

– разновидности бега, игровые задания для бега;

– разновидности прыжков с места и с разбега (толчком двух ног с поворотом на

180°, в глубину (с высоты до 50 см.), в высоту с разбега, с короткой скакалкой), игры, игровые задания для закрепления навыка прыжков;

– способы метания, игры, игровые задания для метания; метать малый мяч на дальность на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель;

– разновидности подтягиваний, лазаний и перелезаний, игры, игровые задания с лазаньем и перелезанием;

– акробатические упражнения и связки (2 - 3 кувырка вперед, «мост» из положения лежа на спине, стойка на лопатках);

– игровые задания и игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): стойки, перемещения, ведения мяча, способы ловли и передачи мяча, броски мяча, удары по мячу;

– технические приемы и способы передвижения на лыжах;

– подводящие упражнения к плаванию, плавание с помощью ног, плавание с помощью рук, проплывание отрезков в полной координации движений;

– правильно эстетически выразительно выполнять упражнения (шаги, упоры) в равновесии на бревне;

– эстетически выразительно выполнять изученные танцевальные шаги;

– распределять свои силы при ходьбе на лыжах на 1-1,5 км.;

– прыгать в воду, проплыть 10-12 м. и более;

– выполнять тесты для оценки уровня физической подготовленности с установкой на индивидуально доступный максимальный результат и оценивать свое физическое развитие и двигательную подготовленность;

– оценивать воздействие нагрузки на организм в процессе выполнения упражнений;

– добиваться положительной динамики прироста показателей развиваемых физических качеств и двигательных способностей;

– регулярно выполнять домашние задания и добиваться повышения результата; – использовать изученные физические упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр в процессе физического самовоспитания.

4 класс

Личностные результаты:

– активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

– характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

– общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

– анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

– видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

– оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

– управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;

– изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

– оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;

– организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

– бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;

– организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеристика физической нагрузки по показателю час-игры, пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

– подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

– нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

– выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.

В результате четвертого года изучения учебного предмета «Физическая культура» ученик научится:

– рассказывать о прошлых и современных достижениях отечественных олимпийцев;

– применять методы контроля и самоконтроля физического развития и физической подготовленности (простейшие функциональные пробы и тесты);

– давать оценку величине нагрузки (высокая, средняя, низкая) при развитии двигательно-координационных и кондиционных способностей, руководствуясь субъективными ощущениями, и информировать о нагрузке учителя;

– выполнять правильно изученные:

– строевые команды, упражнения, игры с элементами строя;

– общеразвивающие упражнения (на месте, в движении, с предметами), в том числе с включением сложно-координационных упражнений и игр, требующих проявления координации движений, комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений для поддержания правильной осанки (с предметом на голове) и укрепления свода стопы;

– разновидности бега, игровые задания для развития беговых способностей; бегать с максимально доступной для себя скоростью на короткую дистанцию на результат;

– разновидности прыжков с места и с разбега, игры, игровые задания для закрепления навыка прыжков, прыгать на максимально доступный для себя результат, на расстояние в заданное время (6 мин.);

– способы метания, игры, игровые задания для метания; метание малого мяча на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4-5 м.; метание набивного мяча (1 кг.) из положения стоя лицом снизу вперед-вверх на дальность, на заданное расстояние;

– разновидности подтягиваний, лазаний, перелезаний с подсаживанием через гимнастического коня; переползание с грузом на спине, игры, игровые задания с лазаньем и перелезанием;

– акробатические упражнения и связки;

– игровые задания и игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол); - технические приемы и способы передвижения на лыжах;

– подводящие упражнения к плаванию; – уметь правильно: - распределить свои силы при ходьбе на лыжах на 2 км.;

– проплыть в полной координации 25 м. и более на груди, 25 м. и более на спине;

– сравнивать результаты тестов, стремиться повысить свой уровень двигательной подготовленности, добиться положительной динамики прироста показателей развиваемых физических качеств и двигательных способностей;

– регулярно выполнять домашние задания и добиваться повышения результата;

– использовать изученные физические упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр в процессе физического самовоспитания;

– приобретать опыт самоконтроля за своим функциональным состоянием в процессе выполнения физической нагрузки различного характера.

