СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре в 5-9 классах (3 часа в неделю)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для уроков физической культуры в общеобразовательной школе 5-9 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре в 5-9 классах (3 часа в неделю)»

20


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СТР.


  1. Пояснительная записка……………………………………………………3


1.1. Цели и задачи предмета физическая культура……………………………4

1.2. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

школы……………………………………………………………………………….4

1.3.Структура и содержание учебной программы………………………………4

1.4. Формы организации и особенности реализации учебной программы……5


2. Содержание учебного предмета по годам обучения…………………………7

2.1. Тематический план предмета Физическая культура………………………..7

2.2. Примерная сетка часов на основные разделы учебной программы по четвертям для учащихся 5 – 9ых классов……………………………………………8

2.3. Содержание предмета по темам (разделам)…………………………………11

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая

культура»……………………………………………………………………………15


  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебного предмета по физической культуре…………………………………20


  1. Критерии и нормы оценки уровня подготовленности учащихся

по предмету «Физическая культура»……………………………………….22


6. Литература……………………………………………………………23


















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Основной целью предмета «Физическая культура» в основной школе является —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Данная цель конкретизируется тем, что учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Основными задачами базовой части образовательной программы являются:

1. Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

2. Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта.

3. Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

4. Формирование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

5. Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Задачи базовой части дополняются задачами вариативной части образовательной программы, которыми являются:

- увеличение объема теоретических знаний в области организации самостоятельных занятий по физической культуре в местных условиях и истории физической культуры Оренбургской области;

- повышение функциональных возможностей систем организма за счет использования средств физической культуры с учетом местных природно-климатических условий и материально-технической базы;

- расширение двигательного опыта школьников на основе использования комплексов подвижных игр (с учетом этнического состава учащихся) и элементов нетрадиционных видов спорта.

- формирование потребности в самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на основе реализации комплексного подхода в формировании физической культуры личности с учетом местных физкультурных традиций.

 Рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе следующих нормативных документов:

- государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.).

- примерные программы основного общего образования. «Физическая культура» .(стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010. – 40 с.

- примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.- 342 с.

- примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – 61 с.- (стандарты второго поколения.

- закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации»

- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);

- закон «Об образовании» (2008 г.)

1.2. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане школе

Согласно базисному учебному плану школы на обязательное изучение всех учебных тем программы по физической культуре в основной школе отводиться 510 часов, из расчета 3 часа в неделю с 5 по 9 класс (105 часа в год).

В соответствии со стандартом основного общего образования в программе выделены две части: базовая - составляет 70 % (или 70 уроков), и вариативная 30 % (или 35 урока) от общего учебного времени.

В 9 классах предусмотрено увеличение теоретических уроков (до 10 часов), что связано с подготовкой к сдаче экзамена по предмету физическая культура.


    1. Структура и содержание учебной программы

Структура и содержание базовой части программы (350 часов)

Основой разработки программы по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Освоение содержания программы должно помочь школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.


Структура и содержание вариативной части программы (175 часов)

Вариативная часть программы, является дополнением к базовой части, направлена на формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании, воспитание ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни и здоровьесбережение.

Раздел «Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся» (155 часов) направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в различных видах двигательной активности, повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой. Он предусматривает выбор учащимися одного (несколько) вида спорта для углубленного изучения (по решению общего собрания класса и с согласования родительского комитета, педагогического Совета школы).

По результатам анкетного опроса учащихся 5-9 классов и с согласия родительского комитета руководством школы было принято решение о включении в программу физического воспитания следующих видов спорта:

- лёгкая атлетика-18 часов в год;

- спортивные игры – 17 часов в год.

Условия для реализации вариативной части программы.

Для проведения уроков по легкой атлетике. В школе имеется спортивный стадион с тремя беговыми дорожками 200 метров в центре футбольное поле (при легкой атлетике поле для метания), не стандартные спортивные сооружения 20 метров, прыжковая яма 9 метров и 100 метров полоса для разбега, мячи для метания 150 гр., гранаты (500-700гр.),эстафетные палочки, стартовые колодки.

Для проведения уроков по спортивным играм. В школе иметься спортивный зал (18х9), волейбольная сетка, баскетбольные кольца, мячи.

1.4 Формы организации и особенности реализации учебной программы.

