СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая учебная программа в соответствии с ФГОС. Предназначена для 7-9 классов, изучающих физику по учебникам Перышкина и Гутник.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета Физика разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, образовательной программой общеобразовательной организации МОУ “СОШ” п. Усть – Лэкчим и с учетом примерных рабочих программ учебного предмета и планируемых к использованию УМК. Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
с рекомендациями Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012 .-79с.);
с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
Программа курса. «Физика». 7–9 классы / авт.сост. Э.Т.Изергин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:
повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.
создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
развитие дифференциации обучения;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 238 учебных часа. В том числе в 7, 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 классе 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Класс. | Количество часов в неделю. | Количество часов в году. |
7 | 2 | 68 |
8 | 2 | 68 |
9 | 3 | 102 |
Всего: | 238 |
Планируемые предметные результаты.
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
7 класс
Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
8-й класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Физика» в 8-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 8-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
9-й классы
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-м классах является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план м сложный план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Раздел. | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Механические явления
| распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук); описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета; решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
| использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.); находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
|
Тепловые явления
| распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления; описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии; различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел; приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях; решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
| использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
|
Электрические и магнитные явления | распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света. составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр). использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе. описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение. приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
| использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.); использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
|
Квантовые явления
| распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа. | распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа. |
Элементы астрономии | указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира; | указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой; различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. |
Содержание учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
механические явления,
тепловые явления,
электромагнитные явления,
квантовые явления.
Курс физики основной школы построен в соотвествии с рядом идей:
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн. За темой «Электромагнитные колебания и волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
Содержание учебного материала в учебниках для 7-9 классов построено на единой системе понятий, отражающих основные темы (разделы) курса физики. Таким образом, завершенной предметной линией учебников обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объеме на основной (второй) ступени общего образования. Содержательное распределение учебного материала в учебниках физики опирается на возрастные психологические особенности обучающихся основной школы (7-9 классы), которые характеризуются стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками и особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. В учебниках 7 и 8 классов наряду с формированием первичных научных представлений об окружающем мире развиваются и систематизируются преимущественно практические умения представлять и обрабатывать текстовую, графическую, числовую и звуковую информацию по результатам проведенных экспериментов для документов и презентаций. Содержание учебника 9 класса в основном ориентировано на использование заданий из других предметных областей, которые следует реализовать в виде мини-проектов. Программа представляет собой содержательное описание основных тематических разделов с раскрытием видов учебной деятельности при рассмотрении теории и выполнении практических работ. Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. Система вопросов и заданий к параграфам позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, фактически определяет индивидуальную образовательную траекторию. В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе (метод проектов). Вопросы и задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они способствуют развитию умения самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом и развитию критического мышления.
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:
Проведение прямых измерений физических величин
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
Измерение размеров тел.
Измерение размеров малых тел.
Измерение массы тела.
Измерение объема тела.
Измерение силы.
Измерение времени процесса, периода колебаний.
Измерение температуры.
Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
Измерение силы тока и его регулирование.
Измерение напряжения.
Измерение углов падения и преломления.
Измерение фокусного расстояния линзы.
Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)
Измерение плотности вещества твердого тела.
Определение коэффициента трения скольжения.
Определение жесткости пружины.
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Определение момента силы.
Измерение скорости равномерного движения.
Измерение средней скорости движения.
Измерение ускорения равноускоренного движения.
Определение работы и мощности.
Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
Определение относительной влажности.
Определение количества теплоты.
Определение удельной теплоемкости.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Измерение сопротивления.
Определение оптической силы линзы.
Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений
Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
Исследование явления электромагнитной индукции.
Наблюдение явления отражения и преломления света.
Наблюдение явления дисперсии.
Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
Исследование зависимости массы от объема.
Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
Исследование зависимости силы трения от силы давления.
Исследование зависимости деформации пружины от силы.
Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез
Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
Конструирование ареометра и испытание его работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Конструирование электродвигателя.
Конструирование модели телескопа.
Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
Оценка своего зрения и подбор очков.
Конструирование простейшего генератора.
Изучение свойств изображения в линзах.
Тематическое планирование.
7 класс.
Раздел. | Темы. | количество | |
к/р | л/р | ||
ТЕМА 1: Введение (4 ч.) | 1. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | - | 1 |
2. Физические величины. Погрешность измерений. | |||
3. «Определение цены деления измерительного прибора» Л.Р. № 1 | |||
4. Физика и техника. | |||
ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества Строение и эволюция Вселенной (6 ч.) | 5.Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | - | 3 |
6.« Измерение размеров малых тел» Л.Р.№ 2 | |||
7.Движение молекул. | |||
8.Взаимодействие молекул. | |||
9.Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. | |||
10.Зачет 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | |||
ТЕМА 3: Взаимодействие тел (23 ч.) | 11. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 2 | 6 |
12. Скорость. Единицы скорости. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». ЛР № 3 | |||
13.Расчет пути и времени движения. | |||
14.Инерция. | |||
15.Взаимодействие тел. | |||
16.Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. | |||
17.«Измерение массы тела на рычажных весах» Л.Р. № 4 | |||
18.Плотность вещества | |||
19.«Измерение объема тел» Л.Р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела» Л.Р. № 6 | |||
20.Расчет массы и объема тела по его плотности | |||
21.Решение задач на расчет массы, плотности и объема. | |||
22.«Движение и взаимодействие тел» К.Р. № 1 | |||
23.Сила. | |||
24.Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | |||
25.Сила упругости. Закон Гука. | |||
26.Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | |||
27.Динамометр. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» Л.Р. № 7 | |||
28.Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | |||
29.Сила трения. Трение покоя. | |||
30.Трение в природе и технике. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Измерение коэффициента трения» Л.Р. № 8 | |||
31.Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сила». | |||
32.«Силы в природе» К.Р. № 2 | |||
33.Зачет 2 по теме: «Взаимодействие тел» | |||
ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч.) | 34.Давление. Единицы давления. «Измерение давления твердого тела на опору» Л.Р. № 9 | 2 | 3 |
35.Способы изменения давления | |||
36.Давление газа. | |||
37.Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля. | |||
38.Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда | |||
39.Решение задач на расчет давления | |||
40.Сообщающие сосуды | |||
41.Вес воздуха. Атмосферное давление | |||
42.Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | |||
43.Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | |||
44.Решение задач. Манометры. | |||
45.,,Давление твердых тел, жидкостей и газов» К.Р. № 3 | |||
46.Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс | |||
47.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | |||
48.Архимедова сила. | |||
49.«Определение выталкивающей силы» Л.Р. № 10 | |||
50.Плавание тел. | |||
51.«Выяснение условий плавания тел» Л.Р.№ 11 | |||
52.Плавание судов. Воздухоплавание | |||
53.«Гидростатика и аэростатика» К.Р. № 4 | |||
54.Зачет 3 по теме: «Давление, гидростатика и аэростатика» | |||
ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия (14 ч.) | 55.Механическая работа. Единицы работы. | 1 | 3 |
56.Мощность. Единицы мощности. | |||
57.Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | |||
58.Момент силы. | |||
59.Рычаги в технике, быту и природе. «Выяснение условия равновесия рычага» Л.Р. № 12 | |||
60.Блоки. «Золотое правило механики». | |||
61.Решение задач | |||
62.Центр тяжести тела. Центры тяжести различных твердых тел. «Определение центра тяжести плоской пластины» Л.Р. № 13 | |||
63.Условия равновесия тел. | |||
67.КПД. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Л.Р. № 14 | |||
65.Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | |||
66.Превращение энергии. Закон сохранения энергии. | |||
67.Промежуточная аттестация: К.Р. № 5 | |||
68.Зачет 4 по теме: «Работа. Мощность. Простые механизмы. Энергия» |
8 класс.