Выпускник научится:

– выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, лазание по гимнастической скамейке, равновесие, опорный прыжок на горку матов, вскок в упор на колени, соскоком со взмахом рук вверх, перелазание через гимнастического коня, перекаты, стойка на лопатках, кувырок вперед, кувырок назад, мост, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, прыгать через скакалку самостоятельно, крутить обруч, выполнять разминку на месте, подтягиваться, отжиматься;

– пробегать 30 и 60 м. на время, выполнять челночный бег, метать мяч на дальность и метание на точность, прыгать прыжки в длину с места и с разбега, проходить полосу препятствий, выполнять чередование ходьбы и бега, эстафетный бег, развивать выносливость до 4 мин., бросать набивной мяч способами «из-за головы», пробегать дистанцию 300 м.;

– освоить стойку лыжника, передвигаться на лыжах скользящим шагом с палками, попеременно двухшажным ходом, повороты переступанием на месте и в движении, подъем на склон в средней и низкой стойке, спуск со склона в средней и низкой стойке, проходить дистанцию 500 м., 1 км., 1,5 км., 2 км., играть в подвижные игры на лыжах «Накаты» и «Подними предмет»;

– ловить и передавать мяч на месте и в движении, бросать мяч двумя руками от груди, бросать мяч в баскетбольное кольцо, выполнять ведение мяча на месте и в движении правой и левой рукой, ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Играть в подвижные игры «Бросай-поймай», «Выстрел в небо», «Мяч в обруч», «Прыжки по полосам», «Бросай далеко», «Волк во рву». Играть в игру «Мини-баскетбол».

Выпускник получит возможность научиться:

– выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

– охарактеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

– планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности;

– целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

– выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;

– сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

– выполнять легкоатлетические упражнения;

– выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

– играть в подвижные игры с элементами баскетбола;

– выполнять передвижения на лыжах;

– выполнять тестовые упражнения для оценки динамики.



2. Содержание учебного предмета.

1 год обучения:

Физкультурные и сопряженные с ними знания. Основы знаний: техника безопасности. Правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке). Правила поведения во дворах, на игровых площадках, школьных спортивных площадках во внеучебное время и меры предупреждения травматизма. Гигиенические знания. Сведения о режиме дня и личной гигиене. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы. Здоровый физически активный образ жизни. Сведения о режиме дня первоклассника. Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня для здоровья, хорошего настроения, учебы, отдыха. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Правила выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики; упражнений для формирования правильной осанки. Правила подвижных игр. Олимпийские игры древности. Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни. Строевые упражнения «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»; повороты кругом на месте, рапорт учителю; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. Общеразвивающие упражнения. Упражнения для рук, туловища, ног, без предметов, с предметами: гимнастической палкой, мячом, скакалкой, упражнения для формирования правильной осанки. Основные положения рук, движения руками, основные движения туловищем и ногами из различных исходных положений (и. п.) - основной стойки, упора присев, сидя на полу; комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, выполнение изученных упражнений под музыку. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения. Группировка: в приседе, из положения сидя на полу, из положения лежа на спине; постановка рук, положение головы перед кувырком вперед; перекат в группировке, из положения лежа на животе и упора стоя на коленях; кувырок вперед в группировке. Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке произвольным способом, по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание на горизонтальной скамейке в положении лежа на животе; перелезание через горку матов, гимнастическую скамейку. Упражнения в равновесии. Стойка на носках; стойка на одной ноге, вторая нога согнута (на полу, гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, по прямой линии на полу; перешагивание через мячи, повороты на 90 - 180°. Висы и упоры: висы и упоры на низкой гимнастической перекладине. Танцевальные упражнения: танцевальные упражнения: шаги с подскоком, приставные шаги левым, правым боком вперед; шаги галопом в сторону. Легкоатлетические упражнения. Ходьба: обычная с сохранением правильной осанки, на носках, пятках, в полуприседе, по разметкам средним и широким шагом, переступая через препятствия, по линии, ходьба под музыку. Бег: в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением направления по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках, с подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег; бег под музыку. Прыжки: в длину с места толчком двух ног, через резинку; в длину с малого (5 - 6 шагов) разбега; через скакалку; через длинную скакалку. Метания. Броски и ловля малого мяча одной и двумя руками, перебрасывание из руки в руку; метание малого мяча на заданное расстояние левой и правой рукой из положения стоя лицом в сторону метания; броски набивного мяча (0,5 кг) двумя руками из-за головы; из положения стоя, двумя руками снизу вперед-вверх. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах. Стойки на лыжах - основная, высокая, низкая; ступающий и скользящий шаги без палок и с палками; повороты переступанием на месте, подъем лесенкой, спуски в высокой стойке. Плавание. Упражнения для освоения с водой. Приседания с погружением в воду с головой. Выдох в воду. Доставание предметов со дна, открывая глаза в воде. Скольжение лежа на груди; скольжение лежа на спине. Движения ног способом «кроль» с опорой о дно, о бортик бассейна. Скольжение после отталкивания с движениями ног способом «кроль» на спине, на груди. Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр. Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): Элементы баскетбола: ловля и передача, броски и ведение мяча: индивидуально, в парах, стоя на месте и с перемещением. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). Подвижные игры на материале баскетбола с ловлей и передачей мяча на ближней дистанции. Элементы волейбола: согласованные действия при подбрасывании, метании, ловле и передаче мяча с учетом требований к основе техники - бросок мяча от груди, вверх с одной руки, удар о пол и ловля мяча; броски мяча о стену и ловля сверху двумя руками; броски мяча на точность. Подвижные игры на материале волейбола с подбрасыванием и ловлей мяча. Элементы мини-футбола: ведение мяча змейкой вокруг кеглей, удары по мячу правой и левой ногой с расстояния 2 - 3 метра в парах и шеренгах. Подвижные игры с элементами футбола. Строевые упражнения. Игры для подготовки к строю и на развитие внимания. Общеразвивающие упражнения. Элементы спортивных единоборств. Игры для совершенствования координации движений. Бег. Игры с бегом для совершенствования навыка бега. Прыжки. Игровые задания. Игры с прыжками. Метания. Игровые задания. Игры с метанием. Лазанье и перелезание. Игровые задания. Игры с лазаньем и подлазанием. Упражнения в равновесии. Игровые задания. Передвижение на лыжах. Игровые задания. Плавание. Игровые задания. Физическая подготовка и физическое совершенствование. Подвижные игры и игровые задания используются в первом и последующих классах на уроках ФК для совершенствования изучаемых двигательных умений, навыков, способов деятельности, развития координационных и кондиционных двигательных способностей. В первом классе развиваются такие координационные способности, как согласование своих действий с действиями группы; ориентация в пространстве; чувство времени; дифференцировка пространственных параметров движения; дифференцировка временных параметров движения; дифференцировка скоростно-силовых параметров движения; согласованность движений различными частями тела; чувство ритма; чувство равновесия; точность реагирования; быстрота реагирования. К кондиционным способностям, развиваемым в первом и последующих классах, относятся скоростные, силовые, скоростно-силовые способности, выносливость к умеренным нагрузкам, гибкость.



