___________________________________________________________________ (полное наименование образовательной организации (учреждения)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ______________________
________________________Ф.И.О.
(подпись)
_________________________(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
базовый уровень
7 – 9 классы
Составитель (и) рабочей программы:
________________________________
(Ф.И.О. учителя (ей))
__________________________
(год составления программы)
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Временный Основной закон (Конституция Луганской Народной Республики) от 18.05.2014 г. № 1 – I.
Закон «Об образовании Луганской Народной Республики», принятый Народным Советом Луганской Народной Республики от 30.08. 2016 г. № 128 – II.
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27. 12. 2016 г. № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
ГОС основного общего образования ЛНР (проект).
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06. 03. 2017 г. № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28. 07. 2017 г. № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
Рабочая программа для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по физике (VII-IX классы, базовый уровень) составлена на основе государственного образовательного стандарта.
Программа отвечает современным новым требованиям, предъявляемым к школьному образованию, ориентированных на обеспечение его качества, повышение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения учащихся средней школы.
Цели изучения физики
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки:
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных икультурных потребностей человека.
Требования к результатам освоения программы
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Согласно учебному плану распределение количества часов в VII-IX классах представлено в таблице 1.
Таблица 1
VII класс | VIII класс | IX класс |
в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год |
2 | 68 | 2 | 68 | 3 | 102 |
Рабочая программа по физике для 7-9 класса составлена к учебнику Белага В.В. (М.: Просвещение, 2016)
Содержание предмета
Учебно-тематический план
Физика
7 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Кол-во к/р. | Кол-во лабор работ |
1 | Тема 1.Физика и мир, в котором мы живём Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Измерение и точность измерения. Погрешности измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время. Лабораторная работа №1 Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Лабораторная работа №2 .Определение объёма твёрдого тела. | 7 | - | 2 |
2 | Тема 2.Строение вещества Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Лабораторная работа №3.Измерение размеров малых тел. Контрольная работа № 1. Введение. Строение вещества. | 6 | 1 | 1 |
3 | Тема 3. Движение, взаимодействие, масса Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса». Инерция . Взаимодействие тел и масса. Плотность и масса. Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса» Лабораторная работа №4. Определение плотности твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Контрольная работа № 2. Движение, взаимодействие, масса. | 10 | 1 | 1 |
4 | Тема 4. Силы вокруг нас Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Силы вокруг нас». Лабораторная работа №5. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины» Контрольная работа № 3. Силы вокруг нас. | 10 | 1 | 1 |
5 | Тема 5. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины. Контрольная работа № 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. | 10 | 1 | - |
6 | Тема 6. Атмосфера и атмосферное давление Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торичелли. Приборы для измерения давления. | 4 | - | - |
7 | Тема 7. Закон Архимеда. Плавание тел Действие жидкости и газа на погружённое в них тело силы, действующей на погружённое в жидкость тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание. Лабораторная работа №6. Измерение выталкивающей. Контрольная работа № 5. Закон Архимеда. Плавание тел. | 6 | 1 | 1 |
8 | Тема 8. Работа, мощность, энергия Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя. Контрольная работа № 6. Работа, мощность, энергия. | 6 | 1 | - |
9 | Тема 9. Простые механизмы. «Золотое правило механики» Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг и наклонная плоскость. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия Лабораторная работа №7. Проверка условия равновесия рычага. Лабораторная работа №8. Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости. Контрольная работа № 7. Простые механизмы. «Золотое правило механики. | 6 | 1 | 2 |
10 | Повторение Повторение основных тем курса физики 7 класса Итоговая контрольная работа. | 3 | 1 | - |
| Всего | 68 | 8 | 8 |
8 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Кол-во к/р. | Кол-во лаборработ |
1 | Тема 1. Тепловые явления Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Лабораторная работа №1. Измерение температуры с помощью разных термометров. Лабораторная работа №2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Лабораторная работа №3. Измерение удельной теплоёмкости твердого тела. | 9 | 1 | 3 |
2 | Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно- кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. Лабораторная работа №4. Определение КПД спиртовки | 15 | 1 | 1 |
