Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Утверждена 28.08.2018 г. Приказ № 01- 02/189
4 четверть – прыжок в длину с места.
При организации обучения предмету в СКК VII вида учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся СКК VII вида являются: наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
УМК по предмету физическая культура подобран с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей данного класса – СКК 7 вида. УМК содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
1.формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
2.коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
3.формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
4.воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
Программой предусматривается обучение по предмету физическая культура в 5 классах на высоком, но доступном уровне трудности. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы:
Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов в образовательном процессе используется технологии:
развитие навыков самостоятельной физической активности.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Предметные результаты | Контроль | Домашнее задание |
План | Факт |
1 четверть |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (1 час) |
Проект или исследование: Личная гигиена при занятиях спортом. |
1 | | | Вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Подготовка к занятиям физической культурой. | | | |
Легкая атлетика (14 часов) |
Проект или исследование: Утренняя гимнастика. |
2 | | | Правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой. Основные правила соревнований по л/а. Бег на короткие дистанции. | выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; | | Учебник стр.80-81 |
3 | | | Бег из разных исходных положений. Дыхательная гимнастика. | | |
4 | | | Беговые упражнения. Высокий старт. | | |
5 | | | Внутришкольный мониторинг. Беговые упражнения. Спринтерский бег. | Оценка скорости бега (60 м). | |
6 | | | Беговые упражнения. Бег на длинные дистанции. | | Учебник стр.82 |
7 | | | Беговые упражнения. Эстафетный бег. | | Учебник стр.83 |
8 | | | Беговые упражнения. Соревнования. Дыхательная гимнастика. | Оценка скорости бега (1000м). | |
9 | | | Беговые упражнения. Полоса препятствий. | | Оздоровительный бег. |
10 | | | Метание малого мяча. | | Учебник стр.88 |
11 | | | Бросок набивного мяча. | | |
12 | | | Бросок и ловля набивного мяча. Гимнастика для глаз. | Контроль техники выполнения метания набивного мяча. | |
13 | | | Прыжковые упражнения. | | Учебник стр.84 |
14 | | | Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места и разбега. | | |
15 | | | Прыжок в длину с места и разбега. Дыхательная гимнастика. | Оценка длины прыжка. | |
Волейбол (6 часов) |
16 | | | Основные правила волейбола. Стойка игрока. | | | Учебник стр.117-118 |
17 | | | Волейбол. Стойка игрока. Перемещения. | | |
18 | | | Волейбол. Прием мяча сверху. Передача мяча двумя руками сверху. | | Учебник стр. 119 |
19 | | | Волейбол. Прием мяча сверху. Передача мяча двумя руками сверху. Гимнастика для глаз. | Контроль техники приема мяча сверху двумя руками. | |
20 | | | Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками. | | Учебник стр.120 |
21 | | | Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками. Комплекс КОРУ. | Контроль техники приема мяча снизу двумя руками. | |
Баскетбол (5 часов) |
22 | | | Баскетбол как спортивная игра. Техника безопасности. Стойка баскетболиста. | | | Учебник стр.111-112 |
23 | | | Основные правила в баскетболе. Ловля и передача мяча. | | Учебник стр.110, стр.114 |
24 | | | Баскетбол. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. | Контроль техники ведения мяча. | |
25 | | | Ведение мяча на месте. Повороты с мячом. Штрафной бросок. Гимнастика для глаз. | | Учебник стр.113-115 |
26 | | | Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Штрафной бросок. | | Составить режим дня. |
Знания о физической культуре (1 час) |
27 | | | Режим дня, его основное содержание. История возникновения волейбола и баскетбола. | | | Учебник стр.42 Учебник стр.109,116. |
II четверть |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (1 час) |
28 | | | Комплекс упражнений утренней зарядки. | | | Учебник стр.43 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность (1 час) |
29 | | | Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. История появления комплекса ГТО. Дыхательная гимнастика. | | | Поднимание туловища. |
Гимнастика с основами акробатики (18 часов) |
Проект или исследование: Общие развивающие упражнения при занятиях гимнастикой. |
30 | | | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. Гимнастика как вид спорта. | руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; | | Учебник стр.97 |
31 | | | Организующие команды и приемы. Висы. Комплекс упражнений на осанку. | Оценка подтягивания на низкой и высокой перекладине. | |
32 | | | Организующие команды и приемы. Висы. | | Учебник стр.101 |
33 | | | Упоры. Висы. Организующие команды и приемы. | | |
34 | | | Акробатические упражнения. Перекаты. Отжимания. | Отжимания. | Учебник стр.105 |
35 | | | Акробатические упражнения. Кувырок вперед и назад. | | |
36 | | | Внутришкольный мониторинг. Акробатические упражнения. Стойка на лопатках. | Тест на гибкость «Наклон» | |
37 | | | Акробатические упражнения. Стойка согнув ноги. | | |
38 | | | Акробатическая комбинация. Опорный прыжок. Профилактика плоскостопия. | | Учебник стр.100 |
39 | | | Акробатическая комбинация. Опорный прыжок. | | |
40 | | | Опорный прыжок. Гимнастика для глаз. | | |
41 | | | Прыжки на скакалке на 32 счёта. | | |
42 | | | Комбинация на скакалке. Упражнения на гимнастическом бревне (д), гимнастической перекладине (м). | | |