2 год обучения:

Физкультурные и сопряженные с ними знания. Основы знаний: техника безопасности. Правила поведения при несчастных случаях. Правила поведения учащихся на воде, поведение в экстремальной ситуации. Гигиенические знания. Значение занятий физическими упражнениями на воздухе в различное время года. Правила дыхания при выполнении различных общеразвивающих физических упражнений. Правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, во время купания и занятий плаванием. Здоровый физически активный образ жизни. Основные правила здорового физически активного образа жизни учащегося начальной школы. Методика самостоятельных занятий. Правила выполнения: «челночного» бега; подтягиваний в висе (лежа, стоя); поднимания и опускания туловища из положения лежа на спине; бега на 30 м., шестиминутного бега. Правила применения физических упражнений для повышения умственной работоспособности во время выполнения домашних заданий (физкультминутки, физкультпаузы). Правила проведения подвижных игр. Олимпийский путеводитель. Возрождение Олимпийских игр. Современные олимпийские легенды. Олимпийские чемпионы. Что такое ГТО, ступени, нормативные требования, уровни трудности. Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни. Строевые упражнения. Расчет на «первый-второй», размыкание и смыкание приставными шагами, команды; перестроения из одной шеренги в две, из двух в одну, из колонны по одному в колонну по два; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры, с выполнением команд. Общеразвивающие упражнения. Выпады вперед, в сторону, назад с одновременным подниманием рук в стороны, вверх, отведением назад; приседание с одновременным подниманием рук в стороны, вверх; круговые движения рук в основной стойке; круговые движения рук в выпадах; наклоны вперед в положении сидя, стоя ноги вместе, ноги врозь; выполнение упражнений под музыку. Элементы спортивных единоборств на примере дзюдо. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения. Быстрая группировка с последующей ее фиксацией: из основной стойки руки вверху ладонями вовнутрь; из упора присев; из положения лежа на спине, руки вверху ладонями вовнутрь; кувырок вперед в группировке; стойка на лопатках согнув ноги; перекат вперед в упор присев из стойки на лопатках с согнутыми ногами; перекат в сторону прогнувшись из положения лежа на груди, руки вверх; перекат в сторону в группировке из стойки на коленях. Лазанье, перелезание, переползание, подтягивание. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, лежа ни животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке в горизонтальном направлении приставными шагами с попеременным перехватом рук, в вертикальном направлении разноименным и одноименным способами; перелазание через бревно, опираясь руками и ногами, поочередно перенося ноги из седа поперек на правом (левом) бедре и продольно, перенося правую (левую) ногу; переползание на четвереньках, на коленях через горку матов; подтягивание на руках, лежа на животе и бедрах; в висе стоя на перекладине (мальчики), из виса лежа (девочки). Упражнения для формирования правильной осанки. У вертикальной плоскости: подняться на носки и опуститься на стопу; поднять вперед согнутую ногу с последующим выпрямлением, отведением в сторону и опусканием; касаясь спиной плоскости, наклоны влево и вправо; с предметом на голове – приседание и вставание; встать на гимнастическую скамейку и сойти с нее; лазание в горизонтальной плоскости по гимнастической стенке. Упражнения на осанку в движении. Упражнения в равновесии. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; то же на носках; то же с поднятыми руками на полу, на скамейке; бег по гимнастической скамейке, ходьба по бревну (высота 60 см); повороты кругом, стоя на бревне, повороты кругом при ходьбе на носках по бревну, рейке гимнастической скамейки. Висы и упоры: упражнения в висе стоя и в висе лежа; в висе спиной к гимнастической стенке – сгибание и разгибание ног; вис (на низкой перекладине, на кольцах): обычный; завесом одной и двумя ногами; согнувшись; прогнувшись; на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, из седа ноги врозь; упражнения в упоре лежа и упоре стоя на коленях, в упоре (на бревне, гимнастической скамейке). Танцевальные упражнения; ходьба с танцевальными движениями рук лицом и спиной вперед, скрестным шагом; физические упражнения под музыкальное сопровождение; сочетания (2-4) элементов техники в комбинацию: бега, шагов, прыжков, упоров, седов, поворотов, наклонов, вращений, равновесия с различным положением рук; эстафеты: с мячом; с обручем; со скакалкой (прыжки через скакалку). Легкоатлетические упражнения. Ходьба: на носках, сохраняя осанку, руки на поясе, за голову, вверх, в стороны, быстрым шагом в полуприседе, приседе, широким шагом, пружинящим шагом, на внешней стороне стопы, поднимая высоко бедро («шаги журавлика»), переваливаясь с ноги на ногу («шаги медвежонка»). Бег: с высокого старта, на месте, по "кольцам", по линии, "змейкой", челночный, на заданное расстояние и время, под музыку, "челночный" 3х10 м. Прыжки: в длину с разбега, в сторону толчком двух ног, на двух ногах по разметкам, на одной ноге «по квадратам», в глубину с мягким приземлением, через препятствие, с короткой скакалкой - одна нога впереди, вторая сзади. Броски и метания: набивного мяча (0,5 кг.) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя, ноги на ширине плеч, лицом в сторону метания, снизу вперед-вверх из того же исходного положения на дальность, малого мяча с места на дальность из положения стоя лицом в направлении метания, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цели (2х2 м) с расстояния 3–4 м. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах. Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Спуски на лыжах с малого уклона (до 15°). Подъемы ступающим шагом. Передвижение на лыжах с палками в медленном темпе до 800 метров. Плавание. Общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения на суше и в воде. Упражнения для освоения с водой. Приседания с погружением в воду с головой. Выдох в воду. Доставание предметов со дна, открывая глаза в воде. Скольжение лежа на груди; скольжение лежа на спине. Движения ног способом «кроль» с опорой о дно, о бортик бассейна или с поддержкой партнера, стоящего на месте. Скольжение после отталкивания с движениями ног способом «кроль» на спине, на груди. Выдохи в воду с поворотом головы, согласование движений рук с дыханием (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Плавание с доской. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой с различными положениями другой руки (вдох в сторону руки, выполняющей гребок). Спад в воду из положения сидя на бортике, руки вверху, голову не наклонять, смотреть вперед-вниз. Соскок в воду вниз ногами (при различных положениях рук). Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр. Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): подвижные игры с элементами мини-футбола: удар по неподвижному и катящемуся мячу; ведение и остановка мяча. Подвижные игры на материале баскетбола с ловлей и передачей мяча. Подвижные игры на материале волейбола с подбрасыванием и ловлей мяча. Элементы баскетбола: броски и ловля мяча в парах; ловля и передача мяча: в парах с одним-двумя мячами; в группе в кругу с мячами у каждого игрока; броски мяча двумя руками от груди, в поставленную корзину, в подвешенные обручи; бросок мяча в баскетбольное кольцо «снизу»; ведение мяча; бросок мяча в низкое баскетбольное кольцо способом «сверху». Элементы волейбола и их сочетания: бросок мяча сверху двумя руками с выпрямлением рук в локтевых суставах; ловля мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении; бросок мяча через сетку (в зоны). Элементы мини-футбола: перемещения по площадке без мяча и с мячом, остановки, повороты, ускорения без мяча, удары по неподвижному мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в различных направлениях без учета времени; удары по воротам; прием и остановка мяча с ближнего расстояния (2-3 м). Строевые упражнения. Игры с элементами строя. Общеразвивающие упражнения для развития координации движений. Ходьба. Бег. Прыжки. Метания. Лазание, перелазание, переползание, подтягивание. Упражнения для формирования правильной осанки. Игровые задания для ходьбы с сохранением правильной осанки. Передвижения на лыжах. Плавание. Физическая подготовка и физическое совершенствование. Развитие координационных и кондиционных двигательных способностей на уроках физической культуры достигается в процессе обучения физическим упражнениям, способам деятельности, подвижным играм и элементам спортивных игр, участия в подвижных играх и выполнения соревновательных заданий. Во втором классе развиваются такие координационные способности, как согласование своих действий с действиями группы; ориентация в пространстве; чувство времени; дифференцировка пространственных параметров движения; дифференцировка временных параметров движения; дифференцировка скоростно-силовых параметров движения; согласованность движений различными частями тела; чувство ритма; чувство равновесия; точность реагирования; быстрота реагирования. К кондиционным способностям, развиваемым во втором классе, относятся скоростные, силовые, скоростно-силовые способности, выносливость к умеренным нагрузкам, гибкость.

