СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике базовый уровень 7 – 9 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

базовый уровень

7 – 9 классы

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике базовый уровень 7 – 9 классы»


___________________________________________________________________ (полное наименование образовательной организации (учреждения)


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ______________________

________________________Ф.И.О.

(подпись)

_________________________(дата)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

базовый уровень

7 – 9 классы









Составитель (и) рабочей программы:

________________________________

(Ф.И.О. учителя (ей))















__________________________

(год составления программы)



Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Временный Основной закон (Конституция Луганской Народной Республики) от 18.05.2014 г. № 1 – I.

  2. Закон «Об образовании Луганской Народной Республики», принятый Народным Советом Луганской Народной Республики от 30.08. 2016 г. № 128 – II.

  3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27. 12. 2016 г. № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

  4. ГОС основного общего образования ЛНР (проект).

  5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06. 03. 2017 г. № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28. 07. 2017 г. № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».



Рабочая программа для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по физике (VII-IX классы, базовый уровень) составлена на основе государственного образовательного стандарта.

Программа отвечает современным новым требованиям, предъявляемым к школьному образованию, ориентированных на обеспечение его качества, повышение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения учащихся средней школы.

Цели изучения физики


Цели изучения физики в основной школе следующие:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки:

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных икультурных потребностей человека.


Требования к результатам освоения программы


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты


Выпускник научится:

- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Согласно учебному плану распределение количества часов в VII-IX классах представлено в таблице 1.

Таблица 1

VII класс

VIII класс

IX класс

в неделю

в год

в неделю

в год

в неделю

в год

2

68

2

68

3

102


Рабочая программа по физике для 7-9 класса составлена к учебнику Белага В.В. (М.: Просвещение, 2016)


Содержание предмета

Учебно-тематический план

Физика


7 класс

п/п


Содержание

Кол-во

часов

Кол-во к/р.


Кол-во лабор работ

1

Тема 1.Физика и мир, в котором мы живём


Что изучает физика.

Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Измерение и точность измерения. Погрешности измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время.

Лабораторная работа №1 Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Лабораторная работа №2 .Определение объёма твёрдого тела.

7

-

2

2

Тема 2.Строение вещества


Строение вещества. Молекулы и атомы.

Броуновское движение. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Лабораторная работа №3.Измерение размеров малых тел.

Контрольная работа № 1. Введение. Строение вещества.

6

1

1

3

Тема 3. Движение, взаимодействие, масса


Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса». Инерция . Взаимодействие тел и масса. Плотность и масса. Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса»

Лабораторная работа №4. Определение плотности твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Контрольная работа № 2. Движение, взаимодействие, масса.

10

1

1

4

Тема 4. Силы вокруг нас


Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Силы вокруг нас».

Лабораторная работа №5. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины»

Контрольная работа № 3. Силы вокруг нас.

10

1

1

5

Тема 5. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов


Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.

Контрольная работа № 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

10

1

-

6

Тема 6. Атмосфера и атмосферное давление


Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торичелли. Приборы для измерения давления.

4

-

-

7

Тема 7. Закон Архимеда. Плавание тел


Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

силы, действующей на погружённое в жидкость тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Лабораторная работа №6. Измерение выталкивающей.

Контрольная работа № 5. Закон Архимеда. Плавание тел.

6

1

1

8

Тема 8. Работа, мощность, энергия


Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.

Контрольная работа № 6. Работа, мощность, энергия.

6

1

-

9

Тема 9. Простые механизмы. «Золотое правило механики»


Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг и наклонная плоскость. Блок и система блоков.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия

Лабораторная работа №7. Проверка условия равновесия рычага.

Лабораторная работа №8. Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

Контрольная работа № 7. Простые механизмы. «Золотое правило механики.

6

1

2

10

Повторение


Повторение основных тем курса физики 7 класса

Итоговая контрольная работа.


3

1

-


Всего

68

8

8




8 класс

п/п


Содержание

Кол-во

часов

Кол-во к/р.


Кол-во лаборработ

1

Тема 1. Тепловые явления


Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Лабораторная работа №1. Измерение температуры с помощью разных термометров.

Лабораторная работа №2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Лабораторная работа №3. Измерение удельной теплоёмкости твердого тела.