3 | Тема 3. Электрический заряд. Электрическое поле Электризация тел. Два рода электрических зарядов и их взаимодействие. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Действие электрического поля на электрические заряды. Электрон. Строение атома. Лабораторная работа №5. Исследование свойств наэлектризованных тел. | 7 | 1 | 1 |
4 | Тема 4.Электрический ток Электрический ток. Гальванический элемент. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках. Лабораторная работа №7. Измерение напряжения на различных участках цепи. Лабораторная работа №8. Регулирование силы тока реостатом. Лабораторная работа №9. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. | 12 | 1 | 4 |
5 | Тема 5. Расчет характеристик электрических цепей Виды соединений проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Счетчик электроэнергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Лабораторная работа №10. Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников Лабораторная работа №11. Исследование электрической цепи с параллельным соединением проводников Лабораторная работа №12. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе. | 11 | 1 | 3 |
6 | Тема 6. Магнитное поле Магнитные взаимодействия. Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электромагниты. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Лабораторная работа №13. Конструирование электромагнита и исследование его действий. | 10 | 1 | 1 |
7 | Повторение Повторение основных тем курса физики 8 класса Итоговая контрольная работа. | 4 | 1 | - |
8 | Всего: | 68 | 7 | 13 |
9 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Кол-во к/р. | Кол-во лаборработ |
1 | Тема 1. Основы кинематики Механическое движение. Система отсчета. Траектория. Путь. Перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и пройден путь тела во время равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного горизонтально. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела по окружности. Период и частота. Лабораторная работа № 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Лабораторная работа № 2. Исследование свободного падения. Лабораторная работа № 3. Исследование движения тела по кругу. | 12 | 1 | 3 |
2 | Тема 2. Основы динамики Взаимодействия и силы. Инерция. Первый, второй и третий законы динамики Ньютона. Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Сила трения. Сила упругости. Закон Гука. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли. Гравитация и Вселенная. Лабораторная работа № 4. Конструирование динамометра. Измерение веса тела. Лабораторная работа № 5. Измерение коэффициента трения скольжения. | 15 | 1 | 2 |
3 | Тема3. Механические колебания и волны Колебательное движение. Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Маятник. Характеристика колебательного движения. Период колебаний математического маятника. Затухающие колебания. Вынуждены колебания. Резонанс. Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волн. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Резонанс в акустике. Ультразвук и инфразвук в природе и технике. Лабораторная работа № 6. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины. Лабораторная работа № 7. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Лабораторная работа № 8. Исследование характеристик звука. | 12 | 1 | 3 |
4 | Тема 4. Электромагнитные колебания и волны Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Лабораторная работа № 9. Изучение явления электромагнитной индукции. | 11 | 1 | 1 |
5 | Тема 5. Геометрическая оптика Источники и приемники света. Распространение света в разных средах. Поглощение и рассеивание света. Законы отражения и преломления света. Показатель преломления. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, получаемых с помощью линз. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Лабораторная работа № 10. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Лабораторная работа № 11. Определение показателя преломления стекла. Лабораторная работа № 12. Определение фокусного расстояния и оптической силы тонкой линзы. | 16 | 1 | 3 |
6 | Тема 6. Электромагнитная природа света Скорость света. Методы определения скорости света. Дисперсия света. Интерференция и дифракция световых волн. Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. | 9 | 1 | - |
7 | Тема 7. Квантовые явления Открытие электрона. Рентгеновское излучение. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Гипотеза Планка. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Лабораторная работа № 13. Изучение сплошного и линейчатого спектров. Лабораторная работа № 14. Изучение деление ядер урана по готовым фотографиям. | 12 | 1 | 2 |
8 | Тема 8. Строение и эволюция Вселенной Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной. Строение и эволюция Вселенной. | 9 | - | - |
9 | Повторение Повторение основных тем курса физики 9 класса. Итоговая контрольная работа. | 6 | 1 | - |
| Всего: | 102 | 8 | 14 |
Календарно-тематическое планирование по физике для 9-х классов
на 2017/2018 учебный год
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме- |
по плану | по факту | чание |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
РАССМОТРЕНО:
Заседание методического объединения
учителей естественнонаучных дисциплин
Протокол № _______от «___»_________2017 г.
руководитель м/о
____________________В.И. Мирошниченко
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
По учебно-воспитательной работе
____________________Н. К. Горбунова
«___»____________2017 г.