С целью освоения содержания образования в школе предусмотрены следующие формы организации учебного процесса:

1. Уроки физической культуры, как основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания программы. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

- уроки с образовательно-познавательной направленностью;

- уроки с образовательно-обучающей направленностью;

- уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как смешанные (с решением нескольких педагогических задач) и как одноцелевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

Типовая направленность уроков предусматривает учет природно-климатических условий региона. В летне-осенний (первая четверть) и весенне-летний периоды (четвертая четверть) уроки физической культуры носят комбинированный характер с преимущественным содержанием средств легкой атлетики и спортивных игр (футбол) на свежем воздухе. В осенне-зимний и весенний периоды уроки будут одновидовые – лыжная подготовка, спортивная гимнастика, волейбол, баскетбол.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

3. Спортивные соревнования и праздники.

4. Занятия в спортивных секциях и кружках.

5. Самостоятельные (домашние) занятия физическими упражнениями.

Особенностями реализации программы физического воспитания учащихся основной школы являются:

- направленность на реализацию принципа вариативности, предполагающего подбор содержания учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (имеется спортивный зал (9 – 18 м.), летний стадион, пляжный волейбол), видом и местом нахождения учебного учреждения в Сорочинском районе, региональными климатическими условиями (резко-континентальный климат);

- усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого за счет использования учащимися освоенных знаний, умений и навыков выполнения физических упражнений в режиме учебного дня и в самостоятельных занятиях, изучение здоровьесберегающих технологий;

- направленность на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и от «простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного материала в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- свободный выбор видов физкультурно-спортивной деятельности в вариативной части программы (но с учетом местных условий).

Деятельность, по реализация содержания образовательной программы основной школы предполагает также:

- использование всех организационных форм физической культуры в школе (оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями);

- индивидуализацию и дифференциацию учебных заданий с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей занимающихся.

- проведение (до 50 %) уроков игровой направленности.






























  1. Содержание учебного предмета по годам обучения

2.1. Тематический план предмета «Физическая культура»


№ п/п

Раздел программы

Классы

5

6

7

8

9

  1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов)



70

70

70

70

70

1.1

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

На каждом уроке

1.1.2

- гимнастические (с основами акробатики);


21

21

21

21

21


- легкоатлетические;

18

18

18

18

18


- в подвижных и спортивных играх;

13

13

13

13

13


- в лыжной подготовке; кроссовая

подготовка

18

18

18

18

18

  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов)



35

35

35

35

35

2.1.1

Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся:


Легкая атлетика

18

18

18

18

18


Спортивные игры

17

17

17

17

17


ВСЕГО:

105

105

105

105

105






















2.2. Примерная сетка часов на основные разделы учебной программы по четвертям для учащихся 5-9 классов

(5 класс)

№ п/п

Раздел программы

Четверть

I

II

III

IV

  1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов)



70

70

70

70

1.1

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

На каждом уроке

1.1.2

- гимнастические (с основами акробатики);



21




- легкоатлетические;

12





- в подвижных и спортивных играх;






- в лыжной подготовке; кроссовая

подготовка



18


  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов)



35

35

35

35

2.1.1

Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся:


Легкая атлетика




24


Спортивные игры

15


12

3


ВСЕГО:

27

21

30

27




















(6 класс)

№ п/п

Раздел программы

Четверть

I

II

III

IV

  1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов)



70

70

70

70

1.1

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

На каждом уроке

1.1.2

- гимнастические (с основами акробатики);



21




- легкоатлетические;

12





- в подвижных и спортивных играх;






- в лыжной подготовке; кроссовая

подготовка



18


  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов)



35

35

35

35

2.1.1

Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся:


Легкая атлетика




24


Спортивные игры

15


12

3


ВСЕГО:

27

21

30

27


(7 класс)

№ п/п

Раздел программы

Четверть

I

II

III

IV

  1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов)



70

70

70

70

1.1

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

На каждом уроке

1.1.2

- гимнастические (с основами акробатики);



21




- легкоатлетические;

12





- в подвижных и спортивных играх;






- в лыжной подготовке; кроссовая

подготовка



18


  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов)



35

35

35

35

2.1.1

Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся:


Легкая атлетика




24


Спортивные игры

15


12

3


ВСЕГО:

27

21

30

27



(8 класс)

№ п/п

Раздел программы

Четверть

I

II

III

IV

  1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов)



70

70

70

70

1.1

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

На каждом уроке

1.1.2

- гимнастические (с основами акробатики);



21




- легкоатлетические;

12





- в подвижных и спортивных играх;






- в лыжной подготовке; кроссовая

подготовка



18


  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов)



35

35

35

35

2.1.1

Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся:


