Рассмотрено Руководитель МО _______/_ О.В. Тищенко/ Протокол №______ «___» _______201__ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 2»НМР РТ __________/_ С.Ф.Сытяк/ «___» _______ 201__ г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 2» НМР РТ ______________/_ Т.М.Павлова/ Приказ № __________ «___» _________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 8 класса
Лагинской Елены Ивановны
учителя физики
МБОУ «СОШ № 2» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для учащихся 8 класса составлена в соответствии с:
Федеральным закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);
Письма МОиН РТ от 3 марта 2016 года №1815/16 «О направлении рекомендаций по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»
Основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ №2» НМР РТ;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 2» НМР РТ
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 2» НМР РТ.
Авторской программы основного общего, среднего общего образования по физике. Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 8 класс. «Дрофа», М., 2011.
8-й класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Физика» в 8-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 8-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Средством формирования этих действий служит учебный материал учебника, словари, энциклопедии
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога и технология продуктивного чтения.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Предметными результатами изучения курса «Физики» в 8-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
знать/понимать
смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник, полупроводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, постоянный магнит, магнитный полюс.
смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов.
Содержание программы
Тепловые явления
Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Электромагнитные явления.
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза.
Фронтальная лабораторная работа.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления проводника.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Получение изображения с помощью линзы.
III. Повторение. (4 часа)
Тематическое планирование
8 класс (70 часов)
№ п\п | Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
| Тепловые явления | 24 | 2 | 2 |
| Электрические явления | 26 | 5 | 2 |
| Электромагнитные явления | 6 | 2 | |
| Световые явления | 8 | 1 | 1 |
| Повторение | 6 | | 1 |
| Всего | 70 | 10 | 6 |
| | | | |
Наименование тем, разделов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
по способу работы (что уметь) | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Тепловые явления | Уметь изменять внутреннюю энергию тела различными способами. Уметь объяснять различные виды теплопередачи на основе МКТ и объяснять применение различных видов теплопередачи. Уметь рассчитывать внутреннюю энергию. Уметь измерять температуру. Рассчитывать количество теплоты. Уметь определять удельную теплоемкость твердого тела. Применять закон сохранения энергии. Уметь применять уравнение теплового баланса. Объяснять агрегатные состояния вещества на основе МКТ. Пользоваться таблицами, рассчитывать количество теплоты при данных фазовых переходах, объяснять процессы на основе МКТ. Пользоваться таблицами, объяснять процессы на основе МКТ. Уметь измерять и рассчитывать влажность воздуха. Объяснять работу турбины, рассчитывать КПД тепловых двигателей. | Работать с книгой, проводить наблюдения. Устанавливать причинно-следственные связи. Уметь проводить эксперимент. Уметь обобщать. Организовывать и проводить самоконтроль. Уметь работать по алгоритму. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Читать таблицы и графики. Применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Составлять опорные конспекты |
Электрические явления | Определять знаки электрических зарядов взаимодействующих тел. Уметь определять количество электронов в атоме, число протонов и нейтронов в ядре. Объяснять распределение электрических зарядов при различных способах электризации. Объяснять процессы, связанные с электрически заряженными телами. Определять направление тока, объяснять работу и назначение источников тока. Чертить электрические схемы и собирать простейшие электрические цепи. Рассчитывать силу тока и пользоваться амперметром. Собирать электрическую цепь и измерять силу тока. Пользоваться вольтметром, рассчитывать напряжение. Собирать электрическую цепь и измерять вольтметром напряжение. Рассчитывать сопротивление; объяснять, почему проводник имеет сопротивление; определять удельное сопротивление по таблице. Решать задачи на закон Ома. Пользоваться амперметром, вольтметром, экспериментально определять сопротивление проводника. Сравнивать сопротивления проводников по их вольт-амперным характеристикам. Определять напряжение, силу тока и сопротивление при последовательном соединении проводников. Определять напряжение, силу тока и сопротивление при параллельном соединении проводников. Рассчитывать работу и мощность тока экспериментально, аналитически. Определять полюса магнита, направление магнитных силовых линий. Увеличивать магнитное действие тока, определять направление магнитных силовых линий соленоида. Определять направление тока, магнитного поля. Объяснять работу электродвигателя и электроизмерительных приборов. Применять полученные знания. | Уметь интерпретировать. Уметь проводить эксперимент. Организовывать и проводить самоконтроль. Организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм Выполнять сбор и обобщение информации Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Организовывать информацию в виде кластеров. |
Электромагнитные явления | Определять полюса магнита, направление магнитных силовых линий. Увеличивать магнитное действие тока, определять направление магнитных силовых линий соленоида. Определять направление силы Ампера, тока, магнитного поля, объяснять работу кинескопа и генератора. Объяснять работу электродвигателя и электроизмерительных приборов. Применять полученные знания. | Уметь проводить эксперимент. Выполнять сбор и обобщение информации. |
Световые явления | Различать источники света. Объяснять образование тени и полутени, затмения. Строить ход отраженного луча, обозначать углы падения и отражения; строить изображение предмета в зеркале. Строить ход преломленных лучей, объяснять явления, связанные с преломлением света; обозначать угол преломления. Строить изображение предмета в линзе; рассчитывать фокусное расстояние и оптическую силу линзы. Экспериментально определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы. Объяснять работу глаза; назначение и действие очков. | Уметь сравнивать Выделять главное. Проводить взаимоконтроль и самоконтроль. Проводить эксперимент. |
Обобщающее повторение (6ч) | Выполнять сбор и обобщение информации Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. | Работать с книгой, проводить наблюдения. Устанавливать причинно-следственные связи. Уметь проводить эксперимент. Уметь обобщать. |
Тематическое планирование учебного материала
за курс 8 класса по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс».