Раздел | Темы | Количество | |
к/р | л/р | ||
ТЕМА 1: «Тепловые явления» (23 ч.) | 1.Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | 2 | 4 |
2.Способы изменения внутренней энергии. | |||
3.Теплопроводность. | |||
4.Конвекция. Излучение. | |||
5.Количество теплоты. Единицы количества теплоты. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» Л.Р. № 1 | |||
6.Удельная теплоемкость. | |||
7.Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении | |||
8.«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры» Л.Р. № 2 | |||
9.«Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Л.Р. № 3 | |||
10.Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. | |||
11.Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | |||
12.«Тепловые явления» К.Р. № 1 | |||
13.Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания. | |||
14.Удельная теплота плавления. | |||
15.Решение задач. | |||
16.Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | |||
17.Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | |||
18.Решение задач. | |||
19.Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. «Измерение относительной влажности воздуха» Л.Р. № 4 | |||
20.Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | |||
21.Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | |||
22.«Агрегатные состояния вещества» К.Р. № 2 | |||
23.Зачет 1 по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» | |||
ТЕМА 2: «Электрические явления» (28 ч.) | 24.Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | 5 |
25.Электроскоп. Электрическое поле. | |||
26.Делимость электрического заряда. Строение атома. | |||
27.Объяснение электрических явлений. | |||
28.Проводники, полупроводники и диэлектрики. | |||
29.Э/ток. Источники тока. | |||
30.Электрическая цепь и ее составные части. | |||
31.Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока. | |||
32.Сила тока. Единицы силы тока. | |||
33.Амперметр. «Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках» Л.Р. № 5 | |||
34.Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. | |||
35.Сопротивление. «Измерение напряжения на различных участках цепи» Л.Р. № 6 | |||
36.Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | |||
37.Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | |||
38.Реостаты. «Регулирование силы тока реостатом» Л.Р. № 7 | |||
39.«Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра» Л.Р. № 8 | |||
40.Последовательное соединение проводников. | |||
41.Параллельное соединение проводников | |||
42.Решение задач (на соединение проводников, закон Ома) | |||
43.Работа э/тока. | |||
44.Мощность э/тока. | |||
45.«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Л.Р. № 9 | |||
46.Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля-Ленца. | |||
47.Конденсатор | |||
48.Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. | |||
49.Короткое замыкание. Предохранители. | |||
50.«Электрический ток. Соединения проводников» К.Р. № 3 | |||
51.Зачет 2 по теме: «Электрические явления» | |||
ТЕМА 3: «Электромагнитные явления» (6 ч.) | 52.Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | 2 |
53.Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. «Сборка электромагнита и испытание его действия» Л.Р. № 10 | |||
54.Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли. | |||
| |||
56.«Электромагнитные явления» К.Р. № 4 | |||
57.Зачет 3 по теме: «Электромагнитные явления» | |||
ТЕМА 4: «Световые явления» (11 ч.) | 58.Источники света. Распространение света. | 1 | 3 |
59.Видимое движение светил. | |||
60.Отражение света. Законы отражения света. | |||
61.Плоское зеркало. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» Л.Р. № 12 | |||
62.Преломление света. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» Л.Р. № 13 | |||
63.Линзы. Оптическая сила линзы. | |||
64.Изображения, даваемые линзой | |||
65.«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» Л.Р. № 14 | |||
66.Глаз и зрение | |||
67.Промежуточная аттестация: К.Р. № 5 | |||
68.Зачет 4 по теме: «Световые явления» |
9 класс.
