Рабочая программа курса «География. Земля и люди»
(базовый уровень)
Пояснительная записка к рабочей программе по географии в 7 классе
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта основного образования, на основе Рабочей программы. География. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 7 класс. Москва «Просвещение» 2011г.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования .
М., «Просвещение», 2010;,Основной образовательной программы МБОУ «Сновская СОШ»..
Количество часов за год: 51, в неделю 1,5 часа
Практических работ – 12, из них оценочные – 11;
Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.
Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии.
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе авторской программы А. П. Кузнецова, Л. Е. Савельевой, В. П. Дронова по курсу «География. Земля и люди» для образовательных учреждений.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2018-2019 учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 1,5 часа в неделю, всего 51 час в год (34 рабочие недели).
Цели и задачи
Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в 7 классе являются:
-формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
-овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
-приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
-формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;
-формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.
Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Планируемые результаты обучения географии в 7 классе (требования к уровню подготовки):
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о
единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической
среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Учащиеся должны научиться:
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Главные особенности природы Земли (8 часов)
Тема 2. Человек на планете Земля (6 часов)
Тема 3. Многоликая планета (36 часов):
Океаны (3 часа)
Африка (4 часа)
Южная Америка (5 часов)
Австралия (5 часов)
Антарктида (2 часа)
Северная Америка (5 часов)
Евразия (9 часов)
Общечеловеческие проблемы (2 часа)
Обобщение по теме «Многоликая планета» (1 час)
Повторение (2 часа)
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема урока | Дата поведения (план) | Дата проведения (факт) | Домашнее задание |
| Введение. Что изучает география материков и океанов. | | | С. 5-6. |
1.Природа Земли: главные закономерности (8 часов) | | | |
| Материки и океаны на поверхности Земли. П/р № 1: «Определение сходства и различия материков по ГП». Материки и части света. | | | §1 с. 8-9. §2 с.10-11 |
3. | Особенности рельефа Земли. | | | §3 с. 12-13 |
4. | История формирования рельефа Земли. | | | §4 с. 14-17 |
5. | История формирования рельефа Земли. П/р № 2: Определение по картам зависимости рельефа территорий от земной коры. | | | §4 с.14-17 |
6. | Климатообразующие факторы. Климаты Земли. П/р № 3: «Определение типа климата по климатограммам, картографическим материалам». | | | §5,вопр. в конце § 5 с. 18-21. §6 с. 22-25 |
7. | Мировой океан. Размещение вод суши. | | | §7 с. 26-29. §8 с. 30-33 |
8. | Природная зональность. | | | §9 с. 34-35. Повт. §§ 1-8 |
9. | Обобщение по теме «Природа Земли» | | | Проверка т-т по выполнению заданий |
| 2. Человек на планете Земля (6 часов) | | | |
10. | Заселение Земли человеком. Расы. Сколько людей живёт на Земле? | | | §10 с.38-39. §11 с. 40-41 |
11. | Размещение людей на планете. П/р № 4: Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы) (составление таблиц, картосхем). | | | §12 с.42-43 |
12. | Народы, языки и религии мира. | | | §13 с. 44-45 Сообщения учащихся |
13. | Хозяйственная деятельность людей. Где живут люди: города и сельская местность | | | §14 с.46-47. §15 с.48-49 |
14. | Страны мира. Историко – культурные районы мира. | | | §16 с.50-51, сообщения учащихся. §17 с.52-56, повт. §§10-16 |
15. | Обобщение по теме «Человек на планете Земля» | | | Проверка рабочих тетрадей |
| Многоликая планета (36 часов) Океаны (3 часа) Материки (36 часа) Общечеловеческие проблемы (3 часа) Обобщение по теме «Многоликая планета» (1 час) | | | |
16. | Атлантический океан | | | §18, сообщения учащихся |
17. | Тихий океан | | | §19, сообщения учащихся |
