20
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТР.
Пояснительная записка……………………………………………………3
1.1. Цели и задачи предмета физическая культура……………………………4
1.2. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
школы……………………………………………………………………………….4
1.3.Структура и содержание учебной программы………………………………4
1.4. Формы организации и особенности реализации учебной программы……5
2. Содержание учебного предмета по годам обучения…………………………7
2.1. Тематический план предмета Физическая культура………………………..7
2.2. Примерная сетка часов на основные разделы учебной программы по четвертям для учащихся 5 – 9ых классов……………………………………………8
2.3. Содержание предмета по темам (разделам)…………………………………11
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая
культура»……………………………………………………………………………15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета по физической культуре…………………………………20
Критерии и нормы оценки уровня подготовленности учащихся
по предмету «Физическая культура»……………………………………….22
6. Литература……………………………………………………………23
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основной целью предмета «Физическая культура» в основной школе является — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Данная цель конкретизируется тем, что учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Основными задачами базовой части образовательной программы являются:
1. Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
2. Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта.
3. Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
4. Формирование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
5. Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Задачи базовой части дополняются задачами вариативной части образовательной программы, которыми являются:
- увеличение объема теоретических знаний в области организации самостоятельных занятий по физической культуре в местных условиях и истории физической культуры Оренбургской области;
- повышение функциональных возможностей систем организма за счет использования средств физической культуры с учетом местных природно-климатических условий и материально-технической базы;
- расширение двигательного опыта школьников на основе использования комплексов подвижных игр (с учетом этнического состава учащихся) и элементов нетрадиционных видов спорта.
- формирование потребности в самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на основе реализации комплексного подхода в формировании физической культуры личности с учетом местных физкультурных традиций.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе следующих нормативных документов:
- государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.).
- примерные программы основного общего образования. «Физическая культура» .(стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010. – 40 с.
- примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.- 342 с.
- примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – 61 с.- (стандарты второго поколения.
- закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации»
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);
- закон «Об образовании» (2008 г.)
1.2. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане школе
Согласно базисному учебному плану школы на обязательное изучение всех учебных тем программы по физической культуре в основной школе отводиться 510 часов, из расчета 3 часа в неделю с 5 по 9 класс (105 часа в год).
В соответствии со стандартом основного общего образования в программе выделены две части: базовая - составляет 70 % (или 70 уроков), и вариативная 30 % (или 35 урока) от общего учебного времени.
В 9 классах предусмотрено увеличение теоретических уроков (до 10 часов), что связано с подготовкой к сдаче экзамена по предмету физическая культура.
Структура и содержание учебной программы
Структура и содержание базовой части программы (350 часов)
Основой разработки программы по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Освоение содержания программы должно помочь школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Структура и содержание вариативной части программы (175 часов)
Вариативная часть программы, является дополнением к базовой части, направлена на формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании, воспитание ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни и здоровьесбережение.
Раздел «Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся» (155 часов) направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в различных видах двигательной активности, повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой. Он предусматривает выбор учащимися одного (несколько) вида спорта для углубленного изучения (по решению общего собрания класса и с согласования родительского комитета, педагогического Совета школы).
По результатам анкетного опроса учащихся 5-9 классов и с согласия родительского комитета руководством школы было принято решение о включении в программу физического воспитания следующих видов спорта:
- лёгкая атлетика-18 часов в год;
- спортивные игры – 17 часов в год.
Условия для реализации вариативной части программы.
Для проведения уроков по легкой атлетике. В школе имеется спортивный стадион с тремя беговыми дорожками 200 метров в центре футбольное поле (при легкой атлетике поле для метания), не стандартные спортивные сооружения 20 метров, прыжковая яма 9 метров и 100 метров полоса для разбега, мячи для метания 150 гр., гранаты (500-700гр.),эстафетные палочки, стартовые колодки.
Для проведения уроков по спортивным играм. В школе иметься спортивный зал (18х9), волейбольная сетка, баскетбольные кольца, мячи.
1.4 Формы организации и особенности реализации учебной программы.
С целью освоения содержания образования в школе предусмотрены следующие формы организации учебного процесса:
1. Уроки физической культуры, как основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания программы. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:
- уроки с образовательно-познавательной направленностью;
- уроки с образовательно-обучающей направленностью;
- уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как смешанные (с решением нескольких педагогических задач) и как одноцелевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Типовая направленность уроков предусматривает учет природно-климатических условий региона. В летне-осенний (первая четверть) и весенне-летний периоды (четвертая четверть) уроки физической культуры носят комбинированный характер с преимущественным содержанием средств легкой атлетики и спортивных игр (футбол) на свежем воздухе. В осенне-зимний и весенний периоды уроки будут одновидовые – лыжная подготовка, спортивная гимнастика, волейбол, баскетбол.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
3. Спортивные соревнования и праздники.
