Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Нижняя Ермоловка»
«Согласовано»
Ответственная по УВР МКОУ « ООШ с. Нижняя Ермоловка»
_______С.Х. Узденова
__________ 2019г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ « ООШ с. Нижняя Ермоловка»
______Л.Х. Узденова
__________ 2019г
.
Рабочая программа
предмета «Физическая культура»
для 5 класса
основного общего образования
Составитель:
Учитель физической культуры
Кузнецова В.Г.
с. Нижняя Ермоловка
2019 г
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА...........................3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...................................................................5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .....................................................................9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .......................................................14
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….16
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………19
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………......20
Пояснительная записка
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательной деятельности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам и модулям.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной организации.
Содержание Программы строится по модульной системе обучения, с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с нарушением состояния здоровья.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы
Основная цель изучения учебного предмета «Физическая культура» – развитие физических качеств и двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Задачи программы
Основные задачи:
сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, умений саморегуляции средствами физической культуры;
формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений, культуры движений; приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре;
содействие развитию психомоторных функций; формирование морально – волевых качеств, духовно-нравственной культуры на основе национальных ценностей, а также на диалоге культур;
обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического и физического развития личности обучающегося;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Физическая культура».
Содержание программно-методического комплекса разработано в
соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации на период до 2020 года, от 24 апреля 2015 г. № 729-р;
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 (утв. Указом
Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537);
Письмо Министерства образования и науки от 11 декабря 2006 г. № 06-
1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Примерной программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования с введение раздела САМБО, разработана под общей редакцией Каганова В. Ш. – заместителя министра образования и науки Российской Федерации.-2016
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 г. № 189;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской.
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую, которая позволяет всем участникам
образовательной деятельности получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета;
организационно-планирующую, которая предусматривает выделение
этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем
Основная цель изучения учебного предмета «Физическая культура» –
развитие физических качеств и двигательных способностей,
совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование
национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и
потребности к занятиям физической культурой.
Основные задачи:
сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма;
оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей;
повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, умений саморегуляции средствами физической культуры;
формирование жизненно важных, в том числе спортивных
двигательных навыков и умений, культуры движений; приобретение базовых
знаний научно-практического характера по физической культуре;
содействие развитию психомоторных функций; формирование
морально – волевых качеств, духовно-нравственной культуры на основе
национальных ценностей, а также на диалоге культур;
обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического и физического развития личности обучающегося;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-
познавательного интереса к предмету «Физическая культура».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты включают в себя интегративные качества
личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения
учебной программы по предмету «Физическая культура».
Планируемые предметные результаты.
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
- выполнять основные технические действия самбо;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Планируемые личностные результаты
Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа на примере
истории национальных видов спорта и народных игр.
Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции
личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере
геройских подвигов спортсменов – участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-
познавательного интереса к учебному предмету «Физическая культура».
Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры
движения и культуры тела.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства
толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск средств ее осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно
делать выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия.
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение ((индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы
физических упражнений в двигательные действия и наоборот;
владеть культурой активного использования информационно – поисковых
систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знания о физическои культуре
Здоровый образ жизни человека. Основы формирования культуры тела,
культуры движений, культуры здоровья. Роль и значение занятий физической
культурой в формировании личности. Общие представления об
оздоровительных системах физического воспитания. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к
безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических
упражнений и физических нагрузок. Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания, планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и дозировка), самомассаж, релаксация (общие представления). История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и
легендах. Общие представления об истории возникновения Современных
Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии.
Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных
спортсменов. Зарождение борьбы Самбо в России. Самбо во время Великой
Отечественной Войны. Самбо и ее лучшие представители. Развитие Самбо в России. Успехи российских самбистов на международной арене. Понятие общей и специальной физической подготовки, спортивно-оздоровительной
тренировки. Техника двигательных действий (физических упражнений), ее связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Правиласоставления занятий и системы занятий спортивно-оздоровительной
тренировкой (на примере одного из видов спорта), соблюдения режимов
физической нагрузки, профилактики травматизма и оказания до врачебной
помощи. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в
игровой и соревновательной деятельности. Правила спортивных соревнований и их назначение (на примере одного из видов спорта).
