СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 26 имени В.И. Кугаева» г. Брянска



«Утверждаю»

Директор школы_____________ /Э.Н. Потапкина /

«____» ______________2021 г.







Рабочая программа

по географии

для параллели 5-ых классов

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Цуканова Анна Александровна











«Согласовано» «Рассмотрено»

Зам. директора по УВР на заседании МО

___________________ протокол № ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___ от «____» __________2021 г.

«____» ________2021 г. Руководитель МО учителей истории, географии,

химии и биологии________ /Цуканова А.А.

Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1. Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изм.);

2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 г. №712);

3. Приказа Министерства Просвещения России от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254»;

5. Учебным планом МБОУ СОШ №26 имени В.И. Кугаева г. Брянска;

6. Годовым календарным графиком образовательного учреждения;

7. Авторской программы по географии 5 класс И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (2016г.).



Сведения об авторской программе

В авторскую программу вышеуказанных авторов не внесены изменения. На ее базе составлено тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа соответствует учебнику География. Начальный курс. 5 класс/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013.

Рабочая программа полностью соответствует ФГОС ООО и составлена на основе программы основного общего образования по географии 5 кл. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), из них 2 часа резервного времени (1 час отводится на подготовку и проведение промежуточной аттестации).


Сведения об учебнике

Учебник соответствует ФГОС ООО по географии, рекомендован (допущен) Министерством образования и науки РФ и включен в федеральный перечень учебников.

Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствуют эффективному усвоению учебного материала. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в классическую линию учебников по географии.


Аннотация


Основными целями курса являются знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного курса решаются следующие задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к этому предмету; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы; научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»; научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • География. Начальный курс. 5 класс. Учебник/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013.

  • География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь/ Н.И. Сонин, С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2013.

  • География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2013.

  • Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2016г.

Планируемые результаты обучения географии в 5 классе

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

  • Приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • Определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

  • Называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  • Объяснять значения понятий: «путь из варяг в греки», «великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

  • Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • Читать план местности и карту;

  • Производить простейшую съемку местности;

  • Работать с компасом, картой;

  • Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

  • Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система»(и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

  • Называть и показывать по карте географические объекты;

  • Называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • Приводить примеры основных форм рельефа суши дна океана;

  • Объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

  • Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

  • Описывать погоду своей местности;

  • Вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • Работать в соответствии с предложенным планом;

  • Выделять существенные признаки понятий;

  • Участвовать в совместной деятельности;

  • Высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • Составлять описания объектов;

  • Составлять простой и сложный план;

  • Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • Оценивать работу одноклассников;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • Составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.


Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • Ответственным отношением к учебе;

  • Опытом участия в социально-значимом труде;

  • Целостным мировоззрением;

  • Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.



















Содержание учебного предмета

«География. Начальный курс», 5 класс


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе.

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований.

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.


Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин. Описывать уникальные особенности Земли как планеты.


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.


Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Тематическое планирование по географии для 5 класса

(35 часов, 1час в неделю) учебник И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «География – Начальный курс 5 класс» , Москва «Дрофа», 2016 г.


п/п

Тема урока

Тема практической работы

Количество часов

Дата проведения

Что изучает география (5часов)

1

Мир, в котором мы живем


1




2

Науки о природе


1




3

География-наука о Земле


1




4

Методы географических исследований


1




5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»


1




Как люди открывали Землю (5 часов)

6


Географические открытия древности и Средневековья


1




7

Важнейшие географические открытия

Выделение на к/к маршрутов путешествий

1




8-9

Открытия русских путешественников

Выделение на к/к маршрутов путешествий русских первооткрывателей

2




10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»


1




Земля во Вселенной (9 часов)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную


1




12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней


1




13


























Соседи Солнца

Выделение на картосхеме планет-гигантов и планет земной группы











1




14

Планеты – гиганты и маленький Плутон


1




16

Астероиды.

Кометы

Метеоры.

Метеориты.

.

1




16

Мир звезд


Выделение на картосхеме созвездий.

1




17

Уникальная планета –Земля


1




18

Современные исследования космоса


1




19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»


1




Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

20

Стороны горизонта

Выделение на к/к сторон горизонта

1




21

Ориентирование


1




22

План местности и географическая карта

Определение особенностей карты и плана местности


1




23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»


1




Природа Земли (10 часов)

24

Как возникла Земля

.

1




25

Внутреннее строение Земли

.

.

1




26









Землетрясения и вулканы












































1




27

















































21

Путешествия по материкам












1




28

















































23

Вода на Земле















































Живая оболочка Земли.













29

Воздушная одежда Земли


1




30

Живая оболочка Земли

.

1




31

Почва - особое природное тело


1




32

Человек и природа


1




33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»


1




34

Промежуточная аттестация


1




35

Резерв времени