Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 77/1 от 30 августа 2019г.
Рабочая программа
учебного предмета «Физическая культура»
в соответствии с ФГОС НОО
для 4 А класса
Составитель:
Кудрявцев Виктор Михайлович
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 4 класса составлена соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9».
Авторской программы «Физическая культура в 1-11 классах» В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2015).
Для обучения используются учебники «Физическая культура», 1-4 класс, Лях В.И., 2015,издательство «Просвещение», Москва, 2015.
На изучение предмета Физическая культура в 4 классе в учебном плане МОУ «СОШ № 9» отведено 102 час в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
Лёгкая атлетика (15 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда №. Строевые упражнения расчёт на 1-2, 1-3. Перестроение из одной шеренги в 2 и 3.
ОРУ. Беговые упражнения. Бег с максимальной скоростью.
Бег 30 метров на результат.
Бег 60 метров на результат.
Челночный бег 3х10 м. Теория. Здоровый образ жизни.
Комплекс ОРУ №1. Игра «Пятнашки».
Беговые и прыжковые упражнения. Прыжки с поворотом на 180 градусов. Игра «К своим флажкам».
Прыжки в длину с разбега 3-5 шагов. Игра «Вызов номеров».
Прыжки через качающуюся скакалку. Игра «Воробьи вороны».
Челночный бег 3х10м. Игра «Третий лишний».
Бег в среднем темпе с изменением направления.
Ходьба с изменением скорости и направления движения. Медленный бег до 1,5мин.
Встречная эстафета с этапом до 30м. Комплекс УГГ.
Метание мяча с места на дальность.
Прыжки на одной и обеих ногах с продвижением вперёд.
Игры (15часов)
Комплекс ОРУ № 2. Игры.
Эстафеты с обручами и с предметами.
Прыжки на одной и обеих ногах с продвижением вперёд. «Салки » на одной ноге.
Подтягивание на перекладине. Игра «Салки» с различными вариантами.
Полоса препятствий. 5-6 низких препятствий.
ОРУ. Эстафета «Веревочка под ногами». Игра «Прыжки по полосам»
Полоса препятствий 5-6 препятствий.
Упражнения у гимнастической стенки. Игры
Упражнения с гимнастической скакалкой. Игра «Прыгуны и пятнашки».
ОРУ. Ловля и передача мяча руками от груди на месте. Ведение мяча на месте. Игра «Гонка мячей по кругу»
ОРУ. Ловля и передача мяча по кругу. Ведение мяча в движении. Игра «Попади в цель».
ОРУ. Ловля и передача мяча в квадрате. Игра «Пятнашки».
Игры с набивными мячами 1 кг.
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
Гимнастика (18 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда №. Строевые упражнения.
Упражнения с гимнастическими палками. Игра «Смена номеров».
Перелезание через гимнастическое бревно. Теория. Роль физической культуры в развитии личности.
Лазание по наклонной скамейке лёжа на животе и подтягиваясь.
Кувырок вперёд. Игра «Вызов номеров».
Стойка на лопатках согнув ноги. Игра «Пятнашки».
Кувырок в сторону. Игра – эстафета.
Акробатическое соединение 4-5 элементов.
Лазание по канату. Игра «Воробьи вороны».
Подтягивание из виса(м) поднимание туловища из положения лёжа (д). Игра «Третий лишний».
Перекат вперёд из стойки на лопатках до упора присев.
Полоса препятствий 5-6 препятствий. Теория. Гимнастика как Олимпийский вид спорта.
Подтягивание сидя на канате.
Лазание по гимнастической стенке с одновременным перехватыванием рук и перестановкой ног.
Ходьба по рейке, гимнастической скамейке.
Ходьба по бревну высотой 60см.
Ходьба по бревну перешагивая мячи.
Вис на перекладине. Вис прогнувшись, поднимание ног в висе.
Лыжная подготовка (18 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда №.
Прохождение дистанции ступающим шагом без палок.
Прохождение дистанции скользящим шагом без палок.
Повороты переступающим шагом. Игра «Кто самый быстрый».
Подъём ступающим шагом на склон до 30гр. с палками и спуск в низкой стойке.
Техника скользящего шага с палками на учебном круге.
Круговая эстафета с этапом до 100м.
Прохождение дистанции до1000м. в медленном темпе.
Эстафета с обеганием флажков с этапом до 40м.
Игра «Смелее с горки».
Скольжение без палок. Прохождение дистанции.
Спуск с уклона 15-20гр. Торможение палками.
Теория. Зимние Олимпийские виды спорта. Игра «Смелее с горки».
Эстафета с этапом до 150м. Прохождение дистанции 1000м.