4. Занятия в спортивных секциях и кружках.
5. Самостоятельные (домашние) занятия физическими упражнениями.
Особенностями реализации программы физического воспитания учащихся основной школы являются:
- направленность на реализацию принципа вариативности, предполагающего подбор содержания учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (имеется спортивный зал (9 – 18 м.), летний стадион, пляжный волейбол), видом и местом нахождения учебного учреждения в Сорочинском районе, региональными климатическими условиями (резко-континентальный климат);
- усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого за счет использования учащимися освоенных знаний, умений и навыков выполнения физических упражнений в режиме учебного дня и в самостоятельных занятиях, изучение здоровьесберегающих технологий;
- направленность на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и от «простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного материала в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- свободный выбор видов физкультурно-спортивной деятельности в вариативной части программы (но с учетом местных условий).
Деятельность, по реализация содержания образовательной программы основной школы предполагает также:
- использование всех организационных форм физической культуры в школе (оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями);
- индивидуализацию и дифференциацию учебных заданий с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей занимающихся.
- проведение (до 50 %) уроков игровой направленности.
Содержание учебного предмета по годам обучения
2.1. Тематический план предмета «Физическая культура»
№ п/п | Раздел программы | Классы |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов) |
| | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
1.1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | На каждом уроке |
1.1.2 | - гимнастические (с основами акробатики); | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 |
| - легкоатлетические; | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
| - в подвижных и спортивных играх; | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
| - в лыжной подготовке; кроссовая подготовка | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов) |
| | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
2.1.1 | Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся: |
| Легкая атлетика | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
| Спортивные игры | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 |
| ВСЕГО: | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 |
2.2. Примерная сетка часов на основные разделы учебной программы по четвертям для учащихся 5-9 классов
(5 класс)
№ п/п | Раздел программы | Четверть |
I | II | III | IV |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов) |
| | 70 | 70 | 70 | 70 |
1.1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | На каждом уроке |
1.1.2 | - гимнастические (с основами акробатики); | | 21 | | |
| - легкоатлетические; | 12 | | | |
| - в подвижных и спортивных играх; | | | | |
| - в лыжной подготовке; кроссовая подготовка | | | 18 | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов) |
| | 35 | 35 | 35 | 35 |
2.1.1 | Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся: |
| Легкая атлетика | | | | 24 |
| Спортивные игры | 15 | | 12 | 3 |
| ВСЕГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
(6 класс)
№ п/п | Раздел программы | Четверть |
I | II | III | IV |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов) |
| | 70 | 70 | 70 | 70 |
1.1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | На каждом уроке |
1.1.2 | - гимнастические (с основами акробатики); | | 21 | | |
| - легкоатлетические; | 12 | | | |
| - в подвижных и спортивных играх; | | | | |
| - в лыжной подготовке; кроссовая подготовка | | | 18 | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов) |
| | 35 | 35 | 35 | 35 |
2.1.1 | Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся: |
| Легкая атлетика | | | | 24 |
| Спортивные игры | 15 | | 12 | 3 |
| ВСЕГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
(7 класс)
№ п/п | Раздел программы | Четверть |
I | II | III | IV |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов) |
| | 70 | 70 | 70 | 70 |
1.1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | На каждом уроке |
1.1.2 | - гимнастические (с основами акробатики); | | 21 | | |
| - легкоатлетические; | 12 | | | |
| - в подвижных и спортивных играх; | | | | |
| - в лыжной подготовке; кроссовая подготовка | | | 18 | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов) |
| | 35 | 35 | 35 | 35 |
2.1.1 | Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся: |
| Легкая атлетика | | | | 24 |
| Спортивные игры | 15 | | 12 | 3 |
| ВСЕГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
(8 класс)
№ п/п | Раздел программы | Четверть |
I | II | III | IV |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов) |
| | 70 | 70 | 70 | 70 |
1.1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | На каждом уроке |
1.1.2 | - гимнастические (с основами акробатики); | | 21 | | |
| - легкоатлетические; | 12 | | | |
| - в подвижных и спортивных играх; | | | | |
| - в лыжной подготовке; кроссовая подготовка | | | 18 | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов) |
| | 35 | 35 | 35 | 35 |
2.1.1 | Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся: |
| Легкая атлетика | | | | 24 |
| Спортивные игры | 15 | | 12 | 3 |
| ВСЕГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
(9 класс)
№ п/п | Раздел программы | Четверть |
I | II | III | IV |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов) |
| | 70 | 70 | 70 | 70 |
1.1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | На каждом уроке |
1.1.2 | - гимнастические (с основами акробатики); | | 21 | | |
| - легкоатлетические; | 12 | | | |
| - в подвижных и спортивных играх; | | | | |
| - в лыжной подготовке; кроссовая подготовка | | | 18 | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов) |
| | 35 | 35 | 35 | 35 |
2.1.1 | Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся: |
| Легкая атлетика | | | | 24 |
| Спортивные игры | 15 | | 12 | 3 |
| ВСЕГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
Содержание предмета по темам (разделам)
5 (класс)
Гимнастика.