Способы физкультурнои деятельности.
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной
физической подготовки. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и
развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта). Наблюдения за режимами физической нагрузки во время занятий спортивно-
оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикой
физической подготовленности в системе тренировочных занятий (на примере
одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из
видов спорта в качестве судьи или помощника судьи). Составление и
выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности). Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации. Составление и проведение самостоятельных занятий по видам испытаний и самоподготовки к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО».
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных
систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и
телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной
работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой системы и т.п.).. Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности). Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Модуль 1. Спортивные игры.
Раздел «Футбол».
Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки; остановки;
повороты. Основные стойки и специальная техника передвижений футболиста.
Приемы техники владения мячом и основные способы их выполнения. Ведение, приём и передача мяча; дриблинг футболиста, взаимодействия игроков; упражнения с мячом и без мяча, индивидуально, в парах, в тройках, в группах;
техника удара по мячу, жонглирование мячом, передача мяча, вбрасывание
мяча, отбирание мяча у соперника, обманные движения; остановка летящего мяча, групповые обманные действия. Взаимодействия игроков в нападении.
Длинный пас, игра в стенку, контроль мяча, завершение действия или
контратака, игра в одно касание. Техническая подготовка. Техника
передвижения полевого игрока и вратаря. Техника игры полевого игрока.
Техника игры вратаря. Техника движений и ее основные показатели.
Формирование тактического мышления. Тактика игры полевого игрока: тактика нападения. Тактика защиты. Тактика игры вратаря.
Подвижные игры: «борьба за мяч»; «гонка мячей по кругу»; «смена
скорости и направления движения в беге»; «финты корпусом»; «чехарда»;
«пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. Двусторонняя игра.
Раздел «Волейбол».
Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение
различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. стойки и перемещения; передачи мяча двумя руками (верхняя и нижняя); передача мяча одной рукой с выпадом и в падении; передача мяча, отскочившего от сетки; подача мяча (нижние прямые и боковые, верхние прямые и боко-
вые); прямой нападающий удар; блокирование (одиночное и групповое), страховка, расстановка игроков при своей подаче и подаче противника; тактика подач и нападающих ударов; тактика игры в защите; знакомство с тактикой игры лучших команд страны
Подвижные игры - «не урони мяч», «мяч над головой»,
«мволейбол», Игры –задания.
Модуль 2. Самбо.
Раздел «Гимнастика».
Освоение акробатических упражнений и комбинаций (кувырки, перекаты,
стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.
Раздел «Самбо».
Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя
кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком.
Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов,
подхватов, через голову, через спину, через бедро.
Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо:
выведение из равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и
одноименной голени изнутри; задней подножки; задней подножки с захватом ноги; передней подножки; боковой подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью изнутри; подхвата под две ноги;
через спину; через бедро.
Повторение ранее изученных приёмов Самбо в положении лёжа:
удержаний и переворачиваний. Ознакомление и разучивание приёмов Самбо в положении лёжа: рычага локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро; узла плеча ногой от удержания сбоку; рычага руки противнику, лежащему на груди (рычаг плеча, рычаг локтя); рычага локтя захватом руки между ног; ущемления ахиллова сухожилия при различных взаиморасположениях соперников.
Тактическая подготовка. Игры-задания. Учебные схватки по заданию.
Модуль 3. Лёгкая атлетика.
Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с
переходом в бег по инерции. Специальные беговые упражнения и задания с
различными акцентами. Совершенствование навыков бега. Кросс по
слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге; на двух ногах; с ноги на ногу; на месте; с поворотами; с продвижением вперёд и назад; со скакалкой.
Прыжки в в длину; с места; с разбега.
Модуль 4. Модуль отражающии национальные, региональные или
этнокультурные особенности (игра «Лапта»).
Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные
имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля, броски мяча из разных положений с различными перемещениями; жонглирование. Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу; на точность и дальность. Удары за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Ловля мяча с подачи. Передача и ловля мяча с перемещением. Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре. Игры с мячом, эстафеты. Учебные и соревновательные игры. Двусторонняя игра.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне
основного общего образования.