Подъём лесенкой. Игра «Кто самый быстрый».
Спуск торможение переступанием.
Спуск со склона в низкой стойке.
Спуск со склона в средней стойке.
Подвижные игры (12 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда №. Строевые упражнения.
Ведение мяча на месте и в шаге. Игра «Передал – садись».
Игра «Рукабол»
Игра «10 передач», «салки мячом»
Эстафета с б-б мячами с ведением передачами и обеганием стоек на 10-15м.
Упражнения с гимнастическими скакалками.
Эстафета с элементами б-б.
Ведение баскетбольного мяча в шаге. Игра «Передал – садись».
Упражнения с набивными мячами в парах (мяч 1 кг).
Ведение б-б мяча с изменением направления движения.
Ведение б-б мяча с изменением направления движения.
Передача б-б мяча в парах тройках.
Лёгкоатлетические упражнения (24 часа)
Инструктаж по ТБ и охране труда. Строевые упражнения.
Строевые упражнения. Игра. Лёгкая атлетика как Олимпийский вид спорта.
Метание мяча в вертикальную цель с 3-6м.
Прыжки в высоту с3-5 шагов разбега высота 40-50см.
Перестроения и размыкание на вытянутые руки. Челночный бег с кубиками.
Умения метания мяча в цель. Эстафета с 5-6 предметами.
Прыжки через скакалку 5-6 мин.
Эстафета с преодолением препятствий.
Подтягивание. Упражнения с набивными мячами.
Бег до 3 мин. Метание баскетбольного мяча по подвижной цели.
Бег до 1 мин. с 2-3 ускорениями до 20м. Игра салки с различными вариантами
Строевые упражнения. Метание набивного мяча.
Прыжки в длину с разбега 6-8 шагов.
Встречная эстафета с передачей палочки на дистанции 30м.
Челночный бег 3х10м. Теория. Легкая атлетика как олимпийский вид спорта.
Бег 300м. Игры. Теория. Правила личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Кросс 6 минут. Игры
Прыжки в длину с места.
Бег 30м с высокого старта.
Прыжки в длину с разбега 6-8 шагов.
Бег 30м с ходу.
Встречная эстафета с передачей палочки на дистанции 30м.
Метание теннисного мяча на дальность. Игра «Салки - выручалки».
Метание мяча 150гр. на дальность.
Основы знаний по физической культуре (в процессе урока)
Здоровый образ жизни и как вы его характеризуете.
Современное Олимпийское движение.
Гимнастика как Олимпийский вид спорта.
Роль физической культуры в развитии личности.
Современное Олимпийское движение.
Значение занятий физкультурой на свежем воздухе.
Значения лыжной подготовки в развитии физических качеств.
Зимние Олимпийские виды спорта.
Лёгкая атлетика как Олимпийский вид спорта.
Значение лёгкой атлетики в развитии физических качеств.
Правила личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре
(по рабочей программе)
№ п-п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
| | 1 класс |
1 | Основы знаний о физической культуре. | В процессе урока. |
2 | Легкая атлетика | 25 |
3 | Игры | 40 |
4 | Гимнастика | 21 |
5 | Лыжная подготовка. | 16 |
| Итого | 102 |
Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) Согласно приказа министерства образования Московской области от 26.05.2015г. №2758 при реализации Регионального базисного учебного плана необходимо использовать развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную деятельность. Учебный план гимназии отражает особенности системы образования Московской области, соответствует требованиям, особенностям построения и деятельности системы образования Московской области. В рамках преподавания предмета физическая культура происходит развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся, внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки. Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки для всех слоѐв населения. Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоѐв населения, медицинский контроль, учѐт местных традиций и особенностей. Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп. Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам. Нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения, включающие: виды испытаний (обязательные и по выбору) и нормативы; требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта; рекомендации к недельному двигательному режиму. Обязательные испытания направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Из 11 возрастных групп комплекса ГТО на школьников рассчитаны пять. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности. Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определѐнных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. При выполнении нормативов для получения знаков отличия комплекса ГТО обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Подготовка к выполнению этих испытаний проходит на уроках физической культуры.
Распределение школьников на медицинские группы: В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта. Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во вне учебное время, и другие формы занятий. При улучшении состояния здоровья и физического развития учащиеся, занимающиеся в подготовительной группе, по разрешению врача могут быть переведены в основную группу. Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Учащихся специальной медицинской группы разделяют на подгруппы А и В. Подгруппа А – школьники имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями. Подгруппа В – школьники имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем. Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР___________/ Крючков В.М./
«27» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ,
рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «27» августа 2019 г.
Руководитель ШМО _____________ / Кудрявцев В.М./