3 год обучения:

Физкультурные и сопряженные с ними знания. Основы знаний: техника безопасности. Правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре. Здоровый физически активный образ жизни. Правила здорового физически активного образа жизни третьеклассника. Двигательный режим третьеклассника в различное время года. Гигиенические знания. Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье и умственную работоспособность третьеклассника. Методика самостоятельных занятий. Правила выполнения упражнений для повышения умственной работоспособности при подготовке домашних заданий по другим предметам. Упражнения для улучшения и сохранения правильной осанки при выполнении домашних заданий. Основные двигательные способности человека: силовые, скоростные, скоростно-силовые, ловкость, гибкость, выносливость. Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни. Строевые упражнения. Выполнение команд, построение в две шеренги, перестроение из двух шеренг в два круга; выполнение команд. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения для развития координации: выпады вперед, в сторону, назад, приседания с разноименными движениями рук (одна в сторону, вторая вперед; одна вверх, вторая в сторону и т. п.); приседания и выпады с одновременными круговыми движениями рук; наклоны, выпады и приседания со скакалкой, с палкой в сочетании с движениями предметов, выполнение этих упражнений под музыку; обновленный комплекс утренней гигиенической гимнастики, упражнения с набивным мячом (1 кг.), гантелями (0,5 кг.). Общеразвивающие упражнения из комплекса упражнений дзюдо. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: два-три кувырка вперед в группировке; стойка на лопатках; перекат вправо (влево) из стойки на правом (левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок, руки в стороны; из положения лежа на спине «мост». Лазанье, перелезание, переползание, подтягивание: лазанье по гимнастической стенке в горизонтальном направлении с поворотом на 360°; в вертикальном направлении одноименным способом, смешанным способом, перелазание, наступая (через бревно), с бокового или прямого разбега наскок на коня в упор продольно на согнутые руки с последующим поворотом в упор лежа на животе поперек и перемахом двумя ногами в соскок; переползание по-пластунски, на боку. Подтягивания в висе стоя на низкой перекладине. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения в равновесии: ходьба по бревну на носках; поворот кругом и на 360°; ходьба по бревну приставным шагом, то же в сторону, то же на носках; упор присев, упор стоя на коленях (высота бревна 70-80 см); соскок прогнувшись из упора присев. Висы и упоры: на гимнастической стенке, бревне, скамейке. Танцевальные упражнения: шаги галопа в парах, шаги польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг. Легкоатлетические упражнения. Ходьба: с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через препятствия, выпадами влево и вправо вперед в сторону, в приседе, переступая через препятствия, скрестным шагом влево и вправо, ходьба с музыкальным сопровождением. Бег: с изменением скорости, в заданном темпе, с преодолением условных препятствий, переменный, с передачей эстафет. Прыжки: толчком двух ног с поворотом на 180°, в глубину (с высоты до 50 см.), в высоту с разбега, с короткой скакалкой на одной ноге, в сторону через резинку, "по классам" попеременно на одной или на двух ногах по заданию. Броски и метания: набивного мяча (до 0,5 кг.) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя лицом в сторону броска; снизу вперед-вверх из того же исходного положения на дальность и заданное расстояние; малого мяча с места, из положения стоя лицом в сторону метания на дальность, на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2,5х2,5 м.) с расстояния 4-5 м. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах: попеременным двухшажным ходом без палок и с палками; подъем «полуелочкой» и «лесенкой» по пологому склону; спуски в высокой и низкой стойке; повороты переступанием в движении, торможение полуплугом, передвижение на лыжах с равномерной скоростью до 1,5 км. Плавание. Общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения на суше и в воде. Скольжение, лежа на груди; скольжение, лежа на спине. Движения ног способом «кроль» с опорой о дно, о бортик бассейна, с поддержкой партнера, стоящего на месте. Скольжение после отталкивания с движениями ног способом «кроль» на спине, на груди. Выдохи в воду с поворотом головы, согласование движений рук с дыханием (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Плавание с доской. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой с различными положениями другой руки (вдох в сторону руки, выполняющей гребок). Плавание с помощью ног. Плавание с помощью рук. Проплывание отрезков в полной координации движений. Прыжок в воду вниз ногами. Спад в воду (из положения сидя на бортике, руки вверху, после наклона вперед). Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр. Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): На материале волейбола: подбрасывание мяча; прием и передача мяча; передача мяча сверху двумя руками; прием (ловля) мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении; упражнения в парах - прием (ловля) - передача. Пионербол: броски мяча через волейбольную сетку. На материале баскетбола: подвижные игры; специальные передвижения без мяча и ведение мяча; броски мяча в цель; стойка баскетболиста, перемещение приставным шагом левым, правым боком; остановка после бега; поворот на опорной ноге без мяча; ловля и передачи мяча двумя руками от груди на месте, в движении приставным шагом; ведение мяча на месте и в движении. На материале мини-футбола: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола; перемещения по площадке без мяча и с мячом, остановки, повороты, ускорения без мяча, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в различных направлениях; удары по воротам; прием и остановка мяча с ближнего расстояния (4-5 м.). Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения для развития координации. Ходьба. Бег. Прыжки. Метания. Игры на лыжах: эстафета без палок. Физическая подготовка и физическое совершенствование. Разностороннее развитие основных двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости в различных их сочетаниях. Разностороннее развитие основных двигательных способностей с акцентированным развитием скоростно-силовых способностей ног и способности проявлять их в беге на скорость, при смене направления движения в условиях жесткого лимита времени. Развитие статического равновесия и общей выносливости (мальчики, девочки), статической силовой выносливости сгибателей рук (девочки). Развитие силы разгибателей рук (мальчики, девочки) и гибкости (девочки), динамической силовой выносливости сгибателей туловища (мальчики, девочки), динамической силовой выносливости сгибателей рук и гибкости (мальчики). Развитие координационных способностей (равновесие статическое, ориентировка в пространстве - мальчики и девочки; точность движений рук и ног - девочки). Усложненные варианты упражнений программы для развития статического равновесия; усложненные варианты общеразвивающих упражнений программы для развития координации движений; усложненные варианты метаний, рекомендованных программой. Развитие быстроты двигательной реакции (мальчики). Повторный бег с высокого старта по сигналу; смена направления движения по сигналу; стоя лицом к стене на расстоянии 2-2,5 м. ловля мяча, отскочившего от стены после броска партнера, ловля падающей палки. Развитие быстроты движений руками, ногами, силовых и скоростно-силовых качеств рук (мальчики и девочки), динамической силовой выносливости (девочки). Имитация бега с максимальной скоростью, имитация ударов боксера с максимальной частотой, подтягивание в положении лежа на груди на наклонной гимнастической скамейке, подтягивание в висе стоя, в висе с помощью партнера и без помощи, передвижение в висе на руках на «рукоходе», на гимнастической перекладине, гимнастической стенке; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на бедрах, в упоре лежа на гимнастической скамейке, передвижение на руках по кругу ноги на месте, «тачка»; сгибание и разгибание, поднимание и опускание рук с гантелями (1-2 кг.), броски и ловля набивного мяча в парах, в тройках, в квадратах (1-2 кг.); поднимание согнутых и прямых ног в висе на перекладине, приседание с набивными мячами. Развитие общей выносливости (мальчики). Бег на расстояние за 2, 4, 6 мин. (кто больше пробежит); передвижение на лыжах в умеренном темпе 1, 2, 3 км.; плавание на расстояние с доской в руках, с доской в ногах; круговая тренировка по методу «непрерывного упражнения» (ЧСС до 130-140 уд./мин.).