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией
детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.
Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих
человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения,
двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.
Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья
осуществляют с помощью:
• общеукрепляющих упражнений, которые применяют для
оздоровления и укрепления организма, повышения физической
работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации
кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);
• дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного
движения конечностями и туловищем и динамических - одновременно с
движением конечностями и туловищем, при обязательной полной
согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и
глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и мячей;
• оздоровительно – корригирующих упражнений с использованием
подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча , а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;
• спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег.
Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными
напряжениями и задержкой дыхания. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
5 класс
Тематическое планирование
Блоки | Модули | Разделы |
Обязательная часть | Модуль 1.Спортивные игры | Футбол |
Волейбол |
Модуль 2.Самбо | Гимнастика |
Самбо |
Модуль 3. Лёгкая атлетика | Легкая атлетика |
Часть по выбору | Модуль 4. Национальный компонент | Игра «Лапта» |
Основы знаний о физической культуре (теория)
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Правила выполнений домашних заданий, гимнастики до занятий физкультурных минут. Дыхание во время выполнения упражнений.
Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
Питание и двигательный режим школьников.
Пагубность вредных привычек.
1. Спортивные игры (20ч)
1.1. Футбол(10ч)
Бег с изменением скорости и направления движения, передвижения игроков, бег спиной;
Удары по неподвижному, катящему мячу внутренней стороной стопы, средней частью подъема;
Ведение мяча;
Учебная игра.
1.2. Волейбол(10ч)
Ходьба и бег с остановками и выполнений заданий по сигналу (сесть на пол, подпрыгнуть, и др.);
Стойка игрока;
Передача мяча сверху двумя руками;
Учебная игра по упрощенным правилам.
2. САМБО (20 ч)
2.1. Гимнастика (10 ч)
Строевые упражнения – перестроения из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.
Комплекс утренней гимнастики - предметами и без предметов.
Подъем и переноска грузов – гимнастических снарядов и инвентаря.
Упражнение в равновесии (на бревне) – ходьба приставными шагами; повороты на носках, приседание; соскоки прогнувшись.
Висы и упоры – мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа.
Акробатика – кувырок вперед и назад; стойка на лопатках.
Опорные прыжки – вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см.).
2.2. Самбо (введение) (10 ч)
Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком.
Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.
Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и одноименной голени изнутри; задней подножки; задней подножки с захватом 28 ноги; передней подножки; боковой подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью изнутри; подхвата под две ноги; через спину; через бедро. Иученных приёмов Самбо в положении лёжа: удержаний и переворачиваний. Ознакомление и разучивание приёмов Самбо в положении лёжа: рычага локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро; узла плеча ногой от удержания сбоку; рычага руки противнику, лежащему на груди (рычаг плеча, рычаг локтя); рычага локтя захватом руки между ног; ущемления ахиллова сухожилия при различных взаиморасположениях соперников.
Тактическая подготовка. Игры-задания. Учебные схватки по заданию.
3. Легкая атлетика (22 час)
Низкий старт.
Бег 60 м.
Равномерный бег до 2000 м.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча с шага способом «из-за спины через плечо» из положения с крестного шага на дальность.
4.Национальный компонент (Игра «Лапта» 6 часов)
1. Тактика игры водящей команды
2. Тактика игры бьющей команды
3. Удары мяча битой
4.Осаливание
5. Игра
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЯМ ПРОГРАММЫ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 1 «Спортивные игры»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Выполнять тестовые упражнения раздела «Футбол»:
Бег с мячом 3*10м (с).
Бег 60м (100 м) (с).
Смешанное передвижение с мячом (мин, с).
Удары на точность попадания (кол-во попаданий).
Ведение мяча, обводка стоек, удары по воротам (сек) с различных точек (мин, с).
Выполнять тестовые упражнения раздела «Волейбол»:
Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении.
Стойки и перемещения;
Передачи мяча двумя руками (верхняя и нижняя);
Передача мяча одной рукой с выпадом и в падении;
Передача мяча, отскочившего от сетки; подача мяча (нижние прямые и боковые, верхние прямые и боковые);
Прямой нападающий удар;
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 2 Самбо:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).