Строевые упражнения –перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.
Комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов.
Висы и упоры – смешанные; подтягивание из виса.
Упражнения в равновесии (на бревне) – ходьба приставными шагами; повороты на носках, приседания; соскоки прогнувшись.
Акробатика – кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках.
Опорные прыжки – вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину. Высота – 80 – 100 см).
Лазание – по канату в два приёма.
Развитие двигательных качеств – координации, силы, скоростно – силовых, гибкости.
Лёгкая атлетика.
Низкий старт. Бег до 2,5 км. Прыжки в высоту способом «перешагивание» и в длину в шаге. Метание малого мяч с шага способом «из – за спины через плечо» на дальность.
Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, скоростно – силовых.
Спортивные игры.
Баскетбол – стойка игрока, передвижения, остановка прыжком; ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной рукой с места.
Футбол – передвижения игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъёма; передвижения вратаря.
Волейбол – стойка игрока, передвижение; верхняя передача мяча.
Развитие двигательных качеств в спортивных играх – ловкости, координации, выносливости.
Лыжная подготовка.
Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный. Подъём наискось «полуёлочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 2,5 км.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
Кроссовая подготовка.
Ходьба и бег по пересечённой местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Кросс до 2,5 км.
Развитие двигательных качеств – выносливости.
6 (класс)
Гимнастика.
Строевые упражнения – строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.
Висы и упоры – (М): махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок с поворотом; (Д): наскоки прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лёжа, вис присев.
Упражнения в равновесии (на бревне) – повороты на носках в полуприседе; из стойки поперёк соскок прогнувшись.
Акробатика – два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.
Опорные прыжки – ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см).
Лазание - по канату способом «в три приема»; «в два приема».
Ритмическая гимнастика.
Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений.
РДК – координации, гибкости, силы, скоростно – силовых.
Лёгкая атлетика.
Бег с максимальной скоростью. Стартовый разгон. Бег до 3 км. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину способом «согнув ноги» - отталкивание. Преодоление вертикальных препятствий с опорой и без опоры, с приземлением на обе и одну ногу. Метание малых мячей в горизонтальную цель и на дальность с трёх шагов разбега. РДК – быстроты, выносливости, скоростно – силовых.
Спортивные игры.
- Волейбол – перемещения приставными шагами; передача мяча сверху в парах на месте и после перемещения вперёд; приём мяча снизу на месте. РДК – ловкости, выносливости, скоростно – силовых.
- Баскетбол – ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест; ведение мяча шагом и бегом; бросок мяча от плеча после ведения.
-Футбол – удар по неподвижному мячу внутренней частью подъёма, по катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма; ведение мяча носком; остановка катящегося мяча подошвой; игра вратаря.
РДК – ловкости, выносливости, скоростно – силовых.
Лыжная подготовка.
Одновременный двухшажный и бесшажный ход. Подъём «ёлочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3 км. РДК – выносливости.
Кроссовая подготовка.
Бег с преодолением препятствий; дистанция до 3 км. РДК - выносливости.
7 (класс)
Гимнастика.
Строевые упражнения.
Висы и упоры – (М): подъём переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок; (Д): махом оной и толчком другой подъём переворотом в упор на нижнюю жердь.
Упражнения в равновесии (на бревне) – пробежка, прыжки на одной ноге, расхождение при встрече.
Акробатика – (М): кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами; (Д): кувырок назад в «полушпагат».
Опорные прыжки – (козел в ширину, высота 110 см) (М): прыжок согнув ноги, (Д): прыжок ноги врозь.