4 год обучения.

Физкультурные и сопряженные с ними знания. Основы знаний: техника безопасности. Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями. Первая помощь при травмах на занятиях. Здоровый физически активный образ жизни. Преимущества здорового физически активного образа жизни. Двигательный режим учащихся четвертого класса. Методика самостоятельных занятий. Понятие о нагрузке при выполнении физических упражнений. Простейшие показатели нагрузки: частота сердечных сокращений, субъективное чувство усталости. Правила самооценки уровня физической подготовленности учащимися. Упражнения для улучшения и сохранения правильной осанки при выполнении домашних заданий. Гигиенические знания. Правила самостоятельного закаливания для укрепления здоровья. Значение правильной осанки для здоровья человека. Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни. Строевые упражнения. Выполнение команд, повороты кругом на месте, расчет по порядку; перестроение на месте из одной шеренги в три (четыре) уступами. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения для развития координации: сочетание выпадов, наклонов, приседаний с движениями рук (дугами и кругами) без предметов и с предметами (скакалки, палки, гантели); выполнение под музыку. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: из упора присев перекат назад в группировке, перекат вперед в упор присев, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках; круговой перекат влево, вправо; стойка на голове с согнутыми ногами, стойка на голове с помощью (мальчики); «мост» из положения лежа на спине (девочки, мальчики) с помощью и самостоятельно. Лазанье, перелезание, переползание, подтягивания: лазанье на руках по наклонной и горизонтальной гимнастической лестнице, по канату в два приема; перелезание подсаживанием через гимнастического коня. Подтягивания в висе стоя на низкой и в висе на высокой перекладине. Общеразвивающие упражнения из комплекса упражнений дзюдо. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне: ходьба по бревну (высотой до 100 см.) приставными шагами, большими шагами и выпадами, на носках; повороты на носках и одной ноге; поворот прыжком на 90 и 180°; приседание и переход в упор присев, в упор стоя на коленях, в сед. Висы и упоры, гимнастические комбинации: на гимнастической стенке, бревне, скамейке; гимнастическая комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги. Легкоатлетические упражнения. Ходьба: с ускорением, с акцентированным шагом, спортивная ходьба, с изменением направления по команде; ходьба с музыкальным сопровождением. Бег, беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, семенящим шагом, прыжками, челночный бег 4х9 м, 3х10 м, по заданной схеме; бег на короткую дистанцию на результат, на расстояние в заданное время (до 6 мин.). Прыжки: в шаге, в длину на точность приземления, в глубину на мягкость приземления, в высоту с места и с разбега на результат, в длину с места и с разбега на результат, через палку (мальчики), с короткой скакалкой на одной и двух ногах с продвижением вперед, назад, влево, вправо. Броски и метания: набивного мяча (1 кг.) из положения стоя лицом в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы вперед-вверх, снизу вперед-вверх на дальность, на заданное расстояние; малого мяча с места, из положения стоя лицом в направлении метания, на дальность, на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м.) с расстояния 4-5 м. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах: попеременный двухшажный ход, одновременный двухшажный ход; спуски с пологих склонов с прохождением ворот из лыжных палок; торможение «плугом» и «упором»; повороты переступанием в движении; подъем лесенкой и елочкой; передвижение на лыжах изученными способами по дистанции до 2 км. Плавание. Общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения на суше и в воде. Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр. Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): На материале волейбола: броски волейбольного мяча из и. п. «стоя», «сидя», «лежа на спине», «лежа на животе»; передача мяча сверху двумя руками; прием мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении; упражнения в парах - прием-передача. Подвижные игры с элементами волейбола: подбрасывание мяча; прием и передача мяча. Подвижные игры с теннисными мячами, с жонглированием малыми предметами. На материале баскетбола: стойка баскетболиста, перемещение вперед, приставным шагом левым, правым боком, спиной вперед; остановка прыжком; поворот без мяча и с мячом; ловля и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении; ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления; броски мяча в кольцо; эстафеты с элементами баскетбола: с передачами мяча; с броском мяча в корзину. На материале мини-футбола: перемещения, остановки, повороты, ускорения без мяча и с мячом, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью; удары по воротам; прием и остановка мяча; эстафеты с элементами футбола: с ударами по неподвижному и катящемуся мячу; с ведением и остановкой мяча. Общеразвивающие упражнения для совершенствования координации движений. Ходьба. Бег, беговые упражнения. Прыжки. Метания. Упражнения в равновесии на бревне. Передвижение на лыжах. Физическая подготовка и физическое совершенствование Разностороннее развитие основных двигательных способностей с преимущественным развитием быстроты движений руками, быстроты движений ногами, статического равновесия, ориентировки в пространстве (мальчики и девочки), гибкости, динамического равновесия (мальчики), быстроты двигательной реакции, скоростно-силовых способностей рук и ног, общей выносливости, динамической силовой выносливости, точности движений рук (девочки). Развитие координационных способностей (ориентировка в пространстве, равновесие статическое - мальчики; точность движений рук - девочки). Усложненные варианты общеразвивающих упражнений программы для развития координации движений; броски и ловля мяча в парах стоя, сидя, в движении; ловля мяча с отскока от пола, стены; передача баскетбольного мяча в движении, ведение правой, левой рукой, прием в движении; ведение футбольного мяча ногами, обводка стоек; передача гандбольного мяча в парах на месте, в движении, броски гандбольного мяча в цель. Развитие быстроты движений (быстрота движений руками и ногами - мальчики и девочки; быстрота двигательной реакции, скоростно-силовые качества рук и ног - девочки). «Челночный» бег, бег на месте с ускорением по сигналу, бег со сменой направления по сигналу, бег на скорость 60 м., 30 м.; многоскоки на двух ногах, со сменой ног, прыжки с короткой скакалкой; броски и ловля набивных мячей 2-3 кг. в парах, тройках, квадратах; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке с хлопками; выпрыгивания из упора присев; приседания с партнером на плечах (мальчики); бег на месте в упоре стоя у гимнастической стенки. Развитие гибкости (мальчики). Махи правой, левой ногой вперед, в сторону; из приседа на одной, другая в сторону на носок перенос тела с ноги на ногу; из упора стоя согнувшись ноги врозь наклоны к левой, правой ноге; правая нога на гимнастической стенке (повыше), наклоны туловища к правой ноге, вниз к левой ноге (смена положения ног, продолжить наклоны); стоя спиной к стенке наклониться вперед, перебирая руками рейки; стойка на коленях спиной к стенке, прогнуться, руки вверх до касания стенки; упражнения в парах: наклоны из различных исходных положений (стоя, сидя) с помощью партнера, поднимание ног вверх из положения лежа, пружинистые движения ног к туловищу с помощью партнера, прогибаясь назад, опускание в «мост» с помощью партнера. Развитие общей и динамической силовой выносливости (девочки). Бег в медленном темпе на расстояние за 4-6 мин (кто больше пробежит); передвижение на лыжах до 1, 2 км.; плавание на расстояние.

