Раздел. | Темы. | Количество. | |
к/р | л/р | ||
ТЕМА 1: «Законы взаимодействия и движения тел» (34 ч.) | 1.Вводный инструктаж по охране труда. Материальная точка. Система отчета. | 2 | 2 |
2.Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | |||
3.Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | |||
4.Графическое представление движения. | |||
5.Решение задач по теме «Графическое представление движения». | |||
6.Равноускоренное движение. Ускорение. | |||
7.Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | |||
8.Перемещение при равноускоренном движении. | |||
9.Решение задач по теме «Равноускоренное движение». | |||
10.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Задания на карточках | |||
11.Относительность движения. | |||
12.Инерциальные системы отчета. Первый закон Ньютона. | |||
13.Второй закон Ньютона. | |||
14.Решение задач по теме «Второй закон Ньютона». | |||
15.Третий закон Ньютона. | |||
16.Решение задач на законы Ньютона. | |||
17.Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Законы Ньютона». | |||
18.Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Свободное падение. Ускорение | |||
19.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» | |||
20.Решение задач по теме «Свободное падение. Ускорение свободного падения» | |||
21.Закон Всемирного тяготения. | |||
22.Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения». | |||
23.Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | |||
24.Прямолинейное и криволинейное движение. | |||
25.Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | |||
26.Искусственные спутники Земли. | |||
27.Решение задач по теме «Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью». | |||
28.Импульс тела. Импульс силы. | |||
29.Закон сохранения импульса тела. | |||
30.Реактивное движение. | |||
31.Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» | |||
32.Закон сохранения энергии. | |||
33.Решение задач на закон сохранения энергии. | |||
34.Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения». | |||
ТЕМА 2: Механические колебания и волны. Звук (16 ч) | 35.Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Колебательное движение. Свободные колебания | 1 | 1 |
36.Величины, характеризующие колебательное движение. | |||
37.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №3«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний | |||
38.Гармонические колебания. | |||
39.Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | |||
40.Резонанс. | |||
41.Распространение колебаний в среде. Волны. | |||
42.Длина волны. Скорость распространения волн. | |||
43.Решение задач по теме «Длина волны. Скорость распространения волн». | |||
44.Источники звука. Звуковые колебания. | |||
45.Высота, тембр и громкость звука. | |||
46.Распространение звука. Звуковые волны. | |||
47.Отражение звука. Звуковой резонанс. | |||
48.Интерференция звука. | |||
49.Решение задач по теме «Механические колебания и волны» | |||
50.Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны» | |||
ТЕМА 3: Электромагнитное поле (26 ч)
| 51.Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Магнитное поле. | 1 | 2 |
52.Направление тока и направление линий его магнитного поля. | |||
53.Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | |||
54.Решение задач на применение правил левой и правой руки. | |||
55.Магнитная индукция. | |||
56.Магнитный поток. | |||
57.Явление электромагнитной индукции | |||
58.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |||
59.Направление индукционного тока. Правило Ленца. | |||
60.Явление самоиндукции | |||
61.Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | |||
62.Решение задач по теме «Трансформатор» | |||
63.Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | |||
64.Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | |||
65.Принципы радиосвязи и телевидения. | |||
66.Электромагнитная природа света. Интерференция света. | |||
67.Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | |||
68.Преломление света. | |||
69.Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф. | |||
70.Типы спектров. Спектральный анализ. | |||
71.Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | |||
72.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | |||
73.Решение задач по теме «Электромагнитное поле». | |||
74.Решение задач по теме «Электромагнитное поле». | |||
75.Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитное поле» | |||
76.Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | |||
ТЕМА 4: Строение атома и атомного ядра (19 ч) | 77.Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Радиоактивность. Модели атомов. | 1 | 4 |
78.Радиоактивные превращения атомных ядер. | |||
79.Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер». | |||
80.Экспериментальные методы исследования частиц. | |||
81.Открытие протона и нейтрона. | |||
82.Состав атомного ядра. Ядерные силы. | |||
83.Энергия связи. Дефект масс. | |||
84.Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс». | |||
85.Деление ядер урана. Цепная реакция. | |||
86.Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | |||
87.Атомная энергетика. | |||
88.Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. | |||
89.Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада». | |||
90.Термоядерная реакция. | |||
91.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | |||
92.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям готовых треков» | |||
93.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» | |||
94.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | |||
95.Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» | |||
ТЕМА 5: Строение и эволюция Вселенной (7 ч) | 96.Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 | - |
97.Большие планеты Солнечной системы. | |||
98.Малые тела Солнечной системы. | |||
99.Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. | |||
100.Строение и эволюция Вселенной. | |||
101.Промежуточная аттестация: контрольная работа. | |||
102.Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение и систематизация знаний за курс физики 7-9 классов. "... И в далях мирозданья, и на Земле у нас - одно: первоначальный дар познанья. Другого просто не дано!"
|