( всего 70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Кол-во часов | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Дата проведения |
план | факт |
| 24 | Тепловые явления | | |
| 1 | Тепловое движение атомов и молекул. Температура. Внутренняя энергия. | 03.09 | 03.09 |
| 1 | Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | | |
| 1 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | | |
| 1 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | |
| 1 | Входная контрольная работа | | |
| 1 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | | |
| 1 | Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. | | |
| 1 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | | |
| 1 | Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры" | | |
| 1 | Лабораторная работа № 2 "Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела" | | |
| 1 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | | |
| 1 | Решение задач "Тепловые явления" | | |
| 1 | Плавление и кристаллизация. | | |
| 1 | Решение задач "Расчёт количества теплоты" Зависимость температуры кипения от давления. | | |
| 1 | Решение задач "Расчёт количества теплоты " | | |
| 1 | Контрольная работа № 1"Тепловые явления" | | |
| 1 | Анализ к\р, решение задач "Тепловые явления" | | |
| 1 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | | |
| 1 | Работа газа и пара при расширении. Тепловой двигатель. | | |
| 1 | Двигатель внутреннего сгорания. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин. | | |
| 1 | КПД тепловой машины. Решение задач на расчёт КПД. | | |
| 1 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач на расчёт количества теплоты и КПД теплового двигателя. | | |
| 1 | Контрольная работа№2 «Агрегатные состояния вещества. Тепловые двигатели» | | |
| 1 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | | |
| 26 | Электрические явления | | |
| 1 | Электризация тел при соприкосновении. Два вида электрических зарядов. | | |
| 1 | Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники. | | |
| 1 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон | | |
| 1 | Строение атома. Объяснение электрических явлений | | |
| 1 | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия тока. | | |
| 1 | Электрическая цепь и ее составные части. | | |
| 1 | Электрический ток в металлах. | | |
| 1 | Амперметр. Измерение силы тока. | | |
| | Напряжение. Вольтметр. | | |
| 1 | Лабораторная работа№3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи» | | |
| 1 | Лабораторная работа№4 «Измерение напряжения на различных участках цепи» | | |
| 1 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. | | |
| 1 | Закон Ома для участка цепи. | | |
| 1 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | | |
| 1 | Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи» | | |
| 1 | Контрольная работа№3 «Закон Ома для участка цепи» | | |
| 1 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | | |
| 1 | Лабораторная работа№6 «Регулирование силы тока реостатом» | | |
| | Последовательное соединение проводников. | | |
| 1 | Лабораторная работа№7 «Измерение сопротивления проводника» | | |
| 1 | Параллельное соединение проводников. | | |
| 1 | Работа и мощность электрического тока. | | |
| 1 | Решение задач на расчет стоимости энергии | | |
| | Решение задач. Образовательный минимум. | | |
| | Решение задач по теме «Постоянный электрический ток» | | |
| 1 | Лабораторная работа№7 «Измерение работы и мощности тока» | | |
| 1 | Закон Джоуля-Ленца Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | | |
| 1 | Решение задач по теме «Постоянный электрический ток» | | |
| 1 | Контрольная работа№4 «Постоянный электрический ток» | | |
| 1 | Анализ контрольной работы. | | |
| 6 | ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | | |
| 1 | Магнитное поле. Магнитные линии Опыт Эрстеда. | | |
| 1 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Действие магнитного поля на заряженные частицы. | | |
| 1 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. | | |
| 1 | Действие магнитного поля на проводник с током | | |
| | Решение задач по теме «Магнитное поле» Электродвигатель. | | |
| 1 | Лабораторная работа№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия», Лабораторная работа№9«Изучение электродвигателя» | | |
| 1 | | | |
| 8 | СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | | |
| 1 | Источники света. Закон прямолинейного распространения света.. Закон отражения света. Отражение и преломление света Решение задач на построения элементов геометрической оптики. | | |
| 1 | | | |
| 1 | | | |
| 1 | | | |
| 1 | Линза. Построение изображения в тонкой линзе. Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы» | | |
| 1 | Решение задач по теме «Линзы и световые явления» | | |
| 1 | | | |
| 1 | Контрольная работа№5 «Линзы и световые явления» | | |
| 6 | Повторение | | |
| 1 | Повторение | | |
| 1 | Повторение | | |
| 1 | Итоговый тест | | |
| 1 | Повторение | | |
| 1 | Повторение | | |
| 1 | Повторение | | |