18. | Индийский океан. Северный Ледовитый океан | | | §20, сообщения учащихся. §21 |
| Африка (4 часов) | | | |
19. | Особенности природы. П/р № 5: Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка. (Работа с тетрадью и к/к). Особенности природы. | | | §22, к.к. Сообщения учащихся |
20. | Природные районы | | | §23 т-т с. 39-14-16 |
21. | Человек на африканском пространстве. | | | §24 Сообщения учащихся |
22. | Страны Африки. П/р № 6: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору). (Письменное описание в тетради по атласу). | | | §25, повт. §§ 7-25 |
| Южная Америка (5 часов) | | | |
23. | Особенности природы. П/р № 7: Определение по картам черт сходства и различия ГП Африки и Ю. Америки. (Анализ атласа и выводы в тетради). П/р № 8: Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного использования этих рек. (Таблица или к/к). | | | §26, к.к. Сообщения учащихся |
24. | Равнинный Восток | | | §27 |
25. | Анды | | | §28 |
26. | Человек на южноамериканском пространстве | | | §29 Сообщения учащихся |
27. | Страны Южной Америки | | | §30, к.к. |
| Австралия (5 часов) | | | |
28. | Природа Австралии. П/р № 9: Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы. ( Работа в тетради в классе, дома, группами). Природа Австралии | | | §31, к.к. §32, к.к. |
29. | Природа Океании | | | §32 |
30. | Человек в Австралии и Океании | | | §33 Сообщения учащихся. |
31. | Австралийский Союз | | | §34 2 к/к с. 28-5 |
32. | Самоа | | | §35 |
| Антарктида (2 часа) | | | |
33. | Особенности природы | | | §36, к.к. |
34. | Человек на южном материке. Обобщение по южным материкам. | | | §37 повт. § по южным материкам. |
| Северная Америка (5 часов) | | | |
35. | Особенности природы. П/р № 10: Сравнение климата отдельных частей материка (С. Америка), расположенных в одном климатическом поясе, оценка климата для жизни и хоз. деятельности. | | | §38, к.к., Заполнение таблицы в т-т с. 81 |
36. | Равнины Северной Америки | | | §39 |
37. | Горы Северной Америки | | | §40 |
38. | Человек на североамериканском пространстве | | | §41 Сообщения учащихся |
39. | Страны Северной Америки | | | §42, к.к. |
| Евразия (9 часов) | | | |
40. | Особенности природы. П/р № 11: Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их антропогенного изменения (тетрадь). | | | §43, к.к. |
41. | Западная часть Европы. | | | §44, Сообщения учащихся |
42. | Северная Евразия, Северо – Восточная и Восточная Азия. | | | §45, Сообщения учащихся |
43. | Южная, Юго – Западная и Центральная Азия. | | | §46, к.к. |
44. | Человек на евразийском пространстве. | | | §47, к.к. Сообщения учащихся |
45. | Страны Европы. | | | §48 |
46. | Страны Европы. П/р № 12: Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Европы и одной из стран Азии (Работа по вариантам в тетради). | | | §48 Сообщения учащихся |
47. | Страны Азии | | | §49 |
| Общечеловеческие проблемы | | | |
48. | Общечеловеческие проблемы | | | §50, сообщения. |
49. | Общечеловеческие проблемы. | | | §50, сообщения. |
| Обобщение по теме «Многоликая планета» | | | Повторение по теме |
50. | Повторение. | | | Газеты, рисунки презентации |
51. | Итоговый урок курса | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:
Знать/понимать:
Основные географические термины и понятия курса; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Земли; связь между ГП, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; меры по сохранению природы и защите людей от опасных техногенных явлений.
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на разных территориях Земли; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления; определять на карте расстояния, направления, географические координаты, местоположение объектов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение:
Под редакцией В. П. Дронова. География. Земля и люди. Поурочное тематическое планирование; – М.: «Просвещение», 2011 г.
Учебник: А. П. Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П. Дронов. География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; - М.: «Просвещение», 2011 г.
УМК:
1. Е. Ю. Мишняева. Земля и люди. Тетрадь – тренажёр. 7 класс.– М.: «Просвещение», 2011 г.
2. А. П. Кузнецов. Географический атлас. 7 класс, - М.: «Просвещение», 2011
3. Контурные карты. 7 класс. – М.: «Просвещение», 2011