Ритмическая гимнастика.
Лазание - по канату способом «в три приема»; «в два приема».
Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений. РДК – координации, гибкости, силы, скоростно – силовых.
Лёгкая атлетика.
Бег до 3,5 км. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» - движение рук и ног в полёте. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» - переход планки и уход от планки. Метание малого мяча на дальность с четырёх – шести шагов разбега, в цель из положения лёжа. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий. РДК – быстроты, скоростно – силовых, выносливости.
Спортивные игры.
- Волейбол – передача мяча сверху через сетку; приём мяча снизу после перемещения вперёд; нижняя прямая подача через сетку.
- Баскетбол – ведение мяча с изменением направления и скорости; передача мяча от плеча; броски мяча в движении после двух шагов; мини – баскетбол.
-Футбол – удар по катящемуся мячу внутренней частью подъёма; по неподвижному мячу внешней частью подъёма; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма; двусторонняя игра.
РДК – ловкости, скоростно – силовых, выносливости
8 (класс)
Гимнастика.
Строевые упражнения – повороты в движении направо, налево.
Висы и упоры – (М): из виса на подколенках через стойку на руках спускание в упор присев; подъём и сед ноги врозь; подъём завесом вне; (Д): из упора на нижней жерди опускание вперёд в висе присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись на верхней жерди.
Упражнения в равновесии (на бревне) – (Д): ходьба со взмахом ног; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну.
Акробатика – (М): кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперёд и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках; (Д): «мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперёд и назад.
Опорные прыжки – (М): прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см), (Д): прыжки боком с поворотом на 90* (конь в ширину, высота 110 см.
Лазание - по канату способом на скорость (М).
Ритмическая гимнастика. (Д).
Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений.
Лёгкая атлетика.
Старт из положения лёжа. Преодоление двух – трёх вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры. С приземлением на одну и две ноги. Бег до 3,8 км. Прыжки с разбега в высоту способом «перешагивание», в длину способом «согнув ноги» - разбег и отталкивание. Метание малого мяча по движущейся цели. РДК – быстроты, скоростно – силовых, выносливости.
Спортивные игры.
- Волейбол- многократные передачи мяча над собой; отбивание мяча кулаком; приём мяча снизу; нижняя прямая подача; учебная игра. РДК – ловкости, скоростно – силовых, выносливости.
- Баскетбол – штрафной бросок, вырывание и выбивание мяча; передача мяча в парах, на месте, при встречном движении и с отскоком от пола; персональная защита; двусторонняя игра.
-Футбол – ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма с изменением скорости и направления; удары по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, серединой лба по летящему мячу; вбрасывание мяча из – за боковой линии с места, двусторонняя игра.
Лыжная подготовка.
Одновременный одношажный ход – стартовый вариант. Конькобежный ход. Торможение и повороты «плугом». Прохождение дистанции 3,8 км. РДК – выносливости.
Кроссовая подготовка.
Бег с преодолением препятствий, преодоление дистанции до 3,8 км.
Развитие двигательных качеств - координации, гибкости, скоростно – силовых, силы, быстроты, выносливости, ловкости.
9 (класс)
Гимнастика.
Строевые упражнения – переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре.
Висы и упоры – (М): подъём в упор переворотом махом и силой; подъём махом вперёд в сед ноги врозь; (Д): вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь.
Упражнения в равновесии (на бревне) – прыжки на одной; полуприсед; сед углом.
Акробатика – (М): из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега; (Д): равновесие на одной, выпад вперёд, 2-3 кувырка вперед; мост из положения стоя с помощью у стены; перекатом назад стойка на лопатках; кувырок назад в полушпагат.
Опорные прыжки – (М): (козел в длину, высота 115 см) способом «согнув ноги», (Д): (конь в ширину, высота 110 см) прыжок боком.
Лазание - по канату способом «в три приема»; «в два приема».
Ритмическая гимнастика. (Д).
Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений.
Лёгкая атлетика.
Бег по повороту. Передача эстафеты, Бег до 4 км. Прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги» - отталкивание, движение в полёте и приземление. Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м. Полоса препятствий.
Спортивные игры.
- Волейбол – передача мяча у сетки; передача мяча в прыжке через сетку; передача мяча стоя спиной к партнёру; многократный приём мяча снизу двумя руками; приём мяча, отскочившего от сетки; нижняя подача; игра в нападении через игрока передней линии, в защите – «углом вперёд», двусторонняя игра.