Легкая атлетика




24


Спортивные игры

15


12

3


ВСЕГО:

27

21

30

27


(9 класс)

№ п/п

Раздел программы

Четверть

I

II

III

IV

  1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (350 часов)



70

70

70

70

1.1

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

На каждом уроке

1.1.2

- гимнастические (с основами акробатики);



21




- легкоатлетические;

12





- в подвижных и спортивных играх;






- в лыжной подготовке; кроссовая

подготовка



18


  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (175 часов)



35

35

35

35

2.1.1

Способы физкультурно-спортивной деятельности на выбор учащимся:


Легкая атлетика




24


Спортивные игры

15


12

3


ВСЕГО:

27

21

30

27


    1. Содержание предмета по темам (разделам)

5 (класс)

Гимнастика.

Строевые упражнения –перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.

Комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов.

Висы и упоры – смешанные; подтягивание из виса.

Упражнения в равновесии (на бревне) – ходьба приставными шагами; повороты на носках, приседания; соскоки прогнувшись.

Акробатика – кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках.

Опорные прыжки – вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину. Высота – 80 – 100 см).

Лазание – по канату в два приёма.

Развитие двигательных качеств – координации, силы, скоростно – силовых, гибкости.

Лёгкая атлетика.

Низкий старт. Бег до 2,5 км. Прыжки в высоту способом «перешагивание» и в длину в шаге. Метание малого мяч с шага способом «из – за спины через плечо» на дальность.

Развитие двигательных качеств – быстроты, выносливости, скоростно – силовых.

Спортивные игры.

Баскетболстойка игрока, передвижения, остановка прыжком; ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной рукой с места.

Футбол – передвижения игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъёма; передвижения вратаря.

Волейбол – стойка игрока, передвижение; верхняя передача мяча.

Развитие двигательных качеств в спортивных играх ловкости, координации, выносливости.

Лыжная подготовка.

Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный. Подъём наискось «полуёлочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 2,5 км.

Развитие двигательных качеств – выносливости.

Кроссовая подготовка.

Ходьба и бег по пересечённой местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Кросс до 2,5 км.

Развитие двигательных качеств – выносливости.


6 (класс)

Гимнастика.

Строевые упражнения – строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

Висы и упоры – (М): махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок с поворотом; (Д): наскоки прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лёжа, вис присев.

Упражнения в равновесии (на бревне) – повороты на носках в полуприседе; из стойки поперёк соскок прогнувшись.

Акробатика – два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.

Опорные прыжки – ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см).

Лазание - по канату способом «в три приема»; «в два приема».

Ритмическая гимнастика.

Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений.

РДК – координации, гибкости, силы, скоростно – силовых.

Лёгкая атлетика.

Бег с максимальной скоростью. Стартовый разгон. Бег до 3 км. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину способом «согнув ноги» - отталкивание. Преодоление вертикальных препятствий с опорой и без опоры, с приземлением на обе и одну ногу. Метание малых мячей в горизонтальную цель и на дальность с трёх шагов разбега. РДК – быстроты, выносливости, скоростно – силовых.

Спортивные игры.

- Волейбол – перемещения приставными шагами; передача мяча сверху в парах на месте и после перемещения вперёд; приём мяча снизу на месте. РДК – ловкости, выносливости, скоростно – силовых.

- Баскетбол – ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест; ведение мяча шагом и бегом; бросок мяча от плеча после ведения.

-Футбол – удар по неподвижному мячу внутренней частью подъёма, по катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма; ведение мяча носком; остановка катящегося мяча подошвой; игра вратаря.

РДК – ловкости, выносливости, скоростно – силовых.

Лыжная подготовка.

Одновременный двухшажный и бесшажный ход. Подъём «ёлочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3 км. РДК – выносливости.

Кроссовая подготовка.

Бег с преодолением препятствий; дистанция до 3 км. РДК - выносливости.


7 (класс)

Гимнастика.

Строевые упражнения.

Висы и упоры – (М): подъём переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок; (Д): махом оной и толчком другой подъём переворотом в упор на нижнюю жердь.

Упражнения в равновесии (на бревне) – пробежка, прыжки на одной ноге, расхождение при встрече.

Акробатика – (М): кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами; (Д): кувырок назад в «полушпагат».

Опорные прыжки – (козел в ширину, высота 110 см) (М): прыжок согнув ноги, (Д): прыжок ноги врозь.

Ритмическая гимнастика.

Лазание - по канату способом «в три приема»; «в два приема».

Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений. РДК – координации, гибкости, силы, скоростно – силовых.

Лёгкая атлетика.

Бег до 3,5 км. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» - движение рук и ног в полёте. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» - переход планки и уход от планки. Метание малого мяча на дальность с четырёх – шести шагов разбега, в цель из положения лёжа. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий. РДК – быстроты, скоростно – силовых, выносливости.

Спортивные игры.

- Волейбол – передача мяча сверху через сетку; приём мяча снизу после перемещения вперёд; нижняя прямая подача через сетку.

- Баскетбол – ведение мяча с изменением направления и скорости; передача мяча от плеча; броски мяча в движении после двух шагов; мини – баскетбол.

-Футбол – удар по катящемуся мячу внутренней частью подъёма; по неподвижному мячу внешней частью подъёма; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма; двусторонняя игра.

РДК – ловкости, скоростно – силовых, выносливости


8 (класс)

Гимнастика.

Строевые упражнения – повороты в движении направо, налево.

Висы и упоры – (М): из виса на подколенках через стойку на руках спускание в упор присев; подъём и сед ноги врозь; подъём завесом вне; (Д): из упора на нижней жерди опускание вперёд в висе присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись на верхней жерди.

Упражнения в равновесии (на бревне) – (Д): ходьба со взмахом ног; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну.

Акробатика – (М): кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперёд и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках; (Д): «мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперёд и назад.

Опорные прыжки – (М): прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см), (Д): прыжки боком с поворотом на 90* (конь в ширину, высота 110 см.

Лазание - по канату способом на скорость (М).

Ритмическая гимнастика. (Д).

Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений.

Лёгкая атлетика.

Старт из положения лёжа. Преодоление двух – трёх вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры. С приземлением на одну и две ноги. Бег до 3,8 км. Прыжки с разбега в высоту способом «перешагивание», в длину способом «согнув ноги» - разбег и отталкивание. Метание малого мяча по движущейся цели. РДК – быстроты, скоростно – силовых, выносливости.

Спортивные игры.

- Волейбол- многократные передачи мяча над собой; отбивание мяча кулаком; приём мяча снизу; нижняя прямая подача; учебная игра. РДК – ловкости, скоростно – силовых, выносливости.

- Баскетбол – штрафной бросок, вырывание и выбивание мяча; передача мяча в парах, на месте, при встречном движении и с отскоком от пола; персональная защита; двусторонняя игра.

-Футбол – ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма с изменением скорости и направления; удары по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, серединой лба по летящему мячу; вбрасывание мяча из – за боковой линии с места, двусторонняя игра.

Лыжная подготовка.

Одновременный одношажный ход – стартовый вариант. Конькобежный ход. Торможение и повороты «плугом». Прохождение дистанции 3,8 км. РДК – выносливости.

Кроссовая подготовка.

Бег с преодолением препятствий, преодоление дистанции до 3,8 км.

Развитие двигательных качеств - координации, гибкости, скоростно – силовых, силы, быстроты, выносливости, ловкости.

9 (класс)

Гимнастика.

Строевые упражнения – переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре.

Висы и упоры – (М): подъём в упор переворотом махом и силой; подъём махом вперёд в сед ноги врозь; (Д): вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь.

Упражнения в равновесии (на бревне) – прыжки на одной; полуприсед; сед углом.

Акробатика – (М): из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега; (Д): равновесие на одной, выпад вперёд, 2-3 кувырка вперед; мост из положения стоя с помощью у стены; перекатом назад стойка на лопатках; кувырок назад в полушпагат.

Опорные прыжки – (М): (козел в длину, высота 115 см) способом «согнув ноги», (Д): (конь в ширину, высота 110 см) прыжок боком.

Лазание - по канату способом «в три приема»; «в два приема».

Ритмическая гимнастика. (Д).

Преодоление полосы препятствий: комбинации из освоенных элементов в равновесии, лазании, перелезания, опорного прыжка, акробатических упражнений.

Лёгкая атлетика.

Бег по повороту. Передача эстафеты, Бег до 4 км. Прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги» - отталкивание, движение в полёте и приземление. Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м. Полоса препятствий.

Спортивные игры.

- Волейбол – передача мяча у сетки; передача мяча в прыжке через сетку; передача мяча стоя спиной к партнёру; многократный приём мяча снизу двумя руками; приём мяча, отскочившего от сетки; нижняя подача; игра в нападении через игрока передней линии, в защите – «углом вперёд», двусторонняя игра.