43 | | | Комбинация на скакалке. Упражнения на гимнастическом бревне (д), гимнастической перекладине (м). | Контроль техники выполнения комбинации. | |
44 | | | Отжимания. Упражнения на гимнастическом бревне (д), гимнастической перекладине (м). Лазанье по канату. | | Учебник стр.38 |
45 | | | Отжимания. Упражнения на гимнастических брусьях. Лазанье по канату. | | |
46 | | | Лазанье по канату. Дыхательная гимнастика. | | |
47 | | | Ритмическая гимнастика. ОРУ на осанку. | Контроль техники выполнения лазанья по канату. | |
Знания о физической культуре (1 час) |
48 | | | Физическое развитие человека. Первая помощь при травмах. Виды плавания. Физкультминутки. | Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Проплывать учебную дистанцию вольным стилем (Теория). | | Учебник стр.13 |
III четверть |
Знания о физической культуре (1 час) |
49 | | | Олимпийские игры древности. Дыхательная гимнастика. | | | Учебник стр.8 |
Лыжные гонки (21 час) |
Проект или исследование: Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. |
50 | | | Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Передвижение на лыжах. | выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; | | Учебник стр.135 |
51 | | | Лыжные ходы. Попеременный двухшажный ход. | | Учебник стр.139 |
52 | | | Передвижение на лыжах. Попеременный двухшажный ход. | | |
53 | | | Передвижение на лыжах. Одновременный бесшажный ход. | | Учебник стр.140 |
54 | | | Передвижение на лыжах. Одновременный бесшажный ход. Упражнения на внимание. | Контроль техники выполнения одновременного бесшажного хода. | |
55 | | | Передвижение на лыжах с чередованием ходов. | | |
56 | | | Передвижение на лыжах. Переход с одного способа на другой. | | Катание на лыжах. |
57 | | | Передвижение на лыжах. Переход с одного способа на другой. | | |
58 | | | Передвижение на лыжах. Лыжные эстафеты. | | |
59 | | | Повороты на лыжах. Дыхательная гимнастика. | | Учебник стр.141 |
60 | | | Подъемы на лыжах. | | |
61 | | | Подъемы на лыжах. Гимнастика для глаз. | Контроль техники выполнения подъема. | Учебник стр.140 |
62 | | | Спуски на лыжах. Упражнения на внимания. | | |
63 | | | Спуски на лыжах. Развитие выносливости. | | |
64 | | | Спуски на лыжах. | | |
65 | | | Торможения на лыжах. | Контроль техники выполнения спуска и торможения. | Учебник стр.140 |
66 | | | Передвижения на лыжах. | | |
67 | | | Передвижения на лыжах. Дыхательная гимнастика. | | |
68 | | | Эстафеты на лыжах. | | Катание на лыжах. |
69 | | | Соревнования на лыжах. Профилактика утомления. | Учет времени прохождения дистанции | |
70 | | | Эстафеты на лыжах. Подвижные игры. | | |
Баскетбол (8 часов) |
Проект или исследование: Профилактика утомления. |
71 | | | Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола. Баскетбол. Ведение баскетбольного мяча в движении шагом. | | | |
72 | | | Баскетбол. Ведение мяча правой и левой рукой. Профилактика утомления. | | Учебник стр.112 |
73 | | | Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления | | |
74 | | | Баскетбол. Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока. | | |
75 | | | Баскетбол. Повороты с мячом. Дыхательная гимнастика. | | |
76 | | | Внутришкольный мониторинг. Челночный бег. Ловля мяча двумя руками. | Челночный бег. | |
77 | | | Баскетбол. Остановка прыжком. Гимнастика для глаз. | | |
78 | | | Баскетбол. Бросок двумя руками от груди. Взаимодействия двух игроков. | Штрафной бросок. | |
IV четверть |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (1час) |
79 | | | Самонаблюдение и самоконтроль. Волейбол. ОРУ на осанку. | - выполнять самонаблюдение и самоконтроль. | | Учебник стр.67 |
Волейбол (10 часов) |
Проект или исследование: Достижения спортсменов Я.О. в волейболе. |
80 | | | Волейбол. Стойка игрока. | выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
| | Учебник стр.118 |
81 | | | Волейбол. Стойка игрока. Дыхательная гимнастика. | | |
82 | | | Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. | Подъём туловища. | Учебник стр.119 |
83 | | | Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. | | |
84 | | | Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками. | | Учебник стр.120 |
85 | | | Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками. Профилактика плоскостопия. | | |
86 | | | Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками. | | |
87 | | | Волейбол. Нижняя прямая подача мяча. | | Учебник стр.120 |
88 | | | Волейбол. Нижняя прямая подача мяча. Гимнастика для глаз. | Контроль техники нижней прямой подачи. | |
89 | | | Волейбол. Игра по правилам. | | |
Легкая атлетика (13 часов) |
90 | | | Беговые упражнения. Старты из разных положений. |
| | |
91 | | | Беговые упражнения. Спринтерский бег. | | Учебник стр.81 |
92 | | | Беговые упражнения. Спринтерский бег. Физкультминутки. | Оценка скорости бега (60м). | |
93 | | | Беговые упражнения. Кроссовый бег. | | Учебник стр.82 |
94 | | | Беговые упражнения. Эстафетный бег. | | Учебник стр.83 |
95 | | | Кроссовый бег. Соревнования. Профилактика утомления. | Оценка скорости бега (1500м). | |
96 | | | Прыжковые упражнения. Прыжок в длину. | | Учебник стр.84 |
97 | | | Прыжковые упражнения. Прыжок в длину. | | Оздоровительный бег. |
98 | | | Внутришкольный мониторинг. Прыжковые упражнения. Прыжок в длину. | Оценка дальности прыжка. | |
99 | | | Метание малого мяча в цель. Дыхательная гимнастика. | | Учебник стр.88 |
100 | | | Метание малого мяча. Гимнастика для глаз. | | |
101 | | | Метание малого мяча на дальность. | | |
102 | | | Основы туристской подготовки. Правила поведения в летние каникулы. | | Учебник стр.231 |
Отчет о результатах обучения за год по предмету «Физическая культура» в 5 классе