- Баскетбол – передача мяча в движении; ведение попеременно правой и левой рукой; персональная защита; двусторонняя игра; (М): броски мяча одной, двумя руками от головы в прыжке.
-Футбол – удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма; обманные движения; остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы; удар по мячу головой; вбрасывание мяча из-за боковой линии с шагом; двусторонняя игра.
Лыжная подготовка.
Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции 4 км. РДК – выносливости.
Кроссовая подготовка.
Бег с преодолением препятствий, преодоление дистанции до 4 км.
Развитие двигательных качеств - координации, гибкости, скоростно – силовых, силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Физическая культура»
5 (класс)
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений.
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности
5-ый класс
№ п/п | Контрольные упражнения | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
1 | Бег 60 м (сек.) | 10.0 | 10.6 | 11.2 | 10.4 | 10.8 | 11.4 |
2 | Бег 2000 м (мин./сек.) | Без учета времени |
3 | Прыжок в длину (см) | 340 | 300 | 260 | 300 | 260 | 220 |
4 | Прыжок в высоту (см) | 110 | 100 | 85 | 105 | 95 | 80 |
5 | Метание мяча 150 г (м) | 34 | 27 | 20 | 21 | 17 | 14 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) | 6 | 4 | 3 | - | - | - |
7 | Подтягивание на низкой перекладине из виса (раз) | - | - | - | 15 | 10 | 8 |
8 | Лазание по канату с помощью ног (м) | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 |
9 | Бег на лыжах 1 км (мин./сек.) | 6.30 | 7.00 | 7.40 | 7.00 | 7.30 | 8.10 |
10 | Бег на лыжах 2 км | Без учёта времени |
12 | Кросс 1500 м для бесснежных районов (мин./сек.) | 8.50 | 9.30 | 10.00 | 9.00 | 9.40 | 10.30 |
6 (класс)
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• коррекция осанки и телосложения;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности
6-ой класс
№ п/п | Контрольные упражнения | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
1 | Бег 60 м (сек.) | 9.8 | 10.4 | 11.1 | 10.3 | 10.6 | 11.2 |
2 | Бег 1500 м (мин./сек.) | 7.30 | 7.50 | 8.10 | 8.00 | 8.20 | 8.40 |
3 | Бег 2000 м (мин./сек.) | Без учета времени |
4 | Прыжок в длину (см) | 360 | 330 | 270 | 330 | 280 | 230 |
5 | Прыжок в высоту (см) | 115 | 110 | 90 | 110 | 100 | 85 |
6 | Метание мяча 150 г (м) | 36 | 29 | 21 | 23 | 18 | 15 |
7 | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 7 | 5 | 4 | - | - | - |
8 | Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | - | 17 | 14 | 9 |
9 | Бег на лыжах 2 км (мин./сек.) | 14.00 | 14.30 | 15.00 | 14.30 | 15.00 | 15.30 |
10 | Бег на лыжах 3 км | Без учёта времени |
12 | Кросс 1500 м (мин./сек.) | 8.00 | 8.30 | 8.50 | 8.20 | 8.50 | 9.50 |
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
• подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности
7-ой класс
№ п/п | Контрольные упражнения | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
1 | Бег 60 м (сек.) | 9.4 | 10.2 | 11.0 | 9.8 | 10.4 | 11.2 |
2 | Бег 1500 м (мин./сек.) | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
3 | Бег 2000 м (мин./сек.) | Без учета времени |
4 | Прыжок в длину (см) | 380 | 350 | 290 | 350 | 300 | 240 |
5 | Прыжок в высоту (см) | 125 | 115 | 100 | 110 | 100 | 90 |
6 | Метание мяча 150 г (м) | 39 | 31 | 23 | 26 | 19 | 16 |
7 | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 8 | 5 | 4 | - | - | - |
8 | Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | - | 19 | 15 | 11 |
9 | Бег на лыжах 2 км (мин./сек.) | 13.00 | 14.00 | 14.30 | 14.00 | 14.30 | 15.00 |
10 | Бег на лыжах 3 км | Без учёта времени |
12 | Кросс 1500 м (мин./сек.) | 13.00 | 14.00 | 15.00 | 14.00 | 15.00 | 16.00 |
8 (класс)
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности
8-ой класс
№ п/п | Контрольные упражнения | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
1 | Бег 60 м (сек.) | 8.8 | 9.7 | 10.5 | 9.7 | 10.2 | 10.7 |
2 | Бег 2000 м (мин./сек.) | 10.00 | 10.40 | 11.40 | 11.00 | 12.40 | 13.50 |
3 | Бег 3000 м (мин./сек.) | Без учета времени |
4 | Прыжок в длину (см) | 410 | 370 | 310 | 360 | 310 | 260 |
5 | Прыжок в высоту (см) | 130 | 120 | 105 | 115 | 105 | 95 |
6 | Метание мяча 150 г (м) | 42 | 37 | 28 | 27 | 21 | 17 |
7 | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 9 | 7 | 5 | - | - | - |
8 | Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (раз) | - | - | - | 15 | 10 | 6 |
9 | Бег на лыжах 3 км (мин./сек.) | 18.00 | 19.00 | 20.00 | 20.00 | 21.00 | 23.00 |
10 | Бег на лыжах 5 км | Без учёта времени |
12 | Кросс 2000 м (мин./сек.) для бесснежных р-нов | - | - | - | 12.30 | 13.30 | 14.30 |
13 | Кросс 3000 м (мин./сек.) для бесснежных р-нов | 16.30 | 17.30 | 18.30 | - | - | - |
9 (класс)
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности
9-й класс
Физические способности | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 180 — | 165 18 |
Вынослиность | Кроссовый бег 2 км (мин. сек.) | 8,50 | 10,20 |
Координация | Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Критерии и нормы оценки уровня подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура».