- Баскетбол – передача мяча в движении; ведение попеременно правой и левой рукой; персональная защита; двусторонняя игра; (М): броски мяча одной, двумя руками от головы в прыжке.

-Футбол – удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма; обманные движения; остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы; удар по мячу головой; вбрасывание мяча из-за боковой линии с шагом; двусторонняя игра.

Лыжная подготовка.

Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции 4 км. РДК – выносливости.

Кроссовая подготовка.

Бег с преодолением препятствий, преодоление дистанции до 4 км.

Развитие двигательных качеств - координации, гибкости, скоростно – силовых, силы, быстроты, выносливости, ловкости.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Физическая культура»

5 (класс)


Знать:

• основы истории развития физической культуры в России ;

• особенности развития избранного вида спорта;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения

• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений.

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;


Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности


5-ый класс

№ п/п


Контрольные упражнения

Нормативы

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 60 м (сек.)

10.0

10.6

11.2

10.4

10.8

11.4

2

Бег 2000 м (мин./сек.)

Без учета времени

3

Прыжок в длину (см)

340

300

260

300

260

220

4

Прыжок в высоту (см)

110

100

85

105

95

80

5

Метание мяча 150 г (м)

34

27

20

21

17

14

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз)

6

4

3

-

-

-

7

Подтягивание на низкой перекладине из виса (раз)

-

-

-

15

10

8

8

Лазание по канату с помощью ног (м)

5

4

3

4

3

2

9

Бег на лыжах 1 км (мин./сек.)

6.30

7.00

7.40

7.00

7.30

8.10

10

Бег на лыжах 2 км

Без учёта времени

12

Кросс 1500 м для бесснежных районов (мин./сек.)

8.50

9.30

10.00

9.00

9.40

10.30


6 (класс)

Знать:

• основы истории развития физической культуры в России ;

• особенности развития избранного вида спорта;

• укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

• коррекция осанки и телосложения;

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности


6-ой класс

№ п/п


Контрольные упражнения

Нормативы

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 60 м (сек.)

9.8

10.4

11.1

10.3

10.6

11.2

2

Бег 1500 м (мин./сек.)

7.30

7.50

8.10

8.00

8.20

8.40

3

Бег 2000 м (мин./сек.)

Без учета времени

4

Прыжок в длину (см)

360

330

270

330

280

230

5

Прыжок в высоту (см)

115

110

90

110

100

85

6

Метание мяча 150 г (м)

36

29

21

23

18

15

7

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

7

5

4

-

-

-

8

Подтягивание на низкой перекладине (раз)

-

-

-

17

14

9

9

Бег на лыжах 2 км (мин./сек.)

14.00

14.30

15.00

14.30

15.00

15.30

10

Бег на лыжах 3 км

Без учёта времени

12

Кросс 1500 м (мин./сек.)

8.00

8.30

8.50

8.20

8.50

9.50


Знать:

• основы истории развития физической культуры в России ;

• особенности развития избранного вида спорта;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

• подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности


7-ой класс

№ п/п


Контрольные упражнения

Нормативы

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 60 м (сек.)

9.4

10.2

11.0

9.8

10.4

11.2

2

Бег 1500 м (мин./сек.)

7.00

7.30

8.00

7.30

8.00

8.30

3

Бег 2000 м (мин./сек.)

Без учета времени

4

Прыжок в длину (см)

380

350

290

350

300

240

5

Прыжок в высоту (см)

125

115

100

110

100

90

6

Метание мяча 150 г (м)

39

31

23

26

19

16

7

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

8

5

4

-

-

-

8

Подтягивание на низкой перекладине (раз)

-

-

-

19

15

11

9

Бег на лыжах 2 км (мин./сек.)

13.00

14.00

14.30

14.00

14.30

15.00

10

Бег на лыжах 3 км

Без учёта времени

12

Кросс 1500 м (мин./сек.)

13.00

14.00

15.00

14.00

15.00

16.00


8 (класс)

Знать:

• основы истории развития физической культуры в России ;

• особенности развития избранного вида спорта;

• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

• психофункциональные особенности собственного организма;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.




Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения

• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности


8-ой класс

№ п/п


Контрольные упражнения

Нормативы

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 60 м (сек.)

8.8

9.7

10.5

9.7

10.2

10.7

2

Бег 2000 м (мин./сек.)

10.00

10.40

11.40

11.00

12.40

13.50

3

Бег 3000 м (мин./сек.)