3. Тематическое планирование по физической культуре

1 – 4 класс



Вид программного материала

Количество часов уроков

Класс

1класс

2класс

3класс

4класс

Знание о физической культуре (38 ч)

8

10

10

10

Физическая культура

6

6

6

6

Из истории физической культуры

2

2

2

2

Физические упражнения


2

2

2

Способы физкультурной деятельности (18 ч)

4

4

5

5

Самостоятельные занятия

2

2

2

2

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью

1

1

2

2

Самостоятельные игры и развлечения

1

1

1

1

Физическое совершенствование (349 ч)

3

3

3

3

Физкультурно-оздоровительная деятельность

3

3

2

2

Спортивно-оздоровительная деятельность (339 ч)

84

85

85

85

Гимнастика с основами акробатики

16

16

17

17

Легкая атлетика

21

21

21

21

Лыжные гонки

17

18

18

18

Плавание

8

8

8

8

Подвижные и спортивные игры

22

22

21

21

Итого:

405 часа





5. Оценочные материалы

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки.

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;

  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

  • несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

В 3 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.



5. Уровень физической подготовленности.

В 1 – 4 классах проводится контрольное тестирование в каждой четверти с целью диагностики уровня физической подготовки и ее динамики.



Контрольные нормативы 1 класс

Прыжки в длину

Наклон (см)

Подтягивание

Пресс

Челночный бег

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

5–130

5 – 125

5 - +6

5 - +7

5 – 3

5 – 16

5 – 34

5 – 32

5– 12,2

5– 12,9

4–118

4 – 110

4 - +2

4 - +4

4 – 1

4 – 13

4 – 32

4 – 27

4– 13,0

4– 13,7

3–105

3 – 100

3 - -2

3 - 0

3 - --

3 – 10

3 – 27

3 – 23

3– 13,7

3– 14,4



Контрольные нормативы 2 класс

Прыжки в длину

Наклон (см)

Подтягивание

Пресс

Челночный бег

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

5– 145

5– 136

5- +6

5- 10

5 – 3

5 – 18

5 – 37

5– 35

5– 11,7

5–12,1

4- 132

4– 125

4- +3

4- +5

4 – 2

4 – 16

4 – 35

4– 31

4–12,2

4–12,8

3- 120

3– 113

3 - -2

3- +2

3 - 1

3 – 12

3 – 31

3– 25

3–12,8

3–13,6



Контрольные нормативы 3 класс

Прыжки в длину

Наклон (см)

Подтягивание

Пресс

Челночный бег

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

5–156

5 – 142

5 - +7

5-+11

5 – 4

5 – 20

5 – 40

5 – 38

5– 11,0

5– 12,2

4–146

4 – 30

4 - +2

4 - +7

4 – 3

4 – 16

4 – 35

4 – 31

4– 11,7

4– 12,7

3–133

3 – 118

3 - -2

3 - +2

3 - 1

3 – 13

3 – 30

3 – 25

3– 12,3

3– 13,2



Контрольные нормативы 4 класс

Прыжки в длину

Наклон (см)

Подтягивание

Пресс

Челночный бег

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

5- 162

5 – 153

5 - +7

5-+10

5 – 6

5 – 21

5 – 40

5 – 38

5– 10,9

5– 11,5

4- 151

4 – 142

4 - +3

4 - +6

4 – 4

4 – 18

4 – 38

4 – 33

4– 11,4

4– 12,0

3- 142

3 – 129

3 - -2

3 - +

3 - 2

3 – 16

3 – 33

3 – 28

3– 12,1

3– 12,9



























Условия для обучающихся отнесенных к специально - медицинской группе.

К специальной подгруппе "А" относятся обучающиеся:

- с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

- с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

При занятиях физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе.

К специальной подгруппе "Б" относятся обучающиеся: имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Обучающиеся присутствуют на уроке в спортивной форме и изучают теоретический материал (В.И Лях «Физическая культура 1 – 4 класс»), так же готовят рефераты и доклады по темам учебного курса.