9

1

3

2

Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества


Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно- кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Лабораторная работа №4. Определение КПД спиртовки

15

1

1

3

Тема 3. Электрический заряд. Электрическое поле


Электризация тел. Два рода электрических зарядов и их взаимодействие. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Действие электрического поля на электрические заряды. Электрон. Строение атома.

Лабораторная работа №5. Исследование свойств наэлектризованных тел.

7

1

1

4

Тема 4.Электрический ток


Электрический ток. Гальванический элемент. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты.

Лабораторная работа №6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках.

Лабораторная работа №7. Измерение напряжения на различных участках цепи.

Лабораторная работа №8. Регулирование силы тока реостатом.

Лабораторная работа №9. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

12

1

4

5

Тема 5. Расчет характеристик электрических цепей


Виды соединений проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Счетчик электроэнергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Лабораторная работа №10. Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников

Лабораторная работа №11. Исследование электрической цепи с параллельным соединением проводников

Лабораторная работа №12. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

11

1

3

6

Тема 6. Магнитное поле


Магнитные взаимодействия. Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электромагниты. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Лабораторная работа №13. Конструирование электромагнита и исследование его действий.

10

1

1

7

Повторение


Повторение основных тем курса физики 8 класса

Итоговая контрольная работа.


4

1

-

8

Всего:

68

7

13




9 класс


п/п


Содержание

Кол-во

часов

Кол-во к/р.


Кол-во лаборработ

1

Тема 1. Основы кинематики


Механическое движение. Система отсчета. Траектория. Путь. Перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и пройден путь тела во время равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного горизонтально. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела по окружности. Период и частота.

Лабораторная работа № 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Лабораторная работа № 2. Исследование свободного падения.

Лабораторная работа № 3. Исследование движения тела по кругу.


12

1

3

2

Тема 2. Основы динамики


Взаимодействия и силы. Инерция. Первый, второй и третий законы динамики Ньютона. Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Сила трения. Сила упругости. Закон Гука. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли. Гравитация и Вселенная.

Лабораторная работа № 4. Конструирование динамометра. Измерение веса тела.

Лабораторная работа № 5. Измерение коэффициента трения скольжения.


15

1

2

3

Тема3. Механические колебания и волны


Колебательное движение. Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Маятник. Характеристика колебательного движения. Период колебаний математического маятника. Затухающие колебания. Вынуждены колебания. Резонанс. Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волн. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Резонанс в акустике. Ультразвук и инфразвук в природе и технике.

Лабораторная работа № 6. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.

Лабораторная работа № 7. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

Лабораторная работа № 8. Исследование характеристик звука.


12

1

3

4

Тема 4. Электромагнитные колебания и волны


Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Лабораторная работа № 9. Изучение явления электромагнитной индукции.


11

1

1

5

Тема 5. Геометрическая оптика


Источники и приемники света. Распространение света в разных средах. Поглощение и рассеивание света. Законы отражения и преломления света. Показатель преломления. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, получаемых с помощью линз. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.

Лабораторная работа № 10. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Лабораторная работа № 11. Определение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа № 12. Определение фокусного расстояния и оптической силы тонкой линзы.


16

1

3

6

Тема 6. Электромагнитная природа света


Скорость света. Методы определения скорости света.

Дисперсия света. Интерференция и дифракция световых волн. Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.


9

1

-


7



Тема 7. Квантовые явления


Открытие электрона. Рентгеновское излучение.

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Гипотеза Планка. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторная работа № 13. Изучение сплошного и линейчатого спектров.

Лабораторная работа № 14. Изучение деление ядер урана по готовым фотографиям.


12

1

2


8


Тема 8. Строение и эволюция Вселенной


Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.

9

-

-

9

Повторение


Повторение основных тем курса физики 9 класса.

Итоговая контрольная работа.


6

1

-


Всего:

102

8

14














Календарно-тематическое планирование по физике для 9-х классов

на 2017/2018 учебный год



п/п

№ урока

в теме



Тема урока

Дата проведения


Приме-

по плану

по факту

чание

1.






2.






3.




















































































































































































































































































































































































































































































































































РАССМОТРЕНО:

Заседание методического объединения

учителей естественнонаучных дисциплин

Протокол № _______от «___»_________2017 г.

руководитель м/о

____________________В.И. Мирошниченко





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

По учебно-воспитательной работе

____________________Н. К. Горбунова

«___»____________2017 г.