Без учета времени

4

Прыжок в длину (см)

410

370

310

360

310

260

5

Прыжок в высоту (см)

130

120

105

115

105

95

6

Метание мяча 150 г (м)

42

37

28

27

21

17

7

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

9

7

5

-

-

-

8

Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (раз)

-

-

-

15

10

6

9

Бег на лыжах 3 км (мин./сек.)

18.00

19.00

20.00

20.00

21.00

23.00

10

Бег на лыжах 5 км

Без учёта времени

12

Кросс 2000 м (мин./сек.) для бесснежных р-нов

-

-

-

12.30

13.30

14.30

13

Кросс 3000 м (мин./сек.) для бесснежных р-нов

16.30

17.30

18.30

-

-

-


9 (класс)

Знать:

• основы истории развития физической культуры в России ;

• особенности развития избранного вида спорта;

• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

• психофункциональные особенности собственного организма;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.

Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения

• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Двигательные умения, навыки и способности

9-й класс

Физические способности

Физические

упражнения

мальчики

девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

180

165

18

Вынослиность

Кроссовый бег 2 км (мин. сек.)

8,50

10,20

Координация

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0


  1. Критерии и нормы оценки уровня подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура».

Уровень теоретической подготовленности учащихся основной школы оценивается по пятибалльной шкале с выставлением следующих отметок:

Отметка «5» - выставляется ученику в том случае, если он в полном объеме владеет определенной (для данного этапа) системой знаний. При этом ученик способен творчески охарактеризовать основные понятия и факты; установить причинно-следственные связи; владеет способами и умениями применять полученные знания в практической деятельности (т.е. при организации самостоятельных занятиях физической культурой).

Отметка «4» выставляется тогда, когда ученик достаточно уверенно владеет полученными знаниями; способен раскрыть основное их содержание, привести некоторые факты; умеет применять некоторые знания в практической деятельности, но под контролем учителя.

Отметку «3» заслуживает ученик, уровень освоенности знаний которого недостаточен для практического использования, даже при подсказке учителя; при воспроизведении незначительного количества знаний ученик не способен охарактеризовать их основное содержание и указать взаимосвязь понятий и фактов.

Отметка «2» выставляется при неудовлетворительном владении знаниями; в случае, когда ученик может привести лишь отрывочные сведения об основных понятиях и фактах; не способен использовать знания на практике.

Самая низкая отметка – «1» отражает полное отсутствие знаний и умений применять их на практике.

Уровень двигательной подготовленности также оценивается по пятибалльной шкале с выставлением следующих отметок:

- отметка «5» выставляется в случае точного и полного соблюдения основ, звеньев и деталей техники; свободного и слитного выполнения действия с оптимальной амплитудой;

- отметкой «4» оценивается действие, когда оно при соблюдении указанных требований содержит одну-две незначительные ошибки;

- отметка «3» отражает правильное выполнение действия в его основе с незначительными ошибками;

- отметка «2» выставляется при грубых нарушениях основ техники;

-отметка «1» - упражнение (действие) не выполнено.


















  1. Литература.


Для реализации представленной программы учителю можно использовать следующую научную и научно-методическую литературу:

  1. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А. Копылов и др.; под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.

  2. Физическая культура. 8-9 классы: Пособие для учителя / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.

  3. Физическая культура. 5-9 классы: Тестовый контроль. Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2007. – 144 с.

  4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т.II Частные методики. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 216 с.

  5. Издательство «Просвещение» Телефон: (495) 789-30-40 Internet: www.prosv.ru

  6. Сократов Н.В. Феноменология здоровья и медико-педагогическая эффективность эстетотерапии в образовательном процессе школьников.: монография /Н.В.Сократов, П.П.Тиссен. – Оренбург: Изд-воООО»Детство»,2011. 272 с.

Для усвоения данной образовательной программы школьникам рекомендуется использовать следующие учебники и учебно-методические пособия:

  1. Л.Е.Любомирский Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. – М.: М.: Просвещение, 1997. – 112 с.: ил.

  2. Литвинов Е.Н. Физкультура. Физкультура. Учебник для учащихся 5-7 классов / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев. – М.: Просвещение, 2002.

Учебник содержит сведения о ЗОЖ, влиянии физ.упр. на здоровье, о самоконтроле и предупреждении травматизма, о том как самостоятельно заниматься фи з. упражнениями.

Представлены упражнения психофизической подготовки, атлетической гимнастики, стретчинга, для воспитания физических качеств.

  1. Физическая культура : Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 156 с.

  2. Физическая культура : Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2007. – 2008с.