Качественное выполнение упражнений прикладного характера. Выполнять тестовые упражнения раздела «Гимнастика»:
Наклон вперед из положения сидя (см).
Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз за 30 сек).
Комбинация из акробатических упражнений (баллы).
Опорный прыжок (баллы).
Выполнять тестовые упражнения раздела Самбо:
Лазание по канату (м).
Подтягивание на высокой перекладине (из виса лёжа на низкой перекладине) (кол-во раз).
Упражнения базовой техники Самбо (баллы).
Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО».
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 3 «Лёгкая атлетика»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно работать с дневником самоконтроля за состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Выполнять тестовые упражнения модуля «Легкая атлетика»:
Бег на короткие дистанции (60 м, 100м, с).
Прыжок в длину с места или разбега (см).
Метание мяча на дальность или в цель (м, кол-во попаданий).
Бег на выносливость (мин).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 4 «Национальный компонент»
Челночный бег. Выполняется с высокого старта, обязательно пересечь противоположную линию разметки двумя ногами. Удары по мячу на точность. Выполняются с собственного подбрасывания, удар засчитывается при приземлении мяча за трехметровой отметкой.
Набрасывания мяча на горизонтальную цель. Выполняются 10 попыток с расстояния 2 м движением прямой руки снизу вверх, ладонь вверх, на точность попадания.Высота мишени указана.
Передачи малого мяча в стену за 30 сек. Выполняются с расстояния 2 м в круг диаметром 0,5 м.
Броски малого мяча на дальность. Выполняются с разбега.
Календарно тематическое планирование
Распределение часов по модулям и разделам. Формы контроля.
№ | Наименования модулей и разделов | Всего часов | Формы контроля |
1 | Спортивные игры | 20 | |
1.1 | Футбол | 10 | Тест № 6. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам Тест № 7 Удары по воротам на точность Тест № 8 Удары по мячу на дальность | | Баскетбол | 11 | 3 | 8 | Тест № 12 Выполнение штрафных бросков Тест № 13 Броски мяча с разных дистанций и разных позиций |
1.2 | Волейбол | 10 | Тест № 12 Выполнение штрафных бросков |
2 | Самбо | 20 | |
2.1 | Гимнастика | 10 | Тест № 18 Наклон вперед из положения сидя Тест № 19 Поднимание туловища из положения лёжа Тест № 20 Комбинация из акробатических упражнений Тест № 21 Опорный прыжок |
2.2 | Самбо | 10 | Тест № 16 Упражнения базовой техники Самбо Тест № 17 Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО |
3 | Легкая атлетика | 22 | Тест № 1 Кросс 1000 метров с учетом времени. Тест № 2 Бег на 30 и 60 метров с учетом времени. Тест № 3 Прыжок в длину с места Тест № 4 Прыжок в длину с разбега Тест № 5 Метание малого мяча на дальность |
4 | Национальный компонент. | 14 | Тест № 9 Удары мяча на точность Тест № 10 Удары мяча на дальность Тест № 11 Ловля мяча с перемещением |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Игуменов В.М. Спортивная борьба: учебник для студентов и учащихся [Текст]/ В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.
Рубанович В. Б. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман. — Новосибирск: АРТА, 2011. — 256 с. — Серия≪Безопасность жизнедеятельности≫.
Рудман Д.Л. Самбо / Д.Л. Рудман//. – М.: Терра-Спорт, 2000.
Самбо: правила соревнований [Текст] / Всероссийская федерация Самбо. – М.: Советский спорт, 2016. – 128 с.
Самбо: справочник [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
Спортивно-педагогическая адаптология борьбы Самбо: методические рекомендации // С.В. Елисеев, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков//. – М.: ЗАО фирма «ЛИКА», 2004. – 88 с.
Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.
Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов/А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа, — Мн., Тесей, 2003. — С.367-392.
Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов., В. С. Кузнецов. – М.: Академия. 2001. – 480 с.
Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.
Чумаков Е.М. Сто уроков САМБО / Е.М. Чумаков; отв. ред. С.Е. Табаков//. – изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 448 с., ил.
1