Уровень теоретической подготовленности учащихся основной школы оценивается по пятибалльной шкале с выставлением следующих отметок:
Отметка «5» - выставляется ученику в том случае, если он в полном объеме владеет определенной (для данного этапа) системой знаний. При этом ученик способен творчески охарактеризовать основные понятия и факты; установить причинно-следственные связи; владеет способами и умениями применять полученные знания в практической деятельности (т.е. при организации самостоятельных занятиях физической культурой).
Отметка «4» выставляется тогда, когда ученик достаточно уверенно владеет полученными знаниями; способен раскрыть основное их содержание, привести некоторые факты; умеет применять некоторые знания в практической деятельности, но под контролем учителя.
Отметку «3» заслуживает ученик, уровень освоенности знаний которого недостаточен для практического использования, даже при подсказке учителя; при воспроизведении незначительного количества знаний ученик не способен охарактеризовать их основное содержание и указать взаимосвязь понятий и фактов.
Отметка «2» выставляется при неудовлетворительном владении знаниями; в случае, когда ученик может привести лишь отрывочные сведения об основных понятиях и фактах; не способен использовать знания на практике.
Самая низкая отметка – «1» отражает полное отсутствие знаний и умений применять их на практике.
Уровень двигательной подготовленности также оценивается по пятибалльной шкале с выставлением следующих отметок:
- отметка «5» выставляется в случае точного и полного соблюдения основ, звеньев и деталей техники; свободного и слитного выполнения действия с оптимальной амплитудой;
- отметкой «4» оценивается действие, когда оно при соблюдении указанных требований содержит одну-две незначительные ошибки;
- отметка «3» отражает правильное выполнение действия в его основе с незначительными ошибками;
- отметка «2» выставляется при грубых нарушениях основ техники;
-отметка «1» - упражнение (действие) не выполнено.
Литература.
Для реализации представленной программы учителю можно использовать следующую научную и научно-методическую литературу:
Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А. Копылов и др.; под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
Физическая культура. 8-9 классы: Пособие для учителя / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
Физическая культура. 5-9 классы: Тестовый контроль. Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2007. – 144 с.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т.II Частные методики. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 216 с.
Издательство «Просвещение» Телефон: (495) 789-30-40 Internet: www.prosv.ru
Сократов Н.В. Феноменология здоровья и медико-педагогическая эффективность эстетотерапии в образовательном процессе школьников.: монография /Н.В.Сократов, П.П.Тиссен. – Оренбург: Изд-воООО»Детство»,2011. 272 с.
Для усвоения данной образовательной программы школьникам рекомендуется использовать следующие учебники и учебно-методические пособия:
Л.Е.Любомирский Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. – М.: М.: Просвещение, 1997. – 112 с.: ил.
Литвинов Е.Н. Физкультура. Физкультура. Учебник для учащихся 5-7 классов / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев. – М.: Просвещение, 2002.
Учебник содержит сведения о ЗОЖ, влиянии физ.упр. на здоровье, о самоконтроле и предупреждении травматизма, о том как самостоятельно заниматься фи з. упражнениями.
Представлены упражнения психофизической подготовки, атлетической гимнастики, стретчинга, для воспитания физических качеств.
Физическая культура : Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 156 с.
Физическая культура : Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2007. – 2008с.